Обзор осеннего лонга от Ирины Ремизовой

Каждый раз, открывая файл с конкурсными текстами, я пытаюсь угадать, какие стихи в нём будут преобладать – суггестивные или нарративные, экспериментальные или традиционные, серьёзные или иронические. Выбор автором стихотворения отражает его настроение в данный момент, а весь конкурсный пакет позволяет увидеть картину мира здесь и сейчас, созданную многими людьми. Что я увидела в этом конкурсном массиве? Большинство стихотворений – очень «вещные», осязаемые, обоняемые, слышимые. Во многих есть лирические сюжеты, истории людей, зверей, вещей. Очень мало иронических текстов, много ностальгических, почти нет «отлитературных». Ещё обратила внимание на частое обращение к образам сада, леса, простой жизни в её то неспешном, то стремительном течении. Есть что-то бесконечно трогательное и пронзительное в этом коллективном стремлении восстановить в памяти моменты прошлого и запечатлеть настоящее. Да, есть и параллельная реальность, и гротеск, и фантасмагория, но и они вплетаются в общий ностальгический контекст.
Теперь непосредственно о выборе текстов в шорт-лист. С первого же прочтения сразу забрала в личный лонг 2/3 списка, а потом начались муки выбора. Не было сомнений в духе гоголевской Агафьи Тихоновны: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась» (с). Нет, каждое из стихотворений было цельным и достойным отбора в шорт-лист – хоть жребий бросай. Пришлось следовать принципу английской невесты: «Something old and something new, something borrowed and something blue», - то есть понемногу разного. Но о стихах, не вошедших в короткий список, печалюсь.


06 Денис Барамзин «Святоносский маяк» http://stihi.ru/2009/12/30/1988

* Маяк установлен в 1862 году на мысе Святой Нос (Кольский полуостров). В первую же зимовку от цинги из шести человек команды погибли пятеро. Сам смотритель (унтер-офицер в отставке Филиппов) выжил, но по причине перенесённой болезни оставил службу на маяке, на смену ему пришёл отставной унтер-офицер Алексеев. В следующую зимовку от цинги на маяке погибла вся команда – кроме смотрителя.
** Вильд – разговорное название флюгера Вильда – простейшего прибора для измерения скорости ветра.

Среди суровых северных широт, где не родит земля ни льна, ни хлеба, где месяц длится ночь, и всех щедрот – полярное сияние в полнеба, в оковах вековечной мерзлоты спят мёртвые поморские посёлки, стоят пусты раскольничьи скиты.
Всевластны ветры, вороны и волки – здесь, от царя и Бога вдалеке, где коротает век моряк вчерашний на дальнем Святоносском маяке – во вросшей в скалы светоносной башне.
Меж двух морей зажаты, как в тиски, семь человек на остроносом мысе. Здесь водка не спасает от тоски и от больных, с ума сводящих мыслей. От смертоносных щупалец цинги не спрятаться за стенами в остроге. Здесь не беда, что встал не с той ноги, а радость – оттого, что держат ноги.
…Который день бушует океан, на вильде то и дело восемь баллов; и руки старика (он спит – он пьян) всё тянутся к незримому штурвалу.
И не таких сгибает жизнь в дугу.От инвалида в море мало толку – собачьей смерти ждать на берегу сточившему клыки морскому волку.
…Метель кружит над шпилем маяка, по одному страдальцев прибирая, хромым калекой брезгует – пока. А шестеро – лежат рядком в сарае. Их даже не схоронишь по-людски.
Но души ждёт небесная обитель. Ведь звёзды – это тоже маяки, и, значит, – каждой нужен свой смотритель.
А тот – один на вымерзшей земле – кому досталась доля страстотерпца, пусть спит, пока пульсирует во мгле свет маяка, как огненное сердце.
==================
Поймала себя на мысли, что форма текста может довольно точно указывать на время его создания. Сейчас мало кто обращается к некогда востребованной и наделавшей полемического шума «форме А4», а ведь был период на рубеже 200-х и 2010-х, когда её использовали многие, причём не всегда к месту. От стихотворения с чётким ритмом и рифмами, записанного как проза, априори ждёшь сюжетности, хотя бы пунктирной, но спаянной с лиризмом. В «Святоносском маяке» есть и то и другое, а главное – отточенный слог и богатый лексикон. Точно подобранные слова, строгая графика образов, выверенные детали – отличная работа.


