На Руси издревле водились обезьяны
В село Сороки, что на юге Калужской области, мы приехали собирать «аномальный» фольклор. Интересовались лешими, домовыми, чертями - известными мифологическими персонажами. А услышали про... обезьян.
- Были! - уверенно и без тени улыбки сообщила 83-летняя местная жительница Мария Ивановна Минакова, уточнив: - Сама не видала, старые люди рассказывали. Кто в лесу жил.
- И как же они выглядели?
- Ну обезьянки и обезьянки. По деревам лазают... Ругаются, как мужчины. Они как люди, вот такие. - Бабушка показала на мою спутницу Розу Тенякову...
- То есть это женщины были? - спросила та.
- Да, только голые, лохматые. Все тело у них лохматое. Грудь у них, как у человека. Руки длинные...
Казалось бы, решила сельчанка подшутить над чудаками «городскими». Но я сразу припомнил: про обезьян в Калужской области я уже слышал. Тоже на юге области, но в Жиздринском районе, селе Коренево. В 1998 году в ответ на просьбу рассказать о необычных животных В. И. Аринина (в то время ей было почти 85 лет) бойко ответила:
- Вот обезьян две бабы видели, когда за орехами ходили! Давно, правда. Еще до войны. На орешинах, говорили, качались у реки.
Оба села находятся на одной широте и в одной зоне - знаменитых засечных лесах. Между ними по прямой - 80 километров, а по дорогам - вдвое больше. Возможно, практически одинаковые рассказы про невесть откуда взявшихся обезьян - простое совпадение. Но есть и другие предположения, более романтические.
Бежали на волю?
Зоопарков и в Калуге-то не было. Не говоря уже о южных уездах губернии, всегда считавшихся самыми архаичными и отсталыми. Хотя нельзя исключить, что какой-то помещик, любитель экзотики, обезьян завел и случайно или намеренно выпустил на волю. Теоретически по крайней мере летом они бы не пропали: корма много, особых врагов нет... В советские времена обезьян-павианов в виде эксперимента выпускали на изолированном острове посреди озера в Псковской области - летом чувствовали они себя просто замечательно. Зимой, конечно, заботу о них брали на себя ученые. А японские макаки и без помощи человека неплохо себя чувствуют почти в нашем климате. В Индии горные обезьяны-лангуры нередко забираются в зону снегов...
На юге области крупные и образованные землевладельцы - редкость. Но все же, например, усадьба князей Львовых собразцовым хозяйством и фабриками была. Под Брынью - район соответствует. Однако удравшие от любителя экзотики обезьяны вряд ли бы стали путешествовать 80 километров, да еще и не на юг. А как бы они переправились через две мощные реки - Жиздру и Рессету? Да и должны были сохраниться упоминания об усадебном зверинце в литературе и исторических документах - имейся таковой на юге области. Достать экзотическое животное сто лет назад было все же сложнее, чем ныне...
Маленькие «снежные люди»?
Эта версия, конечно, приходит на ум прежде всего. Думаю, сейчас уже все знают, что «снежный человек» - прозвище газетное. И получено ошибочно. «Обитает он не в снегах, а в труднодоступных лесах. Отчего исследователи-криптозоологи и предпочитают его называть теперь реликтовым гоминоидом. Ныне много сообщений о встрече с этим нашим родственником, по-видимому, проигравшим нашим предкам в конкурентной борьбе за лучшие места и вытесненным в глухомань, приходит из Якутии, Карелии, Чукотки, а в недавнем прошлом косматых человекоподобных, называемых чаще всего «болотными чертями», реже «лешими», нередко встречали и в лесах средней полосы России. Мало того, «имя» чувашского «лешего» такого рода - упате - на русский издавна переводили как обезьяна!» - пишет в своей книге криптозоолог Д. Баянов.
В прошлом году, путешествуя по соседней с ЧувашиейРеспублике Марий Эл, где волосатых человекоподобных именуют овда, я сам записал рассказ молодого парня: «Бабушка рассказывала: как-то лошадь из ночного пришла, и на спине ее огромная обезьяна сидела». «Это овда была», - прокомментировал быличку другой старожил...
Однако вся анатомия реликтового гоминоида показывает, что все же приспособлен он к передвижению по земле. Да, на деревья он забираться может, иногда и спит на них, о такой черте поведения «дивов» говорится еще в поэме азербайджанского поэта ХII века Искандер-намэ... Но во всех местах, где реликтовых гоминоидов замечали на деревьях, видели их, причем гораздо чаще, и ходящими по земле.
Простые русалки?
На первый взгляд версия эта тавтологическая: объясняет непонятных существ - «русских обезьян» - еще более непонятными русалками. Однако с точки зрения этнографии русалка - хорошо известный персонаж, пусть и относящийся к мифологическим. Так что вполне допустимо переосмыслить его в обезьян.
