Черновик стиховедческой заметки

Друзья, доброго времени суток.

Хочу с вами поделиться частицей стиховедческого опыта.

Есть три основные ступени звучания. Если идти от худшей к лучшей, эта тройка будет выглядеть так:

1) какофония (в той или иной степени: от слабо-заметной до очень неблагозвучной)

(Примечание: какофония простыми словами — это негармоническое, лишённое красоты и приятности сочетание звуков, неблагозвучие (в музыке, в стихах); простыми словами, это хаотическое и бессмысленное нагромождение звуков.)

2) обычное звучание стиха, без неблагозвучий.

3) истинные аллитерации, гармония гласного звукоряда.

Примеры, если нужно (по просьбе), могут быть даны позже.

Уместно добавить, что многие авторы путают умеренную  (малозаметную какофонию) с нормальным звучанием стиха, не слышат и не видят (а некоторые и не хотят видеть) таких моментов.

Также кое-кто из стихотворцев какофонию средней степени (уже весьма ощутимую и заметную, в т.ч. и им)  называют "аллитерацией". Но если подобное звучание и можно так назвать, то "аллитерацией со знаком минус".

Однако почти нет правил без исключения. Следовательно какофония может быть применена специально, если гармонирует с задачей смыслопередачи, служит ей. Так бывает не часто.

Также, можно предположить, что в некоторых случаях какофония (умеренная или даже более того) является всё же наилучшим сочетанием слов в данном случае, и тогда работает формула Кольриджа. Менять такое проблемное звучание не нужно. Но так тоже бывает редко. Когда всё остальное в стихе (в строке) весьма хорошо и ценно. А в основном, возможности русского языка (они велики) позволяют найти достойную замену какофонии.

Помочь при устранении неблагозвучной евфоники, как ни странно, могут и обычные знаки препинания. Они как бы разбивают неблагополучные звуковые структуры речевыми паузами. При этом ни одна буква не меняется. Но это лекарство не для всех случаев. Далеко не всё можно "вывезти" с помощью пунктуации.

Благозвучная евфоника может иметь некоторый разброс оценочных суждений, связанных с индивидуальными вкусами и с предпочтением тех или иных видов звукосочетаний. Но лично-субъективное не может полностью (и даже значительно) изменить общего объективного взгляда-восприятия тех, кто понимает гармонию поэтического звучания. Также автор может быть подвержен влиянию биоритмов и, в соответствии с этим, выбирать не только тему стихотворения, его метрический размер и рисунок ритма, но и палитру звукосочетаний. Но всё это проходит через восприятие читателя. И это делает автора ответственным за свой творческий продукт.

Почти каждому автору уместно завести словарик (перечень) частоупотребительных (в собственных стихах) неблагозвучий: слов, словоформ, сочетаний звуков на словостыках, сдвигов (термин). Не повредит.также – составить и индивидуальный словарь часто повторяющихся слов и словоформ. Но это уже другая тема.

Успехов!


Рецензии