Про новогодний салат, плагиат, и билет на балет...

Предновогодние заметки про оставшиеся следы смеси французского с нижегородским.

«Зато, говорю, мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
А также в области балета,
Мы впереди, говорю, планеты всей,
Мы впереди планеты всей!»
/Юрий Визбор, «Рассказ технолога Петухова»/

«Предъявите билет
Что я мог сказать в ответ
Вот билет на балет
На тpамвай билета нет»
/Игорь Корнелюк, «Билет на балет»/

Ох, как любят некоторые «товарищи» (которые нам совсем не товарищи?) рассказывать, что в «лапотной» России нет ничего своего стоящего и приличного, а если что-то и есть, то и это - плагиат, и жалкая калька с иностранного, и с апломбом распространяют мифы, что, якобы:

1. Салаты «Оливье» и «Столичный» - созданы французами и являются плагиатом с настоящего французского салата «Оливье»...

2. Духи «Красная Москва»  созданы французом и является жалкой калькой с созданных другим французом духов «Букет Императрицы»...
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Ну вот сколько можно повторять, что прежде, чем открывать рот пошире и с пеной на губах что-то доказывать - выясни правильную версию. Чай, не в каменном веке живём, и есть Интернет, и дяденьки Яндекс и Гугл... Спроси у них. Но всё, "как об стенку горох"! Ну тот, который вынут из нынешней жалкой ширпотребовской версии салата «Оливье».

Итак, с Богом и такой-то матерью, поехали спрашивать про салат «Оливье» у дяденьки Яндекса... И вот, что он сообщил:

******************
Непременным атрибутом нашего праздничного стола уже многие десятилетия является салат «Оливье». Созданный в Москве французским поваром в 60-е годы XIX века он состоял тогда из каперсов, рябчиков, раковых шеек и  чёрной икры. Но уже к концу 1930-х каперсы исчезают, а раки и рябчики становятся как-то редки. И вот в 1939 году шеф-повар ресторана «Москва» Григорий Ермилин создает салат «Столичный» – новую версию «Оливье», где вместо рябчиков используют курицу, каперсы заменяются зеленым горошком, а вареные раки – подходящей по цвету морковкой.
******************

Итак, миф, что салат «Столичный» создан французом - лопнул, аки мыльный пузырь!
Но осталась версия, что салат «Оливье» - изначально французский, ибо, создан французом и, якобы, по  рецепту, привезённому из Франции...  А вот и нет! Включите мозги и подумайте о деталях. «Дьявол всегда кроется в деталях...»  Не было в тогдашней Франции в достатке: ни рябчиков, ни, тем более, чёрной икры. И -  ни французы, ни немцы, ни англосаксы раков не едят! Они считают их гадостью. Варёные раки - это чисто русская еда, особенно хороша, как закуска к пиву. А в тогдашней России всё это было самыми обычными и тривиальными продуктами. А уж для тогдашней российской элиты всего этого было - навалом!  У французов были лягушачьи лапки и устрицы, но никак не - раки, рябчики и чёрная икра, нужные для настоящего «Оливье» Да, изначально, салат «Оливье» был создан французом, но французом-гастарбайтером, приехавшим в Россию из голодной Франции. У нас всегда в России было полным-полно гастарбайтеров, да и сейчас  - ещё больше, чем до ...  Но не будем выяснять - до чего?  «Оливье» был создан в России и больше он нигде не мог быть создан, ибо, в других странах нет и не было в достатке нужных продуктов для него!
Поэтому «Оливье» (в его изначальной версии) - это чисто русское блюдо! А во Франции этого настоящего изначального «Оливье» нет и никогда не было!!!

Ну, а я хорошо помню советскую ресторанную версию салата «Столичный», в которой филе курицы (или индейки) было заменено клиновидными тонкими ломтиками варёной телятины.  Под графинчик холодной «Столичной» - это была вполне приемлемая и не очень дорогая закуска.  Салат внешне представлял из себя горку-пирамидку, обложенную кусочками телятины.  Вокруг пирамидки - кружочки, нарезанные  из помидоров и огурцов. Внутри всё было разложено слоями, а не перемешано, и майонеза было раза в два меньше, чем в нынешней жалкой ширпотребовской версии «Оливье», в которой мясо и птица заменены  мелко-порубленной варёной колбасой, и от широкой русской души набухано до  ...   майонеза,  и всё это перемешано! И всё это готовится тазиками почти в каждой российской семье под Новый Год!!!  Ну, а я - не то что есть, я и видеть эту холестериновую гадость (и настоящую смерть: для поджелудочной, печени, и сосудов...) - не могу!))

