Земля цивилизации космос 22

ЗЕМЛЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ КОСМОС 22
ГЛАВА 22

Где встречается нестандартно
Большая часть рас — авторские, но прототипы заметны невооруженным взглядом, или акцент не на «совсем человекоподобных», а на других категориях существ, или шаблонные повернуты под очень необычным углом
• «Змей Уроборос» — пример дотолкиновского эпического фэнтези, написанного до однозначной кодификации типажей, так что и набор рас не совсем стандартен:
o Людей нет, одна из фишек сеттинга.
o Роль главной «светлой» расы исполняют… местные демоноиды Демоны, воинственная раса рогатых гуманоидов с кодексом чести.
o Местная «тёмная» раса называется Ведьмы, по типажу это тёмные эльфы — коварный и опасный народ деспотов и империалистов, которые, тем не менее, и на поле боя не сплохуют, пристрастие к мрачно-готичной эстетике и развращенная аристократия прилагаются. Местный тёмный властелин король Горис как раз ведьмак.
o Гоблины — еще одна воинственная раса, союзники Демонов. Местные «близзардовские орки».
o Пикси — вассалы Ведьм, нечто вроде обычных эльфов.
o Гули — чудовищный народ, истребленный в прошлом совместными усилиями Демонов и Ведьм, в общем-то местные тёмные народы.
o Черти — народ демоноидов поменьше чем собственно демоны, населяют южные царства. Смешные гоблиноподобные (в современном смысле, на гоблинов самого сеттинга они не похожи) коротышки, подловаты и трусоваты.
o Дьяволы и Хобгоблины (параллелизм названия с Демонами и Гоблинами интересен, но неизвестно, запланирован ли автором) — демоны-как-злые-духи, тёмные сверхъестественные создания сеттинга.
o Упоминаются также Эльфы и Фавны, вероятно, они являются какими-то светлыми сверхъестественными существами, но о них очень мало что известно за исключением того, что Эльфы оставили после себя много чудесных артефактов.
• «Хроники Нарнии» — пусть и являются одним из источников вдохновения для сабжа, сами по себе вдохновлялись не толкиновскими источниками, а потому там набор рас с заметным перекосом в «менее стандартные»:
o Люди — «дети Адама и Евы». В самой Нарнии их изначально почти не было, если не считать королей этой волшебной страны, бывших попаданцами с Земли, но они жили в соседнем королевстве Орландия со средневеково-рыцарской культурой, и южной деспотии Тархистан, вдохновленной Иранской и Османской империями. Потом саму Нарнию завоевали люди-попаданцы, захватившие власть в земле Тельмар и основали на ее месте свое королевство, но впоследствии вытесненные ими в леса нарнийцы-нелюди подняли против них восстание, которое завершилось созданием там королевства со смешанным населением и исходом недовольной таким раскладом части тельмаринов обратно на Землю.
o Эльфы — их тут нет, одна из фишек сеттинга. В Чарне, родном мире Белой Колдуньи, жила прекрасная и развитая человекоподобная раса магов, имевшая в своих предках джиннов и великанов, которую можно было назвать местным аналогом эльфов, но последняя ее представительница — сама Белая Колдунья.
o Гномы — «дети земных недр». Дварфы классические: коренастые бородачи из подземелий, но поперек шаблона хорошо стреляют из луков и дерутся на мечах, а также владеют магией, делятся на два больших народа — рыжих гномов, более положительных, и чёрных, знающихся со всякой нечистью. Есть также собственно гномы-гномики, жители еще более глубоких подземелий, где камни живые, это гуманоиды самых разных и, зачастую, весьма причудливых форм.
o Гоблины, орки, огры и тролли — помянуты парой строк как нечисть на службе Белой Колдуньи, так что единственное, что можно сказать — они тут есть и стереотипному образу монстров на службе силы зла соответствуют.
o Великаны — представлены несколькими народами. Огромные и очень сильные, некоторые владеют магией. Есть как добрые великаны, так и коварные и злобные людоеды, с королевствами последних Нарния вела войны.
o Зверолюди — основные расы сеттинга, заметно вдохновленного античной мифологией. Есть фавны, сатиры и кентавры, как благородные варвары, так и вполне цивилизованные и, в сущности, играющие в Нарнии роль людей. Есть минотавры, во времена Белой Колдуньи служившие тёмным силам, но впоследствии сумевшие влиться в ряды обычных нарнийцев на правах воинственной расы. Есть всякая нечисть вроде оборотней, от которых порядочные нарнийцы шарахаются. Есть просто разумные и говорящие животные, для типового фэнтези нехарактерные.
o Водные существа представлены как русалками с рыбьими хвостами, так и кваклями-бродяклями, болотными людьми-лягушками с перепончатыми лапами (которые, впрочем, носят людскую одежду и сражаются людским оружием).
o Природные духи — многочисленны. Нимфы и соответствующие им мужские божки вполне могут скрещиваться с людьми, как и джинны, помимо них есть и разумные деревья, и прочие подобные существа. А на «тёмной стороне» есть бабки-ёжки, владеющие злым волшебством.
