Летопись Земли часть 8
1526 - в царствование Василия III, отца Ивана Грозного, Русь дважды (1517,1526) посетил Сигизмунд Герберштейн, посол императора Римской империи, которую в то время возглавлял Габсбургский дом. Через 23 года в Вене на латинском языке был издан объемистый труд посла под названием «Записки о Московии». Там, как о само собой разумеющемся сообщались подробности о местонахождении кумира загадочной Золотой Бабы:
«Золотая Баба, то есть Золотая Старуха, - это идол, стоящий при устье Оби в области Обдора, на том берегу. По берегам Оби и по соседним рекам расположено повсюду много крепостей, правители которых, как говорят, подчинены государю московскому. Рассказывают, а выражаясь вернее, баснословят, будто идол Золотой Старухи - это статуя в виде старухи, держащей на коленях сына, и там уже снова виден еще ребенок, про которого говорят, что это ее внук. Более того, будто бы она поставила там некие инструменты, издающие постоянный звук вроде труб. Если это и так, то я полагаю, что это происходит от сильно и постоянно дующего на эти инструменты ветра.»
1530 - во время сильнейшей грозы, под раскаты грома, родился Иван Грозный, сын князя Василия III Ивановича и Елены Васильевны Глинской.. В младенце соединились крови едва ли не всех великих воинов, сошедшихся в битве 8 сентября 1380 года на Куликовом поле: по мужской линии Дмитрия Донского (в пятом колене), а по женской - Мамая (от Елены Глинской) и литовского князя Ягайло, союзника "татар" в той битве. Ивану было всего три года, когда от тяжелой болезни скончался его отец и фактическая власть перешла к его матери - молодой и энергичной вдове Елене Глинской. Княжеский род Глинских считается литовским, но происходил от князей, в XV веке перешедших на службу к великому князю Литовскому. Более того, как доподлинно установлено, основоположником рода Глинских был один из сыновей хана Мамая: после разгрома Мамая на Куликовом поле и умерщвления отца наемными убийцами, его сын бежал в Литву, где получил в управление и кормление город Глинск (ныне находится на территории Сумской области Украины ), - от его названия получил фамилию и весь род. В дальнейшем отношения князей Глинских с литовско-польскими властителями разладились, и они перешли на службу к русскому царю Василию III. Ему вскоре приглянулась молоденькая племянница опальных князей, и он взял ее в жены, отправив в монастырь бездетную супругу Соломонию. Спустя четыре года на свет появился Иван и, благодаря его матери, в жилах царей Рюриковичей потекла кровь хана Мамая.
1530 - джунгары разрушают Асгард Ирийский. В 1990-95 годах раскопали Древний Некрополь (подземный город), который старше Египетских пирамид, а на слиянии Оми, где была ТЭЦ, когда её сносили обнаружили подземные ходы, древнее даже самого Некрополя. Так же было обнаружено много подземных ходов под Иртышем и Омью. Джунгары они не только Асгард разрушили, но они еще пытались изгнать жуликов бродячих, которые атары овец угоняли и лошадей. Джунгары люди вспыльчивые – они начали тех вырезать целыми джюсами: у них было деление: старший джюс, средний и младший. Планировали всех вырезать. Тогде Аблахан Трусливый сделал богатые подарки Екатерине II, чтобы она спасла кыргызов-кайсаков от уничтожения. Она послала казаков, которые разбили джунгар и отогнали их подальше, а кыргызов-кайсаков взяли под свое покровительство. И чтобы больше набегов джунгарских не было они установили несколько казачьих форпостов, например Верный - ныне Алма-ата, и все это подчинялось Асгарду т.е. Омску, Акмала ныне Астана, Акмолинск или Апдора – ( город Опдорск в Омской обл. был до 1935 г., потом стал Салихардом, хотя в этом городе до сих пор проходят опдорские посиделки). Кыргызы–кайсаки в 1935 году легли спать кыргызами-кайсаками, а на утро проснулись казахами...
А что они взамен этого делают сейчас? Где отара прошла, там и Казахстан. Уже Барнаул не русский город. Они уже на картах Казахстана его отмечают, как Баянаул, не Омск уже, а Омбы, не Саратов, а Саратау. То есть Великий Казахстан – от Турции до Ледовитого океана... А теперь они заявляют, что это якобы какое-то независимое государство. От кого оно не зависит?
