Не Евгений, не Онегин
В миг содроганья страстного зачаты
Пожар на стогнах, башен сокрушенье
И смерть Ахилла.
У.Йейтс
I
Уверен, Зевс, горящий в страсти,
Не думал о грядущих несчастьях.
- Мне дело какое до мук Пенелопы?
Терзания Телемаха, что рос без отца?
Смерть Ахилла? Гибель Трои? Да,
Хоть и всей Европы?!
Пусть горит весь мир в огне -
Очень нужна она мне!
Ах! Ты только посмотри, Гермес!
Леда - лучшее из всех земных чудес!
Эти волосы, так волшебно ниспадают на
Белоснежные рамена́*.
Безупречнее не было за все времена.
(- Обязательно будет! Спустя три тысячи и двести лет*)
А эти чудесные пе́рси? А руки! Кожи такой - нет белее…
Нужно к милой лететь, да, скорее.
Сын, стань орлом - овладеть ею
Ты можешь помочь. Нас ждёт приключенье!
Разыграем сейчас представленье.
II
И Зевс, слывущий
Главным, вездесущим,
Не властен над грядущим.
(Выходит, что главная, всё же - Ана́нке*)
Невинное послание твоё, то мальчика крылатого стрела
Была. И написав его, ты знать, конечно, не могла,
Что на погибель обрекаешь дружбу.
(Плохую всем оно сыграло службу)
Уверен я, что СМС-ку ту, от скуки
Нежнейшие твои писали руки.
Посланница богов... (Кто? Зачем послал?..), значит - богиня,
(Надо чуть скромнее) пусть - равная богам
Не делает со зла, не вертит жизнями мужскими.
Думаю, что в тягость тебе мои жалкие чувства...
(Вот бы, как у Гёльдерлина - сожрало б и мои - безумство!*)
Знаю, не было и дня,
Чтоб не жалела ты, что невольно убила меня.
Моритуро 15.12.2024
* на картине: Леда и лебедь, 1879. Жан Батист Поль Лазерж.
* Рамена́ (церк-книжн., поэт. устар.) - плечи.
* События в стишке начинаются примерно в 1212 г до н.э.
Если оттолкнуться от предложенной Эратосфеном даты взятия Трои - 1184 год до н.э. (примечание автора)
* Ананке, Ананка («неизбежность, судьба, нужда, необходимость») — в древнегреческой мифологии божество необходимости, неизбежности, персонификация рока, судьбы и предопределённости свыше.
Согласно Платону, между колен Ананке вращается веретено, ось которого — мировая ось, мойры же время от времени помогают вращению.
* Иоганн Кристиан Фридрих Гёльдерлин (нем. Johann Christian Friedrich Holderlin; 20 марта 1770, Лауффен-на-Неккаре — 7 июня 1843, Тюбинген) — немецкий поэт, философ и переводчик, педагог, библиотекарь. Его главное произведение — роман «Гиперион. С 1805 до 1807 был в психиатрической клинике.
С 1807 года наступили трагические времена для Гёльдерлина, он начал жить в Тюбингене в семействе мастера-плотника Эрнста Циммера. Он никого не узнавал и ничего не понимал, был замкнутым и учтивым. Иногда он называл себя Скарданелли или Буонаротти (видимо, связывая свою личность с Микеланджело Буонарроти).
С 1807 до самой смерти в 1843 году он жил на первом этаже «Башни Гёльдерлина»
Миф о Леде
Будущий царь Тиндарей, изгнанный из Спарты своим братом Гиппокоонтом, познакомился с Ледой у ее отца, Фестия (царя некогда существовавшего города Плеврон) предоставившего ему убежище. Леда была прекрасна как богиня, и Тиндарей влюбился в нее с первого взгляда. Вскоре они поженились. Когда Гиппокоонт погиб в борьбе с Гераклом, Тиндарей стал царем Спарты, а Леда - царицей.
Но не только Тиндарей был покорен красотой Леды. На царицу Спарты позарился сам Зевс. Однажды на реке Еврот, Леда спасла от неминуемой гибели лебедя гонимого орлом. Но оказалось, что лебедь это перевоплотившийся Зевс, а Орел - Афродита (или Гермес) которая помогала ему подобраться к земной красавице. Леда укрыла лебедя, пожалев его, на коленях, и заснула. Во время сна Зевс овладел ею.