• «Плоский мир» — цикл в заметной степени деконструкторский, с заметной долей стеба над шаблонами фэнтези. Многие расы из списка есть, но поданы нестандартно, две ключевые нечеловеческие расы пусть и классические, но в типовых сеттингах скорее второстепенные — гномы и тролли:
o Люди. Опять ничего нового. Основное население Диска, всех возможных земных и некоторых вымышленных рас. Культуры как аналогичные реальным, так и абстрактно-фантазийные.
o Гномы. Наиболее похожи на людей и наиболее важны помимо них. Типаж шаблонный: гипермаскулинные бородачи-вояки-ремесленники-шахтеры-с-топорами-и-молотами, но нехарактерно подробно раскрыт. Женщины есть, но в одежде неотличимы от мужчин. Имеют элементы образа евреев и арабов, есть аналоги геров для представителей иных рас, воспитанных в гномской культуре. Живут как в собственных подземных колониях, так и в человеческих городах.
o Тролли. Минеральные формы жизни, исполины из метаморфорического камня. У них алмазные зубы и кремниевые мозги на полупроводниках, отчего при обычных для органиков температурах они тупеют, а днем и вовсе «обращаются в камень», зато в своих родных горах и подземельях проявляют недюжинный интеллект. Враждуют с гномами как за власть над подземельями, так и из обычной ксенофобии. Тоже нередко селятся у людей, известны своей живучестью и силой, что и неудивительно.
o Гномики. Маленькие человечки, вроде как беженцы на Диск из страны эльфов. Для своего роста очень сильны. Есть отдельный народец Нак Мак Фиглов, забавно обыгрывающий стереотипы о воинственных и вечно пьяных кельтах.
o Эльфы — жители, собственно, страны эльфов. Жутенькие создания из параллельного мира. Бессмертны, не понимают большинства человеческих эмоций, отчего отличаются нередко крайней жестокостью, но любят чужое творчество, потому что сами на него не способны. Прекрасны на вид, но те, кто видит сквозь эльфские чары, понимают, что красота их зловещая и неестественная. Ориентируются по магнитным линиям, в связи с чем очень не любят железо, кровь у них синяя, медная. Несмотря на различия, способны давать потомство с людьми, полуэльфы уже куда больше похожи на стандартных пост-толкиновских эльфов около-ДнДшного типажа[10].
o Дриады. Появлялись только в ранних книгах. Похожие на шаблонных лесных эльфов существа с зеленой кожей, живут в деревьях. Считались вытесненными людьми, но, как выяснилось, не до конца.
o Гоблины — в ранних книгах встречались то тут то там как фоновые существа. Впоследствии выяснилось что это уродливые карлики, которых большая часть населения Диска считает полуразумными монстрами, но которые на деле являются мирным народом и впоследствии прокачиваются до «гоблинов-механиков».
o Орки — суперсолдаты одного из кайзеров Убервальда и их потомки. Как считается, были выведены из гоблинов, но на самом деле созданы из людей. Почти бессмертные, очень сильные и умные, но осталось их мало. Внешность, впрочем, стандартно-орочья, все такие же клыкастые жлобы.
o Вампиры — отдельная раса разумных существ, могут как обращать людей, так и размножаться биологически. Бессмертны и крайне трудноубиваемы, уязвимы для огня и света, но большая часть остальных слабостей — психологическая. Нужда в крови, в принципе, тоже, и некоторые вампиры успешно переходят с кровопийства на что-то более безобидное. Наряду с вампирами существует и раса оборотней, черты аналогичны голливудским, он они, опять же, не проклятые люди, а отдельный вид.
• «Гарри Поттер» — сеттинг не эпического, а достаточно камерного городского фэнтези, тем не менее, наряду с людьми-волшебниками есть и нечеловеческие расы. Список нестандартный, у некоторых рас амплуа не соответствует названию, но под стандартный набор подходит:
o Люди. Современные земные, единственное отличие в том, что у части из них есть врожденная способность к магии, передающаяся по наследству, но иногда проявляющаяся в очень отдаленном поколении. Волшебники живут в своем обществе, скрытом от глаз остальных людей и, по всей видимости, таки живут дольше, чем «маглы», но в остальном от них отличаются только магией.
o Гоблины. Совмещают архетипы собственно гоблинов и гномов. Ниже людей ростом и страхолюдные на вид, но вполне могут с людьми скрещиваться. По специальности — банкиры и ремесленники, создатели волшебных артефактов. Как и положено гномам, жадные, помешанные на чести и мести, считают все созданные ими артефакты своей собственностью, даже если им за них заплатили, и не упустят шанса вернуть свои сокровища себе. Самый воинственный из волшебных народов, регулярно восставали против власти магов.