1547 - короновали Ивана Васильевича Грозного 16 января 1547 года; в Успенском соборе в Кремле митрополит возложил на него шапку Мономаха - символ царской власти московских государей. Это "Венчание на царство" было первым после "ордынского ига". Первой женой Ивана IV стала Анастасия Романовна Захарьева-Юрьева, на которой он женился две недели спустя после венчания на царство и прожил тринадцать лет. Она происходила из рода Захарьиных-Кошкиных, ведущих начало от Андрея Кобылы, легендарного основателя рода будущих Романовых; сам Андрей Кобыла вел свой род от рода древнейшего прусского жреца и вождя Видвунга. От вокняжения первого Рюриковича, Олега, в Киеве в 882 г. до венчания на царство последнего Рюриковича в 1547 г. почти 666 лет.
1550 - зимой 1550 года, войско Ивана Грозного, возвращавшееся из неудачного похода на Казань, остановилось у реки Свияги, впадающей в Волгу. Здесь решено было построить крепость, которая служила бы надежным тылом при взятии столицы Казанского ханства. В апреле 1551 в районе Углича был срублен деревянный город, который затем был разобран и погружен на суда. Город по Волге добрался до Свияги, где на выбранном месте и был построен.
Сооружение Свияжска - уникальный случай в истории русского градостроительства. По своей площади крепостные сооружения Свияжска превосходили сооружения Новгорода Великого, Пскова и даже Московского Кремля. Крепость была обнесена деревянной стеной протяженностью 2550 метров, составленной из городней - прямоугольных срубов, заполненных внутри землей и камнями. На всем протяжении стены усиливались восемнадцатью башнями.
1552 - взятие Иваном Грозным в начале октября столицы волжских булгар Казани. Затем была взята Астрахань ,"прежде зовома Тмутаракань", и вся Волга стала русской, вернее "московской" рекой.
"...Царь и Великій Князь (Иоанн Васьевич) слышавъ Царя Казанскаго Сапкирея злаго воина зло умерша, и въ Вельможахъ его возмущеніе веліе, такожъ и во всехъ Казанцехъ, подвіжеся и разгореся Божественною верою по Христiанстве, и въ третіе лето Царства своего, собравъ Князи своя и Воеводъ, и все Христолюбивое воинство и пойде самъ къ Казани во многихъ тысячахъ, въ зимнее время 7058 (1550); и велика бысть нужда воемъ его отъ стужи, мора же и глада мнози изомроша, и конскаго падежа безчисленно бысть, велика бо бе тогда зима и мразна; къ томужъ и весна скоро приспе, и дождь многъ и великъ идяще месяцъ, не престая ліяше; Богу ли тако изволившую или чрезъ волшебства Казанскихъ волхвовъ, яко и сокровищамъ воинскимъ потонуши, и местъ сухихъ не обрести, гдебъ стояши, и отъ огня согретися, или пищу сварити." / Львовская летопись /
Казанский царь Сапкирей был из рода Тохтамыша, законного наследника ханов Золотой Орды. После преждевременной смерти царя Сапкирея, до прихода к Казани Ивана Грозного, казанским ханством управляла молодая царица Сумвек, у которой был младенец, именем Мамшкирей, а так же "преждереченный Царевичь Кощакъ, по приказу Царя своего по смерти его пять летъ, и почтенъ бяше саномъ выше всехъ Воеводъ Казанскихъ". Сумвек - дочь князя Юсупа Заяицкого из Нагайской Орды.
"...Волхвы же сице къ Казанцемъ глаголаху: О горе намъ, яко приближается конецъ нашему житію! И вера Христіянская будетъ здесь, и Русь имать вскоре Царство наше взяти и насъ поработити и владети нами сильно, не по воле нашей; вы же, аще хотите, сказуемъ вамъ прямо и не обинующеся, еще тихо пожити въ земли вашего отечества, и женъ и чадъ вашихъ , и родителей , состаревшихся, предъ очима вашима погибаемыхъ, и ведомыхъ въ пленъ не видети, то избравше себе мужи мудры и словесны, пошлите отъ себе къ Московскому Самодержцу, могущихъ умолити его и укротити, и заблаговременно смиритеся съ нимъ, и обещайтеся быти подручники его, придержащеся и дани давайте. Не требуетъ бо вашея дани злата и сребра, не нужно есть ему, но ждетъ смиренія вашего и покоренія истиннаго. Аще сего не сотворите, якоже глаголахомъ вамъ, то вскоре погибнемъ. …Горежъ и намъ, яко волхвованія наша съ нами исчезнутъ! И тако сбысться, якоже рекоща волхвы. Царица же разуме, яко сбудутся прореченiя оныя, бывшія большія Царицы Сибирскія, но молчаше, людей укрепляюще. Прорече бо некогда та Царица Казанское взятіе въ болезни своей." / Львовская летопись /
Интересно, но в современном понимании истории парадоксальна судьба царевича Кощака и его семьи:
”…И приведоша буяго Варвара въ Царствующій градъ безчестно, всего железы и цепьми скованна, не хотевшаго добромъ смиритися; и вопросиша его повеленіемъ Самодержца: аще хощетъ креститися и служити ему, то милость пріиметъ отъ него? Онъ же рабъ его быти хотяше, креститися же отрицашеся; и по неколиких днехъ державше его въ темнице, и усекоша главу его вне града на месте, нарицаемомъ усекательномъ, со всеми Варвары, жена же его со двумя сыны крестишася, и взятъ ю Христолюбивая Царица въ палату свою, а два сына ея взя къ себе Царь и Великій Князь, и повеле изъучити ихъ Россійской грамате.” / Львовская летопись /
Также были доставлены в Москву царица Сумвек с сыном Мамшкирей, в крещении Александр.
