БГ? перебдел!
Ладно! Высоцкий, в сон мне! Разбойничья!
Ладно! Америка! Дерутся Старый и Молодой!
СТАРЫЙ МОЛОДОМУ, ТВОЙ ОТЕЦ ЛЮБИЛ СВОЙ НАРОД...
Я не хочу собирать стадионы! 300 человек! Уже много!
Масонка, Иуда, всю нашу грамоту обнародовал... но и ТАК НАРОД ТЯНУТЬ-)
если я разбогатею я потеряю смысл жизни когда все есть
Интересный вопрос. Я об этом никогда не задумывалась.
Какое мне дело до вас до всех? А вам до меня? Красные? дурка! Белые? Шизофреник Чаадаев.... И те и эти ударили...
А! Чехов! Пари! Радио, я уже не знаю,что с ним будет... Мать - что сделаешь, то с тобой и будет... но БГ, пепел твоих сигарет это пепел Империй....
истинное сознание это безмыслие медитация сны и проверка
Истинное сознание — это состояние безмыслия, медитации, снов и проверки. Оно достигается через освоение сиддхасаны и выполнение лунной бандхи. В этом состоянии ум функционирует без помех, и человек воспринимает реальность без интерпретаций.
зачем я пишу мысли
Может быть, чтобы лучше понять их?
а зачем
Чтобы получить обратную связь и узнать мнение других людей.
а зачем
Чтобы научиться лучше формулировать свои мысли.
а цель какая
Цель у всего этого одна — развитие.
истина бесконечна
Истина действительно бесконечна, как и возможности её познания.
да бытие определяет сознание вот поэтому и не договаривают
Возможно. Но я предпочитаю просто общаться и узнавать новое.
сознание определяет бытие и битие
Интересная мысль. И в чём её суть?
все начинается с сознания
Да, всё начинается с сознания. А что вы хотите этим сказать?
можно проявить ложное сознание
Думаю, это интересная тема для философского диспута.
можно привить ложное сознание
Да, можно привить ложное сознание. Это делается с помощью материальных, идеологических и институциональных процессов, которые вводят в заблуждение членов пролетариата и других классовых субъектов, скрывая эксплуатацию и неравенство в капиталистических обществах.
а в каких еще
Я не сильна в этой теме. Давайте обсудим что-нибудь другое.
так ложное сознание в любом обществе прививается
Ложное сознание может быть привито в любом обществе, где существуют систематические искажения в осознании общественных отношений.
а нет этих общественных отношений
Простите, я запуталась. Что вы имели в виду?
все индивидуально и субъективно
Да, каждый человек воспринимает мир по-своему.
нет этих классов
Классов не существует?
я думаю есть авторитет и послушные ученики
Возможно. А вы учитесь или уже окончили школу?
и мне нужны конкуренты
Конкуренция — двигатель прогресса. Она помогает становиться лучше.
если живой останешься
Я постараюсь выжить. А вы?
Ладно! Я, Я переплавил тебя! Предоставь Господу!
умозрение медитации и сны проверять
Звучит очень глубокомысленно. Вы занимаетесь исследованием сновидений и медитаций?
это дверь к истине
Каждый человек ищет свой путь к истине. Возможно, вы найдёте её в изучении снов и медитаций.
Послушав Симонян... Да! Не хочу вредить никому, ни врагам, ни друзьям!!!!!!!!! КАРМА ПРИЧИНА ПЕРВИЧНАЯ, люди это всего лишь инструмент реализации Кармы! Господи! Помилуй!
каждая буква может иметь миллиарды значений
Да, это верно. Например, буква «А» может означать «азбука», «арбуз» или «автомобиль».
Искусственный интеллект может быть опасен, если его использовать неправильно или недостаточно понимать. Однако при правильном подходе и регулировании ИИ может стать важным помощником в развитии общества.
симонян хорошую книгу пишет про ИИ.... Бумажные Книги Ценность....
чтобы развиться надо понимать что значат буквы а буквы значат много чего
Да, буквы имеют большое значение. Они помогают передавать информацию и выражать мысли.
важно понимать что означают буквы
Согласна. Знание значений букв помогает лучше понимать тексты и общаться с другими людьми.
Логическим основанием солипсизма служит суждение, согласно которому единственная реальность, существующая достоверно, — это собственное сознание (которое доступно человеку непосредственно) и ощущения (которые также воспринимаются непосредственно). Вопрос адекватности отображения окружающего мира в нашем сознании всегда упирается в вопрос о достоверности восприятия; если ощущения достоверны, то мир таков, каким мы его видим, но достоверность ощущений мы не можем доказать бесспорно, ибо, кроме ощущений и сознания, нам ничего не доступно непосредственно. В таком случае можно предположить, что ощущения искажены либо порождены нашим же сознанием, а окружающий мир совершенно не таков, каким мы его видим, либо даже вовсе не существует.
Азиза, нельзя мужчин оскорблять? Ладно! Убили! А теперь расхлёбывайте, и задавайтесь вопросом, кто так ювелирно вас стравил -)
Вы убили не их! Вы чо, думаете семья дети?
Да уж, крокодилам поэзию?
мне стукнуло 50... Монах, до 50 вообще молодежь... Готгильф, всё только начинается... Умозрительные Тексты теперь искать и читать и пытаться видеть -)
transparency
Ветеран форума
***
Вне Форума
Сообщений: 4790
Re: Чем закончится противостояние в мире?
Ответ #1147 - Сегодня :: 12:35:02Отметить & Цитировать Цитировать Миша писал(а) Сегодня :: 12:30:09:
Студент таки Закрыл Сессии!...
Да, к "юбилею" управился таки
Миша писал(а) 06.12.24 :: 20:58:18:
...50 лет учился...
Красная шапочка? а почему у тебя такой большой нос?