o Домовики. Называются в оригинале house-elves, но elves тут сугубо в смысле «волшебный народ», а не буквально «эльфы». «Гномики» по типажу, то есть «маленькие волшебные человечки», но, как следует из названия, не лесные или горные, а, собственно, домовые. Раса слуг у людей-волшебников. Владеют своей магией, на которую не распространяется часть ограничений магии людей.
o Великаны. Огромные, в 2 и более раза больше людей, тем не менее, есть прецеденты полукровок. Не очень умные, живут племенным строем и медленно вымирают. Некоторые откровенно не брезгуют людоедством, отчего волшебники их заметно недолюбливают.
o Кентавры. Эти вполне классические. Благородные дикари, живут в лесных резервациях, есть как буйные любители подраться-пострелять из луков, так и мудрецы-звездочеты.
o Русалки и тритоны. Те что обитают в озере близ Хогвартса — страшненькие, но в целом для людей безобидные, упоминаются и другие разновидности морского народа.
o Тролли. Типаж толкиновский, исполины тупее даже обычных великанов, из-за чего их и полноценным волшебным народом не признают. Гоблины используют их как рабочих и громил-дуболомов.
• «Песнь Льда и Пламени» — цикл во многом строится на субверсии фэнтези-шаблонов, список рас более-менее оригинален, но архетипы из набора узнаются:
o Люди — они самые. В «европейском» Вестеросе и «средиземноморских» Вольных Городах живут аналоги земных культур, дальше на восток и на Юг — уже фантазийно-экзотические. Общий уровень развития — где-то между классическим и поздним Средневековьем. Помимо обычных людей, есть фантастические подрасы, вписывающиеся в другие архетипы.
o Валирийцы — самая значимая и известная подраса людей. По типажу — «высшие эльфы» с элементами эльфов «тёмных», срисованы с мелнибонийцев Муркока. Красивые и изящные гуманоиды с фиалковыми глазами и белыми волосами, отличаются повышенными способностями к магии, иммунитетом к части болезней и таинственной связью с драконами. Раньше у них была своя мордорообразная империя, но она пала в результате мистической катастрофы и с тех пор они остались в основном в Вольных Городах. Старая королевская династия Семи Королевств и ряд других аристократических родов Вестероса принадлежит именно к этой расе.
o Иббенийцы — еще одна подраса людей, на этот раз, аналог гномов. Низкорослые, носатые и бородато-волосатые гуманоиды, очень мощного сложения, отчего заметно превосходят людей выносливостью и силой. Считаются коварным, жадным и неуживчивым народом, живут на севере Эссоса, занимаются добычей металла и китобойным промыслом, но и как воины хороши. Дети людей и иббенийцев обычно умирают в утробе или рожаются уродами.
o Пятнистые люди — третья подраса людей, совсем эпизодическая, в книгах только упоминается. Местные огры/орки. Живут на южном континенте вроде Африки, уродливые и злобные людоеды, похожие на полулюдей-полуобезьян со зверскими клыкстыми рожами. Живущие на побережье относительно договороспособны и могут более-менее нормально общаться с людьми, но те, кто обитает в глубине контнента — кровожадные дикари-мраккультисты.
o Дети леса — а эти, вероятно, уже никакого отношения к людям не имеют. Коренные жители Вестероса, по типажу — нечто среднее между «лесными эльфами» и «гномиками» — волшебный народец лесных малюток, владеющий шаманской магией, но не продвинувшийся в технологиях дальше каменного века. Были вытеснены людьми в немногочисленные анклавы, но хранят мудрость древности, научили некоторых людей своему колдовству.
o Великаны — тоже совсем нелюди: огромные, в два человеческих роста, лохматые гоминиды вроде снежного человека. Травоядные, как и дети леса, живут в каменном веке примитивным обществом, сохранились только на Крайнем Севере, но вымирают и там.
o Иные — совсем-совсем нелюди и, быть может, даже не совсем биологические существа, местные тёмные эльфы. Злые снежные фэйри, выглядят как изящные гуманоиды, будто сделанные изо льда, владеют могучей чёрной магией, позволяющей им создавать нежить из трупов и ею управлять, а также манипулировать льдом и холодом. Обыкновенно сидят у себя во льдах, оба раза, когда они шли на юг (в предыстории книг и непосредственно в ходе их сюжета), они несли только смерть и разрушения. Судя по всему, хотят морфировать планету в ледяной шарик под себя, а всяких кожаных мешков с мясом оставить помирать от голода и холода.
o Шрайки — еще одни совсем эпизодические и возможно даже мифические существа, рептилоиды в духе Лавкрафта и Говарда. Оставили после себя таинственные города из волшебного тёмного камня, в которых сейчас живет всякая нечисть или люди-чернокнижники.
