Что только в голову не лезет по ночам...
строга идея, да и мысль – не «дышло»,
но тут, как говориться, как уж вышло.
Что только в голову не лезет по ночам.
Ожиданно предвижу вольность мнений…»
1
К исходу день. Поступков и решений
Оставлен груз…
И снова «Девять Муз»
Даруют образ в трепетном волненье.
Наверно, справедливо Вдохновенье,
Коль ночи до утра лишает сна…
Вот, вспомнилась из классика строка,
«…Пародией бесчестит Алигьери.»
Мы к ней ещё вернёмся. А пока,
Припомнил надпись на Дельфийском храме,
Святителя Игнатия «Собранья».
Подумалось, ужели Простота,
Близка настолько, лишь откройте двери.
Сколь ясны и просты Определенья.
Сколь Истины чисты прикосновенья,
В основах, смыслах, толках Бытия.
Ведь, каждый день – ответ перед глазами.
В примерах, что Природы чудесами,
Исполнены, сознанью предстоя.
2
Начать с того, что нами же, друзья,
То «Простотой», то «Сложностью» зовётся.
«Простое» - неделимым познаётся,
И изысканиям наук не объяснить -
Материя, к примеру… Мне, наверно,
Напомнят, что Материя – дискретна.
Делима форма. Суть – не разделить.
А «Сложность»? – Больше или меньше «одного»,
Что сочетание – делением ровняет.
О Радости с Бедою размышляя.
Увидим парадокса торжество.
Коль поделиться Радостью – Их станет две,
Не остаётся Радость в меньшинстве.
И свет Её похож на свет звезды…
А поделись Бедой, и будет полбеды.
Бедою – страх обычно хороводит,
И, потому, Беда одна не ходит.
А «Страх»? – извечный пастырь устремлений.
«Предел»? - граница, за которой грех.
А «Грех»? – по самому себе раненье,
Когда от жизни ищешь лишь утех.
И «Верность» - сила якорей надежды,
«Надеждой» - добрые дела верши.
«Влюблённость» - музыка, поэзия Души.
А «Ненависть» - тупая боль невежды.
«Смирению» - отдельная строка.
Тут смысл, конечно, не в послушном поведенье,
И не в слепом терпенье на века,
И не в «принятье с миром» откровений,
Людей, поступков, взглядов свысока.
Смирение – всего-то БлагоДарность,
За ту лишь малость, что всё так, как есть.
Достойное стремленье видеть данность,
Тем Взглядом, что несёт Благую Весть.
Смирению экзамен – «Испытанье».
«Судьба» - свободный выбор одного,
В тех вариантах жизни пониманья,
Что будет - Правильно, а что (пока) - Легко.
3
В начале, помнится, рассказчик отмечал, -
«…Пародией бесчестит Алигьери...»
Как точно Пушкин завистью Сальери,
Непринуждённо «Пошлость» описал.
Измыслий недостойных побужденье,
Желанье славы ветренной мгновенья.
Вот и выходит, «Пошлость» наяву -
Пародия, увы, на Красоту.
Отказ от осужденья – «Рассужденье»,
А «Осужденье»? – мерка по себе - Всего.
«Суть»? – основанье чувств, вещей, явлений,
Ответ «В чём суть?» в вопросе «Для чего?»
Считают, «Мудрость» - состоянием ума,
Я ж – молчаливым виденьем - что будет.
Не потому ли Богородицы глаза,
В своей печали никого не судят…
Но если «Мудрость» - состояние ума,
То «Глупость», точно, не безумья состоянье.
Весьма проворна, изворотлива весьма,
Но с Разумением, увы, на расстоянье.
В Чести - проступков скорых недомысл.
Чтоб ни создала Глупость, её смысл,
В, конечном счёте, только наказанье.
И от неё одно лекарство – Осознанье.
Иная философия считает,
Что Глупость – Рассужденью предступает,
Что изначально Глупость гармонична.
Возможно, это так, но нет различья,
Что - глупо мудрствовать, что - мудростью глупить.
С годами осознать вполне прилично -
Посеяв Глупость, Мудрость не взрастить.
И это – Истина, живущая вне мнений.
А «Форма» что? – Игра трёх измерений.
Вещей природу спрятав до поры,
Она нам намекает на Миры,
Сокрытые от разума стремлений.
