Есть смена - есть и будущее
( перед юбилеем)
Самая "горячая" точка на нашем предприятии сегодня -84 цех, где силами
всех агрегатных цехов проводятся последние доработки сразу на нескольких
финишных машинах. Первая машина по Израильскому контракту Ил-76ТД - вся в
паутине шлангов и проводов, напоминает огромный муравейник из-за "облепив-
ших" её корпус стремянок и количества работающих здесь людей. Сейчас идёт
сдача заказчику всех систем самолёта под током.
И, пожалуй, самый большой объём доработок приходится на долю 93 цеха.
В связи с тем, что контрактом предусмотрено совмещение в одной машине
двух модификаций - МД и ТД, рабочим цеха пришлось выполнить дополнительно
целый ряд работ. Это и установка антенны ЭРАНО, которой занимались Виктор
Лаптев, Игорь Анпилов и Юрий Касымов, и отработка рампы, которую выполнили
Владимир Городов, Александр Венталь и Равшан Ахмедов. Полностью меняли стой-
ки основных ног Абдумаджид Махмудов, Кулдаш Муминов. Юрий Смоленец, Вячеслав
Хван, Собир Курбанов и Виктор Эм были заняты доработкой обтекателей. Под
контролем руководителя участка сдачи, опытного мастера Александра Федяшева,
было произведено переоборудование (по условию контракта) гермостворки: двери,
ручки, стёкла и прокладки. Этой работой занимался сборщик-клёпальщик Анатолий
Шевченко. Испытание фюзеляжа на герметичность проводили Сергей Дмитриев и Ви-
талий Кудрявцев. Большая работа по удалению коррозии с головок болтов по
всему фюзеляжу была выполнена опытными рабочими , ветеранами цеха Александром
Скакуновым, Фаридом Гарифулиным и Каримом Гулямовым.
История образования 93 цеха начиналась ещё в Химках, когда на базе
14-го цеха был образован 18 цех, по выпуску центропланов и мотогондол.
Начальником его был назначен Сергей Иванович Логинов. После эвакуации
завода в Ташкент вплоть до 1975 года, 18 цех занимался сборкой фюзеляжа
самолёта Ан-22. Но уже к 1964 году там же, на его территории, началось
освоение фюзеляжа Ан-12. Вскоре от цеха "отпочковался" цех № 93, который
и занялся серийным выпуском этих машин. Долгое время, а точнее пока шла
программа выпуска "Аннушек" 93 цех возглавлял В. Каприелов, опытнейший
производственник, который стоял и у истоков освоения Ф-2 ИЛ-76.
Опытные образцы этой машины начали собирать ещё в 1971 году, а к вводу
в строй нового корпуса и с запуском Ил-76 в серийное производство появи-
лась необходимость соединения 18 и 93 цехов в единый цех под номером 93.
Начальником этого объединенного коллектива был назначен А.И.Беков. Самым
больным вопросом тогда было испытание новых машин на герметичность.
Как правило, эти испытания проводились ночью, когда не мешали посторонние
шумы и звуки. Уже к 1988 году цех выпускал до 5 машин в месяц. а рабочие
цеха имели стабильный и высокий заработок. Анатолий Исакович, будучи
прекрасным экономистом, сумел ввести систему оплаты труда, которая заин-
тересовывала рабочих в большей производительности.
Впоследствии он применял свои экономические знания на всех участках, где
ему приходилось работать, вплоть до планово-экономического отдела Объедине-
ния.
Одна из старейших работниц цеха - инженер по нормированию Раиса
Алексеевна Вишневская - вспоминает, что в годы серийного выпуска 76
изделия и его модификаций цех насчитывал до 1200 работающих.
В него впоследствии вошли ещё 33 и 64 цехи. Проработав в 93 цехе
более 40 лет, Вишневская обучила своей профессии немало учеников,
которые сейчас работают и в цехе, и на предприятии. В этом же цехе
трудятся и три её сестры: Брайловская М.А., Иванова В.А. и Самойло-
ва Т.А., которые являются прекрасными специалистами.
Требования к качеству машины Ил-76 были высокими, особое
внимание обращалось на клёпку обшивки фюзеляжа: здесь не должно
было быть "провалов" и "утяжек". Такая ювелирная работа была
под силу только опытному производственнику. И таких в цехе было
немало. Особо отмечали работу производственных бригад Дмитрия
Плетнева, Николая Кудрявцева, Сергея Соколова, Виктора Лаптева,
Михаила Каюкова. И по сей день успешно трудятся в 93 на участке
сдачи машин ветераны труда, опытные производственники А.Н.Федяшев
и В.И.Хардин, передавая свой опыт молодым. Много внимания уде-
ляли молодежи наставники Анатолий Пелешко и Виктор Шегай. Их
воспитанники сейчас ведут самые сложные работы. Свыше десяти
лет трудятся в цехе сборщики-клёпальщики Бахрам Артыков, Туф-
лиев Равшан и Лутфулла Рахманов. Они стали уже как бы средним
возрастным звеном, за которым идут более молодые рабочие:
сборщики-клёпальщики Виталий Кудрявцев и Фёдор Сиденко,
инженер-технолог Мурат Халматов, кладовщица Малахат Нур-
назарова. Табельщица цеха Айнаш Садыкова работает уже
8 лет и знает все тонкости табельного учёта. Мало того,
она знает весь состав цеха и о каждом рабочем имеет самую
достоверную информацию: кто как работает, у кого какой
характер и опыт.
К молодой смене в 93-ем можно отнести и нынешнего
начальника цеха Фархаджона Мамаразикова, которому сейчас
всего 43 года. Начинал он в 1983 году здесь же сборщиком-
клёпальщиком. Постепенно, набираясь опыта, знаний, совер-
шенствуя мастерство под руководством наставников, вырос
до заместителя начальника цеха. а в 2002 году сменил на
посту Туланбая Тургунбаевича Тургунбаева, который воз-
главлял цех около 10 лет, сделал для него очень многое
и, что не маловажно, подготовил себе достойную смену.
А раз есть смена, значит у коллектива цеха есть и бу-
дущее. В этом году 93 цех будет отмечать свой Юбилей.
Его трудовой стаж приближается к 65 годам! Впервые за
много лет у этого очень сложного и крупного по объёму
работ коллектива намечается праздник! Пусть же 93-ий
встретит его достойно -хорошей работой и новыми зака-
зами!
Вера Снарская
Свидетельство о публикации №124121305028