Какие из 10 заповедей Библии нарушал А. С. Пушкин?

Какие из 10 заповедей "Библии" нарушал А.С. Пушкин?
Спойлер: от меня ЭТО – острый перчик в варево "культура + наука + общество", особенно - любителям "традиций", восклицающим "Пушкин - это наше всё!".
Дню Науки посвящается.
Автор - В.А. Сергеев, 8.2.2023. Скорректированный вариант от 17.12.2024.

 Известно, что заповедь №6 из "Библии" "не убий!" (заметим: без всяких оговорок - кто, кого и за что!) является непреложным "божественным" законом для всех людей - как для иудеев, так и для христиан (в частности - для православных).
10.2.2023 исполняется 186-я годовщина со дня смерти А.С. Пушкина, погибшего в 37 лет в 1837 году в результате дуэли (= взаимного покушения на убийство) с Жоржем Дантесом.
А как соотносилось в целом поведение А.С. Пушкина с этическими нормами 10 заповедей - ключевого фрагмента "Библии"?
Эти 10 заповедей (по легендам "Ветхого Завета" - первой части "Библии") были переданы "Богом" на горе Синай Моисею на каменных скрижалях. Вот эти заповеди (из книги "Исход", 20 - части "Библии") - дословно или в упрощённом пересказе с сохранением их смысла.
Далее  [в квадратных скобках] - мои комментарии.
(1) Бог - один, а других для тебя нет [а для других - другие "боги"  есть?, а вообще другие "боги" - есть?!].
(2) Не создавай кумиров и изображений [в том числе - ИКОН (как нет их у иудеев и у мусульман)?!, и ещё: а "Бог" - не кумир?!].
(3) Не упоминай Бога напрасно [в том числе - и не молись ему?!].
(4) Ничего не делай в субботу - в "7-й день недели" - в честь того, что "Бог творил ВСЁ в Мире примерно 6000 лет назад [по "Библии", смотри страницу 1] в течение 6 дней, а на 7-й день он отдыхал".  [Замечу, что всё это - вопреки Мировой Науке, в которой не выявлено ни "Бога", ни "рая", ни "ада", ни "душ", а Мир сотворила Природа без некого "Бога" в сроки:  звёзды ~ 12 миллиардов=млрд лет назад, Землю ~ 4.6 млрд лет назад, флору и фауну ~ за последний 1 млрд лет - поэтапно и эволюционно - от простейших к сложным, первых людей ~ 5 миллионов лет назад].
(5) Почитай своих отца и мать [которые - даже преступники или нарушители этих 10 заповедей?!].
(6) Не убивай [без исключений - никого, ни за что, никогда!].
(7) Не прелюбодействуй [в этом - запрет на секс вне брака].
(8) Не кради [ничего, ни у кого, никак, - включая мошенничества и присвоение помещиком, буржуем или царём труда и благ работников, а также воровство писателями идей, тем и сюжетов литературных произведений].
(9) Не лжесвидетельствуй на своих ближних [а на "дальних" - можно?!, а лгать вообще - можно?!].
(10) Не желай любых благ (дома, жены и др.) твоего ближнего [а "дальнего" - можно?!, в том числе - не завидуй].

