Дети девяностых. О нашем поколении
В 80-е годы многие творческие люди противостояли советской Системе, и в итоге Система (в данном случае СССР) прекратила своё существование.
Почва
Крах Системы мы (дети девяностых) вынуждены были принять, как неоспоримый и безоговорочный факт, нравилось нам это или нет. Нам просто не предоставили выбора. Старая Система была разрушена, а новой ещё не было. Развалины и руины СССР стали нашей Родиной, нашим Домом, поскольку у человека только одна Родина - и это его детство/ранняя юность. И иной никакой Родины у нас уже быть не могло. Счастливым и радужным то время назвать трудно - у нас поголовно Печаль в глазах. Позже, каждому из нас предстояло так или иначе, но слиться с новой Системой (нулевые): профессия, семья, творчество; кто-то эмигрировал; кто-то до новой Системы так и не дожил или кончил плохо. Но в любом случае, Печаль в наших глазах неистребима. В основе своей мы беспризорны, бессистемны, корни наши глубоко в острых советских обломках, принявших вид "лихих" девяностых.
Творчество I. Внесистемность/Контркультура
То что происходит с нами в детстве наиболее прочно укореняется в наших (ещё совсем маленьких) сердцах, поэтому эпохальный развал СССР оказал наибольшее, основополагающее влияние на всё наше творчество. Мы росли без/вне Системы, потому что назвать "лихие" девяностые Системой язык не поворачивается. И те из нас, кто дожил до этих дней, подсознательно (а некоторые и более или менее осознанно) знают, что значит быть вне всякой Системы - в самом прямом смысле этих слов. Это отличительная особенность нашего поколения: наше творчество как бы само по себе тяготеет к Внесистемности, даже если мы до поры явно этого и не желаем. Просто происходит стремление, возвращение на Родину, пусть неявно, пусть нестремительно. И Родина эта - чистой воды Контркультура, Внесистемность, Свобода. То есть творчество детей девяностых изначально (это идёт из детства, корни там, в почве) контркультурно, то есть ведёт к внесистемному состоянию бытия.
Творчество II. Боль/Трагедия
Если на общие "лихие" девяностые наслаивается ещё и частное трудное детство, то к Печали добавляется Боль, и в крайнем случае - Трагедия. А это уже нечто большее: до некоторых пор творчество пропитывается колоссальной Болью/Трагедией.
Нулевые
В нулевых мы постепенно переставали быть детьми и начинали испытывать жизнь во многих её проявлениях - становились, крепли, окрылялись, умирали, жили и выживали. Миллениум ознаменовался зарождением новой Системы, и был не из лёгких. Мы же, в свою очередь, даже не обратили внимание на то, что зарождается новый Системный Монолит. Что поделаешь - юность! Алкоголь; секс; онанизм; спиды, гаш и трава; компьютеризация; порнозависимость; околофутбол; скины и хачи; игромания; поножовщина; мордобой и т.д. Нужное подчеркнуть. Так сказать впитывали остаточные явления "лихих" девяностых , что явилось надстройкой в несколько этажей над творческим фундаментом, которая, в общем-то, менее уникальна, чем тотальный развал Системы в 90-х. Опять же, если без крайностей.
Творчество III. Надстройка
От нулевых каждому из нас досталось что-то своё, но тех кому не перепало ничего из списка, сейчас в нашем творческом поколении наверное уже и не осталось - вряд ли они занимаются творчеством... Обобщая, можно сгруппировать - Стимуляторы, Зависимости, Похоть, Агрессия, Начальная Компьютеризация. Начальная, потому что "Эра ПК" окажет значительно большее влияние уже на последующие поколения, но описание этого выходит за рамки данной статьи.
Десятые.
Сытый "нефтяной" конец нулевых, рокировка, реакция, болотная, Крым, ЛНР/ДНР, "закручивание гаек", раскол общества - невольно становятся темами нашего творчества. Темы не выбирают. К этому времени мы уже выросли и достаточно окрепли, чтобы стать готовыми к основной творческой теме - к Свободе. Либо это может произойти чуть позже (в Двадцатых).
Творчество IV. Свобода/Контркультура
Мы понимаем, что Свобода находится вне любой Системы, потому что любая Система искусственна, в точности как и любое искусство, и это знание даётся нашему поколению чуть легче, потому что в детстве мы уже были там - на обломках СССР, могучей и огромной Системы, развала которой дословно не ожидал никто. Только здесь мы возвращаемся на Родину уже сознательно, и мы понимаем, что наше творчество, то есть всё то, что мы собой представляем, и есть Контркультура, Свобода и Возвращение на Родину, Домой - туда, где системные очертания видны и осязаемы.
Итог. Хронология Поколения.
.....Внесистемность(Контркультура)
-> Печаль [,Боль,Трагедия]
-> Компьютеризация [,Стимуляторы,Зависимости,Агрессия,Похоть]
-> Свобода(Контркультура)
Дополнения
- Сравнение поколения детей девяностых с поколением выросшим на развалинах царской России может быть полезным, но выходит за рамки статьи.
- Сам по себе развал СССР - причины, предпосылки, поиск виновных и т.д. познавателен, но выходит за рамки статьи.
- Условный интервал годов рождения поколения может представлять период с 82 по 93 гг. Снизу поколение подпирают "Отроки девяностых", сверху - "Дети нулевых". Но годы условны.
Тезисы
Контркультура, Свобода и Внесистемность - одно и то же, термины обозначающие одинаковое творческое явление. Мне лично более симпатичен термин Контркультура, хотя термин Свобода значительно более древний.
Контркультура - это выход за пределы (вне) текущей Системы для того, чтобы осознать Систему как таковую и своё положение в ней, что по сути своей, является самореализацией человека. Как уже было сказано выше, любая Система - искусственна.
Дети девяностых (в бывшем СССР) - одно из поколений, олицетворяющих собой Контркультуру/Свободу, являют собой её пример.
дек. 24
Свидетельство о публикации №124121405271