o Морской народ — они же глубоководные, мерлинги, селки, хлюпалы, люди-моржи; у них много названий среди легенд разных народов. Также скопированы у Лавкрафта. Существа тоже вроде-бы мифические, но достаточно «наследили» по всему известному миру. В частности, им приписывают: строительство древней крепости Хайтауэров в Просторе и Морского Трона на Железных Островах; огромного идола на Жабьем Острове (к слову, аборигены этого острова имеют рыбьи черты во внешности, например перепонки между пальцев); уничтожение цивилизации Строителей Лабиринтов; а жители Тысячи Островов поклоняются богам с чешуей и плавниками и панически боятся моря (хотя окружены им со всех сторон). Тоже видимо были знакомы с волшебным черным камнем, ибо все вышеперечисленные постройки сделаны из него.
• «Второй Апокалипсис» — еще один цикл деконструкторского фэнтези, расы, опять же, оригинальные, но с легко узнаваемыми прототипами:
o Люди — как водится, самая распространённая раса в сеттинге. В обозримой части мира представлены пятью группами народов — нордическими арийцами норсирайцами, южными европеоидами кетьянами, степными кочевниками скюльвендами, монголоидами ксиухианни и чернокожими сатьоти. У норсирайцев и кетьян вполне узнаваемые культуры Западной Европы и Средиземноморья соответственно, скюльвенды — шаблонная воинственная раса, у сатьоти — развитая цивилизация, опережающая норсирайскую и кетьянскую. Из людей были выведены местные полурослики эмвама, раса слуг при нелюдях.
o Нелюди/Кунорои — как есть эльфы, все поголовно тёмные. Высокие, сильные, хорошо сложенные, с правильными чертами лица и тела, но при этом безволосые, а вместо зубов у них единая костная полоска без промежутка. Имели свою высокоразвитую как технически, так и магически цивилизацию, но очень сильно пострадали от войны с местными тёмными силами, потом обрели дефективное бессмертие, попутно потеряв всех женщин, а потом по ним еще и люди ударили, так что находятся они в, мягко говоря, не лучшем состоянии. Отважные воины, талантливые ремесленники и могучие чародеи среди них них еще остались, но большая часть нелюдей сошла с ума от своего дефективного бессмертия и представляет собой смертельную опасность. Некоторые нелюди вырастают до огромных габаритов и являются местными аналогами великанов.
o Инхорои — гигеровские монстры из космоса. Искусственно созданная раза буйных отморозков-садистов-насильников, кочуют по мирам на своем корабле-ковчеге и уничтожают все живое в надежде отрезать средний мир от Той Стороны, местного весьма и весьма инфернального потустороннего мира. Заметно потрепали нелюдей, наградили их дефективным бессмертием, натравили на них людей и вывели всякую нечисть. То, что осталось их по итогам их художеств всего двое, утешает мало, потому что дело их живет, а созданные ими твари нашли новых хозяев.
o Шранки — первые создания инхороев, «орки турботолкиновские» как есть. Полуразумные монстры обезьяньего телосложения, абсолютно безволосые и с головами нелюдей, но основе которых были созданы. Как и их создатели, одержимы похотью и жестокостью, в отличие от них, плодятся как кролики и склонны сбиваться в стаи и представлять собой серьезную угрозу даже без своих хозяев.
o Башраги — вторые создания инхороев, что-то вроде огров, троллей или злых великанов. На голове у них три лица, конечности в локтях тоже растраиваются. Как это работает, особенно с ногами, непонятно, но выглядит страшно. Как их создатели, одержимы похотью и жестокостью.
o Враку — третьи создания инхороев, как есть драконы. В отличие от остальных, не боди-хоррорные садисты-насильники, а вполне типичные огнедышащие летающие ящеры, жадные до сокровищ и в целом ленивые. В отличие от гуманоидных созданий инхороев, вполне разумны и способны к конструктивному общению.
• Nanatsu no Taizai — тут стандартный фэнтези-сеттинг в альтернативной Британии (даже есть свои Король Артур и Мерлин), но набор рас всё же слегка нетипичный — в частности, некоторые привычные существа тут или просто отсутствуют (например, эльфы, гномы или орки), или сильно задвинуты на задний план:
o Клан Людей — люди в большинстве своём напоминают типичных средневековых европейцев и проживают во множестве мелких королевств (не различающихся между собой в плане культуры) но есть и похожее на кельтов племя друидов, и абстрактные (без определённого культурного шаблона) варвары.
o Клан Фей — представляют из себя аналог лесных эльфов и немного полуросликов. Существа небольшого размера (причём бывают как совсем крошечные, способные буквально на ладошке поместиться, так и просто невысокие хотя их короли могут быть и человеческого роста), с заострёнными ушами (но тут есть пара исключений), живут в среднем 1500 лет (правда, Герхард более 4-х тысяч, но причина такого долгожительства ничем не обьяснена), появляются на свет из растений (а прародителем их расы считается Великое Священное Дерево), способны летать (с рождения, притом, что крылья у них появляются только по достижении зрелости) и менять внешность, а их тела не подвержены болезням и посмертному разложению.
