Конкурс 49. ЛС Аллюзии в хайку

  Дорогие наши друзья - постоянные участники и гости, продолжаем наш проект "Лепестки сакуры" (ЛС), открытый для всех любителей, опытных и начинающих познавать тонкости редкого уникального жанра! И попробуем его развивать, используя навыки и жизненный опыт.

   Каждый, кто прикоснулся к загадочному таинству создания хайку, задаётся вопросом - почему одни трёхстишия производят яркое впечатление, как вспышка в сознании, а какие-то просто приятная картинка? Какие средства выразительности можно использовать, если метафоры в запрете: видим мир глазами ребёнка и пишем то, что видим. Давайте искать вместе. Одно из таких средств художественной выразительности - АЛЛЮЗИЯ. Она широко применяется в классической поэзии. А ведь хайку - это тоже поэзия при всей лаконичности в тесных рамках в виде запретов. Приведём из прошлого конкурса две работы, где аллюзия имеется:

хоспис у вязов
   корзина  антоновки
            около входа                (автор Татьяна  Беклемышева)   
*

стопка программок
    соцветия декабристов
       в лунном сиянии               (автор Шик Арина)
*

 листва на шпалах
    пустой трамвай движется
            вдоль лесопарка                (автор Ирина  Жукова- Каменских)
*

  Некоторых рецензентов смутило такое навязчивое чувство связи с чем-то другим (романсом, художественным фильмом). Некоторые теряются в догадках - что автор имел в виду, как понимать ту или иную хайку... Но вспомним, что каждый раз мы вспоминаем, что в хайку ценны недостроенные мосты. И чем их больше, тем богаче текст, его внутреннее содержание. Не оттого ли нам хочется стоять и размышлять, думать, представлять? Когда одна ассоциация дополняет другую, как раз и происходит строительство такого моста, конца которого не видно, как в тумане.

    Есть такой приём в живописи, когда один край изображаемого предмета, расположенного дальше, не дописывают, подчёркивая перспективу. Так и здесь, не достраивая мост ассоциаций, мы только даём отправную точку, а читатель движется дальше сам. И как далеко он зайдёт, не знает сам автор трёхстишия! Но давайте остановимся подробнее на понятии этого художественного приёма, называемого
                АЛЛЮЗИЯ

    АЛЛЮЗИЯ [фр. allusion - намек < лат. alludere - подшучивать, намекать] - 1) неявное, завуалированное (но ясное для адресата) упоминание о ком-чем-л., затрагивание какой-л. темы с помощью намека; 2) лит. стилистическая фигура, заключающаяся в соотнесении описываемого или происходящего с устойчивым историческим понятием или крылатым выражением.
Термин «аллюзия» происходит от латинского allusio - намек. Ударение ставится на второй слог: аллю'зия.
Аллюзия - это отсылка, намек на известный факт, произведение, крылатую фразу.

   Например, А. Пушкин, начав писать «Евгения Онегина» в Бессарабии, в ссылке, знакомит читателя с героем своего романа:

Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы,
Или блистали, мой читатель!
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.

   Последняя строка аллюзирована, в ней содержится намек на то, что Пушкин был выслан из Петербурга на юг.

   Аллюзии могут быть серьезными, а могут быть ироническими или сатирическими. Автор может использовать политические, исторические, общекультурные отсылки.
Иногда в аллюзии используется игра слов. Например, статья о Давосском экономическом форуме в газете называется «Давос и ныне там». Это намек на бессмысленность мероприятия, отсылка к строчке «Да только воз и ныне там» из басни Крылова «Лебедь, щука и рак».

Аллюзия может быть явной и скрытой. Скрытые аллюзии используются в эзоповом языке, который позволяет говорить о запретных вещах экивоками, намеками.

   Частный случай аллюзии - антономазия, то есть использование имени собственного в качестве нарицательного.
Так, выражение «пиррова победа» означает победу слишком дорогой ценой. Аллюзия отсылает к греческому царю-полководцу Пирру Эпирскому, который якобы однажды сказал: «Еще одна такая победа, и я останусь без войска...»
Чем старше литературное произведение, тем сложнее читателю понять содержащиеся в нем аллюзии. Например, Пушкин активно ссылался на античную мифологию и классическую литературу. В современных изданиях его стихи приходится снабжать подробными комментариями и пояснениями. Бывает и аллюзия на аллюзию, и потому дно заложенного смысла может быть не так однозначно.

 Применение такого приёма как АЛЛЮЗИЯ требует от автора глубоких знаний, искромётного ума и осознания рамок взаимопонимания с читателем.
Обращаем внимание, что аллюзия м.б.:

- ПРЯМОЙ
- СКРЫТОЙ
- СЕРЬЁЗНОЙ
- ИРОНИЧНОЙ
- АВТОНОМАЗИЕЙ (использование имён собственных в качестве нарицательных)
- ВТОРИЧНОЙ и т.д.
_________

   К скрытой аллюзии можно отнести, к примеру, такой текст, занявший когда-то в  3 место в конкурсе "Лепестки сакуры. Топонимы в хайку"

в поле ромашек
 тропа из Иваново
   дорожный тупик        (автор Шик Арина)
*

  Здесь мы видим даже две аллюзии. Цепочка выстраивается: ромашки (не гадайте на любовь!), Иваново (город невест) и... конечно "тупик", потому что уехать будет сложно. Здесь и ирония, и наша природа, и, как говорится, "наше всё". У нас всегда невест было достаточно!