Возвращение Ивана Грозного из похода на Казань.
”И тако Благоверный Царь помышляетъ въ скорости возвратитися въ свою отчину, въ Царствующій градъ Москву; во градежъ Казани оставляетъ Воеводу, Князя Александра Борисовича Горбатаго, да Князя Василія Семеновича Серебрянаго, и съ ними Князей и детей Боярскихъ полторы тысячи, и Головъ, и темъ повеле внутри града быти; за градомъ же повеле быти двумъ стамъ сороку человекамъ Головъ, да тремъ Тысящникамъ стрелецкимъ, и семи Атаманамъ наилучшимъ. Пребысть же Православный Царь после взятія града десять дней, и восхоте пойти въ Царствующій градъ Москву, повелевая готовити струги и ушкалы; въ лето 7061, месяца Октября въ 11 день, на память Святаго Апостола филиппа во Вторникъ, двигнувся пойде Православный Царь ко отечеству своему, въ Царствующій градъ Москву здраво, со всеми людьми светло и пресветлу победу нося, и отъ всехъ и везде съ великою радостію сретаемъ бысть; и на походе своемъ ночевалъ на песку на Волге, противъ Гостина Острова, а заутра пойде къ новому граду Свіяжску, и ту пребывъ день единъ, пойде въ Четвертокъ въ 1З день; и вседе Государь Царь во ушкалы подъ Вязовыми горами, и пріиде въ Нижній Новградъ, и ту пребысть два дни, и пойде къ Балахне въ струзе Волгоюжъ; а отъ Балахны всяде на конь, и тако Благоверный Царь пріиде на ямъ, зовомый Судогда.” / Львовская летопись /
1558 - началась затяжная Ливонская война (1558-1583). За полтора столетия до Петра I Иван Грозный попытался вернуть России по праву принадлежавшие ей земли, отторгнутые иноземцами. Праведность этой многотрудной, кровопролитной и, к сожалению, безрезультатной войны понимали все - от царя до рядового стрельца. Всеобщее воодушевление и надежды в концентрированной форме сумела выразить летописная «Степенная книга»:
«Земля Ливонская, в которой было больше семидесяти городов, в древние времена земля та называлась Чудской, где великий князь Ярослав Владимирович и город основал в честь имени отчего - Юрьев, и многие святые церкви построил, и там были епископы православные, и подчинялись они русской митрополии. А потом богомерзкие немцы, пришедшие из-за моря, поселились в чудской земле и дань стали давать русским государям в Великий Новгород. А когда расплодились и разбогатели, и возгордились самомнением, то не только перестали дани давать Новгороду, но и начали вести войну супротивную и чинить пакости многие Великому Новгороду и Пскову, причем иногда побеждали, а иногда и сами бывали побеждены…»
1571 - очередное сожжение Москвы. Крымский хан Девлет-Гирей, воспользовавшись российскими неудачами в Ливонской войне, во главе 120-тысячного войска совершил молниеносный поход на Москву.
