Алмасты живет рядом с нами

Алмасты живет рядом с нами.

Алмасты как фольклорный персонаж, олицетворяющий демонические силы, встречается практически у всех народов Северного Кавказа. Кабардинцы, балкарцы и карачаевцы так его и называют. Чеченцы и ингуши – алмасы, алмазы; кумыки – албаслы къатын, ногайцы – албаслы; агульцы и рутульцы – албасти; лезгины – албаб; лакцы – сухасулу; аварцы – рохдулай, таты – дедей-ол…
Практически одинаково и визуальное представление о лесном человеке: чаще всего в образе представительницы женского пола, покрытой шерстью, с безобразным лицом, длинными космами распущенных волос, отвисшими чуть ли не до пояса грудями. Место обитания – в основном высокогорье, чащобы. Но не только – «по поверьям кабардинцев, алмасты живет в оврагах, кустарниках, нередко посещает заросли полей, особенно кукурузные плантации. Может появиться и в садах, огородах населенных пунктов».
С последним, как сегодня видится, пришлось впрямую столкнуться одному из нас в начале шестидесятых годов прошлого века, а если уж точнее – летом 1963 года, находясь в пионерлагере близ Нальчика. Ушла из памяти причина, чем обидели мальчишку десятилетние сверстники, но сохранилось, как лез через лагерную ограду, как долго-долго брел по лесной чаще, поднимаясь на гору, пока не наткнулся на небольшую полянку с зеленеющим кукурузным полем. Здесь и присел на бугорок, где вновь настигли нанесенные друзьями несправедливые обиды и насмешки, от которых слезы сами навернулись на глаза, превратившись в нешуточные рыдания со всхлипами.
Беспредельно жалко было себя, и поэтому не сразу заметил, что из стеблей наблюдает за происходящим непонятное существо – все обросшее светло-коричневой шерстью, похожее на обезьяну (впоследствии был уверен, что с ней и повстречался, так как о лесных людях на тот момент ничего не слышал), но с человеческим лицом. А когда это существо раздвинуло стебли и предстало, так сказать, во всей красе – огромное, вровень с двухметровой кукурузой, с длиннющими руками и страшным лицом-мордой, животный ужас пронзил тело, мгновенно подбросил вверх, стремительно унося по направлению к лагерю.
Бежал, не обращая внимания на кустарники, ветви деревьев, ямы и лощины, оглашая все вокруг возгласом: «Чур меня!». Не знаю, почему именно это словосочетание, неизвестно откуда всплывшее в памяти и действительно означающее «Не прикасайся, не тронь!», показалось мне спасительным в этой ситуации, но прокричал я его великое множество раз. (Кстати, по одной из версий, упоминаемых Фарсмером, это понятие происходит от слова «черт»). И даже продолжал кричать, находясь уже в лагере.
Об этом случае я никому – ни воспитателям, ни родителям, а тем более сверстникам – не рассказал, но столь велик был буквально впитавшийся в лицо ужас, что приехавшие на следующий день проведать меня отец с матерью, увидев свое дитя, тут же, даже не задавая каких-то вопросов, предложили возвращаться домой. Сегодня, спустя чуть ли не пятьдесят лет с того времени, в поведении алмасты (а это, конечно, был он, а не обезьяна), двинувшегося в сторону человека, а не наоборот, можно увидеть скорее не угрозу, а сочувствие… Впрочем, воспроизводя эту историю, мы ни на чем не настаиваем и вполне допускаем, что поведанный эпизод – плод детской фантазии. Но уже вовсе не фантазия все, что будет сообщено ниже.
Вначале короткая историческая реминисценция. Юлиус Генрих Клапрот (1783–1835), выдающийся немецкий путешественник и языковед, являвшийся иностранным членом Императорской Академии наук в Петербурге, побывал в начале XIX века на Кавказе, оставив записки о своем путешествии. (В 2008 году в Нальчике вышла его книга «Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах»).
Вот что он пишет об алмасты, называя его салмасты: «Что до остального, эти люди, как и все горцы, очень суеверны и рассказывают бесчисленные небылицы о злых духах и домовых, обитающих, по их словам, в горах; образчиком может служить следующая история. Зловредный дух в женском обличии, с очень длинными волосами, которого они именуют на своем языке Салмасты, живет, по их словам, в некоем лесу. Где-то двадцать пять лет назад один из жителей села поймал домового, принес к себе домой и отрезал его волосы, кои тщательно спрятал и чем превратил дух в покорного себе.
Однажды он приказал ему сделать немного боза; тогда домовой поставил котелок на огонь, сварил горох, и, пока суп готовился, хозяин и хозяйка вышли из дома, оставив в нем лишь двух маленьких детей. Скоро они стали просить духа дать им что-нибудь поесть. Тот пообещал сделать это, если они скажут ему, где спрятаны его волосы. Не успели дети указать на место, где лежали волосы, как демон схватил их и тем самым освободился от покорности своему хозяину. После этого он бросил двух детей в котел с кипящей боза и убежал назад в лес, где, как утверждают, он все еще и живет».
В чем-то похожую историю поведала уже в наше время жительница Зольского района Кабардино-Балкарии девяностолетняя Нахцук. Своей внучке – доктору филологических наук, профессору КБГУ Ирине Баловой – она рассказывала, как, зайдя поутру в сарай, где хранилась кукуруза, увидела странное, обросшее волосами человекообразное существо, распластавшееся на земле и сжавшееся при виде человека. Бабушка поняла, что алмасты больна, поэтому принесла из дома одежду, укрыла лесную женщину и в течение нескольких дней подкармливала едой со своего стола. Когда алмасты стало лучше, та ушла. Из этого следует, что эпизод, поведанный Клапроту, имеет не столько мифологические, сколько реальные, бытовые корни.
Впрочем, подобного рода эпизодов – многие сотни, и большинство из них связано (найдено, записано, обнародовано) с экспедицией Жанны Кофман, которая на протяжении более чем четырех десятилетий занималась поисками снежного человека. О Жанне Кофман и результатах ее экспедиции мы рассказали в книге «Таинственная Кабардино-Балкария» в солидном очерке объемом более трех печатных листов, к которому и отсылаем всех интересующихся. Для остальных же коротко сообщим: Жанна-Мария Иосифовна Кофман долгие годы являлась почетным председателем Российского общества криптозоологии (наука о животных, существование которых не доказано или считается невозможным в данной местности в данное время).
Однажды друзья-альпинисты познакомили ее, врача-хирурга, с ученым Б.Ф. Поршневым (1905–1972) – советским историком и социологом, доктором исторических и философских наук. Борис Федорович собрал богатейшие исторические свидетельства о существовании гоминоида, восходящие к древнейшим литературным памятникам; показал, как на протяжении столетий уменьшался ареал распространения этого существа, вытесненного в конечном итоге высоко в горы, хотя основная среда его обитания всегда находилась куда как ниже. Но самое главное, представил убедительные доказательства того, что, говоря о «снежном человеке» мы ведем речь не об одичавших в силу различных причин людях, а именно о реликтовых гоминоидах.
Жанна Кофман стала достойным продолжателем дела ученого, так и не увидевшего при жизни напечатанной подготовленную им работу о гоминоидах. В 1960 году она организует в селе Сармаково Кабардино-Балкарии базу экспедиции. Полученные ею результаты поражают: сотни свидетельств людей, встречавшихся с алмасты. Десятки из них приведены в нашей книге.
Неоднократно Жанна Иосифовна буквально «сидела на хвосте» у своего подопечного, но каждый раз ему удавалось скрыться от нее. Правда, в узком кругу она признавалась, что несколько раз видела существо, которое, по всей видимости, было не кем иным, как алмасты, но это было на таком расстоянии, что сфотографировать его не было возможности. Следовательно, доказать, что это он, было нельзя. Неоднократно участники поисковых групп шли по следам алмасты, видели в темноте светящиеся красным светом глаза, которые находились на высоте примерно полутора метров и, следовательно, не могли принадлежать волку или рыси (и у того, и у другого глаза ночью светятся зеленым, а не красным светом). Некоторым из участников экспедиции посчастливилось увидеть алмасты».
Из многих сотен рассказов очевидцев, собранных Ж.И. Кофман и ее помощниками, получилась следующая статистика.
Распределение встреч с алмасты по годам: до 1930 года – 5, в 30-е годы – 8, в 40-е – 14, в 50-е – 14, в 60-е – 26; год неизвестен – 32.
Распределение по времени года: зимой – 12, весной – 7, летом – 32, осенью – 22; время неизвестно – 27.
Распределение по времени суток: ночью – 30, утром – 6, днем – 31, вечером – 13; время неизвестно – 20.
Распределение по полу: мужской – 21, женский – 38, не указан – 41.
Наблюдения детенышей: всего – 7, одного – 2, двух – 4, трех – 1.
Случаи поимки с последующим отпусканием – 4, приручения – 3, убийства – 5.
Рост: до 180 см – 8, 2 м – 9, 2,4 м – 1, около 3 м – 3; в остальных случаях рост не указан.
Так кто же они такие, кабардино-балкарские алмасты?
Существует несколько версий того, кем являются, откуда приходят или куда уходят «снежные люди». Среди них – предки человека, некое недостающее звено в эволюции; одичавшие современные люди, потомство которых во втором-третьем поколениях чурается цивилизации; представители инопланетной формы жизни; жители парамиров; плод воображения.