o Клан Великанов — выглядят как люди, но ростом 8-10 метров (исключением являлся 25-метровый, синекожий и четырёхрукий Долор), имеют особую расовую магию «Созидание», взрослеют и стареют в десятки раз медленне людей (700-летняя Диана внешне и по поведению девушка лет 18-20), обитают в горах на севере Британии. По характеру воинственная раса, живущая постоянными сражениями и поиском боевой славы, на слишком миролюбивых собратьев смотрят косо, по причине такого стиля жизни, их численность за тысячелетия сильно сократилась. В целом, представляют из себя этакий гибрид близзардовских орков (суровые и воинственные варвары, но обладающие понятиями о чести и своей сложной культурой) и гномов-дварфов (живут в подгорных пещерах, связаны со стихией земли, как минимум один великан был великим ремесленником).
o Божественный Клан — представляют из себя местных ангелов. Красивые человекоподобные (опять же, есть исключения — например, трёхголовый Тармиэль) существа с белоснежными крыльями, владеют магией света, живут в собственном измерении, названном «Небесное Царство», воплощаться в физическом мире могут только посредством вселения в людей или неодушевлённые предметы (ибо пожертвовали физическими телами ради победы над демонами). Поклонение этому клану является основной религией людей, в котором божества считаются символом чистоты и благородства, на самом же деле многие из них наделены полным спектром человеческих слабостей и недостатков (есть намёки, что именно они 3000 лет назад начали войну с демонами, втянув в неё и остальные кланы).
o Клан Демонов — собственно, демоны, как они есть. Низшие в основном представляют из себя огромных и уродливых монстров, в то время как высшие могут быть и весьма человекоподобны, имеют в наличии несколько сердец (у самых сильных аж до семи), владеют магией тьмы, каждый из них обладает уникальной меткой на теле, а кровь демонов способна увеличивать физичесие и магические возможности человека (а может убить или свести с ума). Считаются исключительно порочными существами и врагами четырёх вышеупомянутых кланов, но на самом деле (по аналогии с божествами) вполне человечные, им не чужды любовь, дружба и взаимовыручка.
o Клан Вампиров — в прошлом вассалы Клана Демонов (и весьма вероятно, их потомки/младшие родичи), но после предательства и попытки переворота были запечатаны на 3000 лет, смогли освободиться и уничтожить королевство Эдинбург (убив большую часть жителей и обратив остальных в себе подобных) после чего были почти полностью истреблены отрядом «Грехов» и Святыми Рыцарями. Биологически бессмертны, способны регенерировать, могут обращать людей (а также фей и великанов) в себе подобных, боятся солнечного света (впрочем, как и демоны, владеют магией тьмы, так что солнце им не так уж и мешает), убить вампира можно, если сжечь его дотла (к слову, с этим справляется не только огонь, они очень уязвимы также к магии света), либо уничтожить его голову или сердце. Обращённые вампиры выглядят как при жизни, но среди королевской семьи (которые, судя по всему, являются изначальными представителями вида) есть и чудовища явно нечеловеческих размеров и пропорций. В отличие от демонов, вампиры — порочная раса уже без всяких оговорок (из королевской семьи лишь Гельда является доброй и адекватной). В общем, хорошо, что вымерли.
o Клан Небожителей — крылатая раса из плоти и крови, являются смешанными потомками людей и богинь, смертны, но живут в несколько раз дольше людей. Обитают в Небесном Храме (в отличие от Небесного Царства божеств является не отдельным измерением, а просто скоплением парящих в небе островов), живут изолированно от других рас, ибо полагают, что весь остальной мир захвачен демонами, своей основной миссией считают сторожить запечатанную группу сильных демонов, известную как Шесть Чёрных Рыцарей. С некоторой натяжкой их можно считать местными высшими эльфами: возвышенные, таинственные, долгоживущие существа, убежденные в собственной исключительности и практически не контактирующие с другими народами.
o Зверолюди — местное угнетаемое нацменьшинство. Пользуются дурной репутацией среди людей низких сословий, их принято обвинять во всевозможных бедствиях и катастрофах, по причине чего зверолюди регулярно становятся объектом травли и охоты, что вынуждает их постоянно странствовать и промышлять мелким криминалом. Способны принимать человеческий облик (что делает их ближе к оборотням), в среднем сильнее и ловчее людей, но живут куда меньше (65-летний зверолюд в процессе сюжета умер от старости). Основным отличием от других японских фэнтези является то, что зверолюды здесь крайне малочисленны (в сюжете появляется лишь двое лисолюдей, являющихся отцом и сыном) и не играют никакой особой роли.