14 Елена Элентух «Пойдём в леса» http://stihi.ru/2021/10/18/5317

Пойдём в леса, найдем дрова и много ягод.
Сквозь буерак, морганье сов, шуршанье гадов,
по заболоченным следам тиранозавра
мы доберёмся до обещанного завтра.
И в этом завтра, будто lager золотистом,
мы станем певчих птиц будить протяжным свистом,
руками липкими от ягоды-малины
лениво за ухом чесать котов звериных.
Под их курлыки, и мурчанье, и рычанье
мы разведем большой костёр, заварим чая.
Плеснем по кружкам кипяток и щедро водки,
и будут в спину  улыбаться нежно волки.
==================
Последняя строка словно перекликается с мандельштамовским «В кустах игрушечные волки глазами страшными глядят» - но нет, это совсем другие волки. И небосвод живой, и золото не сусальное. Мир стихотворения насыщен движением, звуком, предметами, и при этом всё равно воспринимается как нечто особенное, хотя и очень похожее на реальное. И ведь не подберёшь сравнение – ближе всего обэриуты, но всё равно не они. Может, Кэрролл? С первой же строчки виден едва заметный смысловой сдвиг – «найдём дрова» в лесах (даже не в отдельно взятом лесу). Читателя почти незаметно для него самого втягивают в иную реальность со следами тираннозавра и улыбающимися волками.


16 Созерцающая Много Раз «Пушкин» http://stihi.ru/2014/12/15/1719

С неба сыплет снежной стружкой,
начинается зима.
Мне сегодня снился Пушкин,
Петербург, Нева, дома.
Шёл вприпрыжку с непокрытой 
гениальной головой, 
вслед гурьбой неслись мальчишки 
и кричали:
– Пушкин, стой!
Он не слышал, торопился
в дымку, призрачную даль,
и ещё кому-то снился, 
а за ним спешил февраль. 
Чтобы там, на Чёрной речке,
всё расставить по местам:
дуэлянты,  Пушкин, вечность.
Трам-парам, парам, парам.
==================
В этом стихотворении – и картины Владимира Румянцева («Случайная встреча» и «Счастливая встреча»), и отсылка к хармсовским (и псевдохармсовским) анекдотам о Пушкине, и трагизм судьбы поэта, и архетип, ставший фактом культуры. Динамичный текст с нотами иронии и гротеска, немного игровой и при этом очень личный.


20 Геннадий Акимов «Дориан» http://stihi.ru/2015/01/01/2655

Из тюбиков слепых, потёмок вязких
Я выходил мучительно на свет,
Когда природа смешивала краски
И забывалась в мятном полусне.

И я вдыхал дурманящие смеси,
Я чуял красоты и крови власть.
Тарантулом, раздувшимся от спеси,
Моя душа голодная скреблась.

Пройти, как цезарь, жизнью многоцветной,
Античностью, не знающей стыда…
Мне светит нестареющее лето,
А мрак и грязь возьмёт себе вода.

О страшных тайнах знают только сваи
На дне холодном илистых запруд.
Кромешный август руки умывает,
И паводки багряные текут…

Я помню: зал, серебряные блюда —
Для избранных счастливчиков обед.
Меня поцеловал мой брат Иуда,
Я ласково куснул его в ответ.

Всегдашний денди, златокудрый опий,
Тягучий эротический бальзам,
Я разошелся тысячами копий
По глянцевым журнальным полосам.

И каждый вечер, дымно-иллюзорен,
Я умираю — сморщенный лимон…
Чтоб разлететься тысячами зёрен.
По всей земле.
Мне имя — легион.
==================
Один из немногих «отлитературных» текстов в конкурсной подборке. В уайльдовском «Портрете Дориана Грея» получил новую жизнь архетип двойника, а в этом стихотворении переосмыслен и осовременен литературный образ. То, что в романе оставалось затенённым и безымянным, здесь явлено и названо и более того – представлено в современном антураже (Я разошелся тысячами копий По глянцевым журнальным полосам). Лично мне хотелось бы немного уплотнить текст в первых строфах, но острая концовка многое искупает.


25 Лариса Лыжнева «Август. Сад» http://stihi.ru/2023/11/19/7766

Опять случится яблоковый пад,
качнутся знобко ветви на ветру и,
в сомненьях озадачится Витрувий,
что боль не помещается в квадрат,
что циркулем беду не описать,
а горе выбивается из круга,
и сердце отзывается, как сад,
неровным ритмом яблочного стука
==================
Компактный плотный текст со сквозной рифмой и кольцевой структурой, поддерживаемой образом круга. Может быть, «в сомненьях озадачится Витрувий» звучит тавтологично, но это, пожалуй, единственный неловкий момент. «Яблоковый пад» хоть и выглядит нарочито, но очень уместен фонетически и предметно.