Русалка в славянской мифологии - это отнюдь не женщина с рыбьим хвостом, а красивая молодая девушка с распущенными волосами... Чаще всего встречали их (согласно верованиям) летом во ржи. Но любили русалки качаться и на деревьях. Помните, у Пушкина: «Русалка на ветвях сидит»? В отличие от наблюдений «обезьян» легенды о встречах с русалками рассказывают и в наши дни. В том числе и в тех же Сороках. Вот что поведала нам одна из молодых еще крестьянок:
- Про русалок мне мама рассказывала. Как выглядят? Как обычные женщины, молодые. На березках они сидят, качаются. Меня всегда это поражало - почему не на речке? «Нет, - говорила мама, - в лесу они».
Да и сама Мария Ивановна, сказав про обезьян на деревьях, тут же припомнила, что и русалки на них же встречаются:
- На березах. Вылезут из болота и качаются. После Троицы...
Некоторые исследователи, предпочитающие объяснять все загадки одной причиной, русалок тоже считают реликтовыми гоминоидами. Действительно, в Сибири, иногда в Карелии русалок описывают как уродливых огромных женщин, покрытых волосами. Но в наших местах русалки молодые и красивые. И отнюдь не похожи на обезьян.
Привычные обитатели?
Крошечный шанс, что у нас водились какие-то похожие на обезьян животные неизвестного вида, может быть, и в самом деле относящиеся к приматам, имеется. Да, ныне таких неизвестно - однако не будем забывать, что широкие, подлинно научные зоологические исследования были развернуты в России (да и в других странах) каких-нибудь сто - двести лет назад. Профессиональных биологов и сегодня можно пересчитать по пальцам (например, животный мир Калужской области изучают в основном сотрудники биофака педуниверситета, основная задача которых - готовить учителей биологии).
А в ХIХ веке полевая зоология только становилась на ноги. Особо стоит обратить внимание на место события: засечные леса. Со времен набегов половцев и прочих татар и печенегов здесь проходила, в современной военной терминологии, «полоса обеспечения» южных границ русских земель. Царскими и княжьими указами леса запрещалось сводить: они служили естественным барьером против конницы степняков. Именно здесь и сейчас сохранилось много редких видов растений и животных: классический пример - выхухоль, ценный пушной зверек, считающийся реликтом третичного периода.
Во время нашего похода вокруг нас буквально стаями летали краснокнижные бабочки: тополевый ленточник и мнемозина, столь редкие в других районах области... Для знающих людей нет ничего странного и в том, что «русские обезьяны» (если таковые и вправду обитали) неизвестны по ископаемым остаткам - для минерализации костей требуется сочетание многих редких факторов, начиная уже с того, что трупы павших животных в природе обычно быстро растаскиваются падальщиками.
Я двадцать лет серьезно увлекаюсь коллекционированием окаменелостей, каждое лето по нескольку раз бываю на вскрывающих отложения каменноугольного времени калужских карьерах и за все время нашел всего три зуба древних рыб. Ни единой их косточки, ни единого отпечатка! Но это не все. По крайней мере один зуб примата неизвестного вида на территории нашей страны был найден на дне кавказской пещеры одним из энтузиастов поиска «снежного человека» - Р. Дановым. По заключению специалистов Дарвиновского музея, в Москве зуб действительно принадлежал примату неизвестного вида.
Однако если «обезьяны» у нас водились, могли ли сведения о них не попасть в фольклор? Ведь крестьяне - не городские зоологи, бывающие в лесах наездами, уж они-то живущих в округе хотя бы крупных животных знать должны! В засечных лесах практически не велись земледелие и лесоразработки, а численность населения всегда была невелика. Вполне возможно, что именно здесь и сохранилась почти до наших дней популяция каких-то редких животных, вымерших в других краях сотни лет назад. С другой стороны, наверняка в народе «обезьяны» имели другое название, точно так же, как и газетных «снежных людей» аборигены называли совсем по-другому: йети, саскватчи, алмасы, авдошки...
Пока мне удалось найти лишь одно упоминание: «В лесах, кроме лешего, согласно верованиям, проживают болотники, моховики, которые внешним своим видом похожи на обезьян, некоторые на водяного, только хвостик имеют покороче, меньше ростом и не приносят людям слишком большого зла» (Э. М. Померанцева. «Мифологические персонажи в русском фольклоре»). Народ склонен связывать феномены с нечистой силой. Но я убежден: за многими легендами стоит пусть зашифрованная и искаженная, но реальность. («Комосомольская Правда»).
Мистический котенок
После окончания ветеринарного техникума, по распределению я со своей подружкой-однокурсницей попала в одну из обычных деревушек в Калужской области. Нам, как молодым специалистам, выделили полдомика (остальную часть занимала обычная деревенская семья, в общем, через стенку слышалась постоянная пьяная ругань). Мы заселились, немного обустроились. Местных девушек в деревне было мало и деревенские ребята частенько к нам захаживали (в основном после работы, иногда могли и ночью постучаться, но мы им не открывали). Обычные посиделки. Играли на гитаре, пели песни, они рассказывали нам всякие разные истории. В общем, было весело и душевно.
