Эффект Матфея
…ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет
— Мф. 25:29
В Евангелии от Матфея Иисус рассказывает притчу, где есть такие слова: «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет».
Суть такова. Три раба получают от господина разные суммы денег. Двое из них вложились в дело и стали богаче. Третий, получивший меньше всего, закопал деньги в землю. Первых двоих господин отблагодарил, а третьего наказал.
Сформулировал этот принцип в 1973 году американский социолог Роберт Мёртон, причём сначала речь касалась конкретно академического сообщества.
Мёртон отметил, как часто нобелевские лауреаты жаловались, что учёным, ставшим знаменитыми, «воздаются несоразмерно большие почести за их вклад в науку, тогда как заслуги относительно мало известных ученых часто оцениваются несоразмерно низко, хотя вклад их нередко бывает сопоставимым».
Эффект Матфея заключается в том, что учёные готовы преувеличивать достижения своих коллег, уже заслуживших себе репутацию, а достижения учёных, ещё не получивших известности, они, как правило, преуменьшают или вообще не признают.
Образование
Канадский профессор Кит Станович определил, что дети, рано начинающие делать успехи в обучении чтению, будут быстрее усваивать и другие навыки. В свою очередь те, кто к третьему или четвёртому году в начальной школе продолжает отставать, в будущем могут испытывать трудности в учёбе и освоении чего-то нового в принципе.
Дело в том, что приблизительно к третьему-четвёртому классу школьники оказываются вовлечёнными в качественно новый процесс. Они больше не «учатся читать» (то есть декодировать написанное слово в звучащее, используя знания алфавита), а переходят к формуле «читать, чтобы учиться». На первый план выходит понимание смысла текста, так что усложняются и сами учебные материалы: теперь это не бессвязный набор простых предложений, а насыщенные фактами книги и статьи.
Ученики, не успевшие должным образом освоить чтение, с этого момента начинают отставать, и со временем это отставание будет только увеличиваться.
Так, трудности с чтением порождают проблемы с пониманием самого предмета и мотивацией. Станович установил, что школьник, испытывающий трудности в чтении, начинает чувствовать отвращение к самому процессу и в результате читает меньше своих способных одноклассников. Как следствие, он не пополняет свой словарный запас, не усваивает базовые знания и не понимает, как устроен текст
Называли дураком — дураком и вырос
Начинается всё со школы. Система образования выстроена так, что в классы попадают дети одинакового возраста, и отличившиеся среди них получают различные поощрения.
Отличившиеся — значит «лучшие»? Да, безусловно. Но лучшие исключительно среди детей своего возраста, то есть попросту рано развившиеся.
Это значит, что все те люди, чей потенциал может быть больше, но на раннем этапе проявлен не был, сразу же оказываются аутсайдерами. Поощрение отдаётся ранее развитым, пренебрежение — к тем, кто развивается как все или медленнее.
Если преподаватели, проверяя журналы посещаемости и успеваемости и сравнивая наши оценки с оценками наших одноклассников, приходят к выводу, что мы ни на что не годны, и обращаются с нами соответственно, то тем самым они подталкивают нас к тому, чтобы мы стали именно такими, какими они нас себе представляют.
Таким образом, жертвами эффекта Матфея оказываются «поздние таланты», то есть люди, которым в силу их индивидуальных особенностей для демонстрации своего потенциала нужно больше времени.
После открытия эффекта Матфея в научном сообществе постепенно этот феномен стал отмечаться в других областях. Например, в спорте
Свидетельство о публикации №124121307160