Геннадий Малашин о поэзии Николая Ерёмина

ГЕННАДИЙ  МАЛАШИН о поэзии НИКОЛАЯ ЕРЁМИНА

ДЕНЬ и НОЧЬ
Литературный журнал для семейного чтения №6 | 2024
ДиН П У БЛ И Ц И С Т И К А
Выбранные места из: Эссе двадцатое


Геннадий Малашин
 (Не)забытые голоса Сибири
 «Какая даль в стихах! Какая высь!..»

…О чём захотят сказать старшие тем,
кто ещё в колыбели, не начав говорить,
уже нажимал виртуальные кнопки мобильных?
О чём сами старшие спросят себя,
жизнь и своих внуков?..
Может быть,
с грустью вздохнут?..
***
Что было, сплыло и промчалось мимо,
Так сердцу мило
И неповторимо,
Что хочется заплакать, вспоминая…
Поскольку жизнь в душе
Уже иная…

И, помолчав немного, добавят, поясняя:

Продолжительность жизни равна
Свету мысли
И скорости света…
И, конечно, не наша вина,
Что мы все
Забываем про это…
А когда вспоминаем —
Уже
Света нет ни вокруг, ни в душе…
***
Это — Николай Ерёмин, родившийся в 1943 году
в Амурской области,
один из старейших красноярских писателей.

Первое стихотворение опубликовал
в пятнадцать лет в «Красноярском комсомольце».
Вот он, среди сверстников и собратьев, на страни-
цах «Дня поэзии – 1967»: студент Красноярского
мединститута. Молодой, счастливый, усатый.

Песенка о трамвайчике и любимой

Качайся, трамвай, качайся.
Мой путь, никогда не кончайся.
Глядит на меня
и, как солнце, печёт
твой карий счастливый зрачок.

Пытаю судьбу, пытаю.
То падаю, то взлетаю.
Но нас неизменно —
паденье ли, взлёт —
трамвай в неизвестность везёт.

Как скоро сходить, как скоро!
Ты — солнце, а я — твой город.
Я твой, вот и цел,
а от жарких лучей
трамвайчик горит — он ничей.

Какое удивительное,
какое  непохожее на наше нынешнее время!
И образы,
и настроение,
 и слова,
да что там — сам язык кажется совсем иным,
непохожим на наш сегодняшний…

Николай Ерёмин, выпускник мединститута, поработав психиатром, в 1976 году
окончил Литературный институт имени А. М. Горького,
и
стал профессиональным писателем,
членом Союза писателей и Российского П Е Н-центра,
автором поэтических книг и сборников прозы.
Работал с литературными проектами и был редактором
литературных альманахов и антологий,
изданных в Красноярске.

Над книгой «Поэты Х Х века»
1.
Какая даль в стихах!
Какая высь!
Превозмогая возраст и усталость,
Мои друзья на небо вознеслись…
Ни одного со мною не осталось…
Лишь эти пожелтевшие страницы —
Как тень
за тенью
пролетевшей птицы…
2.
Остановиться в вечности на миг,
Остаться навсегда одной из книг,
Которую хотя бы пролистали —
Об этом все тщеславные мечтали
И называли каждый миг судьбой…
…И мы с тобой, мой друг, и мы с тобой…


Во многих поздних стихах Ерёмина
Лирический герой вспоминает,
перебирает прошлое,
соотносит прожитое и его итоги с тем,
о чём мечталось когда-то.

По енисейской северной воде
Я плыл — спиной к земле… Лицом — к звезде…
Мне было хорошо — плыть и смотреть…
Во сне и наяву — из жизни в смерть —
От всех земных сомнений и забот…
В мечтах,
Что будет всё наоборот…
. . . . . . . . . . . . .
Среди многочисленных проектов,
Которые инициировал или в которых участвовал Николай Ерёмин, -
и проект «Миражисты»,
в рамках которого  он  издал альманахи
«Пощёчина общественной безвкусице»,
 «5-й угол 4-го измерения» и другие.