26 Михайлова Виктория Якутия «Уточки» http://stihi.ru/2023/06/11/5859

Там детский сад мой круглосуточный,
на ужин пшёнка и компот.
А ночью смотришь - в небе уточки
шагают к озеру тропой.
Переливается чернильница
бессонной ночи через край.
И, словно пшёнка, звёзды сыпятся,
но, сколько уток ни считай,
не засыпаешь. Время тянется.
Сползает с неба чернота
на пёстрый луг пододеяльника
с лазурным вырезом пруда.
Шагают байковые уточки.
И кто-то там не спит вдали,
в саду небесном круглосуточном,
считает уточек моих.
==================
Тонкое переплетение бытового и бытийного. Пластичный текст с внутренним плавным течением, взаимопревращением вещей и зеркалом в финале. Тема детства (счастливого ли?) придаёт стихотворению особую трогательность, воплощённую в байковых уточках. Игра повторов ну просто очень хороша.


30 Александр Крупинин «Над кондитерской Вольфа восходит звезда Каллипига...» http://stihi.ru/2024/08/15/6309

Над кондитерской Вольфа восходит звезда Каллипига.
Петербургские звёзды всегда холодны и печальны.
Пригибаясь к земле, архитектор идёт Шнейдер-Штукин.
"Что ж ты гробишь наш город!"-кричат ему вслед пионеры
И в согбенную спину швыряют тяжёлые камни,
И плюют ему вслед, и хохочут, и бьют в барабаны.
Архитектор не молод, ему тяжело уклоняться
От летящих камней, от недоброго детского слова.
Как жесток этот мир, где художник всегда беззащитен.
Пионеры хохочут, вокруг разрушается город.
Тихо падают крыши на головы мирных прохожих.

Из кондитерской Вольфа выходит последний кондитер,
За спиной оставляя одиннадцать тысяч эклеров.
Покупателей нет, все уехали в город Актюбинск.
Там спокойно, тепло, на прохожих не падают крыши.
А кондитер остался, он жить не умел без эклеров.
Плечи мелко дрожат, по переднику катятся слёзы.
Через несколько дней его дети эклеры погибнут,
Превратятся в кусочки сухого холодного теста.

На Владимирской площади в небе маячит ротонда.
Как прекрасны напротив собора её очертанья.
Значит прожил не зря свою горькую жизнь архитектор,
А незрелые люди по злобе  бросают каменья.

Каллипига покажет свой зад петербургскому плебсу.
Недоступна звезда, холодна и немного печальна.
А эклеры над Мойкой летят  словно дикие утки,
Словно песни восточных славян, словно сон о прекрасном.
==================
Стихотворения Александра Крупинина настолько узнаваемы, что то и дело на анонимных конкурсах находятся желающие им притвориться). Но несмотря на понятные вроде бы приёмы авторские интонации подделать не удаётся никому. Можно придумать затейливые говорящие имена и фамилии, использовать длинную строку, разбросать по тексту топонимы, но пропорции гротеска, иронии и трагизма в текстах, от которых хочется одновременно улыбаться и плакать, известны только самому Александру.
Ещё один элемент встроен в затейливое здание петербургского мифа – и эти гекзаметры в гомеровском стиле напрочь врезаются в память.


36 Наталья Малинина «Шар» http://stihi.ru/2024/10/31/8040

 Как нравится тебе моя любовь (И.Бродский)

1
– Как нравится тебе мой новый стих?
Подай же знак из долгой тяжкой комы!
Твоё молчанье зримо и весомо,
Как шар на ниточке,
дрожит в руках моих.
 ...
2
– Как нравится тебе моя тоска?
Всё не решишь – остаться иль расстаться?
Не для тебя больничные матрасы!
Устал?
А кто, скажи мне, не устал?
...
3
– Тебя зовут и молятся, и плачут,
Но в коме – порознь тело и душа.
Дрожит рука.
Дрожит,
а это значит – не рвётся нить.
Но рвётся к небу шар.
...
 4
– Мне без тебя не умереть.
Прости, прости!
Прорвись ко мне в мой ад реанимаций!
Прорвись, чтоб молчаливо попрощаться. 
Отпустишь?
– Отпущу.
– Лететь?
– Лети!
...
5
Сугроб оплавила свеча.
Снег вперемешку с мёрзлой глиной.
Смерть – милосердье палача?
На лентах траурных:
«Любимый...»
...
6
Внутри околевает вой,
Не разрешившийся звучаньем. 
...Тот шар, наполненный молчаньем, – 
Он стал моею головой.
==================
Такие стихи невозможно комментировать (несмотря на эпиграф из Бродского, вроде бы переводящий личный текст в литературное измерение)  – их можно принять или отвергнуть, но разбирать... Отмечу только образ шара-молчания, ставший лейтмотивом текста.


