Строфика и метрика стиха
Строфа содержит в себе от двух до 14 стихов (сонет, онегинская строфа). Русское стихосложение обладает огромным богатством самых разнообразных строф; это многообразие обусловлено не только количеством стихов в строфе, но и системой различных метрических размеров, с комбинацией длинных и укороченных стихов, имеющих свой порядок рифмовки. Строфичность придает стихотворному произведению композиционную целостность, внутреннюю тематическую законченность и метрическое единство. Являясь архитектонической художественной формой поэтического произведения, строфа играет исключительную роль в выразительности стиха и помогает в раскрытии внутреннего содержания стихотворения".
Таким образом, строфою называется группа из определенного числа строк, повторяющаяся на всем протяжении стихотворения. Стихотворение, не расчлененное на такие группы, называется астрофическим.
Все стихи, входящие в строфу, объединены общей мыслью.
Строфичность придает стихотворению композиционную целостность, внутреннюю тематическую законченность и метрическое единство. Строфа играет исключительную роль в выразительности стихотворения и помогает в раскрытии внутреннего содержания произведения.
* Термин "стих" в теории стихосложения означает строку стихотворения.
Стихотворный размер – это способ звуковой организации стиха, ритмическая форма лирики, которая делает её плавной и приятной на слух. Проще говоря, чередование безударных и ударных слогов в стихе.
Как метр состоит из сантиметров, так стихотворный размер состоит из стоп. Стопа же включает в себя несколько слогов: один ударный, остальные — безударные. Количество ударных слогов равняется количеству стоп. На схеме стиха ударный слог обозначается _, а безударный U. Вертикальные полоски | отделяют стопы друг от друга.
По стопам стихотворные размеры делятся на двухсложные (ямб и хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест).
Хорей
Это двухсложный размер стихотворения, в котором ударение падает на первый слог. Литературоведы позаимствовали из греческого языка термин «choreos» — «плясовой». Двух- и трёхстопным хореем чаще всего пишут детские стихи. А серьёзные авторы российской поэзии обычно используют четырёх- и пятистопный хорей (количество стоп равняется четырём или пяти). Четырёхстопный хорей массово выбирали поэты XIX и XX веков.
Пример есть у Александра Пушкина в стихотворении «Зимний вечер»:
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...».
Схема будет выглядеть так: _U | _U | _U | _ U.
Ямб
Александр Пушкин называл этот размер любимым! Классик написал ямбом не менее 30 тысяч произведений. Название тоже пришло из греческого, где «iambos» называли древний музыкальный инструмент. И это определение идеально ложится на ощущения от строк, написанных ямбом: они звучат просто, их легко воспринимать, но при этом на душе становится тепло. Чаще всего наши поэты используют четырёх-, пяти- и шестистопный ямб. Ударение в этом размере падает на второй слог.
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог».
А. С. Пушкин, «Евгений Онегин».
Схема теперь такая: U_ | U_ | U_ | U_.
Дактиль
Мы добрались до трёхсложных размеров. С ними будет сложнее, но если вы поняли принцип организации двухсложников, то обязательно разберётесь. Наш первый экспонат — дактиль или «daktylos» (на греческом буквально означает «палец»). Стопа дактиля состоит из трёх слогов, первый из которых — ударный.
Ассоциация с пальцем вам ещё пригодится: первая фаланга длиннее остальных двух. Похожим образом располагаются слоги в дактиле: первый более сильный и долгий, чем остальные два.
С XIX века русские поэты чаще всего использовали трёх- и четырёхстопные дактили.
Пример найдём в стихотворении Михаила Лермонтова «Тучи».
«Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную».
Это четырёхстопный дактиль. Схема такая: _UU | _UU | _UU | _UU!
Амфибрахий
Греческое название «amphibrachys» переводится как «краткий с обеих сторон». Действительно, этот стихотворный размер звучит отрывисто и чётко. Ударение в амфибрахии падает на второй слог. Российские поэты чаще всего используют трёх- и четырёхстопный амфибрахий. Или комбинируют их в одном стихотворении.
Примером возьмём стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тамара».
«В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале».
Схема получится такая: U_U | U_U | U_U (трёхстопный амфибрахий).
Анапест
Чаще всего наши авторы используют трёхстопные и четырёхстопные анапесты. Забавно, что греческое название «anapaistos» переводится как «отражённый назад» — обратный дактилю. Ударение в анапесте падает на третий слог. Запомните ассоциацию с греческим переводом и определять станет проще.
Возьмём в пример «Увертюру» Игоря Северянина, написанную четырёхстопным анапестом.
«Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!»
Схема: UU_ | UU_ | UU_ | UU_ !
Пеон
Понятие «пеон» (или «пэон») пришло из античной квантитативной метрики, учитывающей протяжённость и ритмическое ударение в стихе. Оно происходит от древнегреческого слова «paion» (или «paian»), что означает «гимн Аполлону». Под этим термином понималась стопа, состоящая из пяти мор. Морой древние поэты называли промежуток времени, за который можно произнести краткий слог. Длительность долгого слога составляла две моры.
Всего выделено четыре вида стоп – I, II, III и IV пеоны. Номер каждому был присвоен в зависимости от того, на каком месте в стопе располагается долгий слог. Данный размер употребляется в современной поэзии редко.
По материалам Интернета
Свидетельство о публикации №124121905509