Князь Хованский

Его прозвали Тараруем,
Иначе просто – Пустомелей.
Слова из уст летели роем,
Но бил врага без сожалений

Глава стрелецкого приказа
Иван Андреевич Хованский,
Герой мятежного рассказа
Былой эпохи государской.

Царям Романовым, конечно,
Служил он преданно и верно.
Войска стрелецкие прилежны –
В походы шли самозабвенно.

Но после Фёдоровой смерти
Стрельцы московские восстали,
В интриг придворных круговерти
Царевну Софью поддержали.

Хованский, видно, понимая,
Насколько важен он отныне,
Усилить роль свою желая
В большой политики твердыне,

В Кремле командуя стрельцами,
Влиять пытался на Софию:
«Знай: если будешь ты не с нами,
То кровь польётся на Россию».

Стрельцом использованы были
Враги царевны – староверы.
Их многих лидеров казнили
(Чужды Софии полумеры).

А после Софья из столицы
С семьёй и верною охраной
Ушла Всевышнему молиться
К святыням веры православной.

И князь за нею следом собран –
Желал начать переговоры,
О власти. Был же арестован
В преддверьи смерти приговора.

Герой мятежного рассказа
Казнён по воле государской,
Глава стрелецкого приказа
Иван Андреевич Хованский...

Москва – Сергиев Посад, 2024 г.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Моё стихотворение – своего рода «приквел» «Царевны Софьи». В нём рассказывается об Иване Андреевиче Хованском – русском военном и политическом деятеле XVII века. Он был одним из государственных служащих, возглавлял в том числе Стрелецкий приказ. Участвовал в боевых действиях. В 1682 году по сути возглавил стрелецкое восстание, а после него с целью воздействовать на политические процессы в России пытался оказывать влияние на Софью Алексеевну (поручил стрельцам охранять Кремль и находиться в нём на постоянной основе, оказывал фактическую поддержку старообрядцам и т.д.). В конце концов был арестован по приказу фактической правительницы Русского Царства и приговорён к смертной казни. События 1680-х гг. легли в основу знаменитой оперы великого русского композитора М.П. Мусоргского «Хованщина».

В качестве иллюстраций используются портрет И.А. Хованского, написанный П.А. Скотарем (работал в Большом театре), а также гравюра Н. Кисловского «Стрелецкий бунт. 1682. Возмущение стрельцов в Москве.» (конец 1860-х гг.).


Рецензии