…Царь Иоаннъ Васильевичь оставя Москву, взявъ съ собою обеихъ своихъ сыновъ и лучшее сокровище, и въ .провожденіе свое две тысячи человекъ своихъ выборныхъ воиновъ, пойде въ Монастырь зело укрепленный, и Татара услышавъ о томъ, обратились на Москву градъ, и пришли въ день Праздника Живоначальныя Троицы. Въ восьмомъ часу дни надъ Москвою учинилося злое несчастіе, великою жестокою громовою погодою учинился пожаръ, которой добрался до пороховыхъ погребовъ, и тако такой крепкой, утвержденный стенами замокъ на пятьдесятъ саженъ до фундамента сокрушило, и всю Москву тотъ пожар въ девять часовъ въ пепелъ претворилъ. И такъ великой оной градъ имеющій въ окруженіи своемъ на девять миль немецкихъ, претерпелъ такое бедство, что сто двадцать тысячь человекъ, кроме женъ и детей, людей сгорело… / Львовская летопись /
1572 - только за одну Варфоломеевскую ночь с 23 на 24 августа 1572 года в Париже были зверски уничтожены более трех тысяч гугенотов (то есть почти столько же, сколько погибло за все правление Ивана Грозного). Причем вырезан под корень был цвет французской нации, съехавшийся отовсюду на бракосочетание Генриха Наваррского и Маргариты Валуа («королевы Марго»). Вслед за Парижем протестантские погромы прокатились по всей стране. Как отмечается в справочной литературе, только за первые две недели погибли около 30 тысяч гугенотов.
1581 - роковое для династии Рюриковичей убийство Иваном Грозным 9 ноября 1581 года своего наследника, царевича Ивана. Хотя многие летописцы утверждают, что такого события никогда не было, вернее оно упоминается несколько иначе: "в 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день... преставление царевича Иоанна Иоанновича" / Пискаревский летописец /. Даже вскрытие могилы Иоанна Иоановича показало, что травмы головы нет, но есть повышенная концентрация ядов. Более того, экскурсоводы Третьяковской галереи прямо говорят, что картина Репина не имеет ничего общего с исторической действительностью.
”...Еще не задолго предъ миромъ учинилось у Царя Иоанна Васильевича отъ жестокаго его сердца надъ сыномъ его большимъ Иоанномъ зело несчастливая причина: Царевичь Иоаннъ рожденный еще отъ преждебывшей его Царицы Анастасіи: Царь Иоаннъ Васильевичь восхоте противъ Поляковъ на войну идти, тогда сынъ его Иоаннъ съ покорностію его просилъ, чтобъ того не чинилъ, но старался бы уже зачинающій миръ во окончаніе приводить, объявя отцу своему, что намъ не помогутъ никакія наши богатства, на которыя Царь Иоаынъ Васильевичь надеялся, понеже, какъ мне известно, что у Короля Польскаго богатство его все состоитъ въ храбрости и силе… и на то Царь Иоаннъ Васильевичь зело разгневался, жезломъ своимъ, у котораго конецъ былъ отравленъ острымъ железомъ, на сына своего съ яростію нападе; онъ же хотя ему поклонитися по обычаю, но Царь упредилъ жезломъ, въ самую гортань его прободе, и тако Царевичь паде на землю, его же вземше ошнесоша въ свои покои, и къ тому припала къ нему смертная лихорадка, преставился. Царь Иоаннъ Васильевичь зело опечалился, даже до смерти съ великою жалостію и слезами плакавъ по сыне своемъ неутіьшно; а Капитанъ Маргаретъ повествуетъ, что сынъ его Иоаннъ натуральною смершію умре, и тако многія несогласія и лжи имеются у Исторій Писателей на Царя Иоанна Васильевича.” / Львовская летопись /
По другим версиям, Грозный не убивал сына Ивана - правил Иван, а при нем был опекунский совет возглавляемый Романовыми, которые придумали первую боярскую опричнину. В нее входили Захарины, Романовы, Шуйские во главе с Басмановым. История это приписывает Ивану Грозному. Он же отрекся от царской власти и одев вериги стал блаженным. В ответ на первую опричнину последовала вторая. Это был ответный удар Золотой Орды во главе с Малютой Скуратовым. Боярская опричнины была разгромлена, Басмановы погибли. Сам же Скуратов позднее погиб в Ливонской войне при штурме крепости. Недалеко от Тулы есть станция Скуратово.
1582 - к устью реки Демьянки, с целью захвата статуи Золотой бабы, Ермак Тимофеевич отправляет своего воеводу Брязгу. Брязга с казаками осаждает и берет Демьянский городок, но Сорни Эквы там уже не находит. Легенды говорят, что эта баба была отлита из чистого золота, стояла обнажённой и блистала такой красотой, что оторвать от неё глаз было невозможно. Золотая богиня держала на руках своего ребёнка, девочку, тоже очень милую и красивую.
Статую Лады несколько сот лет до этого укрывал самый крупный и самый богатый храм Лады во всех славянских землях, который стоял среди векового соснового бора на берегу Ладожского озера. От берега, где были устроены специальные причалы, вглубь бора к ступеням великолепного, покрытого ажурной резьбой храма вела широкая деревянная дорога, перила которой были тоже резными, а в храме у ног золотого кумира лежали большие гусли-самогуды и сами по себе играли мелодию гимна великой богине. Понятно, что отдавать золотую Ладу в руки жадных до драгоценностей христиан хранители не собирались.