Поковырялся в Интернете ещё, выясняя, как появился майонез и установил, что майонез (взбитая смесь из яичных желтков и оливкового масла, с небольшими другими добавками), несомненно, французское изобретение. Есть несколько версий. Не буду о них рассказывать, но скажу, что название происходит от французского города Маон, находящегося на острове Менорка. «mayonnaise» - соус из Маона. Версии появления майонеза связаны с осадой крепости в этом Маоне войсками Ришелье и необходимостью кормить солдат. Кстати, всё это происходило во времена, описанные Александром Дюма в его романе "Три мушкетёра"...

А в начале XIX века повар из семьи французских поваров Оливье изобрел вариант майонеза с добавкой горчицы. Горчица придала майонезу особый пикантный вкус и, будучи естественным природным эмульгатором, резко упростила его приготовление, улучшила стойкость в хранении. Этот соус, более острый, чем изобретенный в Маоне классический майонез, назвали «Прованский соус из Маона» - майонез «Провансаль» (соус провансаль).

Потом один из этих Оливье, уехал на шабашку в Россию, стал ресторатором и изобрёл этот русский салат «Оливье»... Но, как ни тряси, французского в нём только название (по фамилии французского гастарбайтера) и сам майонез, а остальные продукты - все русские...)))

Про салат «Оливье» мы всё выяснили... Теперь спросим у дяденьки Яндекса про духи «Букет Императрицы» и «Красная Москва»...  И дяденька Яндекс ответил:

******************
Духи «Любимый букет императрицы» были созданы Августом Мишелем, мастером парфюмерной фабрики Генриха Брокара, в 1912 году.
В 1913 году в России должны были торжественно отмечать 300-летие Дома Романовых. Руководство Товарищества «Брокар и Ко» решило выпустить к этой дате юбилейные товары. Генрих Брокар на основе ароматного букета, преподнесённого великой княгине Марии Александровне, создал парфюм «Букет императрикс».
Парфюмеру Августу Мишелю, проработавшему в фирме уже 11 лет, поручили воссоздать и осовременить «Букет императрикс» к началу торжеств. Он создал фактически новый аромат.
Парфюмированный букет вручили матери Николая II, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Она пришла в восторг от нового аромата и дала разрешение назвать новые духи «Любимый букет императрицы».
Мария Фёдоровна не дала своё согласие на то, чтобы её портрет украшал флакон новых духов, поэтому на этикетке поместили Екатерину II

Генрих (Анри) Афанасьевич Брокар (создатель аромата духов «Букет императрикс») — русский предприниматель-парфюмер и меценат французского происхождения.
Происходил из богатой семьи парфюмера Атанаса Брокара. Из-за конкуренции семья уехала в Америку, в 1850 году вернулась во Францию. А затем Атанас переехал в Москву, где работал главным парфюмерным лаборантом.
В 1861 году Генрих тоже переехал в Россию. До 1864 года работал лаборантом на фабрике Гика в Москве.
Изобрёл новый способ изготовления концентрированных духов, в 1863 году продал его французской фирме «Рур Бертран» в Грасе. На вырученные средства в 1864 году открыл в Москве парфюмерную мастерскую, в 1869 году преобразовал её в фабрику.
Создавал новые ароматы, изучал воздействие духов на эмоции человека. Он завоёвывал рынок, удовлетворяя потребности разных слоёв населения, в частности расширяя выпуск дешёвой продукции.
Был мастером экстравагантной рекламы: на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде для бесплатного пользования устроил фонтан с цветочным одеколоном.
******************

Да, Генрих (Анри) Брокар - по национальности француз, но переехавший в, якобы, «жалкую и нищую» Россию на заработки, и здесь уже развернувшийся и ставший, и российским меценатом, и поставщиком «Российского двора» и известен именно этим! Всё, что он создал и чем известен - сделано в России (made in Russia). Во Франции он ничего этого сделать не смог... Назвать его гастарбайтером - язык не поворачивается, но всё же...  Всё, что он сделал,  - made in Russia!