Русалка из озера Кара-Кёль
Регион, где находится водоем: Карачаево-Черкесская Республика. Озеро Кара-Кёль  находится на южном побережье озера Иссык-Куль, в 73 км от Балыкчи, в 1 км от береговой полосы. Озеро Кара-Кёль - своим происхождением - моренное. Многие говорят, что это именно тот остаток реликтового озера, который сохранился во впадине среди мореных валов. В переводе, озеро Кара-Кёль означает «черное озеро». Такое название у него через то, что в воде содержится большое количество органических веществ.
Площадь этого озера составляет 2,3 гектара. Средняя глубина колеблется около 2,5 метра, а максимальная в некоторых местах достигает 7-ми метров. Уровень воды в озере держится с помощью ключей, которые бьют из-под земли. Помимо этого, весной к нему ведут воду из канала, который наполняется с водопада в поселку. Кара-Кёль - самое теплое озеро из всех остальных, которые находятся на территории Карачаево-Черкесской Республики. Температура воды летом достигает 20 градусов. Возраст его составляет около 10000 лет.
Существует легенда, что когда был ледниковый период, ледник покрывал всю долину, а про наступлении тепла он оставил после себя моренные насосы. Как и многих других озер, озеро Кара-Кёль имеет и свою легенду. Она касается пастуха Каре. Суть ее состоит в том, что однажды этот пастух скакал мимо озера. Увидев его, он заинтересовался, что это за озеро и решил в нем искупаться. Пастуха привлекала прохладная вода в нем, но по пути он повстречал старика, который предупредил об опасности. Рассказал о том, что на середине озера живет русалка, и все, кто хотел переплыть его - тонули. Пастух только рассмеялся в след и решил доказать старику противоположное. И только он доплыл до середины, сразу же скрылся под водой. С тех пор озеро и начали называть в честь этого же пастуха.
Жарким летним днём горы, окружившие долину Теберды, практически не давали тень. Вокруг была абсолютная тишина, вся живность попряталась в сень зелёного леса, ожидая спасительного вечера с его прохладой.
 