И «Содержанье» - есть простая суть,
Что «образ» от «обёртки» отличает.
За направленье действий отвечает,
И шепчет Памяти на ушко, – «Не забудь!»
«Обман»? – попытка «темнотой светлеть».
Желанье с совестью своею замириться.
Но, как тут ни старайся, не случится -
Ледышкой океан воды нагреть.
И «Индульгенция» - не откуп от греха.
А сход от «наказанья» осторожно.
Не в Бога вера, что Всеблаг в веках,
А в то, что с Ним договориться можно.
(Признаюсь, к стыдобе затеи пришлой,
Попробовал однажды… Ан, не вышло.)
Вот, Атеизм, условно, - тоже вера,
Но суть её не в том, что нет Творца,
А в том, что наказанья не намерят,
Ни «до», ни «после» близкого конца.
Освобождение от пагубных страстей
Не в оправданье собственных «недугов»,
Не в поиске «таблетки» с перепугу,
А в Исцелении погрешности своей.
К примеру, если человек хандрит,
На самом деле, что ему поможет?
С Лечением – есть шанс, что победит.
А с Оправданием? Скорей всего не сможет.
И «онкология болезненной Души»,
Поверьте на слово, заботиться не будет,
Как ни о «Здравом теле», сколько не паши,
Так уж, тем паче, ни о «Здравом духе».
Так мыслили светлейшие умы,
Не принявшие Роскоши дары,
Людьми и Временем открыты для познанья,
И Мудростью навек обличены.
Стяжанья мудрецов, вестимо, значат
Доверье «Жизни вечной». А иначе,
Каков в итоге Бытия порог?
Небытие? Ну, так себе, итог.
4
В основе «Мирозданья» – Триединство.
Событья, люди, суеты переполох,
Явления, предметы, даже мысли -
Всё в нашей жизни состоит из «Трёх».
И в пониманье Высшего Канона,
Сплетаются, уж как тут не крути,
Три Уложения, три Правила - Закона,
Три Ангела, хранящие в Пути.
«Закону Человека» – близок Разум,
Тут правил поведенья целый список.
С ним наравне, по Высшему наказу -
- «Закон Природы», что Науке близок.
И третье Правило – «Закон Духовной жизни»,
Тут, изначально, смысл заложен в том,
Чтоб Добрые стремленья крепли в мыслях,
А злые помыслы - не почитать Добром.
Уверенность и Веру различать.
Лукавством не подделать Откровенья.
Ведь, если Правило содержит исключенье,
То разве можно это Правилом считать?
Известно всем, как труден первый шаг,
Ну, что ж, так начинается Дорога,
Мой первый шаг Познанья вышел «комом»,
Второй, признаться, тоже кое-как.
И, чтобы впредь не допускать оплошность,
Пришлось «на нос зарубку нанести»,
Что в поисках должна быть осторожность,
А то, с разбегу, можно и «найти».
Всё поначалу думалось, откуда
Достанет сил… Не верил чудесам.
Но позже осознал - не я ли сам,
Себе рубеж возможностей придумал?
«Ищите и обрящете!» - твердил,
Тот, кто спокойно по воде ходил.
Кто остаётся «ветхим лицемерам»,
В стоическом бесстрастии примером,
С Любовью и Надеждой Веря в то,
Как Есть сейчас, и в то, как быть Должно.
Что Жизнь несправедлива – то враньё,
И как бы ни сложилось дней теченье,
Жизнь справедлива по предназначенью!
Несправедливы - ожиданья от Неё.
5
А, как быть с «Правдой?» Просто - с нею быть.
По Правде жить, быть «по делам судимым».
Совсем не трудно Правду говорить,
Совсем не страшно просто жить Правдиво.
Куда страшней, когда к Вратам Небесным,
Неверующих в Правды благодать,
С «отчётом в прегрешеньях» бесполезных,
Без очереди станут пропускать.
Не важен ни талант, ни бесталанность,
Дар Истины лишь Чувством познаётся,
И то, ЧТО есть – мы называем «Данность»,
А то, КАК есть – то «Правдою» зовётся.
Устраивая с Ложью эскапады,
Не выправить дорог и дураков.
И в том печаль, что именно у Правды,
Несметное количество врагов
И неприятелей.