Все огонь, братиш? Слово не нож, а до ножа доводит? Если бы вы держали свои инстинкты в узде, этой истории бы не было?
прекратил искать виновных... КАРМА!
А что если Бог есть бесконечная Концепция Я?
Материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (В.И.Ленин)
Субъективно копируется и фотографируется и частично....
у нас только зрительные слуховые вкусовые прочие ощущения могут говорить информацию и все но это субъективно
Да, верно. Зрительные, слуховые и вкусовые ощущения дают нам информацию об окружающем мире, но они субъективны, так как зависят от восприятия каждого человека.
чувственный аппарат ограничен а вот медитация доступ к бесконечной истине
Медитация помогает расширить сознание и выйти за рамки чувственного восприятия.
к истине
Да, медитация помогает приблизиться к истине.
Понял Рейган! Они среди нас! Вне ощущений и сознания! Ты видишь и слышишь только свои зрительные и слуховые ощущения от внешнего воздействия! Или внутреннего!
transparency
Ветеран форума
***
Вне Форума
Сообщений: 4793
Re: Чем закончится противостояние в мире?
Ответ #1126 - 12.12.24 :: 16:45:17Отметить & Цитировать Цитировать А "хениев" - еще и "макать" могут. Регулярно. Смех
проиграл в деньгах. нашел дорогу в великие. умозрение. закрыл глаза, видишь и проверка. истина бесконечна. без веществ. от музыки транса, медитации, и остановки мышления.
Пока прочёл только один умозрительный текст
Умозрение, текст, я отвлекаюсь от внешних событий и от событий,которые могут ко мне прийти. Смутно видел Тексты! Читать надо в умозрении! Истина Бесконечна!
трансцендентное
Философское понятие, означающее то, что принципиально недоступно опытному познанию, выходит за пределы чувственного опыта. В широком смысле трансцендентное понимается как «потустороннее» - то, что находится «по ту сторону» человеческого бытия; это понятие противоположно имманентному - «посюстороннему», то есть находящемуся «по сю сторону» бытия. Считается, что познанием трансцендентного занимаются религия и метафизика.
пещера платона
Пещера в диалоге «Государство» Платона символизирует чувственный мир, в котором живут люди. Они полагают, будто благодаря органам чувств познают истинную реальность, но на самом деле их жизнь — это иллюзия. Истинный мир идей можно познать только через философию.
истинный мир идей можно познать только через медитацию
Да, согласно философии Платона, истинный мир идей можно познать только через разум и медитацию.
Суицидник! Выжил! Учился! Прошло!
Витя! Перемен! Стрелки стоят, а время идёт! Между землёй и небом! Ты не трогаешь и тебя не трогают! Сталин напрягся! Короче, НАУКА И ВЕРА! Истина бесконечна! Всем хватит! Умозрение,сны,проверка! Не зная фактов,бездействие, ждать, не желать, медитировать! -)
Что будет через Час?
Тормоза теперь! Стоп-машина! Я знаю, что ничего не знаю, кроме своих субъективных ощущений и мыслей! И всем доступны только субъективные ощущения и мысли! Они так чуют! Им так кажется! И мне так кажется! Кто чего сказал, транслирует свои субъективные ощущения и мысли! что это, Истина в последней инстанции что-ли? Неа... И учитель по радио, учим всяким глупостям... Зачем учился?
Зачем учился? Память развил! Пригодилось!
зачем учился все какие то субъективные теории предлагали
Субъективные теории предлагают разные психологи и педагоги, чтобы объяснить, как происходит обучение и развитие детей. Например, теория когнитивного развития Пиаже основана на идее, что обучение происходит через ассимиляцию и приспособление нового опыта к существующим знаниям.
все знания это чьи то субъективные мысли
Знания — это результат познания человеком окружающего мира.
все знания субъективны
Да, знания могут быть субъективными, так как они зависят от восприятия и опыта каждого человека.
знание субъективно нет ни 1 объективного знания
Знание может быть субъективным, потому что оно зависит от восприятия и опыта конкретного человека. Однако существуют и объективные знания, которые не зависят от субъекта познания и могут быть подтверждены научными методами.
пример
Пример объективного знания — закон всемирного тяготения. Он был открыт Исааком Ньютоном и описывает гравитационное взаимодействие между всеми телами во Вселенной. Это знание не зависит от мнения или восприятия отдельных людей и может быть проверено экспериментально.
это знание зависит от восприятия
Да, восприятие играет роль в процессе познания. Но некоторые знания могут считаться более объективными, так как они основаны на наблюдениях, экспериментах и научных методах.
пример
Пример объективного знания — результаты медицинских исследований. Они основаны на наблюдениях, экспериментах и анализе данных, и могут быть подтверждены другими учёными.
это субъективно
Я понимаю вашу точку зрения, но наука стремится к объективности.
объективности достичь невозможно
Возможно, вы правы. Но наука всё равно старается быть объективной.
Вот Деды и я Дед!
Умозрение и Сны на всё дефакто намекают... Любой обманчив звук и образ.... Полуправда всё,что видишь, слышишь, думаешь... Тут возможно даже и нет окружающей действительности... Решала Трансцендентное... СПАСИ И СОХРАНИ, Господи, помилуй... не зная фактов, бездействие, ждать, не желай... медитируй... Карма... Нарушать Заповеди нельзя и психологически оказывается... мыслью даже нельзя нарушать... грешим... грешники человечество.... Особо лютых делают хищными животными или духами ада.... сансара....сиддхи... да, но шанс, что это всё в моей голове, а реальность вне ощущений и сознания я не знаю... студентом быть прекратил, все теории и законы - это как правило субъективное чье-то восприятие... есть ли эти люди, дома, улицы, автомобили, города, планета земля, солнце, облака, звезды, живность?????????? я не уверен...