******************
На суд широкой общественности духи «Красная Москва» были вынесены в 1925 году, а за их созданием стояла парфюмерно-мыловаренная фабрика «Новая Заря». В свою очередь, фабрика эта появилась после революции, но возникла она на базе фабрики «Брокаръ и Ко» Генриха (Анри) Брокара. Он основал свою фабрику в 1864 году. Изначально на предприятии работало всего два человека, но уже спустя 8 лет открылся первый магазин. После кончины парфюмера в 1900-м году семейный бизнес возглавила супруга Анри Брокара Шарлотта и приглашенный французский парфюмер Август Мишель.
Уже после революции 1917 года и создания фабрики «Новая Заря» Август-Мишель (оставшийся в России и ставший советским гражданином), якобы, просто воссоздал аромат, полюбившийся императрице.
Однако, Парфюмерный эксперт Галина Анни  уверена в том, что  полностью воссоздать композицию в 1924-1925 годах в Советском Союзе было попросту невозможно. Всё дело в том, что в то время в СССР просто не было всех тех душистых веществ, с которыми работала фабрика Брокара до революции. Часть из них за десять с лишним лет попросту вышла из оборота, часть однозначно была заменена. Но, безусловно, основной характер аромата удалось сохранить. В нём слышался фиалково-ирисовый аккорд, который подчёркивался гвоздикой, флердоранжем, илангом и бергамотом.
Но Август Мишель вполне мог воспроизвести аромат. После революции, как известно, парфюмерная промышленность переживала далеко не самые лучшие свои времена. На фабриках в то время выпускались отнюдь не ароматы, а мыло, распределявшееся по карточкам.
Именно в то время бывшие руководители фабрики Брокара отправились не куда-нибудь, а к самому Ленину. В качестве основного аргумента, почему нужно оставить парфюмерную фабрику, а не передавать её здание Гознаку, как планировалось, они привели тот факт, что в подвалах им удалось сохранить запасы сырья и эфирных масел.
Во главе созданной парфюмерно-мыловаренной фабрики «Новая Заря» встала Евдокия Уварова, которая, к счастью, была не только пылкой революционеркой, но ещё и идейной вдохновительницей сохранения наследия Брокара. Она оставила работать на фабрике Августа Мишеля, который впоследствии сам обучал советских парфюмеров. Опять же, по счастливому стечению обстоятельств, французский парфюмер Август Мишель любил Россию. При наличии русской жены и каких-то проблем с документами, он не мог выехать из страны после революции. Он лично подготовил двух человек, которые впоследствии стали основателями советской парфюмерной школы – Павла Иванова и Алексея Погудина.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/271120/48270/
******************

И как ни крути, но духи «Красная Москва» сделаны - именно, в Советском Союзе, возможно и французом по происхождению, но точно - тогда уже гражданином СССР  (не было в СССР возможности двойного гражданства) и предположительно с наследством от наработок в царской России.  Но что это меняет?  И сейчас мы себя считаем наследниками - и царской России, и Советского Союза!

Так что, «Красная Москва» - made in the USSR!  И сделана - советским гражданином. Это не подлежит никакому сомнению!  А ссылки на «Великую Францию»  - от Лукавого...)))
******************

Ну а теперь про «есть билет на балет...» и про создателя русской балетной школы:

******************
Мариус Иванович Петипа (фр. Marius Petipa) — французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог.
Родился 11 марта 1818 года в Марселе в семье артиста балета Жана-Антуана Петипа и драматической актрисы Викторины Морель-Грассо.
Учился балетному искусству у отца, брал также уроки у Огюста Вестриса. В детском возрасте начал выступать на сцене в балетах, поставленных отцом.
В 1847 году Петипа по приглашению российских властей приехал в Санкт-Петербург. Его дебют состоялся на сцене Петербургского Большого (Каменного) театра. В том же году дебютировал в качестве балетмейстера.
Работал в России — сначала как солист балета и педагог, а с 1862 года — как балетмейстер. С 1869 по 1903 годы занимал должность главного балетмейстера.
В 1894 году получил российское подданство.
Умер 1 (14) июля 1910 года в Гурзуфе. Похоронен на Волковском лютеранском кладбище. В 1948 году перезахоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга.
******************

Да, Мариус Иванович Петипа - француз по происхождению, но ставший истинно русским! Дружил и плодотворно сотрудничал с великими русскими композитором Петром Ильичом Чайковским и ценился всей тогдашней российской элитой, в том числе и Царским Двором... Ничего этого во Франции он бы не смог получить - никогда! Ибо,  для создания Величайшей школы классического балета - кроме таланта и огромного труда, нужны ещё и преданные ученики, и огромнейшие деньги от меценатов!  Во Франции он бы этого не получил - никогда!  А Великий классический русский балет в России есть и сейчас! И Великого русского француза Мариуса Ивановича Петипа - помнят и чтут!