43 Елена Евгеньевна Лещинская «У меня не осталось...» http://stihi.ru/2024/10/03/5889

У меня не осталось
Для тебя ни звезды,
Ни намёка на жалость,
Ни огня, ни воды.

Это острые грани —
Не касайся рукой.
Не хочу, а израню,
Как трава над рекой.

От меня не осталось
Ничего, никому.
Ни земли, ни металла,
Ни молитвы во тьму.

Только наглость осколка
Притворяться живым.
Забывай меня долго,
Обходи по кривым.

Это будет непросто —
Прислонишься плечом...
Если выпало вдосталь,
Так куда нам ещё.

Тает стылое солнце,
Цедят свет фонари.
От меня остаётся...
Не зови, не смотри.

Сумасшествие пульса,
Десять слов на бегу.
Я смогу отшатнуться.
Нет, прости, не могу.

Серебристые кони
В ясном небе звенят.
Только кровь на ладони.
Ни тебя, ни меня.
==================
Короткая строка – всегда испытание и экзамен на поэтическое мастерство. Это стихотворение – пример работы на «отлично». Возможно, текст можно сделать динамичнее, убрав две или три строфы, но это уж на авторское усмотрение и вкус (мне, к примеру, не очень легло «Если выпало вдосталь, Так куда нам ещё»).


44 Марина Изергиль «Плясовая» http://stihi.ru/2024/03/18/2860

Больше не вывожу, дольше не выдержу,
Влезу с утра на крышу, белые флаги вывешу,
С крыши кулём нырну, омулем вынырну,
К чёрной волне сверну, вовремя выверну,

Сорок сапог сношу, тапочки выброшу,
Солнца не погашу, счастья не выпрошу,
Моря не подожгу, жребий не вытяну,
Я вам не подхожу - как-нибудь вытерплю,

В небо свечой взлечу, облачком вылечу,
Вы мне не по плечу, я вас не вылечу,
Лишнего не стащу, кукиш не вытащу,
Лучше для вас спляшу, дерево выращу,

Будем стоять вдвоём: маленький клён и я,
Вывесив под дождём тряпки зелёныя.
==================
Очень понравилась заговорность, на которой держится текст, - с её переменчивыми иктами, корневой игрой, антитезами, фольклорными аллюзиями («сорок сапог сношу», «моря не подожгу»), просторечием («кукиш не вытащу»). И звук местами просто обалденный – «с крыши кулём нырну, омулём вынырну», и концовка ну совершенно замечательная. Лихая пляска!


45 Татьяна Комиссарова «***» http://stihi.ru/2023/08/23/5586

 ...коты, говорю, коты
                http://stihi.ru/2022/11/16/3914


Мне столько лет, что если разделить –
На два? на три? – и то порядком будет.
Я плаваю в сиропе вязких буден,
Ни вырваться, ни что-то изменить.

Но время есть, когда усталый день
Готов уйти, но всё еще не вечер,
И кажется, что мир незол и вечен
И всё устроится для кошек и людей.
==================
Стихотворения-метафоры часто кажутся простыми – и в этом их сила и изысканность. Два четверостишия – а в них и картина мира, и состояние, и кредо, и даже оптимизм. Ну разве что «сироп вязких буден» показался несколько избыточным ) Вторая же строфа практически идеальна.


47 Марина Чиркова «в котах» http://stihi.ru/2024/08/08/1735

простая жисть человечинская, измеряемая в котах,
численно считается так:

первый, бабушкин или соседский — облакопушистый кот детства,
безымянный: туманной памяти мята
несминаема, но невнятна.

второй, черноглянцевый ослепительно — студенческий кот сепарации от родителей,
чудище по прозвищу диссер,
#учёныемысли.

потом к рукам — непременно рыженький, ути-булочкин, сонное солнечко —
подаренный женатым любовником
вместо ребёнка.

дальше — втридорогой дочкин сфинкс кусакин-сан, родословная сансара его непроста,
он же — бракоразводная часть имущества,
щедро оставленная мужем.