В соседней деревне тоже после техникума жила наша однокурсница. Иногда мы ходили друг к другу в гости. У неё в домике жил маленький, очень забавный котёнок. И вот как-то раз она попросила нас забрать его на время к себе (потому что собиралась протравить комнату от блох). Так вместе с нами стали жить двое животных: моя любимая собака Дарка, с которой я не расставалась, и маленький котёнок (не помню имени). После очередного трудового дня, поболтавши с подружкой поздним вечером, мы улеглись спать. Дарка, как обычно, легла у меня в ногах и мы заснули.
Ночью я проснулась от глухого стука. Стучали не как в стекло окна, а будто по стене (с улицы). Очень медленно, и слышалась это прямо в три буквы –тук, тук, тук. Так стучат, только чтобы напугать. Звук был очень неприятным. Я приподнялась, чтобы посмотреть, нет ли кого в окне. Подумала, что, наверное, это ребята местные балуются. Посмотрела на кровать подруги. Она спокойно спала, а в ногах у неё лежала моя собака. Мне показалось это очень странным, потому что Дарка никогда не уходила от меня. Я повернулась на другой бок и провалилась в сон.
Через некоторое время, сквозь сон я опять услышала этот стук и проснулась оттого, что стала хватать одеяло, которое сползало у меня к ногам, и я натягивала его назад. У меня промелькнула мысль, что, наверное, это Дара спит, и так получается, что одеяло стягивается под её тяжестью. Я повернулась на другой бок, снова натянула на себя, сползшее одеяло и увидела перед собой собаку. Она лежала рядом со мной на подушке и в то же время я вижу её на ногах моей спящей подружки. Я не знала, как это объяснить.
Снова провалилась в сон. Когда в третий раз с меня стало сползать одеяло, а Дарка лежала опять же в ногах у подруги, я подумала, что это котёнок, которого нам дали на время. Я раздраженно привстала, увидела у себя в ногах лежащего котёнка, взяла его за шкирку. Он впился своими когтями в одеяло всеми четырьмя лапами. Я подняла котёнка, его шёрстка поднялась дыбом, спина изогнулась, и он никак не отпускал одеяло. Я дёрнула его за шкирку и швырнула на пол, услышала шлепок, накрылась одеялом и дальше уже спала спокойно.
Утром проснулась бодрая, будто ничего и не было. Дальше я бы этого ничего и не вспомнила, если бы моя подруга не сказала мне, что она сегодня плохо спала и с неё будто одеяло кто-то стягивал. А ей говорю: не бери в голову, это кошка, я её сама сегодня ночью с одеяла спихивала. Она посмотрела на меня удивлённым взглядом и сказала: «Какая кошка?! Мы её два дня назад как вернули». И тут, осознав все, что произошло ночью, мне, наконец-то, стало по-настоящему жутко. Я рассказала всё подружке, на что она мне сказала: «Видимо, отсюда нас выгоняет домовой».
В это я, конечно, не поверила, но вскоре мы действительно уехали из этой деревни. Больше я там никогда не была, но моя подруга часто туда ездит по работе, что-нибудь рассказывает мне о ком-нибудь. Соседка, которая часто ругалась с мужем, в итоге зарезала его ножом. С тех пор прошло уже двадцать лет, а я до сих пор не знаю, что это было: мистика или игра сонного сознания.
Призрак белого коня
Эту историю мне рассказала моя близкая подруга. Я рассказываю ее вам. Произошло это в Калужской области. Как известно, в Калужской области очень много так называемых «аномальных зон». У Машиной семьи (Маша – это моя подруга) там дом в деревне, они ездили туда летом. Как-то раз Маша со своим другом по даче загулялась допоздна. Пора было расходиться по домам.
Когда они шли, услышали за спиной топот копыт. Обернулись – и увидели белого коня, который стоял недалеко от них. Их это почему-то не удивило (хотя странно – ночь на дворе, а кто-то коня выпустил). Ну, не обратили внимания, пошли дальше. Слышат опять топот копыт. Хотели обернуться, но не успели. Конь как бы прошел мимо них, точнее – они прошли сквозь коня, который обогнал их и исчез. Маша говорит, что когда конь прошел сквозь них, то она почувствовала тревогу, щемящее внутри, горе, как будто случилось что-то страшное.
Придя домой, она рассказала бабушке, что видела. Бабушка сказала, что в этих краях есть придание про призрака белого коня. Тот, кто этого призрака видит, потеряет в скором времени близкого человека. Хотите – верьте, хотите – нет, но мальчик потерял маму, от чего она умерла, я не знаю, поэтому врать не буду, а у Маши через некоторое время от болезни умер папа.
Свидетельство о публикации №124121303900