В ее руке связующая нить рецензия
Вы, жившие на свете до меня,
Моя броня и кровная родня,
От Алигьери до Скиапарелли,
Спасибо вам: вы хорошо горели!
Арсений Тарковский
Лолу Уткировну Звонареву нет необходимости представлять ни литературной общественности, ни самому широкому кругу читателей. Она пользуется заслуженной известностью и прочным авторитетом благодаря многогранной, напряженной деятельности, высокой преданности своей миссии культуролога, искусствоведа, педагога, просветителя и редактора, благодаря ярким публичным выступлениям, участию в телевизионных и радиопроектах и, далеко не в последнюю очередь, книгам. Среди «попавших в переплет» исследований, статей, эссе, бесед, интервью -сборник «На берегу словесной реки» далеко не первый и не единственный, а- ни много ни мало –пятнадцатый по счету.
Объемистый том , в котором на равных представлены материалы, посвященные различным регионам, эпохам и событиям, абсолютно не похожим друг на друга творческим личностям, еще раз подтверждает, насколько широки горизонты познаний автора, многоплановы интересы и представления. Казалось бы, «Запад есть Запад, Восток есть Восток», истина эта неоспорима, но Лола Звонарева с одинаковой любовью и глубоким внутренним проникновением занимается как ориентальными мотивами и традициями, так и особенностями мировосприятия и мироощущения, в частности, Беларуси и Польши. Более того, в сфере ее внимания оказывается не только поэзия, проза, драматургия, публицистика – одним словом, литература, но и театральное искусство, и живопись. И стоит отметить : во всех этих областях Лола Уткировна проявляет себя как подлинный и тонкий знаток в самом лучшем и высоком смысле этого слова. Потому что краеугольным камнем ее мировоззрения остается неизменное чувство единства духовной жизни человечества, «культуры без границ», вкупе с истовой жаждой восстановления связи времен и поколений.
КУЛЬТ И КУЛЬТУРА
Родство и теснейшая взаимосвязь этих слов бросаются в глаза, тем не менее, атеистами и агностиками отрицались долго и яростно. Однако теперь уже никто не спорит: культурная традиция вырастает вокруг культа, то есть изначального религиозного почитания пантеона богов, а в более поздние времена – одного-единственного творца видимого мира, демиурга. Таким образом, искусство традиционно несет людям истины, хотя и утратившие статус сакральных, но неизменно связанные с высшим началом. Однако в последнее время наметилось возвращение к первоосновам, и эту тенденцию Лола Звонарева как проницательный и наблюдательный культуролог и историк не может не отметить. Именно поэтому в ее книге появился целый раздел с названием «Трудная дорога к храму». Такое серьезное исследование жанра молитвенного обращения в современной прозе, судя по всему, выполняется впервые и принадлежит к несомненным заслугам Л. Звонаревой. В книге «На берегу словесной реки» приведены интереснейшие примеры нетрадиционной мольбы верующих, более похожие на задушевный разговор с Господом, почерпнутые из прозы Павла Кренева, Дмитрия Лиханова, Николая Егорова. Некогда «молитвы… составляли неотъемлемую часть повседневной жизни», - констатирует Л. Звонарева. Теперь же, как подчеркивает автор, в большинстве случаев герои современных литературных произведений обращаются к Богу не посредством канонических текстов, а своими словами, идущими от сердца. «Молитва выплеталась из души ее и потому была проста» - читаем в повести П. Кренева. Так или иначе, сегодня вновь наблюдается восхождение человеческого голоса от дольнего к горнему, что, само по себе, не может не радовать, не внушать надежду.
«НА УЛИЦЕ ПРАВДЫ, В КВАРТАЛЕ ДОБРА»
Эта поистине чеканная формулировка принадлежит московской поэтессе Людмиле Вечёркиной, творчеству которой Л. Звонарева посвятила проникновенную статью. Настоящий художник всегда проявляет себя как истинный рыцарь добра, готовый отстаивать высокие истины, защищать вечные идеалы человечества от агрессивного, разъедающего зла. Это утверждение особенно безошибочно в отношении тех мастеров, чьи произведения обращены к детям и подросткам. «Подлинная культура – незримая защитница детства», - с полным основанием утверждает Лола Звонарева.
