Почему говорят Все дороги ведут в Рим? Столбовые д

Этот известный выражение берет свое начало из реальной истории Древнего Рима.
 В те времена все дороги были спроектированы так, чтобы соединять провинции с главным городом — Римом.
 Римская империя создала одну из самых разветвленных дорожных сетей в истории, которая в период расцвета насчитывала около 80 000 км.

Дороги были оснащены специальными мильными столбами — милиариями, которые указывали расстояние до нулевого милиария, расположенного на Римском Форуме.
 Попав на такую дорогу, путешественник всегда мог найти путь в столицу.
 Для этого достаточно было на перекрестках выбирать самую широкую из дорог.
Эта сеть путей сделала Рим центром мира того времени и дала начало известной фразе, ставшей символом того, что все пути ведут к одной цели.

Древний Рим Давними предшественниками почтовых столбов были миллиарии, расставленные на всех римских дорогах. Они представляли собой каменные столбы, на которых были нанесены расстояния в милях.


Мильные камни
 Миллиарий

Для того чтобы ориентироваться на местности, римские инженеры через определенные промежутки воздвигали на обочинах viae publicae и vicinales мильные камни (miliarium).
Они представляли собой цилиндрические колонны высотой от 1,5 до 4 м и диаметром от 50 до 80 см. Колонны стояли на кубических основах, углубленных в землю примерно на 60-80 см. Весили мильные камни более 2 тонн. Эти столбы, в отличие от современных дорожных указателей, не ставились через каждую милю. На них указывалось расстояние до ближайшего населенного пункта.

Мильный камень XXIX с Via Romana XVIII, идущей от Браги до Асторги

На верхней части каждого мильного камня (так как путешественники чаще всего ехали верхом на лошадях или сидели в повозках, то им все было хорошо видно) находились надписи: имя императора, по указу которого строилась или ремонтировалась дорога, его титулы, несколько слов о возникновении камня (был ли он поставлен здесь после строительства или ремонта дороги) и расстояние от данной точки до ближайшего населенного пункта, большого дорожного перекрестка или границы.
 Расстояния римляне исчисляли в милях. Римская миля (лат. milia passuum) равнялась 1000 двойных шагов и составляла примерно 1,48 км. На некоторых дорогах такие указатели ставились позже, чем строилась сама дорога (например, на Домициевой дороге), поэтому и расстояния указывались уже в других единицах.

В 20 году до н. э. Октавиан Август стал уполномоченным по делам римских дорог. Он установил на Римском форуме недалеко от храма Сатурна Золотой миллиарий. Предполагалось, что все дороги начинались от этого позолоченного бронзового монумента. На нём были перечислены крупнейшие города империи и расстояние до них.


Дистанционный столб, или почтовый столб — дорожный знак, показывающий расстояния до почтовых населённых пунктов в единицах измерения расстояния (почтовых милях) или в единицах измерения времени (часах) и предназначенный для расчёта времени, требующегося для проезда и доставки почтовых отправлений


Германия

Первые современные дистанционные столбы были установлены в Саксонии (ныне Германия) в 1695 году. С 1721 года там под руководством Адама Фридриха Цюрнера проводились землемерные работы и возводились столбы из камня. По почтовым трактам были сооружены ;-мильные, ;-мильные, 1-мильные столбы и дистанционные столбы в форме обелисков. Первой дорогой, на которой были установлены такие дорожные знаки, стал почтовый тракт Дрезден — Лейпциг.
Почтовый верстовой столб на логотипе музея «Дом станционного смотрителя» (Выра, Гатчинский район, Ленинградская обл.)

Впоследствии почтовые столбы появились в Майнце, Ганновере, Пруссии и других немецких государствах. Установка таких столбов была вызвана необходимостью расчёта времени доставки почты и размера почтовых сборов, который зависел от расстояния, на которое доставлялось почтовое отправление.

После перехода на метрическую систему мер и сооружения километровых столбов в 1870 году многие дистанционные столбы были уничтожены. Уцелевшие до наших дней на территории Германии столбы охраняются государством как исторические памятники.
Российская империя
Верстовой столб перед музеем «Дом станционного смотрителя» (Выра, Гатчинский район, Ленинградская обл.)

В Российской империи почтовые дороги, получившие с XVIII века название почтовых трактов, подлежали измерению в верстах, для чего на них ставились верстовые столбы.
Согласно Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Даля, дорога «большая, почтовая, с верстовыми столбами» называлась в России «столбовой». Это устаревшее значение в современном языке сменилось на образное «основное, главное направление работы, движения».


В современной России также устанавливают стилизованные верстовые столбы, отмечая памятные даты, — в качестве памятника. Например, в 2018 году в Новинском Московской области установлен верстовой столб в честь 390-летия поселения.


Рецензии