А во Франции сейчас есть варьете и кордебалет, но не более того... Балет там - просто жалок...)))

Ну и, говорят, что стоимость билета на  новогоднее представление «Щелкунчика» в Большом сейчас начинается от 100 тысяч  (пока рублей...))   И говорят, что билеты разбирают - «в драку собаку»...  Сходите! Рекомендую...
=:)

Да, чуть не забыл... Про Мариуса Петипа есть великолепный советско-французский фильм -"Третья молодость» (1965 г.).  Когда я давным-давно смотрел его с супружницей, таки она - чуть не плакала...  Найдите фильм в Интернете.

картинка из Интернета:  кадр из фильма «Третья молодость». Алла Ларионова сыграла вторую жену Мариуса Ивановича Любовь Савицкую, а Петипа - Жиль Сегиль.

Ну, а французский балет?  Да, считается, что балет зародился, именно, во Франции, но к концу 19-го века он полностью деградировал и захирел. В начале 20-го века там появился Сергей Дягилев со своей труппой из русских артистов. И были «Русские сезоны»  и был фурор! Но это был русский балет с русскими артистам. Но Дягилев умер в 1929 году и балета во Франции не стало - ни французского, ни русского... А в Советском Союзе и в нынешней России - он был, есть и будет!

«Русский балет Дягилева» (фр. Ballets russes) — балетная антреприза, основанная русским деятелем театра и искусства Сергеем Павловичем Дягилевым.
Выросла из «Русских сезонов» 1908 года и функционировала на протяжении 20 сезонов вплоть до смерти Дягилева в 1929 году.
Базировалась в княжестве Монако, в здании Оперы Монте-Карло. Благодаря покровительству князя Монако Пьера (Полиньяка) труппа показала большой успех за рубежом, особенно во Франции и Великобритании.
В труппе работали одарённые танцовщики и хореографы — Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Михаил Фокин, Серж Лифарь, Джордж Баланчин.

~~~~~~~~~~~~~
Ну, а если серьёзно и честно говоря, то:

1. «Оливье» - просто не перевариваю и видеть не могу, а не то, что его есть!  Особенно его ширпотребовскую версию.

2. Парфюмерию - просто не терплю, а у супружницы на любую - дикая аллергия. Это пусть французы душатся! Хоть совсем задушатся и задохнутся!  У них проблемы с помывкой и вонь от пота и дряхлого тела нужно перебивать, а мы просто сходим в баню...))  Да и у нас в России - встретишь иногда такую любительницу "французского" парфюма в общественном месте... и просто блевать хочется от этого облака "ароматов"...))

3. Балет я тоже не люблю, тем более - за сто тысяч...))

Ну, а Париж мы больше брать - не будем!  А то ить опять - понабегут в Россию французишки-гастарбайтеры с какой-то новой гадостью???

Не... лучше пусть будет «Орешник», а не самому посетить бистро в Париже...
=:)

Но, чтоб Европа без балета не пропала, нашёлся новый "Сергей Дягилев":
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Сергей Полунин, артист балета с татуировкой лица президента РФ Владимира Путина на груди (и бандеровским трезубцем на кисти руки), спешно уедет из России.

"Надеюсь только на то, чтобы душа была спокойна и на своем месте. Семья была счастлива и было интересно", - пояснил артист.

В 1998-м поступил в Киевское хореографическое училище, в 2003 году при поддержке Фонда Рудольфа Нуреева переехал в Лондон и поступил в Школу Королевского балета.

Потом был приглашен в Мариинку в качестве солиста.

В 2020 году Полунин стал директором Севастопольского государственного театра оперы и балета.

А теперь он уезжает.  Скатертью дорожка!))


Рецензии
Да. Именно так всё и было.
Но тем кто ненавидит Россию эта информация как кость в горле.
Махровая русофобия.
Чем эти клоуны отличаются от тех на Западе, что до сих пор считают, что по русским городам ходят медведи с балалайками? Да ничем.
У них русская армия на Украине крадёт унитазы и насилует детей.
Получают пенсию в России и на нее же гадят.
Эх, где ты, Иосиф Виссарионыч?

Дмитрий Владимирович Мальянц   17.12.2024 11:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.