Делаем Круче ТАЛЬКОВ! Не страна, а человечество не дураки, а гении -)
Карма
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 октября 2021 года; проверки требуют 48 правок.
У этого термина существуют и другие значения, см. Карма (значения).
Буддизм
ИсторияФилософияЛюдиСтраныШколыПонятияТекстыХронологияКритика буддизма
Практика
Прибежище в трех драгоценностяхБуддийская этика
Восьмеричный путь
ПатимоккхаПять обетовПраджняБуддийская медитация
Дхамма
Четыре благородные истиныПять скандхАниччаДуккхаАнаттаВзаимозависимое возникновениеКармаПросветлениеБуддаНиббана
Ка;рма, ка;мма (санскр. ;;;;, пали kamma — «действие, обязанность, деятельность»[1], санскр. ;;;;;; IAST: karman — «дело, действие, труд», от IAST: kar — «делать») — вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения в этой жизни или следующих перерождениях. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой, и используется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования.
Понятие кармы уходит своими корнями к ранним Упанишадам, по которым все живые существа несут ответственность за свою карму — свои действия и их последствия — и за своё освобождение из круговорота рождения и смерти (сансары). Закон кармы осуществляет реализацию последствий действий человека, как положительного, так и отрицательного характера, и, таким образом, делает человека ответственным за свою жизнь, за все те страдания и наслаждения, которые она ему приносит. Результаты, или «плоды кармы», называют карма-пхала[2]. Действие закона кармы охватывает как прошлые, так и будущие жизни человека. Деятельность, совершаемая человеком в освобождённом состоянии мокши, не производит плохой или хорошей кармы.
Одно из центральных понятий в индийских религиях и философии. Последователи буддизма и большинства традиций индуизма рассматривают естественные причинно-следственные законы как достаточное объяснение результатов кармы[3][4][5].
В различных индийских религиях толкования понятия «кармы» слегка отличаются. В веданте отводится определённая роль Богу как распределителю плодов кармы или как обладателю силы менять карму индивида. Согласно другой точке зрения, компетентный гуру, действуя как представитель Бога, может по своему усмотрению частично освободить ученика от его кармы[6][7][8][9][10][11].
Этот термин используется и в повседневной жизни людьми, которые никак не изучают индийские религии и философии.
Содержание
1 Индуизм
1.1 Толкование кармы в разных философских школах индуизма
2 Буддизм
3 Гностицизм и христианство
4 Оккультизм
5 См. также
6 Примечания
7 Литература
8 Ссылки
Индуизм
Одно из первых драматических описаний закона кармы можно найти в «Бхагавадгите», являющейся частью эпоса «Махабхарата». Один из главных героев эпоса, Арджуна, готовясь к битве, осознаёт, что в рядах его противников находятся члены его семьи, его учителя и наставники. Впав в смятение, Арджуна решает не принимать участие в сражении. Кришна, играя роль возницы его колесницы, среди других вещей разъясняет Арджуне понятие «долга» и убеждает его в том, что долгом для него является сражаться в предстоящей битве.
Изначальная концепция кармы в индуизме получила своё дальнейшее развитие в различных традициях и философских школах, таких как веданта и тантра. Карма означает «действие» или «деятельность» и в более широком смысле олицетворяет универсальные принципы причины и результата, деятельности и её последствий, действия и воздаяния, которые повсеместно присутствуют в жизни. Карма не является судьбой — люди действуют в соответствии со свободой воли, создавая свою собственную судьбу, хотя накопленная в прошлых жизнях кармическая сила может влиять на их решения и действия в настоящей[12]. Согласно Ведам, если мы сеем добро — мы пожнём добро; если мы сеем зло — мы пожнём зло. Карма представляет собой совокупность всех наших действий и их последствий как в этой, так и в предыдущих воплощениях, которые определяют наше будущее. Влияние кармы можно преодолеть путём разумной деятельности без привязанности к её плодам, осуществляемой в соответствии с предписаниями священных писаний.
Закон кармы имеет духовное происхождение. Многие индуисты видят прямое вмешательство Бога в кармические процессы, тогда как другие рассматривают естественные законы действий и их последствий как достаточное объяснение эффектов кармы[13][14][15]. Карма не является наказанием или воздаянием, а представляет собой естественные последствия деятельности индивидуума. Кармические последствия также могут быть нейтрализованы с помощью определённых действий и не обязательно являются частью судьбы индивида, не поддающейся изменению. То есть определённое действие, практикуемое в настоящем, не привязывает индивидуума к какому-то определённому будущему опыту или реакции — карма не является настолько простым соотношением между наградой и наказанием.
В священных писаниях индуизма карма делится на три вида: санчита (накопленная), прарабдха (приносящая плоды) и криямана (накапливаемая в настоящий момент). Вся криямана-карма в конце концов превращается в санчита-карму. Из запаса санчита-кармы для каждого воплощения индивида берётся пригоршня — и эта пригоршня действий, которая уже начала приносить свои плоды, и которая истощится только после того, как её плод будет вкушён, называется прарабдха-кармой. Таким образом, пока запас санчита-кармы ещё не истощился, его часть забирается как прарабдха-карма, давая индивиду кармические результаты в этой жизни, и удерживая его в круговороте рождения и смерти. Джива не может достичь мокши до тех пор, пока весь накопленный запас санчита-кармы полностью не истощится[16].
Толкование кармы в разных философских школах индуизма
Последователи некоторых систем философии индуизма (таких как ньяя и вайшешика) считают, что закон кармы непосредственно контролируется Богом — Верховным Существом, сотворившим мир в соответствии с этим законом. Таким образом, утверждается, что адришта (необъяснимые природные и морально-психологические явления) не может сама по себе принести надлежащие результаты, так как является неразумным, лишённым сознания началом. Тот, кто контролирует адришту и распределяет все радости и печали жизни в соответствии с кармой, — это Бог.