Установлено: В тех странах, где часто появляются бесы-русалки, криптиды, призраки, НЛО и др.
- там и проявляются половые извращения в человеческом обществе
Неожиданно возникли клубы пыли – это отара овец, погоняемая пастухом Кара, стремилась на водопой к водоёму в долине. Невзирая на усталость, пастух, пустив рысью гнедого коня, с любопытством оглядывал живописную панораму. На его смуглом, дочерна обветренном лице (из-за него ему и дали имя Кара) блуждала лёгкая улыбка. Кочевнику не было чуждо чувство прекрасного, и, проникшись окружающим пейзажем, он начал играть на свирели чарующую мелодию. Зашелестел лес, и по водной глади пошла лёгкая рябь. Задрожало отражение гор, витиеватых облаков и сосен.
А пастух всё играл и играл, одну мелодию приятней другой. Неожиданно рядом оказался старец с посохом. После обмена приветствиями старик спросил про волнующие мелодии, ранее никогда не нарушавшие вековое спокойствие тех мест.
– Это всего лишь дуновение ветра, – рассмеялся Кара и продолжил играть.
– О нет, достойный юноша, – зашептал старик, – своей музыкой ты очаровал царицу русалок, хозяйку этого озера. Вот тебе добрый совет: забирай отару, садись на своего коня и уезжай. Уезжай как можно дальше. Не случилось бы беды – зачарует тебя царица русалок, пойдёшь ты к ней в тёмные воды, и заберёт она тебя в своё подводное царство, чтобы слушать твои чудесные мелодии.
Рассердился пастух и вскрикнул:
– Это просто рябь! Я докажу тебе, что нет здесь никаких русалок! Я переплыву это озеро!
Напрасно старик отговаривал вспыльчивого юношу. Гневно сверкая взглядом, тот запрыгнул на коня и бросился в озеро. Не успел Кара доплыть до середины, как огромная чёрная воронка закрутила всадника с конём и увлекла под воду. Через считанные секунды успокоилась озёрная гладь, и уже ничто не напоминало о происшедшем. Случилось это очень давно, но с тех пор озеро получило название, сохранившееся и по сей день, – Кара-Кёль.
Самое тёплое озеро заповедника
Озеро Кара-Кёль в Теберде наполняется бьющими из земли ключами и подпитывается чистейшей водой от тающих на горных вершинах снегов. Солнце не пробивается сквозь густые лапы сосен, ветвистые кроны дубов и ясеней, и тем не менее температура воды в озере летом достигает +20 °C, что вполне комфортно для купания.
Размеры водоёма: ориентировочно 250 на 100 метров. Средняя глубина озера Кара-Кёль примерно 2,5 метра, местами 7-9 метров, а максимальная – 11 метров. Вдоль берегов – мелководье с россыпью причудливых камней ледникового происхождения. В озере водится форель, ее отлов строжайше запрещён, но стаи мальков можно покормить прямо с берега. Изумительные пейзажи, созданные самой природой, тенистые берега, поросшие вековыми соснами, – всё это сделало озеро Кара-Кёль излюбленным местом отдыха как местных жителей, так и гостей Теберды.
 


Рецензии