Какие же из этих 10 ЗАПОВЕДЕЙ и как нарушал А.С. Пушкин? Перечисляю.
ЗАПОВЕДЬ (1).  А.С. Пушкин во многих своих стихотворениях упоминает многочисленных "языческих" "богов" (заметим: МНОГИХ "богов", а не ОДНОГО "Бога"), принадлежащих греческому и римскому пантеонам этих мифических "богов", причём А.С. Пушкин не высказывал сомнений в их существовании. Более того, в 1817-1825 годах А.С. Пушкин был явно атеистичен в своих стихотворениях. ПРИМЕРЫ: (1) стихотворение "Безверие" (1817)  - "Ум ищет божества, а сердце не находит...");  (2) стих "Мы добрых граждан позабавим и у позорного столпа кишкой последнего попа последнего царя удавим" (1817);  (3) поэма "Гавриилиада" (1821), в которой А.С. Пушкин многословно пересказывает легенду о том, что дева Мария перед рождением "непорочно зачатого" Христа имела секс в одни сутки с Дьяволом, с архангелом Гавриилом и с Богом [так чей же сын Христос?! - Бога, Гавриила или Дьявола]. За эти не допустимые в православной Российской империи вольности А.С. Пушкин был отставлен от государевой службы и сослан в родовое поместье Михайловское Псковской губернии. Однако перед своей смертью 10.2.1837 (после ранения на дуэли Дантесом) А.С. Пушкин послал за священником - причаститься.
ЗАПОВЕДЬ (2). А.С. Пушкин "создаёт кумиров" из своих возлюбленных женщин (например, "Я помню чудное мгновенье.." - Анне Керн, и др.), из императоров (Пётр Первый в "Медном всаднике" и др.), из деятелей культуры (Ломоносов, Державин и др.), из своих родственников и опекунов (его прадед "арап" Абрам Ганнибал, няня Арина Родионовна и др.). А.С. Пушкин "создавал изображения" в виде рисунков на полях своих рукописей.
ЗАПОВЕДЬ (3). "Упоминание Бога напрасно" (=всуе) встречается в текстах А.С. Пушкина многократно.
ЗАПОВЕДЬ (4). Требуемым заповедью (4) безделием по субботам А.С. Пушкин не занимался.
ЗАПОВЕДЬ (5). О почтении к своим родителям А.С. Пушкин не высказывался.
ЗАПОВЕДЬ (6). А.С. Пушкин участвовал в 28 дуэлях (хотя большинство из них не доходило до взаимоубийственной стрельбы). Но в нескольких случаях А.С. Пушкин стрелял и имел шансы стать убийцей. Как и ныне, во времена А.С. Пушкина православные клирики и богомольцы ложно считали военные убийства богоугодными деяниями. Да, в "Ветхом Завете" (Левит, 24:20) есть максима "око за око", вроде бы призывающая карать врагов и мстить им. Но КТО должен делать это (включая убийства), кому это позволено? Ответ на это содержится в одном из 4 канонических евангелиях: "Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне отмщение, и Я воздам", - говорит Господь (апостол Павел, Римлянам,12:16–21). По апостольской библейской легенде Иисус Христос в Нагорной проповеди говорил: «Вы слышали, что сказано [в "Ветхом Завете"]: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую". "Любить всех и всем прощать" - главная суть завета Христа. На это указывал Русской православной церкви (РПЦ), в частности, Л.Н. Толстой, за что та отлучила его от РПЦ. Сама же РПЦ веками поддерживала российских царей и прочих правителей, призывая "на ратные подвиги" (как в оборонительных, так и в захватнических войнах), сливаясь в симбиозе с государством, сознавая, что только сохранность и мощь России обеспечат ей (а также правителям и богатеям) выгодное правление над умами под лозунгом "Москва - Третий Рим, а четвёртому - не бывать".
Вопрос: а как же понимать слова Христа "Не мир принёс я, но меч"?  Это - в евангелиях от Мефодия и от Луки: (Мф. 10:34–36), (Лк. 12:51–53). Там же поясняется, что "враги человеку – домашние его", которые не разделяют с ним христианскую веру, что "меч - это не символ призыва к войне кровавой, а символ идейной борьбы за утверждение веры в учение Христа". Поэтому цитата "Не мир принёс я, но меч" миролюбива, а проповедники, благословляющие воинов на её основе на убийства врагов, идут против учения Христа, трактуют эту цитату извращённо, так, как им выгодно (в услужение властям), в смысле "я даю вам меч, чтобы вы убивали".
Отсюда не следует, что смертельно опасных врагов воинам (если они не истинные христиане и не живут по 10 заповедям "Библии") не следует убивать. Сторонники многих небиблейских религий и атеисты, опираясь на светские законы, на светскую мораль, на здравый смысл и на правильное понимание ситуации могут (а то и должны) участвовать в военных действиях по защите интересов своего государства.
Важно, что воевать с врагами (если это необходимо) нужно с ясным умом, без религиозного фанатизма, не навешивая на своих противников сказочные и клеветнические расчеловечивающие ярлыки на основе религиозной бредятины ("сатанисты", "черти", "нехристи", еретики", "вероотступники" и т.п.). Это особенно важно с учётом того, что всякая религиозная вера есть антинаучное внушение и самовнушение (со 100%-ной верой!) в некие сказочные, не признанные Мировой Наукой сущности (типа "Бог", "боги", "душа", "рай", "ад" и др), и что альтернативных религий (одно-божеских и много-божеских) было и есть огромное количество, и каждая из них считает себя, вопреки прочим, истинной, а все другие - ложными. Конечно, и среди учёных встречаются религиозники (как и не вполне психически нормальные аутисты, шизофреники и параноики - это описал в своей книге Ч. Ломброзо "Гениальность и помешательство"), но процент подобных учёных ничтожно мал.
