Евангелие от Матфея 4 гл - комент 24г
1-11ст: тут так много мудрости и философии, что, в принципе, уже было бы достаточно ищущим их. Можно раздумывать всю жизнь над этими тремя притчами - как и над "отче наш" или нагорной проповедью (других "камней" , которые надо сделать хлебами, орехов, которые надо расколоть, почти и нет?! Хотя нагорная проповедь понуждает не мыслить, а делать!)
И тут краеугольный камень: христиане не поклоняются цивилизации, понимают , что она - дело рук дьявола и он искушает ею всех живых людей; он правит в ней и распределяет власть и славу и деньги...
Иисус так-то творил хлеба, скинулся с храмовых религий и завоевал мир... Каменные сердца, опять же, пытался обратить в плотяные...
"Если ты сын божий" - он ещё сам сомневался кто он, ведь дело было в начале... И что означают эти слова ("сын божий" - это не чудотворец, а живущий божественным словом и служащий и поклоняющийся божественному миру - и не занимающийся глупостями, на которые нередко толкает нас наша смелость... Не надейся на избранность, на везение, будь осторожен и благоразумен... И камни обойди, найди помягче предметы...)
Кстати, запутался, пытаясь выяснить в инете значение слов "дьявол" и "сатана" - в одних местах написано, что это "клеветник", а в других - "противник ", "препятствие"... Клевета, как и лукавство - это действительно великое зло - весь мой жизненный опыт говорит о том, что людишки прежде всего беспрерывно клевещут друг на друга (и ищут своих лукавых выгод)
А слово "противник" очень философское, оно говорит о двойственности мира - всегда есть противная сторона, другой полюс. Причем, легче лёгкого всё перепутать и посчитать дьявола богом и наоборот...
Всё же, здесь дьявол и сатана похож на личность? Он искушает ведь и через личностей... Как Иисус - бог-личность, то ему и оппонирует сатана-личность? Мне, например, никогда не оппонировал, хотя "противника", "клеветника", "лукавого" я хорошо знаю, он прекрасно действует и обезличенно (и всякий знает - недаром кричит "чёрт!", в очередной раз сев в лужу). Лично он действует только в бабьих сказках... Поэтому мне кажется иногда, что Иисус - это во многом сказка и притча. Он был, но до нас дошёл только в сказках, которые нагородили люди и в притчах, в которые всю свою мудрость заключил он сам.
Ну, и про голодание: "настоящие" христиане обязательно постятся (мусульмане, кстати, тоже), но , видимо, и этого мало - нужно ещё и настоящее голодание. Пусть и не 40 дней... - хотя стремиться надо именно к этому, ведь иначе не достичь нам чистоты, говно всевозможное, не только физическое, продолжит из нас вылазить...
Однако, я не пощусь; наверное, это потому, что для меня моё одиночество - пост. Если добавить ещё и голодание , то я просто засохну. И у меня не хватит сил. Будь рядом со мной хоть кто-то, расклад мог получиться совсем иным. Рядом с кем-то я мог бы стать весьма самоуверенным! Таким надо поститься... Опять двойственность: надо быть чистым, но нельзя быть засушенным. Это ведь тоже очень распространенная вещь - кажется, что каким-то непонятным образом даже БГ засушил себя. Да что говорить: почти все слишком по схеме живут...
Или: чтобы быть чистым, но не засохшим, надо просто-напросто не есть, но пить?!
И ещё: голодание - это подготовка к испытанию. Иисус воспринимал свою миссию не как лёгкую прогулку (а есть такая философия: "всё надо делать легко" - и она во многом права, надо действительно течь как вода...)
12-17ст: да, продолжил проповедь Иоанна, слово в слово..
И был осторожен, не лез как бог на рожон.
И над "покайся" и над "приблизилось царствие небесное" можно думать очень долго. Покаяние - это не ритуал; каются люди, только потерпев крушение, осознав грубые ошибки. Иначе - ни за что, всякий продолжит самоутверждать свою личность, свои взгляды, свои дела...
И: Иисус просто-напросто собирался строить на земле небесное царство, говорил, что сейчас время благоприятное, хорошие возможности приблизились - из-за просвещающего и смягчающего влияния цивилизации, видимо?! Но ведь это были его (и Иоанна) иллюзии?! Достаточно смешно призывать людей осознать ошибки, раскаяться и любить. Для этого людям не хватает ни ума, ни доброты, цивилизация даёт лишь иллюзии того и другого. Иисус полюбился людям только в виде сказки, а закрепился только в виде организации...