 «Миражи» — понятие знаковое и важное для поэта.
Об этом он так говорит, например,
в стихотворении «Автопортрет»:


Миражист,
Увы, миражевед, —
Я теперь премудрый древний дед,
Знающий, что было и что будет…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пусть меня случайно не осудит
Тот, кто ищет правду в мире лжи,
Но не может видеть миражи…
Потому что до поры они —
Откровенью Божьему сродни —
Скрыты и на солнце,
И в тени…

Среди циклов и отдельных стихов зрелого периода —
 восьмидесятых-девяностых годов —
некоторые выделяются как бы наособицу,
своей не очень частой у Ерёмина открытой лиричностью,
лишённой иронии доверительностью и единством
с окружающим миром.

Одно из них не случайно, видимо,
избрали в 1988 году В. Астафьев
и Р. Солнцев для публикации в своей антологии
«Час России».

Помнишь, милая, как лежали под берёзами?..
С листьев капли дождевые падали…
Были капли огневыми, острыми…
Помнишь, милая, вспомнить рада ли?
Как целовал я тебя в шею белую…
Как целовал я тебя в уста маковые…
Как шептала: — Что с тобою мы делаем?.. —
И обнимала меня всё ласковее…
Помнишь, милая, как лежали под берёзами
И хмельные, и счастливые, и тверёзые?..
А верхушки берёз всё покачивались…
А дождинки всё сыпались ясные…
И свидание наше не оканчивалось…
И светилось в листве солнце красное…


Призвание поэта,
судьба поэта и, наконец,
миссия поэта —
сквозная тема ерёминской лирики.

В одном из стихотворений она заявлена просто,
горько и строго.

Начало стихотворения —
привычный поэтический антураж:
погашена догоревшая свеча, огня у поэта нет, бессонная ночь,
 стакан вина, её скрасивший, и — «сошедший с ума» поэт
вслед за Святым семейством?)
отправляется в Египет.

Во второй строфе это спонтанное частное бегство в Египет
оборачивается риторической картиной
бесприютности и невостребованности  поэта этим миром.

И, наконец, третья строфа.
образ, здесь появляющийся, —
стакан воды в пустыне, который  мерещится поэту:
образ достаточно многозначный
и неожиданный,
выводящий поэтическую мысль в стихотворении
на философскую высоту…



Ни спички нет. Погашена свеча.
Стакан вина бессонной ночью выпит.
Поэт сошёл с ума — и, бормоча,
При свете звёзд пешком пошёл в Египет…

Увы, кому нужны его слова?
Он был и есть — один на белом свете.
Всё горячей под солнцем голова.
Листки поэм разбрасывает ветер…

Уходит он от счастья, от беды,
Чтоб жизнь остановить на половине…
И не стакан вина — стакан воды
Мерещится ему в его пустыне.

***
Малашин Геннадий Викторович
Красноярск, 1956 г. р.
Поэт, прозаик, публицист, режиссёр, педагог.
Руководитель информационно-аналитического и издательского отдела Красноярской епархии РПЦ,
профессор кафедры  гуманитарных и филологических
дисциплин Красноярского филиала Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
Родился в селе Ермаковском Красноярского края.
По окончании в 1977 году Красноярского педагогического института преподавал в школах края. С августа1981 года в течение 20 лет работал на Красноярской телестудии. В 1993 году с коллегами создал творческое объединение «Русские вечера», до сентября
2000 года еженедельно выходившее в краевой эфир.
С 2011 года является секретарём Общественного
совета Красноярской митрополии по науке, культуре и образованию, с 2014 года — ответственнымсекретарём Епархиальной комиссии по канонизации
святых и церковно-историческому наследию.
«Какая даль в стихах! Какая высь!..»
ДЕНЬ и НОЧЬ
Литературный журнал для семейного чтения №6 | 2024


Рецензии