Мёртвая жизнь, натюрморт

Достались потомкам от предков
полотна безжизненных сказок,
художества яств и объедков,
зажжённых свечей и погасших.
Смотри, что голландцы рисуют,
как кистью орудуют смело:
нет Зевса и нет Иисуса,
нет лика и гибкого тела.

Позирует мёртвая рыба
и формы её аппетитны.
Шерсть кошки, застывшая дыбом,
способна украсить картину.
На персиках мало румянца,
нетронута призрачность яблок,
как будто в них сладость угасла
и сделалась яблочным ядом.

У скатерти цвет ночи тёмной,
он звёздною пудрой не устлан.
Там выльется сок из лимона
в прохладные блюдечки устриц.
Тюльпаны, живые сегодня,
увянут без запаха лета,
за шторами спрятавшись в полдень,
лишённый зелёного цвета.

История пира туманна.
Есть ножик, вспоровший не утку,
и череп… когда- то гурмана,
когда-то курившего трубку.
Вам хлебец, как спелую дыню,
художник покажет в разрезе,
чтоб вами забылась гордыня,
и болью не мучила ревность.


Рецензии
Лучше Вадима мне не сказать, поэтому обращу своё внимание на то, с чем хочется поспорить, а не согласиться. Скажем, отсутствие "Зевса и Иисуса, лика и гибкого тела" вовсе не лишает полотна жизни. Кошка живая, цветы ещё не увяли, а свечи не погасли. Другое дело, что жизнь неоднородна, и периоды расцвета сменяются периодами угасания.
Пожалуй, лишь полотно с черепом наводит на грустные мысли о бренности человеческой жизни, оставляющей после себя лишь личные вещи и кости. Хотя, и здесь мы видим нечто большее, чем вещи, - рукописи, где могут содержатся научные трактаты, пьесы, стихи.

Я восхищаюсь тем, как вы мастерски описываете угасание, превращение свежей еды в яд, цветов в засушенный гербарий, разнообразие цветов в их отсутствие. Но разве гурманом движет гордыня, или он одержим ревностью, приведёнными в финале? Скорее чревоугодие, хотя это и слишком прямолинейный ответ на то, почему так много картин посвящено еде и посуде, в которой её готовят и на которой подают. Может еда просто является важной частью жизни общества того времени. За столом заключаются торговые сделки, обсуждаются короли и погода, возносятся молитвы и зачинаются любовные истории. Еда является важной частью праздника жизни, а вовсе не пира во время чумы. А отсутствие богов в кадре можно объяснить иной традицией в отношении религии, которой придавалось гораздо меньшее значение, чем простым человеческим радостям.

Мне очень нравится форма изложения, интересен авторский взгляд, но я никак не могу согласиться с выводами, к которым вы пришли.

С уважением,
Александр

Колокол   23.03.2025 00:57     Заявить о нарушении
Спасибо, коллега!
Приятнo, что моё стихoтворение дало повод для рaздумий. Вам показaлось, что Вы со мнoй не согласны, хoтя, если из сказанного мной следует делать какой-то вывод, то он прост и очевиден. В конце текста персики и сладости исчезли, появляется нож и череп. Символы убийства, разыгрaвшегося на почве ревности, из-за гордыни, может быть, или зависти, или ещё каких-то низменных чувcтв, но я тут же появляется хлеб, что разрезан тем же ножом, и он возвращает и зрителя, и читателя к светлой стороне жизни. Я, конечно, не стану спорить с Вашим мнением, но по-моему стихотворение, в котором нет особой морали или явной демонстрации борьбы зла с добром, не описывает живые празднества или наслаждения, оно просто описывает картины о многом, в чём оптимизм не всегда уместен, ибо натура мертва.
Всех благ!

Нина Лёзер   23.03.2025 12:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.