Людей нельзя изменить через призывы и проповеди - только через собственный пример - но пример одиночки видят единицы... (Если же единиц станет много, то начинается геометрическая прогрессия, да - но при этом и искажения первоначального примера могут начаться просто огромные. И даже не могут не начаться - это как испорченный телефон, трагикомедия...
18-22гл: рыбаки, Андреи... деревни, починка сетей... Древние бородатые крестьяне, наверняка все неграмотные (а зачем грамота? Может, и слова такого не знали и ни одной книги не видели?! Или Библию все видели раз в год?) В общем, подходящий контингент для мудреных богословий, переворачивания мира, построения царствия небесного...
"Ловцы человеков" - похоже на рекламщиков и торговцев, что-то циничное?! Людей держал за тупых карасей... И они действительно тупые, если ты острый и ловкий - ведь ловят же людишек миллионами всякие блогеры, всякие навальные, кашпировские и даже барановские. Кто угодно ловит, но только не умные люди и только не умных людей... (А дураков зачем ловить, если их деньги не интересны? Власть свергать? Параллельную власть учреждать?) В общем, этот яркий и бодрый лозунг меня скорее настораживает... (Или это опять его ранний оптимизм?)
23-24ст: сразу целый вагон исцелений, крупным оптом, как у харизматов на собрании? А зачем тогда дальше единичные случаи описывать? И где дальше такие вагоны? И раз есть такой вагон, то должны быть и другие вагоны с чудесами, подвигами, успехами... Верится только в одно: пошёл слух. Такие слухи часто ходят - про матронушку, про Кашпировского, опять же; экстрасенсы, опять же, процветают...
Вообще , чудеса - это лом. Хочется про реальную жизнь, про человеческое, а тут волшебник с ломом, волшебной палочкой. В итоге, ту же нагорную проповедь как воспринять? Наверное, это тоже сказка... Зачем отдавать вторую рубаху, когда можно воздвигнуть сколько угодно рубах? Наесться из воздуха... И откуда возьмутся полезные скорби, если их чудесами можно разрешить... Павел, например , не мог исцелить самого себя - "жало в плоть" и всё тут...
Но лучше наполовину сказочное и даже лживое христианство, чем вообще никакого? - ведь без чудес, слухов о чудесах всё заглохло бы в ближайшей подворотне, в рыбацкой бороде... (Или нет: лживое нельзя, а вот сказочное всё-таки можно! Сказка - ложь, да в ней намек... Хотя, конечно, легче лёгкого от сказки ко лжи перейти - и вообще заблудиться. Не случайно, кстати, в сказках блуждания в лесу и путешествия незнамо куда регулярны...)
И все 2000 лет с христианством была весьма двоякая история. Царствие небесное так и не наступило - безнадежно бились лбом об пол, "молились богу" - но мысль о нем всё же не исчезала совсем... Драгоценные зерна, драгоценные огоньки существуют, ум и добро, доброе отношение к уму и умное к добру, если покопаться, кое-где живы - и прежде всего из-за Евангелий... (Хотя и мракобесие с лютой злобой тоже питалось "библией"...)
Народ хотел только исцелиться и наесться - только по этим поводам собирались толпы. И Иисус их, типа, оптом кормил и исцелял - а что оставалось делать, обязательно надо было придумать такую сказку, если, как в море, в толпе не хочешь утонуть. Ложь во спасение, иначе не заметят, затопчут; они же действительно все овцы, скоты относительно высших, небесных материй и царств...
Даже у Иисуса, даже с апостолами всё было не без проблем - один предатель, другие неверующие, трусы, самохвалы - и дураки, раз Павел понадобился - то ясно, что и с составлением Евангелий без проблем, и ещё больших проблем обойтись никак не могло... Не только ветхозаветность, но и сказки никак не могли не проникнуть.... Без сказок религия - это совсем уж жёсткая и мертвая Организация, ее обязательно надо раскрасить чудесами и сказками!!
...В самом начале не было никаких евангелий, Иисус ничего не писал, потом появился Павел, который был грамотен сам и окучивал горожан грамотных и он писал им самые обычные письма, а потом обнаружилось, что христианство перспективно, народ тянется - и надо закрепить успех с помощью рекламных книжек про героя... У Павла сказок про чудеса почти совсем нет, но в книжках для народа они не могут не быть. У народа слишком тяжёлая жизнь, им нужны развлечения и праздники. Они не смыслы ищут, а удивительные и чудесные артефакты (или приколы, анекдоты, шутки). В остальном у них господствует практическая польза - т.е. понятные правила и ориентиры (ходить в собрание по воскресеньям, платить десятину, не курить и так далее - уверяю вас, что и "молиться пять раз в день" тоже бы прекрасно подошло...)
Свидетельство о публикации №124121405562