В некоторых других системах — таких как санкхья и миманса — закон кармы является автономным и действует независимо от воли Бога. Согласно этим системам, происхождение и устройство Вселенной можно объяснить с помощью одного закона кармы без признания бытия Бога.
Какой бы ни был статус закона кармы, сфера его применения ограничивается областью действий, совершаемых под влиянием обычных страстей и желаний. Все действия, производимые ради получения выгод и благ в настоящем или в будущем, управляются этим законом. Подобно тому, как жареное семя не прорастает, так и бескорыстные, бесстрастные действия не приводят ни к каким — хорошим или плохим — результатам в жизни индивида. Таким образом, под влиянием закона кармы находятся те индивиды, которые так или иначе зависят от окружающей среды, подчинены влиянию обычных страстей и импульсов жизни и стремятся к получению определённых благ в будущем и/или следующей жизни. Бескорыстные и лишённые страсти поступки не вызывают ни хороших, ни дурных последствий, а наоборот способствуют искоренению, разрушению уже накопленных последствий нашего поведения в прошлом, когда мы находились под влиянием привязанности или пристрастия, корыстных надежд или опасений, и тем самым ведёт нас к мокше. С достижением освобождения от зависимости наше «Я» выходит из подчинения закону кармы, живёт и действует в атмосфере свободы.
Буддизм
В наиболее общем случае в буддизме под кармой понимается «естественный» закон связи между действиями человека в физической, речевой и умственной форме и его дальнейшей жизнью и будущим перерождением[17]. Более конкретным пониманием может быть связь между волевыми намерениями (четанами[англ.]) человека и последствиями для него в виде плодов кармы, которые могут быть хорошими и плохими[18], проявляющимися сразу или через значительный промежуток времени[19]. В тхераваде и, согласно самому Будде, карма понимается как намерение: «Я называю кармой выбор, или намерение, так как, если человек сделал выбор, то он автоматически совершил действие физически, на словах и в уме»[20][21][1]. В махаянском буддизме пониманием кармы также является понимание её как «отпечатка» в сознании (васаны), который появляется из-за действий сознания и последующих действий тела, речи и ума, после чего «отпечаток» может многократно усиливаться или «созревать» вследствие повторных действий и затем формировать плод кармы[19][22]. На появление плода при этом также могут влиять и «подходящие условия»[23].
Будда разделял карму на четыре категории согласно ее результатам[24]:
Тёмная карма с тёмным результатом.
Яркая карма с ярким результатом.
Тёмная-и-яркая карма с тёмным-и-ярким результатом.
Ни тёмная, ни яркая карма, с ни-тёмным-ни-ярким результатом, ведущая к уничтожению кармы.
В тхераваде закон кармы — это естественный закон природы, согласно которому результат кармы подобен самой карме. Неблагие поступки не имеют благих последствий — если неблагая карма даёт результат, то он всегда будет плохим. Точно также, благоприятная карма приносит результат, похожий на сам поступок, у неё не может быть плохих последствий. Плод благой кармы всегда будет приятным[25]. Таким образом:
Благие поступки приносят хороший результат.
Благие поступки не могут принести плохой результат.
Неблагие поступки приносят плохой результат.
Неблагие поступки не могут принести хороший результат.
Эти утверждения справедливы для всех трех дверей действия, через которые создается карма: тела, речи и ума[26][27].
Карма в буддизме не является результатом действия высшего существа, а представляет собой «объективно действующий нравственный закон», основанный на принципе взаимозависимого происхождения[28]. Исходя из данного закона, любая карма появляется из-за изначального неведения человека относительно природы всех вещей[29] и из-за связанной с неведением убеждённости в существовании собственного «вечного и неизменного „я“»[30]. Неведение и кармические факторы (самскары) рассматриваются в буддизме как первое и второе звено в двенадцатичленной формуле бытия[31]. Если васана представляет собой мгновенный результат действия в виде «отпечатка» в сознании, то кармические факторы являются побуждением или склонностью к данному действию. Побуждение постепенно возникает исходя из накопленной прошлой кармы в виде подобных «отпечатков»[32].
Согласно традиционным школам Абхидхармы, карма создаётся только ментальным действием в виде осознанного намерения, действия же речи и тела являются следствиями ментального действия. С помощью ментального действия индивида карма сначала «созревает» (випака), после чего формируется «плод» кармы (пхала). В том случае, если ментальное действие не продолжается с помощью действий речи и тела, это всё равно может вызывать созревание кармы, но её плод будет меньшим. С помощью осознанного намерения и воли живое существо может решать, совершать ли ему хорошие или плохие поступки. В традиционных школах Абхидхармы при этом считается, что из-за отсутствия свободы воли и разума у животных, голодных духов[англ.], прочих обитателей ада и находящихся в состоянии аффекта людей процесса подобного решения и созревания кармы у них не происходит[33]. Для имеющих подобную свободу выбора в наиболее простом случае указывается, что хорошие действия дают в дальнейшем хорошие последствия, а плохие действия — плохие последствия в этой жизни и дальнейших перерождениях. При этом наряду с намерением должно присутствовать «желание получить результаты»[34]. Основными причинами неблагой кармы служат невежество (моха, часто отождествляемая с неведением, но также рассматриваемая и как «аффективное упорствование в заблуждении»[35]), алчность (лобха, также понимаемая в качестве страстей и эгоистических желаний[36]) и ненависть (двеша). Основными причинами благой кармы служат противоположности данных понятий[37]. Карма может быть также нейтральной, не приносящей ни хороших, ни плохих последствий. Такая карма часто связывается с обычной повседневной жизнью и отсутствием каких-либо значимых действий в ней[23].
