Самооценка что это такое?
представления играют очень большую роль в формировании образа собственного «Я»
Осознанно или несознательно, но мы всегда сравниваем себя с окружающими и оцениваем с таких позиций, как «лучше», «хуже», или «такой же как и все». В первую очередь оцениваются значимые, важные для общества качества. К примеру, для юноши дворянского сословия первой четверти 19 века было вполне нормальным рассуждать о том, лучше или хуже он танцует мазурку по сравнению с другими молодыми людьми.
А для современной молодежи это качество утратило свою актуальность, поэтому и не оценивается.
Адекватная самооценка так или иначе правильно отражает способности и качества личности, другими словами это реальное представление человека о самом себе, которое соответствует действительности.
Такие представления могут быть как положительными, так и отрицательными, поскольку люди не идеальны.
Самооценка влияет на поведение человека, а также на его отношение к самому себе и к другим. Так, при адекватной самооценке, индивид:
Правильно взвешивает соотношение своих потребностей и способностей;
Может критически посмотреть на себя со стороны
Ставит перед собой разумные цели, которых в будущем сможет достичь;
Неадекватная самооценка в свою очередь бывает двух видов: заниженная и завышенная.
Степень неадекватности так же бывает разных уровней.
Самооценка чуть выше или ниже среднего - достаточно распространенное явление, она почти никак не проявляется в поведении человека, не мешает его жизни и
способности взаимодействовать с другими индивидами.
Определить девиацию в данном случае можно только при прохождении специальных психологических тестов. Самооценка же чуть выше среднего в коррекции не
нуждается, поскольку человек заслуженно ценит и уважает себя.
Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой.
Людей с завышенной самооценкой можно легко заметить - они стремятся быть у всех на виду, стараются доминировать и взять всю ответственность в свои руки. Для таких индивидов свойственны следующие качества:
Не воспринимают критику со стороны окружающих, их раздражает чужое мнение;
Имеют комплекс превосходства над остальными, считая себя во всем правыми;
Отвергают поддержку и помощь;
В частности в своих неудачах и невзгодах обвиняют других;
Имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим;
Бытует мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, нежели заниженную.
В свою очередь все зависит от уровня - люди, слишком высоко ценящие себя и свои способности, могут быть отнюдь неприятны.
Заниженная самооценка
Людей с самооценкой значительно ниже среднего уровня не всегда можно заметить.
Они не стремятся ко всеобщему вниманию и могут казаться скромными. В процессе общения с такими людьми можно заметить их отрицательные качества:
Зависимость от мнения окружающих и постоянная потребность в их одобрении;
Комплекс неполноценности;
Нерешительность и чрезмерная осторожность;
Излишняя требовательность к себе и окружающим;
Мелочность и завистливость;
Самооценка такого рода также делает людей эгоистичными, только это другой эгоизм.
Такие люди настолько погружены в свои неудачи, одержимы жалостью к себе, что не могут заметить проблем своих близких.
Очень часто встречаются такие случаи, что люди с заниженной самооценкой не способны ни уважать, ни любить
Структура самооценки
Психологи в структуре самооценки выделяют два компонента: эмоциональный и когнитивный
Эмоциональный компонент - это отношение человека к себе и своим собственным проявлениям.
Те эмоции, которые мы испытываем к себе, порой бывают противоречивы: любовь и неприятие себя, самоуважение или же его отсутствие.
Когнитивный компонент включает в себя знания индивида о самом себе, своих возможностях, способностях, слабых и сильных сторонах. Данный компонент формируется в процессе самопознания и значительно влияет на уровень самооценки в будущем.
Различия этих двух компонентов носит чисто теоретический характер, в реальной жизни они сосуществуют в тандеме - наши представления о своих качествах всегда эмоционально окрашены.
Факторы, влияющие на формирование самооценки
Неадекватная самооценка - это всегда плохо, она создает неудобства и проблемы как самому человеку, так и его окружению.
Можно ли винить индивида в неправильном представлении о самом себе?
И под влиянием каких факторов формируется самооценка?
Основы самооценки формируются еще в детстве, именно с того момента, когда ребенок осознает свое «Я», и когда он начинает сравнивать себя с другими малышами и взрослыми. В дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут правильно оценивать свои качества и свое поведение.
Особое развитие самооценки идет именно в подростковом возрасте. В научной литературе подростковый возраст характеризуется как кризисный, в это время происходит бурное развитие и перестройка организма подростка. Именно в этом
возрасте подросткам свойственна особая чувствительность, беспокойство и раздражительность.
Можно сказать, что оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых, поскольку это именно они оказывают значительное влияние на подростков.
Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и
спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»
Именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки у детей.
Психологи считают, что похвала и поощрение приносят больше пользы, нежели постоянные выговоры и наказания.
Суть в том, что отрицательные эмоции мы переживаем гораздо сильнее по сравнению с положительными, и неприятные ощущения дольше хранятся в нашей памяти. Так сложилось в процессе эволюции.
На формирование самооценки так же влияют и индивидуальные особенности человека.
К примеру, люди с более чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач нежели менее эмоциональные.
Можно сказать, что индивидуальные особенности личности влияют на формирование
самооценки, но ее вектор задает социальная среда.
Коррекция самооценки
Возможность изменения самооценки в адекватную сторону волнует многих. Особенно это касается взрослых, казалось бы уже зрелых и состоявшихся личностей. Это осознание приходит, когда человек понимает,что неадекватная оценка своих сил и способностей начинает мешать ему в достижении его целей, и к тому же плохо влияет на отношения с другими индивидами.
В процессе повышения самооценки важную роль играют одобрение и похвала окружающих.
Для этого найдите себе хобби или увлечение, в котором вы сможете преуспеть, и не стесняйтесь демонстрировать успехи, которых вы достигнете.
Вопросы студенческой науки Выпуск №5 (33), май 2019
Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция
самооценки
Свидетельство о публикации №124121905170