Пусть знает люд, как надо не жалеть себя...

«О сын человеческий! Каждой вещи — свой знак. Знак любви — стойкость в том, что предназначил Я, и терпение в Моих испытаниях.» (Бахаулла. Сокровенные Слова)

«Весь Союз узнал о пианистке редкого дарования, когда в 1965 году вышел очерк Симона Соловейчика в «Комсомольской правде». Он неожиданно нашел ее в Барнауле. Спецкор увидел афишу, что солистка Алтайской филармонии дает концерт редчайшей сложности: Сезар Франк, Морис Равель и 24 прелюдии Клода Дебюсси. Какому пианисту это под силу? Он ведь не знал, что судьба приведет его к пианистке, которая когда-то покоряла Европу и Америку… "Нас оказалось в зале 53 человека. Я посчитал. А зал большой, на 500 мест. <…> Потом вышла пианистка. Высокая немолодая женщина. Коротко подстриженные рыжие волосы, решительные движения, какие бывают у опытных женщин-врачей. Она посмотрела в пустой зал с добродушной грустью, даже чуть виновато, потом так же смущенно сменила качавшийся стул и стала играть. Три раза в жизни испытал я фантастическое ощущение, будто впервые слышу фортепьянную музыку, а все, что было до того, - не музыка. Пианистка не отдавалась музыке. Она была над нею, выше нее <…> Я не знал в тот вечер - конечно, невежество! - что судьба привела меня на концерт пианистки, чьей игрой наслаждался весь мир - Париж, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Гавана, Вена, Рим, Берлин, Брюссель", - писал Соловейчик.» (Из статьи Надежды Рыжкиной: https://www.nsk.kp.ru/daily/27592.5/4863919/)

«…её звали обратно в Париж, но она, не скрывая, что тоска по родине огромная, и она навсегда остаётся француженкой, сказала: «Это было бы предательством по отношению к тем русским женщинам, которые поддерживали меня в самые трудные годы в сталинских лагерях».

«Да, видно, надо претерпеть страданье,
 Дабы потом возликовало знанье
Того, что зной тебя не может сжечь.
Хоть жизнь тебя не круто замесила,
Но есть, но есть в тебе такая сила –
Пройти сквозь ад и душу уберечь.» (Гюнтер Тюрк)

(Из статьи Синильги-Ларисы Владыко: http://stihi.ru/2013/04/10/9341)

«Когда Веру Августовну спрашивали, хотела ли бы она вернуться во Францию, она отвечала: «Зачем? У меня здесь много друзей». У нее действительно было много друзей. Ее дом был широко открыт для всех любителей музыки, и на ее домашних концертах присутствовали и ученые, и студенты, и школьники, и просто соседи по дому. Долгая дружба связывала ее с членом-корреспондентом А.А. Ляпуновым, проф. К.А. Тимофеевым и их семьями.

Не сломлен я! Унылым сожаленьям
Не свить под сердцем черного гнезда.
Роптать на жизнь – какое преступленье!
Жалеть себя – какая ерунда!» (Из статьи Любови Качан: https://proza.ru/2012/02/24/310)

«Первые два года в лагере умирала. А потом сказала себе: раз не умерла, значит, надо жить. Следовала завету Бетховена всем страждущим: Stirb oder Auf! Умри или Будь!»

На белом мраморе (на надгробии на могиле) выбиты слова Веры Августовны: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна…» (из статьи Зои Ерошок: https://dzen.ru/a/Y0bYlFzzSyW1mLE2)

России требуются вновь титаны духа, 
Чтоб испытания достойно проходить…
Не оттого ль у нас и бедность, и разруха,
Что забываем мы Творца благодарить
И с Ним теряем мы связующую Нить,
Лишаясь зрения духовного, ума и слуха…

Вот пианистка, взять хотя бы для примера,
Чтоб не казалась серой жизнь среди снегов,
В Сибири оказавшись с родины Вольтера, 
Не пала духом, дверь закрывши на засов,
Наоборот, играла множество часов,
Спасала люд от ледяного плена Герда-Вера*…

Пройдя допросы, жизнь продолжила без страха,
Чекистов, что ломали пальцы, не виня,
Играла на доске** Бетховена и Баха,
Своё высокое призвание ценя,
Судьбу за смерть детей и мужа*** не кляня…
Такая выпала на долю ей земная вахта…

Прославил Бог Лотар-Шевченко в кинофильмах****,
Пусть знает люд, как надо не жалеть себя,
В тех испытаниях, что проявляют сильных,
Как Вера всех людей и музыку любя
Дарила им до дней последних декабря*****,
Всё то, чем наделил её Творец весьма обильно…

России требуются вновь честнейшие, духовные титаны,
Чтоб устоять на Истине во времена тотального обмана…

*- Вера Августовна Лотар-Шевченко (10 марта 1899, Турин, Италия по др. данным 2 октября 1900, Ницца, Франция — 10 декабря 1982, Новосибирск, СССР) — итальянская и советская пианистка. По др. источ.: Она родилась в Париже. Отец — француз, известный математик, профессор Сорбонны. Мать — испанка, филолог… см.: https://dzen.ru/a/Y0bYlFzzSyW1mLE2
**- 1 января 1942 г. была арестована. Осуждена на 10 лет заключения по статье 58-10 (антисоветская агитация). Отбыла 8 лет (по другим данным 13 лет) заключения на Урале. В тюрьме по памяти «играла» на доске с вырезанными клавишами. «Пальцы у Веры Августовны до конца жизни были красные, корявые, узловатые, гнутые, изуродованные артритом. И еще — неправильно сросшиеся после того, как их на допросах переломал («не спеша, смакуя каждый удар, рукоятью пистолета») старший следователь, капитан Алтухов.» «В лагере зэки кухонным ножом вырезали для нее на нарах фортепианную клавиатуру. И она по ночам играла на этом безмолвном инструменте Баха, Бетховена, Шопена.»
***- муж был арестован перед войной в 1941 г., погиб в лагере. Дошли слухи, что их дети (два сына мужа от первого брака их совместная дочь) умерли во время блокады Ленинграда, но «в 1957 году ее нашел старший сын Владимира Шевченко - Денис. Он выжил в блокадном Ленинграде. Потом ушел на войну. После войны продолжил дело отца — стал мастером-акустиком, создателем смычковых инструментов.»
****- Судьба Лотар-Шевченко в самых общих чертах легла в сюжетную основу фильма режиссёра Валерия Ахадова на сценарий Евгения Козловского «Руфь» (1989), где главную роль сыграла Анни Жирардо. В 1991 году на Западно-Сибирской киностудии сняли документальный фильм «Мы еще будем жить настоящей жизнью».
*****- Дата смерти 10 декабря 1982 (83 года), место смерти - Новосибирск, СССР.

(Генцелев А.Н., 17 декабря 2024 г.)


Рецензии