o Тролли — толкиновский типаж, большие (в полтора-два раза крупнее взрослого мужчины), уродливые, полуразумные существа весьма шарообразного телосложения, с длинным носом и заострёнными ушами. В целом, являются скорее высокоорганизованными монстрами, нежели полноценным народом.
o Гномы-пересмешники — вопреки названию, представляют из себя отнюдь не гномиков, а скорее местных гоблинов (к слову, в английском переводе зовутся prankster imps, то есть бесы-шутники). Низкорослые, хитрые (но не особо умные) и проворные создания с синей кожей, желтыми глазами и острыми зубами, живут в лесах, общаются с феями и имеют примитивную культуру. Их отличительной способностью является способность принимать внешность и подражать поведению любого живого существа, которое попадется им на глаза.
• «Тёмный Легион» У. Эванса — фэнтези не то, чтобы нестандартное, скорее подчеркнуто псевдооригинальное, тем не менее, ряд архетипов обыгран достаточно необычно, чтобы быть помещенным в этот раздел:
o Люди — стандартно-фэнтезийно-средневековые, тут Эванс не придумал решительно ничего нового.
o Альбаны — эльфоиды около-толкиновского типажа, прекрасный бессмертный народ магов, живущий в разбросанных по миру анклавов в виде городков и замков из странного белого камня. Из необычного — утверждают, что являются пришельцами со звезд, хотя особой роли в сеттинге это не играет.
o Эллилы — эльфоиды «типафольклорного» типажа, таинственная древняя раса остроухих гуманоидов андрогинной внешности, жутенькие и таинственные, но в целом незлые.
o Туссеры — великаны и, при всем при том, аналоги гномов. Огромные, но не многометровые, а так, где-то на четверть — наполовину выше людей, живут в горах, мастера ремесел, очень сильные и храбрые воины, мужчины еще и бородатые поголовно, даже топоры и молоты в качестве любимого оружия на месте.
o Равки — орки-гоблины толкиновского типажа, немного пополам с дроу. Невысокого роста темнокожие безволосые гуманоиды, живущие под землей и служащие темным силам сеттинга. У них развитая цивилизация, основанная на рабстве и поклонении злым богам, и они хорошо вооружены, многочисленны и воинственны.
o Вёркули — злобные зверолюды вроде рогатых-копытных чертей, еще одна тёмная раса сеттинга. Крупные, самые высокие ростом с мелких туссеров, сильные и свирепые дикари, некоторые просто обычные налетчики и людоеды, набегаюшие на деревни да жрущие заплутавших в лесах путников, некоторые служат тем же равкам, а то и Тёмному Легиону непосредственно.
o Ювхи — рептилоиды вроде индийских наг. До некоторой степени совмещают роль лавкрафтовских змеелюдов как древнего и коварного тёмного народа, и классических драконов как стражей подземных сокровищ и врагов гномов и великанов (которые тут, как уже указано, объединены в туссеров).
o Гении и демоны — светлые и тёмные духи. Гении в целом похожи на классических ангелов, в древние времена они более охотно посещали средний мир и даже были там культурными героями наподобие толкиновских Истари, но на момент сюжета про них слышно все меньше и меньше. Демоны традиционно поразнообразнее (вампиры, монстры-оборотни, химеры, лавкрафтианские монстры, чудовищные исполины многометровой высоты — впрочем, и более-менее гуманоидные попадаются) и поактивнее, хотя их времена тоже прошли и самым большим их скоплением в среднем мире является заглавный Тёмный Легион.
• «Хроники Края» — эту серию с уверенностью можно назвать детским темным фэнтези, однако мир Края однозначно нестандартный и многие его обитатели (например вейфы и душегубцы) уникальны и не имеют аналогов в других вселенных, но и существа с казалось бы привычными названиями тут отображены весьма интересно:
o Люди — здесь зовутся четверлингами, от земных отличаются заострённой формой ушей. Являются гибридами различных рас со всех четырёх уголков Края (отсюда и название), поначалу притеснялись как полукровки, но после строительства Сантафракса и Нижнего Города их положение значительно упрочилось.
o Гоблины — делятся на различные разновидности, порой кардинально отличающиеся друг от друга. Многие из этих видов (особенно плоскоголовые и молотоголовые) в сеттинге играют роль орков — тощие, но жилистые и крепкие существа, ростом и силой превосходящие четверлингов, жестокие и умелые воины. Однако, также встречаются более мелкие и миролюбивые подвиды, напоминающие скорее гномиков (крохгоблины) или хоббитов (низкопузые, утконосые). Наиболее необычны пожалуй сиропщики с их эусоциальным общественным строем и симбиотической связью со шпинделями.
o Троги — местные огры, огромные, уродливые, туповатые и свирепые громилы, тяготеющие к подземному образу жизни. Хотя, на самом деле уровень интеллекта различается от вида к виду — если черепотроги совсем питекантропы, неспособные даже к связной речи, то белые троги и злыднетроги обладают довольно сложной и развитой культурой.