А нынче в Правде то,
Что по грехам «горим».
Однако с возмущеньем,
Взываем к Небу: «Господи! За что?!»
А «Для чего?» спросить – не достаёт Терпенья.
«Ты, Боже, если есть, так просто дай
Нам благ земных. И не мудри смиреньем.
Мы будем действовать по своему хотенью,
А Ты, коль что, смотри! Не допускай!
А допустил, так Сам и виноват -
Своим же чадам жизни путь доверил.
Но, если без исхода вариант -
Давай, спасай! Уж так и быть – поверим.»
Чего ж судить за выбора огрехи.
Быть может, и не слабые по духу,
Кто Утешенью - предпочли утехи.
А Радости Душевной – «веселуху».
6
«В начале было Слово…», слава Богу.
Пути Господни неисповедимы.
От «Информации» к «Материи» дорогу,
Оставим Философии незримой.
Как говорила мудрость Эпикура,
(в Канонике и Этике культура), -
Дискуссии философов не зря,
Разыскивают Правду Бытия
И в выигрыше тот, кто уступил,
И знание, и опыт обретя.
Иной пытливый ум, заметит – «Снова,
О Справедливости не сказано ни слова!»
О чьей конкретно, речь пойдёт, друзья?
Ведь справедливость-то у каждого – своя.
Бывает, проявляя нетерпенье,
Когда страдают личные «хотенья»,
Мы восклицаем, - «Вот, скажи, на милость,
И где ж, Твоя, Создатель, справедливость?!»
Давайте, предположим на мгновенье,
Что Высший Разум начал Управленье
По «правде» человеческих страстей
И справедливостей.
Скажите, сколько дней
Продержится планетушка Земля?
Два? Три?.. Скорей всего – ни дня.
И потому-то Справедливость свыше,
Чтоб бед не натворил наш недомысл,
Устами старцев, что «во Святых иже»,
Гласит - «Не навреди!». И в этом смысл.
А, коль есть Смысл, то «Разочарованье»
Неведомо…
Ну, что же, в окончанье
Посмотрим, без претензии на новь,
Что – «Счастье», что – «Душа», а что – «Любовь».
Поскольку, это всё – одна стезя,
О них раздельно говорить нельзя.
Три Радости сплетаются в венец,
Мы знаем их и чувствуем с рожденья.
Для «Тела» Радость – Жизни продолженье,
В гармонии соития сердец.
Познанию - обрадуется «Разум»,
Во тьме неправды возрождая Свет,
Свою найдёт дорогу, пусть не сразу.
И на вопрос «Что делать?» даст ответ.
Прекрасен Радости Души полёт,
Такое не исполнить по заказу.
Уж тут по человеку видно сразу,
Когда Душа его от Радости поёт.
Людей счастливых-то вокруг не счесть,
За «бытовухой» их не замечаем…
Слияние трёх Радостей и есть,
То, что в миру мы Счастьем величаем.
В итоге, (не сочтите за совет),
Нет Радости - глядишь, и Счастья нет.
Что ж до себя… Надеюсь не вредил,
Тем, что был счастлив, что когда-то был…
7
В Начале, Тот, Кто создал Мира скреп,
Взял от Себя Любви частичку – Душу,
Ей придал Разум, Тело, Счастье, добрый Хлеб
Тепло - Добру, Злу – ледяную стужу.
И четырём из девяти стихий,
Он с человеком заповедал дружбу.
А вот, каким делам они послужат -
- Свободный Выбор наших «эмпирий».
Свобода выбора - для Совести подпор,
И неспроста определяет Данность.
В деяньях добрых Выбор – это радость,
В поступках злых, похоже, приговор.
Создатель изначально сотворил,
Достаточный «комплект для новоселья».
Что было нужно – просто подарил.
Грехи и страсти – уже наше «рукоделье»
Душа – Любовь и часть, и целое от Бога,
И, как Вселенная, с наукой не согласна.
Душа – не цепь химических реакций,
В Ней нет причинно-следственных итогов.
Печаль, что многим это непонятно,
Ну, что же, поднатужившись изрядно,
Попробуйте слепому дать ответ
Разумной логикою - что такое «Цвет»…
Шатается под «скептиками» кресло,
И Атеизм Основ не передал.