1582 - между Россией и Польшей было заключено перемирие на 10 лет.
”…Царь Иоаннъ Васильевичь уступилъ 52 местечка въ Лифляндіи Полякамъ воэле Литовской границы; и что къ Полоцку принадлежитъ, то назадъ отъ Поляковъ въ Россію возвращено Великіе Луки, Заволочье, Невила, Островъ со всеми принадлежащими къ нимъ местами. Оной миръ учиненъ на десять летъ, когда оные оба Потентанты будутъ живы, и ежели ькоторой изъ нихъ преставится, то другой воленъ, какъ хочетъ войну зачинаетъ; которымъ миромъ великіе Послы другъ друга поздравили и присягами укрепили, а Шведы въ тотъ миръ были не приглашены и не вступили.” / Львовская летопись /
1584 - умер Иван Грозный 18 марта 1584 года. Несмотря на свое прозвище и утвердившийся имидж Иван Грозный был одним из просвещеннейших людей своего времени. Любил петь и сочинял музыку: его стихиры сохранились и исполняются по сей день. Царь был поразительно начитан и владел уникальной библиотекой, многие раритеты которой вместе с сокровищами византийских императоров привезла в Москву его бабка - Софья Палеолог. Библиотека, в которой наряду с другими шедеврами хранилась полностью уцелевшая «История Рима» Тита Ливия (как известно, из 142 ее книг до сих пор было найдено и опубликовано только 35), находилась в тайном кремлевском подземелье, впоследствии следы ее затерялись, а неоднократные попытки отыскать бесценные рукописи и инкунабулы до сих пор не увенчались успехом. Иван Грозный правил 50 лет и 104 дня.
Как сейчас выяснила наука, Ивана Грозного отравили. С ним вместе были отравлены ртутью (очевидно, сулемой) и девятнадцать членов его рода. Заговорщики вырубали род Рюриковичей под корень. В мышцах и костях царя количество ртути превышает 37 допустимых норм. А у его первой любимой жены Анастасии сумма яда вообще фантастическая - 129 “норм”! Крепкая была женщина. У его сына Ивана, которого, якобы, царь убил, количество ртути превысило цифру 19. Больно то, что царь Иван Васильевич был положен в гроб еще живым. Возможно, в состоянии клинической смерти. В гробу, уже похороненным, он пришел в себя, и поняв, что с ним произошло, последним усилием поднял свою правую руку в ведической мудре вечной жизни - в христианском благословении. С поднятой для благословения рукою и нашли ученые в 1963 году останки Ивана IV.
1586 - русским мастером Андреем Чоховым была отлита из бронзы Царь-пушка на Пушечном дворе. Длина пушки - 5,34 м, наружный диаметр ствола - 120 см, диаметр узорного пояса у дула - 134 см, калибр 890 мм (35 дюймов), масса - 39,31 т (2400 пудов). Но с профессионального взгляда, этот артиллерийский комплекс, выставленный на обозрение в Кремле - настоящая бутафория.
"Интересно, что производителями артиллерийских орудий в XVI-XVII веках были не только государевы пушкарские дворы, но и монастыри. К примеру, довольно крупное производство пушек велось в Соловецком монастыре и в Кириллово-Белозёрском монастыре. Владели пушками и весьма их успешно применяли Донские и Запорожские казаки. Первое упоминание о применении пушек запорожскими казаками относится к 1516 году. В XIX-XX веках в России и за границей сложилось мнение, что допетровская артиллерия была технически отсталой. Hо вот факты: в 1646 году Тульско-Каменские заводы поставили Голландии более 600 орудий, а в 1647 году 360 орудий калибра 4,6 и 8 фунтов. В 1675 году Тульско-Каменские заводы отгрузили за границу 116 чугунных пушек, 43892 ядра, 2934 гранаты, 2356 мушкетных стволов, 2700 шпаг и 9687 пудов железа". / Энциклопедия вооружений /
1587 - умер польский король Стефан. Борис Годунов обратился к полякам с предложением быть у них королем, обещая объединить Польшу и Россию. Уже и послы российские прибыли в Польшу, но тут и шведы заявили свои права на престол польский, мотивируя это древностью Шведского и Готского государства, указывая на древние кондиции Николая Ратволдуса. Это привело к тому, что поляки исключив Россию, единогласно выбрали себе в короли шведского кронпринца Сигизмунда. Видя такие бесчинства в выборе короля польского, Сибирское царство добровольно пришло в подданство Российского государства.