Настоящим поэтом и романтиком страны отрочества остался в памяти нашего поколения Владислав Крапивин, глубокому разбору творчества которого в книге Л. Звонаревой посвящено немало страниц. Символично само название одной из крапивинских повестей – «Мальчик со шпагой». Подростки, герои его произведений, и в самом деле предстают перед нами истинными героями, способными на рыцарские, благородные и самоотверженные поступки.
Особым теплом проникнуты страницы книги, посвященные Альберту Лиханову, ибо в нем Л. Звонарева видит создателя столь необходимого «сострадательного наклонения» в литературе, особенно в детской. Повести прозаика отмечены тонким психологизмом, дают уроки сочувствия и понимания как юным, так и взрослым читателям, но, думаю, дело не только в этом. Судьба писателя может служить примером воплощения идеи деятельного добра, знаменитой триады «благая мысль - благое слово - благое дело». Ведь ему удалось не только реализоваться в литературе, но и стать создателем Детского фонда, который способен в реальности изменить судьбы многих к лучшему.
ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ
К числу многих бесспорных достоинств Лолы Уткировны как личности относится умение дружить, дар, доступный лишь немногим избранным. Именно благодаря этой редкой способности она получила возможность видеть многих значительных деятелей литературы и искусства не только в официальной обстановке. Л. Звонареву неизменно интересует человеческая индивидуальность творца, личности, сумевшей создать свой уникальный художественный мир. Поскольку многие из тех, с кем ей посчастливилось общаться, уже покинули нас навсегда, ее воспоминания и зарисовки приобретают все бОльшую ценность. При этом она не идеализирует, не лакирует свое изображение, давая нам возможность видеть живые черты, подчас далекие от совершенства, отмечать человеческие слабости, особенности или странности, присущие каждому, вне зависимости от масштаба и значимости фигуры.
В частности, я очень отчетливо помню Валентина Дмитриевича Берестова и его квартиру на улице Волгина, где мне также посчастливилось не раз беседовать с ним. Он был именно таким, каким предстает на страницах книги Лолы Уткировны: энергичным и безапелляционным, с лукавинкой в глазах, неизменно оптимистичным, искрометно остроумным и бесконечно склонным к всякого рода экспромтам, причем не только литературным. Да, именно таким он и остался в памяти тех, кто его знал и любил. Могу засвидетельствовать: портрет максимально близок к оригиналу.
ТЕКСТ - КОНТЕКСТ –ПОДТЕКСТ
Любое произведение искусства возникает изначально в воображении автора, но, бесспорно, на этот процесс накладывают заметный отпечаток эпоха, традиция, условия, художественная школа… Вспомним диалектику: каждый новый виток в развитии цивилизации и культуры включает в себя предыдущий и немыслим без него. Необходимо вернуть на место каждое звено, ибо, в противном случае, происходит разрыв всей цепи. Благодаря глубоким и кропотливым исследованиям Лолы Звонаревой удается восстановить горизонтальные и вертикальные связи в истории искусства, обогатить читателя новыми ассоциациями, новыми смыслами и, соответственно, способствовать более полному и точному восприятию и пониманию художественного замысла.
Важно отметить, что статьи Л. Звонаревой учат и школьника, и взрослого обращать внимание не только на контекст, но и различать – о, святая святых!- подтекст произведения, ради которого оно и создается. Ведь идея, по меткому замечанию одного из классиков марксизма-ленинизма, не должна выпирать из произведения, «как пружина из дивана», и часто бывает не выражена впрямую в его тексте. Основной, потаенный смысл прячется ЗА строкою, поэтому так важно научиться улавливать его, и только тогда читатель сможет услышать живой голос автора, даже если их разделяют тысячелетия истории. Именно отысканию подтекста в сложных и многослойных произведениях В. Высоцкого и Ю. Кузнецова служат посвященные им статьи Лолы Звонаревой, в которых ясно различим не только исторический, но и психологический аспект, не менее важный для чуткого читателя.
***
Разумеется, эти заметки не претендуют на всеохватность, ведь в новой книге Л. Звонаревой без малого 620 страниц. В них отразились лишь некоторые темы ее изысканий, лишь малая толика вопросов и проблем, которые ею затронуты. Но мне хочется подытожить, заключив их несколькими стихотворными строками, обращенными к ней:
Л. Звонаревой
В ее руке – связующая нить.
Нелегкая задача – сохранить
Сокровища веков и поколений,
И лишь она одна – наш добрый гений –
Способна снова всех соединить!
Елена Печерская
Свидетельство о публикации №124121702166