Что «Озаренье - Божий Дар» - признался Тесла,
«Непознаваем Мир» - Эйнштейн сказал.
8
И сложные есть люди, и простые,
Наверное, есть добрые и злые,
Но нет плохих, уж как тут ни греши,
Есть «нелюди» - созданья без Души.
Такие, как в народе говорят,
Не ведают, конечно, что творят.
Ходячий тлен, живые мертвецы,
У края Бездны топчутся слепцы,
Как «Чёрная дыра» не отдавая Свет.
Печальная судьба, где Бога нет.
Так для чего ж несчастным жизнью пытка?!
Последний шанс… Последняя попытка…
9
Как лампочка на солнце не похожа,
Влюблённость и Любовь – суть не одно и то же.
Чтоб разуму картину написать,
Возможно, лучше Образом сказать.
Любовь – как вечный, и безбрежный Океан,
В нём Души-капельки собрались воедино.
Смотрите – в Целом Бытие они незримы,
А в Людях - каждая в отдельности видна.
Однажды отпечатавшись в крови,
С Душою более не поспешит расстаться.
Энергетическое свойство у Любви,
Быть в капельке и океаном оставаться.
Любовь в Душе, мирское отреша,
Для Жизни обязательное средство.
А нет Любви - забвению в наследство,
Останется лишь пепел, не Душа.
Душой святой и грешный дорожит,
Любовь – Души единственный хранитель.
А раз Душа нам не принадлежит,
Продать её ну, уж никак не выйдет.
10
Влюблённость - музыкой поэзии согрета,
Наверно каждый, хоть однажды, но любил.
Влюблённость – в «космосе огромная планета».
Представили Вселенную Любви?
Ни разумом, ни телом не открыта,
Хоть предстоит и мысли, и здоровью.
Конечно же, Саму Любовь не видно,
Но видно, когда сделано с Любовью!
На Благо, Счастье, Радости полёт,
К Рожденью, Созиданью и в итоге,
К слиянью Душ на жизненном пороге,
Направлены стремления Её.
11
Мы начали с «Основы в Простоте»,
Но, как бы всё красиво не звучало,
Как осознать?
Возможно, для начала
Увидим Истину, понятную себе.
Так Выбору всегда открыты двери,
Для Тела - удовольствие и боль,
Для Разума – стяжанья и потери,
А для Души – лишь Вечная Любовь.
В ответах на вопрос – «Что есть Любовь?»,
Конечно, не найдётся термин – «Чувство».
«Творящим» — это Высшее Искусство,
Для «зайца» - вечноцелая морковь.
Приветствует философ Высший Разум,
Язычник ожидает Высших благ.
Для лоботряса – «Чтобы Всё и Сразу»,
Кто «вверх» стремится – «На вершине флаг».
Одним близка - «Энергия Вселенной»,
Другие верят в «Высший Алгоритм».
Один заметит – «Равновесье совершенно!»,
Другой ответит – «Совершенен Ритм!».
Давно в Миру бытует выраженье,
Что «лишнего не терпит Красота»,
И, если это верно, то тогда,
Отвечу, поразмыслив на мгновенье,
Любовь – есть Сила созиданья Красоты,
Что, меж людьми, на Доброту похожа.
Но, лишь при том условии возможна,
Когда «Без Вреда» созидаешь ты.
11
"А Кто создАл Того, Кто сОздал Вечность?"
Вопросов нераскрытых целый воз,
И Этот, в размышленьях известных -
- Не самый заковыристый вопрос…
Постскриптум.
Вот, написал, а в голове мерцает –
«Кто ясно мыслит, ясно ль излагает?»
Прошу, читатель, за труды не счесть,
И сердцем воспринять всё так, как есть.
Сестра Таланта, мудрой Мысли дочь,
Мне Краткость, словно добрая подруга,
Задаст вопрос – "Не долго ли я думал?"
Недолго… Сорок лет и эту ночь.
Когда ж придётся рифму «занимать»,
Когда сознанье в разуме откажет,
Засну с гречанкой-Критикой, что скажет, -
«Любезный автор… Ночью надо спать!»
Свидетельство о публикации №124121405753
Ирина Глушкова 1 16.12.2024 14:06 Заявить о нарушении