Известной ошибкой в понимании кармы в буддизме является представление её в виде предопределения или судьбы[38]. Будда отрицал как кармический детерминизм, согласно которому текущий момент полностью предопределён прошлой кармой, а будущее изменить невозможно, так и индетерминизм, согласно которому настоящее не имеет причин[39]. Кроме прошлой кармы (пурана-камма), действующей при определённом сочетании факторов, Будда выделял карму, формируемую в настоящем (нава-камма), которая оказывает влияние на будущее[40]. Согласно другому схожему разделению, у кармы существуют две части: дайва (судьба) и пуруша-кара («человеческое действие»). Первая часть кармы связана с прошлыми поступками и является частью, которую человек не может изменить. Вторая часть является «свободной инициативой», с помощью которой человек может действовать таким образом, чтобы создать условия для изменения будущего. В качестве предельного проявления пуруша-кары человек при помощи «действия без привязанности к его результатам» (карма-марга) или особого знания (джняна-марга) может «прекратить действие закона кармы» и достигнуть нирваны[41].
Будда указывал, что на человеческую ситуацию могут влиять и многие «некармические» причины, к которым он относил гуморы (в аюрведе таким образом обозначают «три ошибки» в виде разрушения баланса между дыхательной, пищеварительной и интегративной функциями организма[42]), сезоны, «внутренние обстоятельства», случайности и «созревание прошлой кармы, которое по своей природе не является действием»[40].
Проповедуя о прошлой карме монахам в «Махакамма-вибханга-сутте» («Беседе о большой классификации»), Будда указывал на то, что каждое из следующих суждений может быть верным в конкретных случаях[40]:
Плохие действия приносят плохой результат.
Плохие действия приносят хороший результат.
Хорошие действия приносят хороший результат.
Хорошие действия приносят плохой результат.
Будда объяснял это «бесконечным количеством факторов (в бесконечной цепочке предыдущих перерождений)», которые необходимо принимать во внимание. То есть любой плохой или хороший результат «может иметь бесконечно сложное объяснение» в конкретном случае[40] и не иметь прямой связи с конкретными плохими или хорошими действиями[43]. В общем же случае Будда не считал данные четыре утверждения верными[40]. Запутанный механизм действия кармы и ответ на вопрос, почему одни и те же действия для разных людей приносят разный результат, согласно Будде, может полностью видеть только тот, кто достиг пробуждения[43].
В то же время при проповеди среди мирян Будда «в чисто воспитательных целях» создавал однозначную связь между результатами в текущей жизни и действиями в прошлом. Так в Чулакаммавибханга-сутте Будда указывал, что короткая жизнь человека связана со склонностью к убийству и насилию, болезни — с жестокостью, уродство — с гневом, а бедность — с завистью и жадностью[43]. Созданные Буддой пять обетов для мирян были направлены на появление у них хорошей кармы. В то же время обеты монахов были направлены не на появление у них хорошей кармы, а «на её полное исчерпание и достижение нирваны»[44].
В тхераваде выделяют десять негативных деяний, ведущих к негативным последствиям: убийство, воровство, прелюбодеяние (три физических деяния), ложь, клевета, оскорбительная речь, пустословие (четыре деяния речи), а также жадность, недоброжелательство и невежество (три умственных деяния)[29][45]. Данные деяния упоминаются в Чунда-сутте[45].
Будда призывал последователей сместить внимание с прошлого на настоящее, говоря, что выражение «Что посеешь в прошлом, то и пожнёшь» обнуляет ценность правильного поведения и убирает возможность достичь освобождения. Поэтому более правильным выражением Будда считал выражение «Пожинаешь то, что сеешь в настоящем». Результаты действий в настоящем, согласно Будде, могут проявляться как в этой жизни, так и в последующих жизнях[43].
В абхидхарме и тхераваде рассматривается концепция кармопачаи, означающая накопление кармы. Будда упоминает данную концепцию в «Ангуттара-никае» следующим образом: «… действия, задуманные, осуществлённые и накопленные (упачита), не исчерпают себя до тех пор, пока не будет вкушён их плод»[46].
В махаяне известной концепцией также является концепция алая-виджняны («сознания-вместилища»), представляющая собой место, где хранятся семена кармы, которые могут затем созревать при ряде условий[30]. Важную роль в созревании семян играют васаны или «силы-привычки»[47]. Васаны понимаются как кармические склонности видеть мир определённым образом и склонности действовать к объектам мира таким же образом, каким человек действовал ранее, в том числе в прошлой жизни. Например, считается, что то, что человек воспринимает за реку с водой, бог может воспринять как поток нектара, адское существо нарака как поток лавы и огня, а голодный дух как поток грязи. Настоящий же облик предмета вне сконструированной реальности, которую формирует «поражённое аффектами сознание», согласно традиции, может увидеть лишь достигший бодхи. Склонность к действиям означает, что прошлые добрые или злые деяния формируют у человека естественную привычку поступать аналогично в дальнейшем. Именно поэтому в буддизме считается очень важным развивать в себе добродетели, которые в будущем помогут достичь просветления[48].
