Евангелие от Матфея 6 гл - комент 24г

1-4ст: всё в том же духе: свободные как ветер, конечно, не знают, что делают их руки, слишком много самых разных дел. И "выставление напоказ" - это статика, статуарность.... Конечно, ему вся эта  фальшь, всё это важничанье, лицемерие и фарисейство претили. Повторяю, он проповедовал совсем другой образ жизни: свободный и одновременно  очень занятый делами на почве добра и ума... Талантливый и одновременно щедрый - вдохновенный. Как говорится, ничего лучше ни человек, ни человечество ещё не придумали. В конце концов, дело не только в правилах, советах, законах и учениях - оно в простом порыве. И перенимании правильного духа при личном контакте и  общении. Т.е. всегда нужен живой пример...
Как может некто "не делать напоказ", если у него дух противоположный - тщеславный, карьерный, расчётливый?

5-8ст: а они говорят: мы делаем напоказ, чтобы был пример, была проповедь, был образец для подражания - ведь ты сам говорил, что не надо ставить свечу под кровать! Мы же пастыри - разве пастырь по самому своему положению не является сугубо публичной личностью?!

И этот совет, такой простой, никто не исполняет - все века именно в многословии своих молитв надеются быть услышанными. Заливаются как соловьи. А бабы иначе даже просто не могут, они состоят из воды и эту воду не удержать руками...

Бог о нуждах знает и так, а славословия и восхваления ему не нужны, он не султан, не фараон, не деспот, не просто начальник и помещик... А иначе  никакого Христа не существовало бы, ведь султаны не посылают на смерть ради подданных своих единственных сыновей...

Тут самое интересное  -  перевод 6 стиха: в синодальном переводе: "помолись Отцу твоему, Который втайне", но в других переводах: "помолись своему Небесному Отцу, Который невидимо находится с тобой", "молись твоему Отцу, Который находится повсюду", "помолись Отцу своему, Который и в тайном месте присутствует", "молись Отцу своему тайному" - синодальный звучит красиво, но неясно, а вот эти переводы, хоть и не имеют краткости, которая сестра таланта, но гораздо яснее и они имеют   иной смысл!  Бог - тайна, он невидим, но он рядом, он всюду, он в нас! Он - отец! С отцом всегда есть самая прямая связь...

9-15ст:  замечательная молитва, тоже ключевое место в Евангелиях. Всё очень логично и понятно.  Бог может быть прославлен только  успешным строительством его царства на земле - не славословиями, не богословиями.  "Пусть придет твоё царство"...

Для жизни нужен насущный хлеб и способность не поддаваться лукавым искушениям - а если мы где-то виноваты, то можем рассчитывать на прощение, если сами других прощаем. На самом деле такой сконцентрированной ясности вроде бы и нет в других местах Евангелий (тем более - в других богословиях и книгах)

16-18ст: Иисус по любому поводу выступает против лицемерия -  обманов на почве благочестия и добропорядочности -  и всегда против тщеславия и корысти - которые вообще-то свидетельствуют об элементарной глупости и низости. Людишки глупы, а если какой ум и заведётся, то они его направляют на обманы - или технику (техника тоже нужна, чтобы обмануть природу и на чём-то проехаться)

19-21ст: опять о жизни, свободной как ветер, на каковую способны только некоторые бедняки и бродяги. Силы и умения нужны для жизни без имуществ - а их не будет без тренинга, который создают трудные обстоятельства...

"Сокровища  на небесах"  - это наши лучшие, возвышенные качества? То, что поднимает нас и помогает быть свободным как ветер... Но кто их действительно собирает, а не расточает? Ведь обычно именно в молодости мы более возвышенны, а потом всё более заземляемся. Я тоже часто "падаю духом"... Т.е. находятся ржа, моль и воры и на небесные сокровища. Видимо, слабо охраняем, слабо ценим, обмениваем на земные блага...

Вообще, Иисус принес два акцента: бог - это отец и бог - это небо. Родственная  связь и , если угодно, романтическая... Ни того, ни другого до него не было! Но и после него, уже "христианами" первое во многом замалчивается, а  второе вовсе не осознано! Небо - оно чистое, сияющее, живительное, благоухающее, прекрасное, божественное... (Говорю банальности? - да никто этого не говорит! Ни разу в жизни не слышал ни одного песнопения небу и солнцу!)

22-23ст: под "глазом" тут имеется в виду система наших взглядов. Без правильных фундаментальных установок все наши воззрения по частным, конкретным вопросам будут неверны, темны. Система должна быть ясная, сфокусированная, полная - и достаточно соринки, чтобы наше умственное  зрение затуманилось... Например, без правильного понимания троицы (ум-душа-тело) все другие понимания неизбежно будут искаженными, отрывочными и  слабыми...

"Свет, который в вас - тьма" - при отсутствии "глаза" людишки выбирают себе жёсткий костыль, жесткую, механическую систему взглядов (лозунгов) -   этот мир предлагает  несколько таких костылей, например, "левый", прогрессистский или "правый", традиционалистский... Разные есть варианты и модели, но все они никак не связаны с богом и небом... Костыль, конечно, помогает - хотя и приводит к убогой жизни и даже войнам - поэтому он тоже  считается светом, огромной ценностью, без которой людишки вообще не могли бы существовать... Хотя эта дружба между человеком и его костылём почти окончательно лишает шансов на исцеление, на открытие глаза, света и настоящего зрения...

24ст: как при этом может существовать "Евангелие процветания"?! 

25-34ст: будьте как птицы и лилии!! (Где проповеди на эту тему?!)  Иисус - это хиппи, но только чистый,  умный и деятельный... Хиппи слишком легко становились шелудивыми бездельниками, просто другим полюсом по отношению к работягам - но полюса сходятся, они были такими же идиотами...


Рецензии