”Оное великое и пространное Сибирское Царство, даже до Китайскихъ границъ въ подданство Россійскаго Царства досталось безъ кровопролитія, снисканіемъ одного Момуча, Аники имянуемаго Строганса, и тамо бывшій Царь Сибирскій со своими знатными въ Москву привезенъ, и Сибирь учинися подъ Скипетромъ Россійскимъ. Такожъ Россіяне тогда вступили въ дела и со Шведами, но на договорахъ всегда требовали, чтобъ Шведы имъ отдали Иванъгородъ, Ямбургъ, Копорье и Кексгольмъ , и прочее, что въ прошедшую войну Шведы отъ Россіи отобрали…” / Львовская летопись /
Шведы без войны города отдавать не согласились. Тогда царь Федор Иоаннович, собрав армию под командою Бориса Годунова, пошел на Лифляндию (Сев. Латвия и Юж. Эстония ), а Крымских татар упросил напасть на Польшу, удержав тем самым поляков от нападения на Россию. В результате чего города были возвращены с последующим заключением перемирия.
1598 - умер царь Федор Иванович в январе 1598 г, и с его смертью прекратилась династия Рюрика. От восшествия на киевский престол легендарного Олега в 882 году прошло 716 лет. В том же году на Земском соборе царем был избран Борис Годунов. Ему было тогда 46 лет. Его возвышение связывают с женитьбой около 1570 года на дочери Малюты Скуратова - Марии. Кроме того, на его сестре, Ирине, был женат Федор Иванович (сын Ивана Грозного). Он долго не решался надеть шапку Мономаха, вроде бы колебался. 21 февраля в Hоводевичий монастырь, где уединился Годунов с семьей, патриарх с крестным ходом пришел умолять Бориса о принятии короны.
”Еще Царю Феодору Iоанновичу не у преставльшуся, но уже въ болезни великой бывшу, пріидоша къ нему вси Князи и Бояре Московскіе, вопрошаху его, кому отдастъ Корону и Державу свою, понеже по себе наследника не имеетъ? Царица, супруга его, сестра Бориса Годунова, желала и искала, чтобъ онъ отдалъ Державу брату ея Борису, но Царь Феодоръ Іоанновичь, егда позналъ, что вскоре имеетъ быть разлученіе души отъ тела его, повелелъ тогда предъ всеми Бояры себе постричь въ монахи, и егда клобукъ на главу его возложиша, отдаде самъ изъ рукъ своихъ Державу Феодору Никитичу Романову, племяннику родному матери своея Благоверныя Царицы и Великія Княгини Настасіи Романовны; но онъ не хотя ея приняти, сказалъ брату своему Александру, чтобъ тотъ принялъ, а Александръ сказалъ третьему брату Іоанну, чтобъ тотъ ея принялъ, а Іоаннъ указалъ на четвертаго брата своего Михаила, чтобъ тотоъ принялъ, того ради уже кончающійся Царь Феодоръ Іоанновичь, опустилъ Державу свою на землю, и рекъ: пускай кто хочетъ, тотъ ея и возметъ.” / Львовская летопись /
1604 - в январе 1604 года до Годунова доходят слухи о том, что в Польше объявился самозванец, выдающий себя за сына Ивана Грозного, Дмитрия, чудесно спасшегося 15 мая 1591 года в Угличе верными людьми. 20 мая 1604 года в полдень, "совсем рядом с солнцем", как пишет К.Буссов, комета Галлея появилась в созвездии Близнецов. Солнце в мунданной астрологии всегда связывается с царской властью, ну а знак Близнецов говорит сам за себя, - это предвещало появление "близнеца" убиенного Дмитрия. К тому же знак Близнецов связан еще со слухами, сплетнями, обманом.
1605 - 13 апреля 1605 Борис Годунов казался веселым и здоровым, много и с аппетитом ел. Потом поднялся на вышку, с которой нередко обозревал Москву. Вскоре сошел оттуда, сказав, что чувствует дурноту. Позвали лекаря, но царю стало хуже: из ушей и носа пошла кровь. Царь потерял сознание и вскоре умер. Похоронили его в Кремлевском Архангельском соборе.