o Эльфы — ушастые коротышки, внешностью напоминающие Йоду из Звёздных Войн, имеют полностью чёрные глаза без склер. Выделяются невероятно острым зрением (причём на грани сверхъестественного), высоким интеллектом и долгожительством.
o Тролли — как и эльфы, здесь они весьма нетипичные. Как и гоблины делятся на несколько разновидностей. Лесные тролли являются расой миролюбивых лесорубов, от четверлингов отличаются коренастым телом, оттопыренными ушами, желтовато-бурой кожей и вздернутым носом-кнопкой; гэбтролли славятся как лучшие в Крае травники и лекари, имеют глаза на длинных отростках; а брогтролли фактически представляют из себя добрую версию трогов (огромные, сильные и тупые, но мирные и покладистые).
o Толстолапы — раса громадных (полу)разумных медведей, напоминающих уже другого персонажа Звёздных Войн (а именно Чубакку). Самые крупные и сильные из обитателей Края, занимают в этом мире нишу йети и великанов. В основном проживают в Дремучих Лесах (те что встречаются в городах — либо немногочисленные приключенцы, либо захваченные рабы), по натуре диковаты, но скромны, благородны и верны друзьям. Обычно странствуют поодиночке, но раз в год собираются на «Великую Сходку», где обмениваются между собой новостями и накопленными знаниями (не толстолапам там быть запрещено, вплоть до летального исхода). Имеют весьма сложный и поэтичный язык, состоящий из жестов, звуков и напевов.
o Шрайки — здесь это не людоящеры, а раса разумных нелетающих птиц. Самые злобные, кровожадные и воинственные из жителей Края (хотя отдельные племена гоблинов спорят с ними за эту сомнительную честь), поедают сырое мясо убитых врагов, причём не брезгуют даже каннибализмом. У шраек сильный половой диморфизм (самки куда больше, сильнее и агрессивнее самцов), из чего проистекает строгий матриархат. При этом отличаются развитой деловой хваткой и коммерческой жилкой (приличные представильницы расы зарабатывают на жизнь именно торговлей).
o Шпиндели — местные инсектоиды. Напоминают богомолов, но отличаются огромными размерами (в несколько раз крупнее четверлинга) и полностью прозрачным телом. Самые долгоживущие из разумных рас Края (сотни, если не тысячи лет), растут на протяжении всей жизни, однако с годами теряют подвижность, становясь более неповоротливыми. Живут колониями, которые расположены под землёй и всегда возле поселений гоблинов-сиропщиков (с которыми, как и было сказано, состоят во взаимовыгодном сотрудничестве).
o Карлики (dwarves) — вот эти если уж чем и схожи с дварфами других сеттингов, то разве что малым ростом и коренастостью. Крошечные существа с длинными когтистыми руками, короткими ногами и носами, похожими на птичьи клювы. Обитают в Дремучих Лесах, являются жестокими рабовладельцами. Делятся на черных и красных, различие — цвет кожи. Судя по всему, весьма малочислены в мире Края.
• «Колесо времени» — нечеловеческие расы оригинальные, но преднамеренно отсыллают к различным литературным и мифологическим существам:
o Люди — основная раса сеттинга и единственные разумные существа обладающие полным доступом к Единой Силе. Существует множество человеческих народов и государств, многие из которых являются смесью различных культур Европы и Азии.
o Отродья Тени — не совсем единая раса а скорее группа рас и существ служащих Тёмному и отрекшимся. Были созданы в Эпоху Легенд отрекшимся Агинором с помощью волшебной генной инженерии. Основные разновидности:
; Троллоки — выполняют функции орков. Зверолюды, сочетающие в себе черты разных зверей и людей в химерических пропорциях. Пушечное мясо Тёмного. Населяют Великое Запустенье, но периодически вторгаются в Пограничные земли. Живут племенами-«стаями», разные стаи часто воюют друг с другом. Неравнодушны к человеческому мясу.
; Мурддраалы — подвид троллоков, выглядят как высокие, бледные гуманоидны без глаз и с огромными зубастыми ртами. Выступают в качестве предводителей троллокских армий, без мурддраала армия быстро распадается и троллоки из разных стай начнут убивать друг друга. Обладают сверхъестественной силой связанной с самим Тёмным. Мурддраалы всегда мужчины, им не нужно размножаться, так как новые периодически рождаются сами по себе среди троллоков. Достаточно очевидно наследуют некоторым аспектам образа толкиновских назгулов.
; Драгкары — летающие гуманоиды с кожистыми крыльями и большими черными глазами. Редко участвуют в битвах, как правило играют роль разведчиков и ассасинов. Способны гипнотизировать жертв своим пением, и высасывать из них души.
