Эпикур Атараксия Апония

Эпикур (341–270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, основатель школы эпикуреизма. Его философия была сосредоточена на поиске счастья через разумное стремление к удовольствиям и избавление от страданий. Эпикур считал, что главная цель жизни — достижение атараксии (душевного спокойствия) и апонии (отсутствия телесной боли).
Основные идеи Эпикура: 
1. Удовольствие как высшее благо. Эпикур утверждал, что удовольствие — это естественная цель жизни. Но он подчеркивал важность умеренности и отказа от избыточных удовольствий, которые могут привести к страданиям. Настоящее счастье, по его мнению, заключается в удовлетворении базовых потребностей. 
2. Освобождение от страха. Философ уделял особое внимание избавлению от страха перед богами и смертью. Он утверждал, что боги, если и существуют, не вмешиваются в дела людей, а смерть не должна нас пугать, поскольку она означает лишь отсутствие чувств. 
3. Этика счастья. Эпикур разделял удовольствия на естественные (еда, сон, дружба) и неестественные (слава, богатство). Он считал, что только первые ведут к истинному счастью. 
4. Физика и атомизм. Эпикур был сторонником атомистической теории, развивая идеи Демокрита. Он объяснял мир как результат взаимодействия атомов и отвергал идею судьбы или божественного предопределения. 
5. Дружба. Эпикур высоко ценил дружбу, называя её важнейшей частью счастливой жизни. В его общине друзья поддерживали друг друга и вели простой, скромный образ жизни. 
Наследие Эпикура: 
Эпикуреизм оказал значительное влияние на философию и этику поздней античности. Его идеи вдохновляли как древних, так и современных мыслителей, хотя позже они часто искажались, придавая эпикуреизму репутацию учения, оправдывающего гедонизм. На деле же Эпикур пропагандировал умеренность, разумность и гармонию.


Атараксия (др.-греч. ;;;;;;;; — «невозмутимость, хладнокровие, спокойствие») — душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность, по мнению некоторых древнегреческих философов, достигаемая мудрецом.
Эпикур

В учениях представителей различных направлений философии понятие атараксии занимало различное место. Отмечается, что своим появлением существительное «атараксия» обязано Демокриту.
Что касается прилагательного «невозмутимый» (греч. ; ;;;;;;;), то оно используется Аристотелем в этике для определения таких добродетелей, как сдержанность и мужество.
Наибольшее же развитие понятие «атараксия» получило в эпикуреизме и скептицизме.

В различных традициях скептицизма (у Пиррона и его последователей, а также у скептиков платоновской академии) атараксия тесно связана с тем, что обозначается термином «эпохе» (греч. ;;;;;), то есть с воздержанием от суждений. При этом одни представители скептицизма считают конечной целью атараксию (Секст Эмпирик), а другие — эпохе (Аркесилай). Атараксия у скептиков описывает состояние разума, а не чувств: испытывая подобно другим людям боль и удовольствие, скептик воздерживается от суждений о том, хорошо это или плохо.

У Эпикура атараксия связана не с воздержанием от суждения, а с удовольствием (др.-греч. ;;;;;): Эпикур определял удовольствие как отсутствие телесной боли и душевных страданий и тревог.
Тревоги в душе возникают из-за ложных мнений о богах и смерти, которые вызывают у людей страх. Избавляет от ложных мнений трезвое рассуждение, приводящее к атараксии. Атараксия — это сосредоточение на самом общем и главном, считает Эпикур.

Апония (греч. ;;;;;;) — центральное понятие в философии эпикуреизма, означающее отсутствие физической боли. Одна из двух частей умеренной гедонистической модели Эпикура: наличие апонии и атараксии (спокойствия духа, отсутствия беспокойства души и разума) приводило к подлинному наслаждению.

Апония считалась эпикурейцами вершиной телесного наслаждения. Таким образом, они рассматривали удовольствие как отсутствие боли или каких-либо недугов, таких как голод или сексуальное напряжение. Речь шла о достижении идеального баланса между телом и разумом, который обеспечивал бы безмятежность или атараксию.

Для уверенности в достижении «апонии» и «атараксии» Эпикур считает важным различать:

    естественные и необходимые удовольствия,
    естественные, но не необходимые,
    удовольствия не естественные и не необходимые.

Затем он уточняет, что объективно достижимыми и несущими удовлетворение являются удовольствия первого типа, вторые необходимо ограничивать и всячески избегать третьих.


Рецензии