Врага надо понимать, надо уважать его интересы, даже если они не совместимы с вашими. Унижая других, ты унижаешься сам. То же относится к вольному, безответственному, визгливому и клеветническому наклеиванию на своих врагов негативно ярких лэйблов "фашисты" и "нацисты", не удосуживаясь опереться на чёткие научно-обоснованные определения этих терминов, а также на честные доказательства их применимости. К этому же примыкают идеологемы двойной морали (беспринципной политики): (а) в своей стране не допускать сепаратизм, твёрдо отстаивая её неделимость и суверенитет, а в некоторых других странах активно содействовать их распаду;  (б) нападения на свою страну и захвата её частей жёстко не допускать (называя напавших «вероломными» «агрессорами», «оккупантами», «террористами», «варварами», «убийцами»), но позволять себе нападать на чужую страну, захватывать (оккупация) и присоединять к своей стране (аннексия) части другой страны;  (в) «свято» защищать суверенитет и территориальную целостность своей страны, но позволять себе попирать и нарушать суверенитеты других стран, массово убивая там военных и мирных граждан, разрушая их строения и имущество;  (г) отмечать нарушения международно признанных законов и норм, совершаемых кем-то против своей страны, и при этом нарушать эти законы и нормы против других стран, считая это допустимым и оправданным.
ЗАПОВЕДЬ (7).  То, что А.С. Пушкин стремился к "прелюбодеяниям", свидетельствует хотя бы "Донжуанский список А.С. Пушкина", составленный им самим. Многие женщины из этого списка были замужними дамами. Какие из десятков его пассий использовались им лишь для платонического поклонения (без сексуальных контактов), судить сложно. Прекрасны его любовные стихотворения "Я помню чудное мгновенье..." (1825) и "Я вас любил..." (1829). Игривы творения А.С. Пушкина "К ней" (1815), "Стихи к молодой вдове" (1817), "Письмо к Лиде" (1817) и поэма "Гавриилиада" (1821). Но его сожительство с крепостной Ольгой Калашниковой в 1824-1826 гг не увенчалось явным посвящением ей стихов, хотя та родила ему сына Павла, а он посоветовал ей отдать сына в детский дом.
ЗАПОВЕДЬ (8). Не красть помещик в Российской империи не мог по определению: он обкрадывал хотя бы своих крепостных крестьян (их труд, их свободу, их судьбы, их честь), шикуя на балах, на заграничных курортах, скупая драгоценности, проигрываясь в казино. И такими паразитствующими и ворующими помещиками были многие литературные "классики" 19-го века.  Таким же помещиком (и сыном помещиков) был и А.С. Пушкин. Против следования А.С. Пушкиным заповеди "Не кради" говорят его (герменевтически, текстуально) явные симпатии к «благородному» и «праведному» бандиту и разбойнику Дубровскому, а также к предводителю мятежников и грабителей (хотя и угнетённого и восставшего народа) Емельяну Пугачёву. Таким же нарушением заповеди "Не кради" грешили, кроме помещиков, и сам царь, и фигуранты царского двора, и чиновники, и капиталисты, и купцы. В известной фразе «грабь награбленное!» (которую любят повторять адепты эксплуататорских классов в качестве очернения практики коммунистов) уместно ставить логическое ударение на втором из слов этой фразы, поскольку экспроприируемые у буржуев ценности нажиты ими путём грабежа пролетариев. И менно поэтому народ России, поднятый Лениным и большевиками в 1917 году против эксплуататоров собственного народа, победил в тяжелейшей Гражданской войне, ставшей де-факто масштабным действенным референдумом за выбор большинством граждан Российской Империи атеистического социалистического строя, - того строя, который смог победить в 1945-м фашизм Гитлера, поддержанного странами почти всей капиталистической Европы.
ЗАПОВЕДЬ (9) и ЗАПОВЕДЬ (10). Нарушались ли они А.С. Пушкиным, судить не берусь.

В ЦЕЛОМ ЖЕ в нарушении ЗАПОВЕДЕЙ (1), (2), (3), (5), (6), (7), (8), (9), (10) А.С. Пушкин сам признался в своём стихотворении "Исповедь бедного стихотворца".
Так что тем, кто считает А.С. Пушкина "нашим всем" в нынешней антинаучно-богомольной и православной (якобы!) России, его персона вряд ли должна представляться образцовой (при всех достоинствах формы, а местами - и содержания его литературных произведений).
   
В свои зрелые годы, после 1826, обзаведясь семьёй и детьми (после ссылок за вольнодумство), А.С. Пушкин прикормился к престолу царя, проявил необходимую при царском дворе нелюбовь к «карбонариям» и «праведную» богомольность, потеряв при этом независимый ум, отвагу и честь, гражданское величие и полезность трудовому народу.
Но, конечно же, гениальность А.С. Пушкина в области техники стихосложения и его огромный вклад в развитие русского языка для меня несомненны.


Рецензии