От Италии до Нижнего Тагила. Демидовы
В начале 1740-х одним из первых каменных домов на Большой Морской стал одноэтажный дом в 11 окон по фасаду на участке 43 по проекту неизвестного автора. Зва сотню лет дом неоднократно менял внешний вид и своих хозяев, пока генеральская семья Эссенов в феврале 1836 года уступила за 240 000 рублей здание с участком Павлу Николаевичу Демидову.
Павел Демидов, мыслящий категориями сибирских расстояний, незамедлительно выкупил у Огюста Монферрана и соседний 45 участок вместе со строением.
Павел Демидов — представитель VII колена знаменитого рода Демидовых, владелец Нижнетагильских заводов на Урале, статский советник, один из самых состоятельных людей России, не жалел средств для обустройства семейного гнезда для своей возлюбленной жены красавицы Авроры Карловны Шернваль. Дом, приобретенный Демидовым, был подвергнут кардинальной внешней перестройке и изменению интерьеров под руководством Монферрана. Здесь 9 октября 1839 года родился сына Демидова — Павел Павлович I-ый. После кончины Павла Николаевича 25 марта 1840 года дом перешел в собственность его сына — будущего князя Сан-Донато.
История с демидовским княжеством Сан-Донато весьма любопытна.
Один из представителей многочисленного рода Демидовых — тайный советник, действительный камергер, русский посланник Николай Никитич Демидов — в 1827 году будучи во Флоренции, купил у монахов владение Сан-Донато и с демидовским размахом начал строительство великолепной виллы, закончить которое не успел в связи с кончиной 22 апреля 1828 года.
Строительство виллы было завершено только в 1831 году его сыном Анатолием Демидовым. 21 октября 1841 года Анатолий женился на племяннице Наполеона I Матильде Бонапарт. Незадолго до свадьбы Демидов получил от великого герцога Тосканы Леопольда II титул Князя Сан-Донато, так как отец Матильды желал, чтобы она осталась принцессой. Однако княжеский титул Анатолия Демидова не признавался в России. Когда Николай I узнал о появлении новоиспеченного князя, то по легенде сказал: «Пусть он там только князем и остается». После смерти в 1870 году бездетного Анатолия Демидова его состояние и титул перешли по наследству его племяннику — Павлу Павловичу Демидову. Павел Павлович продал отцовский дом на Большой Морской княгине Н. Ф. Ливен и уехал в Италию, как оказалось навсегда. Павел Павлович скончался в Пратолино близ Флоренции 14 января 1885 года, перед смертью успев исхлопотать высочайшее разрешение для себя и супруги носить княжеский титул в России.
Николаю Никитичу Демидову поставлен памятник в Италии на площади, названной его именем Piazza Demidoff, а княжеский титул Сан-Донато и по сию пору носит одна из станций Нижнего Тагила, как бы напоминая нам о бывшем хозяине Нижнетагильского горного округа.
Дом Демидовых на Большой Морской при новой владелице княгине Ливен заметно преобразился. В 1870-х годах архитектор И. В. Штром установил в подвале калориферы, ликвидировал печное отопление, заменив его водяным, организовал водопровод и газоснабжение. В 1910 году здание было арендовано послом короля Италии (в связи с чем герб Демидовых подправили, чтобы он напоминал итальянский герб). Несколько лет после начала Первой Мировой войны здание пустовало, но после установления дипломатических отношений между правительством Муссолини и СССР здание вновь вернули итальянским дипломатам, в нем было размещено посольство, затем — генеральное консульство (1924 — 1957 годы), а в 1957 ; 1995 годах — институт «Гипростанок».
От демидовской роскоши, нынче к сожалению, не осталось и следа: исчезли очаровательные фонтанчики в нишах у ворот, украшенные фигурками купидонов, утрачено богатейшее внутреннее малахитовое убранство — колонны, пилястры, камин, а также мраморные скульптуры и наборный паркет.
О былом величии напоминает фасад первого этажа, украшенный рустами из белого итальянского мрамора, да цоколь, облицованный серым полированным сердобольским гранитом.
Невзирая на привычную питерскую непогоду, стойкие серо-беломраморные гермы с мужскими и женскими полутелами с завидным постоянством удерживают от падения на пешеходов мраморный балкон второго этажа, над которым крылатые фигуры группы «Слава» авторства Теодора Жака, из последних сил несут дворянский герб фамилии, вписавший такие славные страницы в историю Россию.
Свидетельство о публикации №124121805234