Донецкая каменноугольная

Савве Ивановичу Мамонтову и всем участникам грандиозного строительного проекта Донецкой каменноугольной железной дороги, осуществлённого в 1876–1889 годах

Железные нити дорог
Протянуты водоразделом; –
Былых изысканий итог ;,
За видимым канув пределом.

Когда до тяжёлых машин
Ещё оставалось полвека,
А в сотнях коней и мужчин
Измерен был труд человека.

Донецкий промышленный край
Являлся Клондайком открытий,
Здесь в чёрного золота рай
Впечаталась бездна событий.

Прошло полторы сотни лет
С проектов путей судьбоносных,
Отбивших в истории след
Стальным индикатором роста.

Никитовку рельсы сплели
Со Зверево стройкой трёхлетней;,
И станции-вехи вросли,
Пройдя испытанья столетий.

Здесь кряжа Донецкого ось
Пронзила холмы и овраги,
Что было поодаль и врозь,
Струною связали трудяги.

У Толстой Могилы возник
Посёлок Ильи Дебольцева ;,
Донбасс чтоб пройти напрямик,
Дебальцево стало основой ;.

Здесь Мамонтов Савва; стелил
Из рельсов немецких калёных,
Бригадами выемки рыл
В степях у курганов зелёных.

Петровеньки, Крёстная; есть,
Что Штеровкой позже назвали,
И Юськино; строилось здесь,
Его в нулевых разобрали.

За ним – Ровеньки, там депо,
Полсотни стальных паровозов ;,
А нынче не помнит никто,
Как тендер спасал от морозов.

С Должанской к Провалью;; рукав
Остался с тех пор однопутный,
Хоть лет промелькнувших река
Беречь не пыталась минуты.

И Щётово;; встала в тот ряд,
Связав Карахаш с Антрацитом.
До Крёстной составы пыхтят,
Углём криндачовским набиты;;.

Поздней на двадцатой версте
Построили Фащевку скоро;;,
Чернухино стало затем;;
Разъездом на вольном просторе.

Хоть термины вроде просты,
Но времечко режет больнее:
"Разъезд тридцать первой версты",
Что Кокиным стало позднее;;.

С Дебальцево ветку вели
К Попасной, а там – к Краматорской;;,
И станции всюду росли,
Что соли просыпали горсткой.

Разъезд Вергилёвка;;, а вслед –
У копи взросла Ломова;тка;;,
Изюм;;, Голубовка;; и нет
Тех вёрст, что стелились бы гладко;;.

С Попасной вели полотно
На север, связав с Лисичанском;;,
Открыли к востоку окно,
Дебальцево сблизив с Луганском;;.

От Ясиноватой пути
Сплелись с Константиновкой раньше;;,
Хацапетовку;; чтобы пройти,
Уйти за Криничную дальше;;.

На Юзовку;;, дале – на юг;;,
До порта Азовского моря;;,
Под музыку ливней и вьюг,
И уголь отправился вскоре,

Добытый горняцким трудом,
На дальних морских пароходах;;.
О крае ковыльном, седом,
Молва прогремела в народах.

Размеренный стук молотков
Надёжным скрепленьем костыльным
Давно отгремевших веков
С характером твёрдым, двужильным

Вершила рабочая рать
В клубах паровозного дыма,
Размахом до неба достать
Могла в эти годы незримо.

Немало воды утекло...
Сменились названия станций,
Былое в упадок пришло
По воле служебных инстанций.

Шагнули давно в мир иной
Ряды безымянных рабочих,
Что шли в непогоду и зной,
Всё в тяготах руки и очи...

Но служит наследие нам,
Пройдя череду лихолетий,
Салютом ушедшим летам
И замыслом новых столетий.

21 декабря 2023 г.

1 Линия Никитовка – Зверево спроектирована и построена по хребту Донецкого кряжа по водоразделам рек Северский Донец и Миус.

2 В 1874 г. 1-й Съезд горнопромышленников России определил направление Донецкой железной дороги от станции Никитовка Курско-Харьковско-Азовской дороги до станции Зверево Воронежско-Ростовской дороги и станции Кривая Музга Волго-Донской дороги с ответвлением от станции Толстая Могила (Дебальцево) до Луганского завода и Красного Яра на Северском Донце с перспективой продления ветки до станции Миллерово Воронежско-Ростовской дороги. Съезд также высказался за продление Константиновской железной дороги от Еленовки до Мелитополя Лозово-Севастопольской железной дороги с тупиковой ветвью до Мариуполя (т.н. Мелитопольская дорога).
В апреле 1875 г. правительство лишь определилось с направлением железной дороги.