   Как видим, процесс очень увлекательный, но требующий внимания - надо держаться золотой середины, чтобы не впадать в крайности. Навязчивость, грубость, откровенный стёб, насмешка - всё это необходимо исключить. Мы имеем дело с пейзажной зарисовкой, располагающей к созерцанию и размышлению. Не забываем об этом.

================

  Итак, дорогие друзья, давайте особо поработаем над таким стилистическим приёмом как АЛЛЮЗИЯ. Тонкий намёк на то, что, предполагается, знакомо читателю, а не одному автору, выстраивает мост в ассоциативный мир, связывающий прошлое с фотографией момента. Сиюминутное с вечным, потому что речь идёт о пласте культурных ценностей, истории, который можно критиковать, но выкинуть не удастся, по крайней мере этому поколению. А потому неминуемо производит впечатление. Это филигранная работа.

  Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. В рисунке не должно быть самого автора.
 
   Итак, задание для конкурса «АЛЛЮЗИЯ В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 2 или 3, см. условие ниже) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).

2. В хайку будет оцениваться то, НАСКОЛЬКО УНИКАЛЬНО УДАЛОСЬ АВТОРУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТАКОЙ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЁМ КАК АЛЛЮЗИЯ, НАСКОЛЬКО ИЗЯЩНО И ЕСТЕСТВЕННО, ИСКЛЮЧАЯ ИЗЛИШНЮЮ ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ, ВПИСЫВАЕТСЯ ОНА В ТЕКСТ И ВОСПРИНИМАЕТСЯ НА ВТОРОМ ПЛАНЕ. Картинка не должна быть просто красивой зарисовкой и всё. Мир человека - это не просто поздравительная открытка! Она должна быть взята из жизни и быть уникальной в своём роде, должна быть информативной. Количество всевозможных разночтений и созданий дополнительных образов  НА ЭТОТ РАЗ приветствуется ОСОБО.  Помните о недосказанности и недостроенных мостах. Позвольте читателю самому их достраивать! Доверяйте вашему читателю. Но и сами проверяйте, что видите по прочтению.

  ВНИМАНИЕ! ПРИ ПРИЁМЕ РАБОТ ВЕДУЩАЯ КОРРЕКТНО БУДЕТ ПОДСКАЗЫВАТЬ, но только по просьбе автора. Все заявленные работы на конкурс будут приняты.  Времени будет достаточно, всегда можно, резервируя место, поработать над уникальностью текста.

 Для настроения рекомендуется тема «МЕТЕЛЬ ЗА ОКНОМ», но совсем не обязательно.

 ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

ВНИМАНИЕ!  Текст хайку в количестве от 1 до 2 (!) от каждого автора присылайте  НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ПО АДРЕСУ:

            ignattur@gmail.com

 Обязательно должен прийти от ведущей ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье, что заявка отправлена.

   За 3 дня до окончания срока приёма работ, если останутся вакантные места, будут приниматься от участников третьи хайку!!! Ниже по тексту сроки оговариваются. Пожалуйста, не торопитесь высылать 3-и хайку заранее!!! Не путайте ведущую!

Заявка принимается на почту ведущей по форме: На конкурс Лепестки сакуры

Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно.

Призовой фонд:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:

1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двухчастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное отсутствие рифмы, даже ассонансной и самой слабой
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) Стараться не использовать прилагательных и наречий. Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) Не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.
25) Присутствие человека, косвенное или прямое, должно быть обязательно. Но ничего не должно быть слишком. Полная гармония между человеком и окружающим его миром в пейзаже конкретного момента сезона.
26) На контрасте обстановки видим что-нибудь одно (иначе взгляд будет рассеиваться). Избегаем слов во множественном числе

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.

   Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

  С теорией хайку на основании прошлых конкурсов проекта "Лепестки сакуры" можно ознакомиться на личной страничке ведущей  в виде отдельных статей-конспектов с примерами призовых работ-победителей конкурсов в разделе "Учимся писать хайку. Лепестки сакуры" - с 1- 32 конкурсы. http://stihi.ru/avtor/ignattur

 С 33 по 48 конкурсами можно ознакомиться в папке "Пишем хайку. Лепестки сакуры" на нашей конкурсной площадке Маллар Ме.

Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 31 ДЕКАБРЯ 2024 года, ДО КОНЦА ГОДА, или до 30 работ максимум! Но с 29 ДЕКАБРЯ, если не будет набрано 30 хайку, откроется набор от участников ДО 3-Х ХАЙКУ! 29 ДЕКАБРЯ с 00.00 времени будут приниматься работы в порядке очереди. После чего будет объявлено голосование! Не упустите свою возможность!
________________

Принято на данный момент: 30 хайку.

Принимаю только неопубликованные хайку!

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   29.12.2024 18:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.