Царем стал сын Бориса - Федор, умный и образованный юноша. Но 1 июня 1605 в Москве вспыхнул мятеж сторонников Лжедмитрия. Федора Годунова и его мать убили, оставив в живых лишь дочь Бориса - Ксению. Ее ждала участь наложницы самозванца. Официально было объявлено, что царь Федор и его мать отравились; тела их выставили напоказ. Затем из Архангельского собора вынесли гроб Бориса и перезахоронили в Варсонофьевском монастыре близ Лубянки. Там же захоронили и его семью без отпевания, как самоубийц.
”…и тогда Розстрига Лжедимитрій повеле тело его, жены и сына его погребсти въ убоземъ Монастыре девичье, иже именуется Варсонофіевъ; и потомъ пойде во градъ Москву съ великою славою. Самъ онъ ехалъ на убранномъ коне съ немалымъ киченіемъ. Памяти достойно дело тогда надъ нимъ Лжедимитріемъ учинися: егда бо онъ на большую площадь въ Кремль пріехалъ, тогда нечаянно, не вемъ откуда, нечистый духъ его аки сильный вихрь окружилъ, и съ великимъ порываніемъ его, и съ лошадью носилъ, и потомъ бросилъ на землю; и егда онъ возсталъ, то въ палаты Царя Бориса не пошелъ, но во обиталища Царская вниде…” / Львовская летопись /
Во время царствования Василия Шуйского, тела Бориса Годунова, жены его и сына были перезахоронены в Троицком монастыре со всеми почестями.
”Царь Василій Іоанновичь, хотя себя въ народе аки милосердымъ сотворити, соболезнуя о фамиліи Бориса Годунова, что тотъ Лжедимитрій такое надъ ними оказалъ мученіе и всехъ искоренилъ, кроме дщери его Ксеніи; того ради повелелъ Его Величество тела Борисово, жены его и сына изъ земли вынять, и съ честною церемоніею погребеніе учинить въ Монастыре Троицкомъ, въ разстояніи отъ Москвы въ двенадцати миляхъ, которыхъ тела монахи отъ Москвы даже до Монастыря несли попеременно съ великою церемоніею духовною; а дщерь Борисова Ксенія за гробами съ горькими слезами шла, и свое горе и несчастіе тутъ причитала; такожъ последовалъ и Царь Василій Іоанновичь со всеми Боляры за теми гробы.”
1605 - 29 июня короновался Лжедмитрий I в Успенском соборе, согласно всем русским обычаям и церемониям, - это важно подчеркнуть, что он был помазан на царство в полном соответствии со всеми законами России, и с того дня являлся ее законным царем, - кто бы он ни был на самом деле. 1 мая 1606 года в Москву прибыла царская невеста, Мария Мнишек. Она была помазана на царство так же законно, как и самозванец. Hедолгое его правление все историки описывают как полезное и благодетельное для России, но явно на польский манер. Царствовал он с 29 июня 1605 года по 17 мая 1606 года, неполных одиннадцать месяцев. Как свидетельствует Конрад Буссов, восставшие "разыграли с бедным Димитрием действо о муках страстных нисколько не хуже, чем евреи с Иисусом Христом". Били, переодели в чучело, издевались; требовали признаться в самозванстве, однако он молчал. Затем уже князья и бояре там же, в Кремле, зарубили его саблями и проткнули пиками, затем сбросили с высокого царского крыльца.
”...тело Лжедимитрія обнажили отъ всехъ одеждъ, и нагое по улицамъ влачаху, и привлекше его на то место, где Шуйскому единожды повелено было отъ сего Лжедимитрія отрубить голову, тут его тело публично на одну доску положено; тутъ же и тело Басманово (Петра) привлекше, и того Лжедимитрія на груди Басманова положиша, а въ ротъ ему вложиша Польскую волынку; и на томъ позорище лежали тела целые три дни, а потомъ у однихъ воротъ зарыты въ землю, а Маія 29 дня паки выняты и сожжены въ пепелъ. Сокровищи Россійскіа все отдаша старой Царице; а привезенное съ Мариною изъ Польши, по исчисленію на сто на восемдесятъ тысячь талеровъ, хртели было отдать отцу ея, но потомъ его съ некоторыми пленниками въ Ярославль градъ сослаша, и другихъ Поляковъ сославше въ ссылку въ места Татарскія, яко въ Казань и Астрахань, и публично предъ народомъ читаху сделанной Манифестъ о убіеніи прямаго Царевича Димитрія въ Угличе; а его объявляюще быти чернеца Гришку Отрепьева, который при Патріархе секретарскую должность отправлялъ и бежалъ въ Польшу. …” / Львовская летопись /
Интересно упоминание об отношении россиян в то время к употреблению коровьего мяса:
”Въ некоторый публичный день сей церемоніи, онь Посолъ (польский) Маія 12 дня имелъ честь сидеть съ однимъ Лжедимитріемъ за обедомъ Царскимъ за особливымъ столомъ. Та церемонія, особливо произвела въ сердцахъ Бояръ Россійскихъ ненависть отъ того, что они увидели, какъ Лжедимитрій употреблялъ съ Посломъ въ снедь телячье мясо, которое Россіянамъ за великую, противную и нечистую вещь казалось.”