Это – направления от станции Зелёная Волго-Донской дороги до станции Зверево Воронежско-Ростовской дороги (Восточно-Донецкая железная дорога), участок по водораздельному хребту Донецкого кряжа от станции Зверево до станции Никитовка с ответвлением от Толстой Могилы не только до Луганска, но до Лисичанска и Славянска.
В июне 1875 г. министр путей сообщения докладывал о невозможности осуществления сразу всего проекта, указывая на первоочерёдность сооружения центральной Зверевско-Никитовской линии через богатые каменноугольные месторождения с ответвлениями на Луганск и Славянск.

3 В январе 1876 г. концессия на строительство железной дороги была дана промышленнику С.И.Мамотову – его кандидатуру, в частности, поддержал министр путей сообщения Константин Посьет. Савва Иванович создал акционерное общество "Донецкая дорога". В декабре 1878 г. состоялось торжественное открытие Донецкой каменноугольной железной дороги, её общая протяжённость составляла 389 вёрст. Были открыты участки Никитовка – Дебальцево – Должанская – Зверево (212 вёрст), Дебальцево – Попасная – Краматорская (174 версты), Ступки – Бахмут (6 вёрст) и Дебальцево – Луганск (85 вёрст). Рентабельность акционерного общества "Донецкая дорога" ставилась под сомнение некоторыми современниками, но дорога окупила вложенные средства и стала прибыльной.

4 Илья Николаевич Дебольцев (1747 – 1827, Воронеж) – издатель, публицист, переводчик, статский советник. Владел имениями в Воронежской и Екатеринославской губерниях. С фамилией Дебольцева связано неофициальное наименование села Ильинка в Екатеринославской губернии – Дебольцовка, расположенное в 8 вёрстах от станции и пристанционного посёлка, названного Дебальцево.

5 Путевое развитие центральной станции – Дебальцево – составляло 7 вёрст. Станция была изначально спроектирована, как пассажирская и позднее в двух вёрстах восточнее была построена сортировочная станция с одним из трёх на дороге основных паровозных депо на 56 паровозов.

6 Савва Иванович Мамонтов (1841 – 1918) предприниматель, меценат, коллекционер искусства, покровитель художников и артистов, с 1872 г. директор Московско-Ярославской железной дороги, строитель Донецкой и Архангельской железных дорог (линия Вологда – Архангельск, 596 вёрст, где он применил при строительстве узкоколейку – в условиях Крайнего Севера эта технология использовалась впервые). Он приобрёл или взял в аренду несколько предприятий, включая Невский завод, выпускающий паровозы, Николаевский металлургический завод в Иркутске, несколько чугунолитейных и горнодобывающих предприятий в Иркутской губернии, возвёл вагоностроительный завод в Мытищах и другие. С 1899 г. он совместно с княгиней Марией Тенишевой финансировал журнал "Мир искусства", стал одним из основоположников социально ответственного предпринимательства.

7 Первоначальное название станции Штеровка. В 1878 г. на Дебальцево-Зверевском направлении были открыты станции: Петровеньки, Крёстная (Штеровка), Колпаково, Юськино (Картушино), Ровеньки, Должанская, Провалье (Красная Могила).

8 Первоначальное название станции Картушино. Станцию в 2000-х годах ликвидировали. Та же участь постигла станции Баронская, Комендантская, Колпаково и ряд других.

9 На станции Ровеньки находилось одно из трёх основных паровозных депо дороги, рассчитанное на 56 паровозов (два других – в Дебальцево и Попасной).

10 Перегон между станциями Должанская и Провалье (с 1919 г. Красная Могила) остался однопутным.

11 От станции Щётово впоследствии была построена однопутная линия, соединившая её со станциями Карахаш, Антрацит и Железо.

12 Тринадцатикилометровая однопутная линия была построена от станции Крёстная (Штеровка) до Криндачовки – горнодобывающего посёлка, существовавшего с 1895 г., названного по фамилии предпринимателя, горнодобытчика Егора Криндача. В 1920 г. посёлок был переименован в Красный Луч, ставший впоследствии городом.