завтра усматривается — пенсионный шпротик aka полосатик,
сам придёт, и как будет не взять?
и хватит,

котю сегодняшнего чешу, внушаю: долго живи, хорошая жизнь — большая.
био-графи-я, тяни хоть до ста, — не стань слишком длинная, если считать в котах...
==================
Удивительное стихотворение – и не только потому что про котов) Его читаешь и про себя, и вслух, перекатывая неочевидные рифмы, представляя описываемых котоперсонажей, обрамлённых композиционным кольцом. Измерение жизни в котах – на первый взгляд шутейное и не вполне серьёзное – оборачивается пронзительной концовкой. Да, пусть мы останемся всю жизнь детьми (если считать в котах).



Мой шорт-лист

06 Денис Барамзин «Святоносский маяк» http://stihi.ru/2009/12/30/1988
14 Елена Элентух «Пойдём в леса» http://stihi.ru/2021/10/18/5317
16 Созерцающая Много Раз «Пушкин» http://stihi.ru/2014/12/15/1719
20 Геннадий Акимов «Дориан» http://stihi.ru/2015/01/01/2655
25 Лариса Лыжнева «Август. Сад» http://stihi.ru/2023/11/19/7766
26 Михайлова Виктория Якутия «Уточки» http://stihi.ru/2023/06/11/5859
30 Александр Крупинин «Над кондитерской Вольфа восходит звезда Каллипига...» http://stihi.ru/2024/08/15/6309
36 Наталья Малинина «Шар» http://stihi.ru/2024/10/31/8040
43 Елена Евгеньевна Лещинская «У меня не осталось...» http://stihi.ru/2024/10/03/5889
44 Марина Изергиль «Плясовая» http://stihi.ru/2024/03/18/2860
45 Татьяна Комиссарова «***» http://stihi.ru/2023/08/23/5586
47 Марина Чиркова «в котах» http://stihi.ru/2024/08/08/1735

-------------------------------
О нашем эксперте:
ИРИНА РЕМИЗОВА
Родилась и живёт в Кишинёве. Окончила филологический факультет Молдавского государственного университета. В свет вышло несколько книг стихов: «Серебряное зеркало» (2000), «Прикосновения» (2003), «Неловкий ангел» (2010), «Вёрсты дождевные» (2017), а также электронное издание «Про…» (2021). В 2003 году была редактором-составителем альманаха «Как наше слово отзовётся», посвящённого юбилею Ф.И. Тютчева. Публиковалась в литературных изданиях Молдавии, России, Украины, Германии, Франции, Израиля, Латвии. Неоднократный лауреат и призёр Открытых чемпионатов Балтии по русской поэзии, обладатель Кубка мира по русской поэзии (2014 года) и победитель чемпионата Балтии 2020 года. В 2012 году подборка стихотворений вошла в шорт-лист конкурса «Заблудившийся трамвай». Обладатель премии им. Владимира Таблера (2016). Лауреат 5-го сезона конкурса "Антоновка 40+" (2024).
Страница на stihi.ru - http://stihi.ru/avtor/remira


Рецензии
Рада попаданию в Ваш шорт, Ирина.
Долго моим кредо было: "не задыхаешься от любви и боли—стихов не пиши".

Я не боюсь таких тем, не стыжусь отдавать "в конкурсы". Я рада, что Вы не осудили и не заявили с апломбом, мол, не конкурсная тема, слёзовыжималка и теде.
Собственно основные-то темы поэзии остались одни и те же: жизнь, смерть, любовь, выбор пути и то, что этому сопутствует.
Хотелось отразить именно ту сторону комы, когда в руке "шар", в котором заключена жизнь дорогого человека и ты волей-неволей принимаешь решение "отпустить-не-отпустить".
В условиях отсутствия диалога.
"Смерть-милосердье палача?"
Возможно. А кто палач в этой ситуации-не ты ли?Этот вопрос останется с тобой.
Таких ситуаций (кома)— сейчас множество, увы.
"Трудно быть Богом".
Трудно держать чужую жизнь за ниточку и невыносимо трудно сказать "Лети"(отключайте ИВЛ).
Даже после того, как сказал,не факт, что "улетит"...из твоей собственной головы.
...Если после прочтения остаётся лишь эмоция, то мне очень жаль: я всё-таки надеялась, что и к проблеме "кома" и её решению в нынешних условиях тоже будет привлечено внимание и отклик.
Сейчас, в нашей действительности, как правило, заданы только ответы, увы.


Наталья Малинина   15.12.2024 18:45     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.