Результатом их соития в ту же ночь, когда Леда лежала в постели со своим мужем Тиндареем, стали два яйца, из которых вылупились Елена (впоследствии известная как прекрасная "Елена Троянская"), Клитемнестра и Кастор и Поллукс (также известные как Диоскуры).
Стоит отметить, что это далеко не единственный описанный случай перевоплощения Зевса ради обладания как земными красавицами, так и богинями. Так, обратившись в золотой дождь он проник в подземелье к Данае (родившей ему сына Персея); в образе быка похитил дочь финикийского царя Европу; обернувшись сатиром подкрался к спящей Антиопе; к жене царя Тиринфа Алкмене в виде ее мужа; Эгину украл в виде огня или орла; обернулся облаком чтобы соблазнить прекрасную Ио - жрицу богини Геры, а после превратил ее в кобылу; к Каллисто Зевс подкрался в образе ее госпожи Артемиды; Летой (матерью Аполлона и Артемиды) Зевс овладел превратившись в перепела; свою сестру Деметру, ставшую змеёй, Зевс преследовал сам превратившись в змея, а настигнув, связал её гераклейским узлом и вступил в связь с ней; в облике змея овладел и собственной дочерью от Деметры Персефоной (также с ней поступил и Посейдон); Фтию – голубем; орлом он похитил юношу Ганимеда; к Мнемозине, матери девяти Муз, Зевс заходил девять ночей подряд в образе пастуха; и наверное самое странное, в Евримедусу он заполз, превратившись муравья.
Леда и Лебедь, Леда и Яйцо, Леда и ее дети были популярными сюжетами в античном искусстве. В пост-классическом искусстве они стали мощным источником вдохновения.
Уильям Батлер Йейтс «Леда и Лебедь»:
Внезапный гром: сверкающие крылья
Сбивают деву с ног – прижата грудь
К груди пернатой – тщетны все усилья
От лона птичьи лапы оттолкнуть.
Как бедрам ослабевшим не поддаться
Крылатой буре, их настигшей вдруг?
Как телу в тростнике не отозваться
На сердца бьющегося гулкий стук?
В миг содроганья страстного зачаты
Пожар на стогнах, башен сокрушенье
И смерть Ахилла.
Дивным гостем в плен
Захвачена, ужель не поняла ты
Дарованного в Мощи Откровенья, —
Когда он соскользнул с твоих колен?
Свидетельство о публикации №124121503978
Вдохновенное какое получилось стихотворение! Романтично очень сравнение с Ледой)
Вспомнилось у Мандельштама:
На головах царей божественная пена, —
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер — всё движется любовью..
Олечка Ефимова 16.12.2024 19:52 Заявить о нарушении
а да, и без Елены, и правда, кому та Троя сдалась?)))
Александр Черемисинов 16.12.2024 21:01 Заявить о нарушении
Александр Черемисинов 16.12.2024 21:15 Заявить о нарушении
Александр Черемисинов 16.12.2024 21:20 Заявить о нарушении
Александр Черемисинов 16.12.2024 21:23 Заявить о нарушении
Александр Черемисинов 16.12.2024 21:24 Заявить о нарушении
Олечка Ефимова 16.12.2024 21:27 Заявить о нарушении
Роман или стихотворение — не монолог, но разговор писателя с читателем — разговор, повторяю, крайне частный, исключающий всех остальных, если угодно — обоюдно мизантропический. И в момент этого разговора писатель равен читателю, как, впрочем, и наоборот, независимо от того, великий он писатель или нет. Равенство это — равенство сознания, и оно остается с человеком на всю жизнь в виде памяти, смутной или отчетливой, и рано или поздно, кстати или некстати, определяет поведение индивидуума. Именно это я имею в виду, говоря о роли исполнителя, тем более естественной, что роман или стихотворение есть продукт взаимного одиночества писателя и читателя.
Александр Черемисинов 16.12.2024 21:29 Заявить о нарушении