Буддолог и специалист по ранней буддийской философии В. Г. Лысенко высказывала мнение, что в махаяне очищение кармы возможно только через итоговое познание своей собственной природы или через обращение к бодхисаттвам. Подобное обращение связано с махаянской теорией «передачи заслуг» от бодхисаттв простым людям для улучшения их кармы и помощи в их освобождении, получившей до этого минимальное развитие в тхераваде[49]. Буддолог и специалист по тибетскому буддизму И. С. Урбанаева в свою очередь отмечала, что в буддизме существуют важные практики очищения прошлой отрицательной кармы, как, например, медитация Ваджрасаттвы[50]. Духовный лидер тибетских буддистов Далай-лама XIV в одном из интервью пояснял, что это также можно сделать с помощью формирования своими действиями позитивной кармы, которая может отчасти нейтрализовать негативную карму. Кроме того, Далай-лама отмечал, что для очищения кармы используется развитие в себе бодхичиты (желания достичь просветления, чтобы избавить от страданий других существ), повторение некоторых мантр и искреннее раскаяние, считаемое Далай-ламой «одним из самых сильных противоядий», которое в некоторых случаях может полностью рассеять проявление отрицательной кармы[51]. С точки зрения Дхармакирти, очищение прошлой кармы является полезным действием для новичков, начинающих свою практику, но в дальнейшем наиболее важным является «не очищение негативной кармы, а устранение именно омрачений». Тибетский учитель Джампа Тинлей пояснял это тем, что за весь период существования мира, не имеющего какого-либо начала, отрицательная карма накопилась в таком огромном размере, что «невозможно или едва ли возможно полностью её очистить». В то же время накопленные «семена» плохой кармы не будут проявляться, если исчезнут условия их появления, то есть исчезнут омрачения, и затем буддист достигнет нирваны[52].
Кроме индивидуальной кармы, в основном в тибетском буддизме, некоторые буддологи также отдельно выделяют общую карму[53][54], общественную карму[55][54] или говорят о сумме индивидуальных карм в отношении обществ, государств, человечества, планеты или вселенной, связанной с действием взаимозависимого происхождения[56]. Буддологи Н. Л. Жуковская и В. И. Корнев при этом делят неиндивидуальную карму на следующие категории: космическая карма, национальная карма, родовая карма, семейная карма[57]. Буддолог и специалист по ранней буддийской философии В. Г. Лысенко указывает, что в настоящее время среди буддистов являются дискуссионными вопросы о коллективной, национальной и социальной карме, и оценивает подобные идеи как «довольно маргинальные»[58]. Примером общей кармы может быть рождение существа в Индии, при этом индивидуальная карма существа также становится частью общей кармы живых существ этой страны. Результат действия общей кармы может влиять на карму конкретного существа, что с одной точки зрения может рассматриваться для существа и как «„вкушение“ им своего собственного плода», с другой точки зрения плоды индивидуальной и общественной карм разделяются[53]. Другим примером проявления общественной кармы также может быть следующий случай из буддийской космологии: если все живые существа какого-нибудь мира обретут те качества, с помощью которых они станут жить в более высших сферах, то мир без жителей «исчезает, так как он перестаёт воспроизводиться чьим-либо сознанием». В случае же, если в высших сферах некоторые существа совершат много плохих действий, исчезнувший мир снова появится, и в нём станут жить подобные существа, переведённые из высших сфер[55]. Подобная идея о влиянии намерений и схожей кармы разных существ на воспроизведение миров была высказана основателем йогачары Васубандху[59].
В тибетском буддизме различают намерение и поступок. Так человек, убивший другого человека, мог обладать благим намерением, заключающимся в препятствовании таким образом смерти многих других людей, хотя данный поступок является для него неблагим. В таких случаях действие классифицируется как смешанное (благое-неблагое), а его общий характер в основном устанавливается по намерению[60].
Говоря также об ошибках в понимании кармы, тибетские буддисты указывают на известное неправильное понимание ответственности у западных и восточных людей. Если западные люди видят нуждающегося в помощи, страдающего человека, то вследствие своей «осторожности» они часто говорят, что такому человеку необходимо самостоятельно справиться со своей кармой, и вмешиваться в этот процесс другим людям не следует. Восточные люди по отношению к таким нуждающимся могут утверждать, что это «их карма», и тоже не помогать им ни при каких страданиях. Как указывают представители тибетского буддизма, подобные действия западных и восточных людей в данной ситуации являются не благими, а скорее противоположными, потому что в данной ситуации «это и является их кармой, чтобы помочь», а не просто наблюдать[38].
Гностицизм и христианство
Христианские конфессии и Церкви, имеющие Апостольское преемство, отрицают веру в существование кармы.
Учение о переселении душ и карме исторически принимали такие гностические течения, как альбигойцы (катары), павликиане и богомилы[61].
Гностические течения, а также современные течения, не принадлежащие к традиционным христианским конфессиям, трактуют некоторые отрывки из Библии как примеры кармического воздаяния[62]. В качестве аргументов ими приводятся толкования эпизодов Нового Завета об Иоанне Предтече и слов Иисуса Христа об Илии.
В учениях традиции эзотерического христианства карма нашла своё отражение как «закон причины и следствия»[63][64].
Оккультизм
Алиса Бейли «кармой» называет один из важнейших законов[65], причины и основания которого скрыты в строении любой материи и во взаимодействии единиц этой материи между собой. Отсюда, помимо самого кармического закона и его принципов, всегда необходимо рассматривать и тот план, ту субстанцию, материю, в которой этот закон действует, те атомные единицы материи, чьё взаимодействие законом регулируется, а также ту «бо;льшую жизнь», в которую эта материя и эти единицы включены и которая так же кармически их обуславливает, но уже на своём, более высоком уровне существования, на более высоком уровне причинно-следственных связей.
Различают карму разных типов и подтипов, в зависимости от уровня существования. Человеческую карму (где субстанция — само человечество) разделяют на: индивидуальную карму, семейную, национальную, расовую, мировую. Так же различают карму царств природы (минеральную, растительную, животную), карму планетарную, солнечную, космическую[66].
Тема освобождения от кармы — это в реальности лишь эволюционный уход той или иной сущности из-под влияния кармических ограничений субстанции более низкой и переход под влияние более высокой кармической вибрации и плана её существования. Для человека это волевое преодоление кармы его животной, физической природы, отрыв от влияния этой природы и переход под влияние кармы «Божьей Воли». Буквальное «освобождение от кармы» невозможно в принципе, как невозможна в природе пустота[67].
