Святые отцы о семье и браке

Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос.

Иоанн Златоуст 

Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви.

Иоанн Златоуст 

...Будем ценить выше всего единодушие в семье и все будем делать так и направлять к тому, чтобы в супружестве постоянно сохранялись мир и тишина. Тогда и дети будут подражать добродетелям родителей... и по всему дому будет процветать добродетель, и во всех делах будет благопоспешение.

Иоанн Златоуст 

Жены, светящиеся душевной красотой, со временем все более обнаруживают свое благородство, и тем сильнее становится привязанность и любовь их мужей.

Иоанн Златоуст 

Хорошо обязаться супружеством, только целомудренно, уделяя большую часть Богу, а не плотскому союзу.

Григорий Богослов 

Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великой любовью и иметь с нею большое согласие, а с миром и согласием войдут в дом все блага.

Иоанн Златоуст 

Муж, вставая с постели, о том только и должен стараться, чтобы и делами, и словами насаждать в своем доме и семействе большее благочестие; равным образом и жена пусть наблюдает за домом, но, кроме этого занятия, она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы все семейство трудилось для Царства Небесного.

Иоанн Златоуст 

Красота телесная, не соединенная с душевной добродетелью, может увлекать супругов двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы, но обнаружив дурные свойства супругов, уничтожит любовь.

Иоанн Златоуст 

Связанные узами супружества, заменяем мы друг для друга и руки, и ноги, и слух. Супружество и слабого делает вдвое сильнее. Общие заботы супругов облегчают для них скорби и общие радости восхищают обоих. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в бедности самое единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности.

Григорий Богослов 

Кто в семье живет, тому и спасение от семейных добродетелей.

Феофан Затворник

Брак установлен не для того, чтобы предавались блудодеянию, но чтобы были целомудренными.

Иоанн Златоуст 

Если сам брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим, то как может быть брак там, где нет согласия веры?

Амвросий Медиоланский 

Жены будут мужьям любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растлена, когда юноша будет знать одну ту женщину, с которой он вступил в брак. Тогда и любовь бывает пламеннее, и расположение искреннее, и дружба надежнее.

Иоанн Златоуст 

Жена благоразумная, кроткая и воздержанная, хотя бы она была бедною, в состоянии будет распорядиться и бедностью лучше, чем другая – богатством.

Иоанн Златоуст 

Жена как бывает помощницею, так часто бывает и вредительницею. Брак есть как пристань, так и кораблекрушение, не по своему свойству, но по расположению худо живущих в нем.

Иоанн Златоуст 

Как во время болезни мы не отсекаем больного члена, а исцеляем его, так будем поступать и с женой. Если есть в ней какой-нибудь порок, то не жену отвергай, но истребляй порок.

Иоанн Златоуст 

Семейные отношения должны быть подчиняемы духовным потребностям.

Феофан Затворник 

Если бы, возлюбленный, брак и воспитание детей были препятствием на пути добродетели, то Создатель всяческих не ввел бы брака в жизнь нашу, дабы мы не терпели вреда в вещах нужных и самых необходимых.

Иоанн Златоуст 

Если жена может тебе дать то же, что и Бог, то супружеская жизнь равна безбрачной. А если не может, то и между сими родами жизни нет равенства.

Григорий Богослов 

...Способность рождать детей имеет свое начало свыше — от Божия Промысла, и для этого ни природа  женщины, ни сожитие с мужем и ничто другое само по себе недостаточно.

Иоанн Златоуст 

...Оружие вдовы — это слезы, воздыхания и непрестанные молитвы; этим она может отразить не только обиду человеческую, но и нападения бесовские.

Иоанн Златоуст 

Тело мужа уже не принадлежит мужу, но жене. Пусть же он хранит в целости собственность ее, пусть не уменьшает и не повреждает ее.

Иоанн Златоуст 

Лучше быть бездетным, нежели иметь глупых детей; там один бездетен, а здесь многие худы.

Григорий Богослов 

Господь, зная немощь человеческого естества, и установил брак, чтобы удалить нас от беззаконного смешения.

Иоанн Златоуст 

Когда брак есть собственно брак и супружеский союз и желание оставить после себя детей, тогда брак хорош, так как умножает число благоугождающих Богу. Но когда он разжигает грубую плоть, обкладывает ее тернием и делается как бы путем к пороку, тогда и я скажу: лучше не жениться (Мф. 19:10).

Григорий Богослов 

Учи жену страху Божию, и все потечет к тебе, как из источника, и дом твой будет исполнен многочисленных благ.

Иоанн Златоуст 


Разводиться дело противное как природе, так и божественному закону. Природе – поскольку рассекается одна плоть, закону поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять.

Иоанн Златоуст 

Вступившим в жизнь брачную неудобно с душевным спокойствием посвящать себя жизни божественной, а тем, которые совершенно удалились от этой бурной жизни, очень легко без всякого развлечения предаваться высочайшим упражнениям.

Григорий Нисский 

Истинное богатство и великое счастье, когда муж и жена живут в согласии и соединены друг с другом как одна плоть. Такие супруги, хотя бы и жили бедно и были незнатны, могут быть всех счастливее, потому что они наслаждаются истинным счастьем и всегда живут в спокойствии.

Иоанн Златоуст 
Ссылка: https://svyatye.com/otcy/O-seme/1.html


Рецензии
Олечка,огромное спасибо тебе за великолепные
Высказывания Святых отцов о семье и браке,
прочитав,была очень удивлена умом и ясностью мысли
высказывания,пророчеством и блестящими выводами.

Конечно,в современной жизни все звучит не много по-другому,
но если б в десятых классах сдавали экзамен на ЭТОТ вопрос,
то,уверена,что разводов было бы меньше,
С уважением,

Натали Мишарина   23.02.2025 08:38     Заявить о нарушении
Благодарна за отзыв, Натали!
С уважением

Ольга Суханова 4   23.02.2025 11:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.