; Серые люди — в отличие от остальных Отродий Тени, это не творения Агинора, а люди, которые заключили сделку с Тёмным. В обмен на свою душу получают крайне незаметную внешность, хоть и не невидимы, но выглядят так что обычные люди практически не замечают их. Используются как шпионы и убийцы.
; Голам — уникальные существа, невосприимчивые к Единой Силе, что делает их идеальными убийцами местных магов Направляющих. Выглядят идентично людям, но полностью лишены костей и каких-либо жизненно важных органов. Из-за этого могут легко протиснутся даже через самую узкую щель. Обладают почти мгновенной регенерацией, из-за чего их крайне сложно убить.
; Кузнецы — каменные гиганты, живущие на склонах горы Шайол Гул. Куют клиники для Мурддраалов из железа, пропитанного сущностью Тёмного. Не способны жить вдали от Шайол Гул — если окажутся слишком далеко от горы, то рассыпаются в прах. До некоторой степени местные тролли.
; Есть ещё Гончие Тени, но они скорее животные, чем разумная раса (огромные чёрные псы с ядовитое слюной и сверхбыстрой регенерацией, по лору — искажённые волки, в общем это местные варги), и ещё несколько малоописанных типов Отродий разной степени разумности.
o Огир — добродушные и миролюбивые гиганты-долгожители с большими мохнатыми ушами. Живут в особых поселенниях — стеддингах, и привязынны к ним. Чем больше времени огир проводит вне стеддинга, тем сильнее он тоскует по дому и эта тоска может его убить, если он не вернётся вовремя. Однако, до Разлома Мира огир не были привязаны к стеддингам, и создали множество великих архитектурных сооружений по всему миру Колеса. Есть намёки что они не коренные жители мира, а пришельцы откуда-то извне.
o Элфин и Илфин — эльфы, но не как у Толкина, а фольклорный дивный народ, со странной психологией и серобуромалиновой моралью. Обитают не в основном мире Колеса, а в параллельной вселенной известной как Синдол.
o Ним — похожие на энтов разумные деревья, созданные в Эпоху Легенд, чтобы помогать людям и огир в сельском хозяйстве. Увы, до Третьей Эпохи дожили лишь немногие.
• «Память, Скорбь и Тёрн» Тэда Уильямса — расы скорее оригинальные, но созданные на основе стандартных архетипов:
o Люди — основная раса пришедшая в Свтелый Ард из неизвестных земель за морем. Основные этносы: эркинландеры (прототип: англо-саксы), эрнистирийцы (кельты), риммеры (скандинавы), набаннайцы (византийцы + средневековые итальянцы, в прошлом также играли роль римлян) и тритинги (собирательный образ различных степных кочевников: скифов, мадьяр, половцев).
o Тролли (самоназвание: канук) — вопреки названию не имеют ничего общего с неповоротливыми громилами Средиземья. По сути это полурослики с культурным шаблоном народов крайнего севера. Обитают в горах на северо-востоке. В бою используют копья и топоры. Возможно как и хоббиты, являются подвидом людей.
o Ситхи (отсылка к кельтским эльфам сидхе) — аналог эльфов. Бессмертный народ правивший Светлым Ардом до прихода людей. Жили в мире с первыми людьми, но потом пришли Риммеры и вытеснили их со своих земель в глушь. На самом деле они не аборигены Светлого Арда, просто прибыли сюда намного раньшне людей, их настоящая прародина — мифическая земля называемая Сад. Существует две ветви этой расы примерно аналогичные светлым и тёмным эльфам: зидайя и норны. Первые считают что ключ к выживанию лежит в налаживании мирных отношений с людьми, вторые считают что людей нужно истребить во имя выживания ситхи.
o Тинукедайя — происходят их той же таинственной земли что и ситхи. Также долгожители, но не бессмертные. В прошлом были их рабами, но со временем большинство из них обрели свободу и зидайя испытывают чувство вины за подобное обращение. Тинукедайя обладают странной биологией — они меняют внешность в соответствии со средой с которой живут, например тинукедайя живущий среди ситхи будет практически не отличим от ситхи по внешнему виду. В связи с этим возникло множество подрас тинукедайя, очень сильно отличающийся друг от друга. Основные подрасы:
; Дворры (среди людей более известны как двернинги) — ветвь тинукедайя бежавшая под землю. Аналог гномов, но не низкорослые и коренастые, а довольно высокие и тощие. Известны своим кузнечным ремеслом.
; Ниски — невысокого роста, с золотистой кожей, белыми волосами и чёрным глазами. Ниски живут на морском побережье, и часто нанимаются на человеческие корабли чтобы отпугивать рыболюдей кильпа.
; Кильпа — агрессивные морские существа похожие на гуманоидных рыб. нападающие на корабли, по неизвестной причине их отпугивают песни ниски.
; Хунен — горные великаны покрытые белой шерстью. Союзники Короля Бурь.


Рецензии