13 Станция Фащевка была построена на двадцатой версте от Дебальцево в казённом поселении, существовавшем с 1795 г., позднее станция стала обслуживать близлежащие горнодобывающие предприятия – местные и Городища.

14 Чернухино в 1901 г. было разъездом, станцией оно стало позднее.

15 Разъезд Кокино был построен на перегоне Фащевка – Петровеньки, в послевоенные годы был ликвидирован.

16 Станция Краматорская впоследствии стала называться, как и город – Краматорск.

17 Разъезд Вергилёвка впоследствии стал станцией Боржиковка (с 2011 г. – имени Олега Крючкова).

18 Станция Ломоватка построена в 1878 г. На тот момент там уже существовала горнодобывающая артель и карьер по добыче камня.

19 Изюм – впоследствии станция Алмазная, Кадиевка, Стаханов.

20 Голубовка – станция, расположения в черте нынешнего города Кировск. По соседству была построена станция Варварополье, впоследствии ставшая Первомайском.

21 Направление Дебальцево – Краматорская обслуживало старые шахты и соляные копи. Участок Дебальцево – Попасная проходит в поймах рек Лозовая, Санжаровка, Лугань, Камышеваха и отличается пересечённым профилем местности, что потребовало строительства многочисленных выемок, насыпей, водопропускных труб и других искусственных сооружений. Попасная вплоть до 1910 г. была распределительной станцией.

22 Линия Попасная – Лисичанск на момент её строительства являлась тупиковой веткой и в первые годы эксплуатации была убыточной.

23 Направление Дебальцево – Луганск было построено, как тупиковое, в 1878 г. и несколько лет было малодеятельным. На нём открылись раздельные пункты Мануиловка, Юрьевка (Коммунарск), Белая (Славяносербск).

24 Станция Ясиноватая находится на построенной немного ранее Константиновской железной дороге. В 1880 г. она была присоединена к Донецкой.

25 Хацапетовка – прежнее название Углегорска.

26 В апреле 1875 г. было определено перспективное направление от станции Хацапетовка (Углегорск) до Синельниково Лозово-Севастопольской железной дороги, Екатеринослава, Кривого Рога, Казанки Харьково-Николаевской дороги с мостом через Днепр, с пересечением Курско-Харьковско-Азовской дороги у станции Криничная, а Константиновской – по станции Рудничная.

27 Юзовка – прежнее название Донецка.

28 Первоочередной была задача сооружения Мариупольской ветви, о строительстве которой Джон Юз договорился с уполномоченными Мариупольского городского общества ещё в 1874 г., однако разрешение было получено лишь в 1880 г. Строительство продолжалось в 1881 - 1882 г.г. и закончилось открытием участка Еленовка – Мариуполь (99 вёрст).

29 Донбасский уголь получил выход к Азовскому морю. Однако уголь к Азовскому морю пошёл не сразу, а спустя 7 лет, поскольку в порту велись дноуглубительные работы для пропуска морских судов.

30 После строительства глубоководного порта в 1886-1889 годах в Мариуполе, донбасский уголь впервые был погружен на пароход "Медведица".

Объём стихотворения не позволяет вместить описание строительства множества других станций, прославивших трудовой Донбасс, кроме упомянутых выше, вот лишь некоторые из них:

Сватово, Кабанье, Рубежное, Насветевич, Нырково, Венгеровка, Ирмино, Лантратовка, Белокуракино, Старобельск, Новоайдар, Кондрашевская-Новая, Ольховая, Огородная, Луганск-Грузовой (им. Кашпарова), Меловая, Техникум, Семейкино, Краснодон, Родаково, Сентяновка, Лутугино, Изотово, Марьевка, Дарьевка, Вальяновский, Галута, Бирюково, Соль, Енакиево, Горловка, Байрак, Булавин, Петруньки, Фенольная, Мушкетово, Мандрыкино, Волноваха, Торез, Кумшацкий, Бесчинская, Мочалинский, Никишино, Щебёнка, Нижняя Крынка, Софьино-Бродская, Монахово, Очеретино, Доля, Сартана, Иловайск, Макеевка, Красноармейск, Славяногорск, Селидово, Красный Лиман и другие...


Рецензии