1606 - на московский престол сел Василий Шуйский.
”…въ летоо 7114 по царствованіи Розстриги сяде на Московское Государство Царь Василій Іоанновичь, глаголемый Шуйскій, иже бысть отъ родства.Князей Суздальскихъ: Суздальскіе же Князья нарицахуся вины ради сицевыя: Быша бо у Великаго Князя Ярослава Всеволодовича, внука Георгія Долгорукова, правнука Владимира Мономаха, праправнука Всеволода Владимировича, сына Владимирова, Великаго Князя Кіевскаго, крестившаго всю землю Россійскую, два сына, изъ нихъ же большій сынъ у Великаго Князя Ярослава Всеволодовича Великій Князь Александръ, глаголемый Невскій, иже Княжествовалъ во Владимире, тутъ и положенъ бысть во Обители Пречистыя Богородицы, Честнаго и Славнаго Ея Рождества; отъ него же родися Князь Даніилъ Московскій и проч: по роду степеньми; а другой сынъ Князь Андрей Ярославичь, меньшій братъ Александру Невскому, и тотъ былъ на Великомъ Княженіи Суздальскомъ; а по немъ сяде сынъ его Василій Александровичь; а у Князя Василья былъ сынъ Князь Константинъ; у Князя Константина сынъ Князь Димитрій; онъ былъ на Великомъ Княженіи Новогородскомъ; а у Князя Димитрія былъ сынъ Василій, глаголемый Скирдяпа; у него сынъ Князь Юрій; у Князя Юрья былъ сынъ Князь Феодоръ; у Князя Феодора Юрьевича, Скирдяпиа внука, былъ сынъ Князь Василій Шуйскій; у Князя Василья Шуйскаго былъ сынъ Князь Іоаннъ; у Князя Іоанна были дети, Князь Андрей, да Князь Петръ, и сихъ родства Царь и Великій Князь Василій Іоанновичь Шуйскій, который по убіеніи Лжедимитрія и разосланіи Поляковъ въ ссылку, Іюня 1 дня Царскою Короною коронованъ и на престолъ возведенъ…” / Львовская летопись /
1606 - уже в августе 1606 г. князь Григорий Шаховской, бежавший в Польшу с золотой государственной печатью, распустил слухи, что убит был не Дмитрий, что сын Грозного опять спасся от врагов. Кто он был, этот Лжедимитрий II неизвестно. Стихийное возмущение народа обернулось невиданной по своим масштабам крестьянской войной, которую возглавил Иван Болотников - энергичный и опытный вожак, способный воодушевить и увлечь за собой народные массы. Поначалу к нему примкнули хорошо организованные дворянские отряды, недовольные новым царем Василием Шуйским и его пробоярской политикой. Болотников дважды громил регулярные царские войска, подходил к самой Москве и осаждал ее, но вынужден был отступить из-за предательства дворянских союзников, перешедших на сторону Шуйского. Схваченный после героической обороны Тулы, крестьянский вождь был ослеплен и утоплен.
В результате 4-х летнего царствования Василия Шуйского и ожесточенной гражданской войны Центральная Россия превратилась в подобие кладбища. Вот какую картину нарисовал один из современников событий: «Жилища человеческие превратились в логовища зверей: медведи, волки, лисицы и зайцы свободно гуляли по городским площадям, и птицы вили гнезда на трупах человеческих. Люди сменили зверей в их лесных убежищах, скрывались в пещерах, непроходимых кустарниках, искали темноты, желали скорейшего наступления ночи, но ночи были ясны: вместо луны пожарное зарево освещало поля и леса, охота за зверями сменилась теперь охотой за людьми, следы которых отыскивали гончие собаки; казаки, если не могли истребить сельских запасов, то сыпали в воду и грязь и топтали домашнюю рухлядь; где не успевали жечь дома, там портили их, рассекали двери и ворота, чтобы сделать жилища неспособными к обитанию».
Источник - http://alexfl.ru/vechnoe/vechnoe_mist-c.html
Предыдущее - http://ladstas.livejournal.com/114285.html
ПРОДОЛЖЕНИЕ - http://ladstas.livejournal.com/114705.html
Свидетельство о публикации №124121901711