В России есть свои Несси

В России есть свои Несси.

На территории Коми есть озеро Черное. Никто не ведает, какова его глубина. Говорят, что у водоема тройное дно и в каждом дне имеются отверстия, через которые можно попасть в нижние водные слои. Кроме того, по рассказам очевидцев, в водоеме живет чудище, похожее на крокодила. Недоброй славой пользуются лесные озера в Белозерском районе Вологодской области. Там якобы живет водяной.
Говорят, на рыбалку туда можно ходить только в одиночку, на озере нельзя шуметь и петь песни - водяной этого не любит. Если разозлить здешнего «хозяина», он и улова лишит, и еще может лодку перевернуть. Любит водяной и пошутить - подбросить в сеть вместо рыбы какую-нибудь дрянь вроде старых лаптей. Тогда нужно громко чертыхнуться - и в следующий раз бредень будет полон отборной рыбы.
Один мой знакомый рассказывал, что в детстве он однажды играл на берегу этого озера с друзьями. И вдруг из воды на берег вылезло существо, напоминающее небольшого крокодила, чуть больше метра в длину. Мальчишки испугались и убежали. Но они не единственные, кто видел это существо. В окрестных селах немало найдется стариков, которые его видели в разное время.
Я спросил человека, который это все мне рассказывал (он, между прочим, занимает высокий пост в органах уголовно-исполнительной системы Республики Коми), почему он об этом никуда не сообщает. Вот его ответ: «Девяносто девять процентов за то, что его не найдут! И кто я буду? Трепло. Или хуже... А мне людьми руководить!» Вообще-то я его понимаю! Однажды, будучи в очередной командировке в Коми, я поехал на это Черное озеро. Долго тряслись на УАЗе. Вокруг лес не очень могучий - деревья не слишком большие - но совершенно непроходимый: болота, буреломы, чащоба...
Озеро небольшое и внешне никакого страшного впечатления не производит. У меня был наготове фотоаппарат. Два-три часа я ходил по берегу. И вдруг увидел нечто странное: при полном отсутствии ветра и совершенно спокойной воде по поверхности двигался бурун (высокая пенистая волна).
Впечатление было такое, что ктото очень быстро плывет, чуть-чуть приподнимаясь над водой и поднимая вокруг себя целый фонтан. Было это довольно далеко от берега, в облаке брызг я не мог ничего разглядеть. Ну а величиной это было, может быть, метра полтора на полтора, боюсь обмануть. Я успел 2-3 раза щелкнуть аппаратом. Потом все исчезло. В Сыктывкаре я бегом помчался в фотоателье. На снимках оказалась абсолютно спокойная, без всяких бурунов, поверхность Черного озера...
Я потом говорил с тем самым своим высокопоставленным знакомым. Он высказался очень неопределенно. Может, дескать, там в глубине и живет какое-то редкое животное... А историю с буруном он вообще объяснить не смог. Лично у меня мнение другое.
«Маленький крокодил» весьма напоминает ящера-ихтиозавра. Может быть, в странном Черном озере есть проход в другое время? Понимаю, что слишком похоже на фантастический роман. Но объясняет все! И появление странного животного, и странную волну, которая не фиксируется оптическим прибором, и даже чем эти животные питаются и как размножаются в сравнительно малом количестве воды, и как выживают при страшных северных морозах...  («Криптозоология»).




Шишига - водяная нечисть
Шишиги - по славянской мифологии, «маленькие, горбатые существа, брюхатые, холодные, с сучковатыми руками». Считалось, что шишига ходит голой, со взъерошенными волосами, набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду, приносит беду пьяницам. В отличие от водяного, шишига обитает в камышах, предпочитая мелкие речушки и водоемы, при этом отличаясь «мелочностью своих пакостей». Название свое эта тварь получила за то, что волосы на голове у нее стоят шишом, то есть кучей, ворохом.
Шишига играет важную роль в мифологии коми. Считалось, что иногда она вылезала из воды, и ее видели сидящей на крутом берегу Камы, над омутом, расчесывающей длинные черные волосы. Ею пугали и пугают до сих пор детей, предостерегая от купания в омутах угрозой, что их «утащит шишига». В славянском и финно-угорском фольклоре ее считают либо разновидностью кикимор или русалок, либо самостоятельным персонажем. По разным версиям, она является обитателем лесов либо водится в прудах, мелких речках или озерах, а излюбленным местом ее обитания являются заросли камыша.
Шишиг представляли в образе обнаженных женщин (иногда - горбатых) обычного размера с растрепанными волосами, которые они безуспешно расчесывали гребнем, а порой еще и с хвостом. В частности, у А. М. Ремизова можно прочитать, что если шишига «накроет» человека хвостом, то он непременно пропадет, причем безвозвратно.
Лесные шишиги нападают на людей, съедают и обгладывают косточки. Водяные - озорничают, подкрадываются к купающимся и начинают их щекотать, но могут и в воду утащить с берега. Увидевшему ее путнику предстояло вскоре утонуть или же умереть по какой-либо другой причине. Впрочем, рассказывают историю, которая не совсем вписывается в подобные предположения. Некий рыбак, выйдя однажды на берег озера, увидел шишигу, которая сидела на кочке и заплетала свои волосы в косу. Та, заметив мужика, нырнула в воду, а гребень, которым чесала волосы, оставила на той самой кочке.
Рыбак подплыл к кочке на лодке, взял гребень и принес его к себе в избу. В тот же день, лишь только стемнело и все семейство улеглось спать, послышалось постукивание в дверь и голос шишиги, жалобно умолявший рыбака возвратить ей гребень. Рыбак отворил окно и выбросил гребень - схватила его шишига и исчезла. На Самарской Луке старожилы и сейчас говорят, что шишиги охотно поселяются под мостками на реке Аскуле. Примечательно, что тамошний дух особенно не любят пьяных, и если кто-то из местных жителей, будучи «под градусом», решится отправиться к берегу, то пропадет.
Помимо этого, шишиги наказывают за хулиганство. Рассказывают историю о том, как подвыпившая компания молодежи из соседнего села, погоняв на мотоциклах кошек, отправилась на шашлыки и, за недостатком дров, разворотила колодец. Но потом, возвращаясь домой, все были до смерти напуганы представившейся на пути нагой женщиной безобразного вида и спешно ретировались. Иногда шишигой называли русалку, которая выглядела как старуха с зелеными волосами и щекотала любителей купания. Днем эта нечисть не опасна, она отсыпается после ночных проказ. С наступлением же сумерек она начинает проявлять активность и выискивать жертв либо на берегу, либо в лесу, дабы утащить на дно водоема.
Шишигу, похожую на кикимору-пустодомку, представляли ряженые во время Святок: ее изображали в бабьем сарафане, но без головного убора, с распущенными волосами; причем играть ее мог и парень, одетый по-старушечьи, в лохмотьях, с горшком на голове вместо кокошника. Обильно представлена шишига и народных поговорках: «Да чтоб ее лешие в лесу удавили, чтоб шишиги в реке утопили»; «Ягабиха страшна шошычиха. Баба-яга та же шошычи-ха и есть»; «Шишига свадьбу играет» (чертова свадьба); «Вино жрут, как шишиги». («Криптозоология»).


Рецензии