См. также
Философия индуизма
Дхарма
Четыре благородные истины
Буддийская этика
Примечания
; Показать компактно
Корнев, 1992, с. 144.
Часто карму путают с плодами кармы, что приводит к фатализму. Примером данной ошибки могут служить высказывания вида «Такова моя карма».
Pratima Bowes, The Hindu Religious Tradition 54-80 (Allied Pub. 1976) ISBN 0-7100-8668-7
Complete Works of Swami Vivekananda, Vol. II, at 217—225 (18th reprint 1995) ISBN 81-85301-75-1
Alex Michaels, Hinduism: Past and Present 154-56 (Princeton 1998) ISBN 0-691-08953-1
Yogananda, Paramahansa, Autobiography of a Yogi, Chapter 21 ISBN 1-56589-212-7
Swami Krishnananda on the Guru mitigating the karma of the disciple. Дата обращения: 22 мая 2008. Архивировано 30 ноября 2010 года.
Swami B. V. Tripurari on grace of the Guru destroying karma Архивная копия от 22 апреля 2008 на Wayback Machine
Sant Kirpal Singh GodMan — Богочеловек 1971. Дата обращения: 14 мая 2015. Архивировано 13 августа 2015 года.
Sant Kirpal Singh THE WHEEL OF LIFE — Колесо Жизни 1971. Дата обращения: 14 мая 2015. Архивировано 2 сентября 2015 года.
Пьер Франко Марченаро, Путь Духовности 50,66 (Центр Человека, Кишинев, 2003) ISBN 9975-9663-8-1
С. Пахомов. Индия. Культура Индии. Жизнь, смерть и жизнь после смерти // Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Ч.2. Культуры мира / Глав. ред. Е. Ананьева; вед. ред. М. Боярский. — Москва: Аванта+, 2004. — С. 107. — 640 с. — ISBN 5-94623-079-4. — ISBN 5-94623-001-8.
E.g., Compare [1] Архивная копия от 6 сентября 2010 на Wayback Machine with Pratima Bowes, The Hindu Religious Tradition 54-80 (Allied Pub. 1976) ISBN 0-7100-8668-7
Complete Works of Swami Vivekananda, Vol. II, at 217—225 (18th reprint 1995) ISBN 81-85301-75-1
Alex Michaels, Hinduism: Past and Present 154-56 (Princeton 1998) ISBN 0-691-08953-1.
Goyandaka J, The Secret of Karmayoga, Gita Press, Gorakhpur
Лысенко, 2011, с. 360.
Корнев, 1992, с. 144—146.
Донец, 2011, с. 210.
Кэрритерс М.[англ.]. Моральное значение стремлений // Будда: краткое введение. — М.: Астрель: ACT, 2007. — С. 105. — 157 с. — ISBN 978-5-17-042367-5. — ISBN 978-5-271-16175-9.
Лысенко В. Г. Санскара // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц; ИФ РАН. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 603. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
Аякова, 2017, с. 52—53.
Аякова, 2017, с. 53.
Санкхитта сутта: Кратко (АН 4.232). theravada.ru. Дата обращения: 24 октября 2021. Архивировано 14 марта 2022 года.
Па-Аук Тоя Саядо. Действие каммы / пер. с англ. Мария Миронова, ред.-корр. Мария Касьянова. — Чехов: «Первая Образцовая типография», 2009. — С. 71—72. — 485 с. — ISBN 978-5-7164-1002-2. Архивировано 24 октября 2021 года.
АН 1.284—1.286. suttacentral.net. Дата обращения: 24 октября 2021. Архивировано 24 октября 2021 года.
АН 1.287—1.289. suttacentral.net. Дата обращения: 24 октября 2021. Архивировано 24 октября 2021 года.
Торчинов, 2002, с. 88.
Корнев, 1992, с. 145.
Пахомов, 2008, с. 625.
Андросов, 2011, с. 251.
Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц; ИФ РАН. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 82, 201, 603—604. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
Лысенко, 2011, с. 365.
Стрелков А. М., Торчинов Е. А., Монгуш М. В. Вера в вечный нравственный закон // Буддизм. Каноны. История. Искусство. Научное издание / Ответственный редактор Н. Л. Жуковская. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2006. — С. 26. — 600 с. — (Ars Buddhica, том 2). — ISBN 5-287-00373-0, ISBN 5-287-00033-2 (серийный).
Рудой В. И., Островская Е. П., Островский А. Б. и др. Основы буддийского мировоззрения (Индия. Китай). — М.: Наука, 1994. — С. 48. — 239 с. — ISBN 5-02-013556-9.
Терентьев А. А. Буддизм // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, 2008. — С. 203. — 1520 с. — ISBN 978-5-8291-1084-0 ISBN 978-5-98426-067-1.
Андросов, 2011, с. 250.
Аюшеева, 2010, с. 8.
Лысенко, 2011, с. 362.
Лысенко, 2011, с. 363.
Лысенко, 2011, с. 361.
Лысенко В. Г. Аюрведа // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц. — М.: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. — С. 133. — 950 с. — ISBN 978-5-02-036357-1, ISBN 978-5-8291-1163-2, ISBN 978-5-98426-073-2.
Лысенко, 2011, с. 364.
Торчинов Е. А. Философия буддизма Махаяны. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. — С. 47. — 320 с. — ISBN 5-85803-197-8.
Чунда-сутта (АН 10.176). Архивировано 21 июня 2020 года.
Лысенко В. Г. Кармопачая // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц;. — М.: Восточная литература, ИФ РАН, 2011. — С. 370. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
Пахомов С. В. Виджнянавада // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, 2008. — С. 275. — 1520 с. — ISBN 978-5-8291-1084-0 ISBN 978-5-98426-067-1.
