Падеспанчик

Слово и его история всегда интересны. Это сколько надо иметь жизней, чтобы узнать историю слов! Помните, Сократ говорил: я знаю, что я ничего не знаю.

Итак,  падеспань*.   
 1 января 1901 года в зале Благородного собрания А.А.Царман представил свой  новый танец падеспань (на собственную музыку).

Александр Александрович Царман (1873—1939), артист Большого театра, балетмейстер, композитор и педагог. Схему танца напечатали в газетах Москвы и Петербурга.
Падеспань получил известность в Восточной Европе.

А.А.Царман родился 24 июня (6 июля по новому стилю) 1873 года в Москве.  Происходил из мещан города Рига.  Отец был рисовальщиком на Прохоровской фабрике.
В 1890 году Царман окончил Московское театральное училище (педагог И. Н. Хлюстин), после чего работал в кордебалете Большого театра. Дебютировал в этом же году в спектакле «Два вора» (Бранислав Нушич). Исполнял танцевальные и пантомимические партии в операх и балетах, среди которых Герцог («Дон Кихот»), Приближённый хана («Конёк-Горбунок»), Сбитенщик («Кавказский пленник») и других.
Также Александр Царман ставил бальные танцы, вводил в них элемент народности, создавал новые экзотические танцы («Фанданго», «Гейша»).

Его падеспань, созданный как бальный танец для городской знати, благодаря лёгкому, запоминающемуся мотиву быстро, что называется, «ушёл в народ», разошёлся по деревням в значительно упрощённом виде, «с притопом», растеряв  бальное изящество.  Стал простым, понятным бытовым танцем.
 
И в каждой деревне сейчас бабушки рады под гармошку притопнуть «под Испань».
Во время танца могли петь такие припевки:

Падеспанчик- хорошенький танчик,
Его можно легко танцевать.
Два шага вперед и два шага назад,
Потом повернуться и снова начать.

Жена мужа в поход провожала,
Говорила ему не скучай,
А сама до утра танцевала
Падеспань, падеспань, падеспань.

Почему запрещали фокстрот**?

После Первой мировой войны невероятную популярность в Европе завоевал фокстрот.
Изначально этот танец положительно был принят советскими хореографами. Но с началом НЭПА власти развернули целую пропагандистскую кампанию против фокстрота.

Сын А.А. Цартмана, Александр Александрович Царман (1908 — 2000) — советский артист балета, режиссёр и педагог; Заслуженный работник культуры РСФСР (1976).
По окончании Московского хореографического училища (обучался у И. В. Смольцова), с 1926 года, работал в Большом театре. Среди его партий — Колен («Тщетная предосторожность»); Дезире и Голубая птица («Спящая красавица»); Зигфрид и Принц («Щелкунчик»); Базиль («Дон Кихот»); Гренгуар («Эсмеральда»)... В 1957 году Александр Царман оставил сцену и стал режиссёром балетной труппы Большого театра (работал по 1985 год). В 1931—1953 годах (с перерывами) работал педагогом Московского хореографического училища.
­

*Падеспань -(па-д-эспань, фр. Pas d;Espagne).


Фото из инета. А.А. Царман. Общественное достояние.


Рецензии