Египетские ночи
Повесть состоит из трёх глав.
В первой главе поэт Чарский чувствует приближение вдохновения, когда в его петербургскую квартиру входит итальянец, напоминающий шарлатана.
Во второй главе Чарский берётся организовать выступление иностранца в светском обществе.
Это единственное произведение Пушкина, где проза переплетается с поэзией.
Замысел этого произведения вызревал у Пушкина более десяти лет.
Анна Ахматова считала «Египетские ночи» лучшим творением поэта.
В рукописи повесть обрывается на словах «Импровизация началась».
Тайна её окончания вызывала у пушкиноведов немало вопросов.
Сложилось два основных взгляда на возможное продолжение повести.
Центральное место в „Египетских ночах“ занимает поэма о Клеопатре.
Русский поэт Валерий Брюсов в 1914-16 гг. дописал поэму о ночах Клеопатры и, следуя собственной реконструкции, повесть.
Он тактично дописал окончание, но «вытащил» из неё тему, которую не очень приятно читать.
Это получилась история о мучительстве, о смерти, о том, как трое гибнут по желанию царицы.
Их она убила по своей прихоти, а в финале она сама становится жертвой - «к царице следует Антоний».
Попытку реконструировать полный текст повести также предпринял русский филолог Модест Гофман.
На сюжет «Египетских ночей» был поставлен спектакль Московского Камерного театра под руководством Таирова, Сергей Прокофьев написал к этому спектаклю симфоническую сюиту.
Режиссёр Михаил Швейцер в 1979 году снял фильм «Маленькие трагедии» по сюжету «Египетских ночей».
Этот фильм можно назвать фильмом «всех звёзд», даже маленькие эпизодические роли в нём играли самые известные актёры нашего кино: Иннокентий Смоктуновский, Сергей Юрский, Леонид Куравлёв, Николай Бурляев, Георгий Тараторкин, Валерий Золотухин, Николай Кочегаров, Ивар Калныньш, Матлюба Алимова, Наталия Белохвостикова, Владимир Высоцкий, Наталья Данилова, Леонид Каюров, Михаил Кокшенов, Иван Лапиков, Григорий Маликов, Светлана Переладова, Филипп Смоктуновский, Александр Трофимов, Лариса Удовиченко, Лидия Федосеева-Шукшина.
Особенно хорош Сергей Юрский в роли импровизатора.
Основная тема повести — противоречивость положения творца в современном обществе.
«– Вот вам тема, – сказал ему Чарский: – поэт сам избирает предметы для своих песен; толпа не имеет права управлять его вдохновением.
Глаза итальянца засверкали – он взял несколько аккордов – гордо поднял голову, и пылкие строфы, выражение мгновенного чувства, стройно излетели из уст его…
Вот они, вольно переданные одним из наших приятелей со слов, сохранившихся в памяти Чарского. …
Поэт идёт, открыты вежды,
Но он не видит никого;
А между тем за край одежды
Прохожий дёргает его…
«Скажи: зачем без цели бродишь?
Едва достиг ты высоты,
И вот уж долу взор низводишь
И низойти стремишься ты.
На стройный мир ты смотришь смутно;
Бесплодный жар тебя томит;
Предмет ничтожный поминутно
Тебя тревожит и манит.
Стремиться к небу должен гений,
Обязан истинный поэт
Для вдохновенных песнопений
Избрать возвышенный предмет».
– Зачем крутится ветр в овраге,
Подъемлет лист и пыль несёт,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждёт?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орёл, тяжёл и страшен,
На чахлый пень? Спроси его.
Зачем арапа своего
Младая любит Дездемона,
Как месяц любит ночи мглу?
Затем, что ветру и орлу
И сердцу девы нет закона.
Таков поэт: как Аквилон
Что хочет, то и носит он —
Орлу подобно, он летает
И, не спросясь ни у кого,
Как Дездемона избирает
Кумир для сердца своего».
Повесть обрывается строками пушкинского текста:
И вот уже сокрылся день,
Восходит месяц златорогий.
Александрийские чертоги
Покрыла сладостная тень.
Фонтаны бьют, горят лампады,
Курится лёгкий фимиам.
И сладострастные прохлады
Земным готовятся богам.
В роскошном сумрачном покое
Средь обольстительных чудес
Под сенью пурпурных завес
Блистает ложе золотое…
На сегодняшний день фильм «Маленькие трагедии» - лучшая адаптация «Египетских ночей».
Приятного просмотра!
Свидетельство о публикации №124121301690