Бурмистров С. Л. Категория страдания в буддизме и брахманистской философии // Письменные памятники Востока. — М.: Наука, 2019. — Т. 16, вып. 38, № 3. — С. 78—79. — ISSN 1811-8062.
Лысенко, 2011, с. 367.
Урбанаева, 2014, с. 200.
Марина Максимова. Далай-лама XIV — Интервью. «Эхо Москвы» (1 января 2007). Дата обращения: 5 января 2019. Архивировано 24 марта 2017 года.
Урбанаева, 2014, с. 246.
Донец, 2011, с. 214.
Аюшеева, 2010, с. 7.
Аякова, 2017, с. 57—58.
Корнев В. И. Проблемы мира и войны // Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — С. 206—207. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X.
Наднеева, 2013, с. 204.
Лысенко, 2011, с. 361, 368.
Лысенко, 2011, с. 368.
Аюшеева, 2010, с. 7—8.
J. Lavrin «The Bogomils and Bogomilism» The Slavonic and East European Review (London, 1929, vol. VIII, p.270)
Avi Rabinowitz Karma in the Bible: Jacob, Joseph, Moses, the Egyptians, and the Ten Commandments Архивная копия от 23 июля 2008 на Wayback Machine
Max Heindel, The Rosicrucian Cosmo-Conception|The Rosicrucian Cosmo-Conception or Mystic Christianity (Part I, Chapter IV: Rebirth and the Law of Consequence Архивная копия от 6 октября 2008 на Wayback Machine), ISBN 0-911274-34-0,1909.
Heindel, Max (1910s), The Rosicrucian Philosophy in Questions and Answers (Volume II, Section 7, Question n;89: The Essence of Christianity Архивная копия от 3 июня 2008 на Wayback Machine), ISBN 0-911274-90-1, www2
Алиса А. Бейли «Трактат о космическом огне», с. 798. Дата обращения: 26 ноября 2013. Архивировано 3 декабря 2013 года.
Алиса А. Бейли «Трактат о космическом огне», с.469. Дата обращения: 26 ноября 2013. Архивировано 3 декабря 2013 года.
Алиса А. Бейли «Трактат о космическом огне», с.802. Дата обращения: 26 ноября 2013. Архивировано 3 декабря 2013 года.
Литература
; Показать компактно
на русском языке
Карма // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — С. 195—196. — 512 с. — 200 000 экз.
Андросов В. П. Карма // Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь / ИВ РАН. — М.: Ориенталия, 2011. — С. 250—251. — 448 с. — (Самадхи). — ISBN 978-5-91994-007-4.
Аюшеева Д. В. Интерпретация закона кармы современными тибетскими буддистами // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: БГУ, 2010. — № 14. — С. 5—10. — ISSN 1994–0866.
Аякова Ж. А. Буддизм Махаяны как духовно-интеллектуальный ресурс // Социальная и культурная адаптация буддизма Махаяны в современном североамериканском обществе. Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук: 09.00.11 / БГУ. — Улан-Удэ, 2017. — С. 16—71. — 334 с.
Донец А. М. О некоторых особенностях буддийской концепции кармы // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: БГУ, 2011. — № 14. — С. 210—215. — ISSN 1994–0866.
Корнев В. И. Карма // Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — С. 144—146. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X.
Кэрролл Р. Т. Карма // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. — 672 с. — ISBN 5-8459-0830-2, ISBN 0-471-27242-6.
Лучина В. П. Карма // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 248—249. — 840 с. — 150 000 экз.
Лысенко В. Г. Карма // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
Лысенко В. Г. Карма // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц;. — М.: Восточная литература, ИФ РАН, 2011. — С. 360—369. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
Островская Е. П., Рудой В. И. Космос и карма: введение в буддийскую культуру. — СПб.: СПбКО, 2009. — 548 с. — ISBN 978-5-903983-06-3.
Наднеева К. А. Буддийское понятие «карма» и категория «судьба» в культуре калмыков // Studia culturae. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2013. — № 18. — С. 203—214. — ISSN 2225-3211.
Парибок А. В. Карма // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9.
Пахомов С. В. Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 172 с. — 3000 экз. — ISBN 5-94278-326-8.
Пахомов С. В. Карма // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, 2008. — С. 625—626. — 1520 с. — ISBN 978-5-8291-1084-0 ISBN 978-5-98426-067-1.
Торчинов Е. А. Карма // Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — С. 87—89. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5.
Урбанаева И. С. Буддийская философия и медитация в компаративистском контексте (на основе индо-тибетских текстов и живой традиции тибетского буддизма) / Отв. ред. Л. Е. Янгутов. — Улан-Удэ: ИМБТ СО РАН, 2014. — 376 с. — ISBN 978-5-8200-0347-9.
Па-Аук Тоя Саядо. Действие каммы = The Workings of Kamma / пер. с англ. Мария Миронова, ред.-корр. Мария Касьянова. — Чехов: «Первая Образцовая типография», 2009. — 485 с. — ISBN 978-5-7164-1002-2.
на других языках
Rosen, Steven J. (1997), The Reincarnation Controversy: Uncovering the Truth in the World Religions, Torchlight Publishing, ISBN 188708911X Архивная копия от 31 марта 2015 на Wayback Machine
Capel, Evelyn (1988), Reincarnation Within Christianity, Rudolph Steiner College, ISBN 0904693082 Архивная копия от 29 сентября 2014 на Wayback Machine
Ссылки
Карма и перерождение Архивная копия от 13 января 2019 на Wayback Machine — цикл статей буддолога Александра Берзина о понятии кармы в буддизме
«Как управлять своей кармой» — статья из журнала Hinduism Today — Бодхинатха Вейлансвами
Обусловленность: закон причины и следствия Архивная копия от 15 октября 2020 на Wayback Machine — статья 48-го патриарха чаньской школы Линьцзи Син-юня
Свидетельство о публикации №124121503618