Армянский зять

        Как известно, в древней, дохристианской языческой Армении был бог гостеприимства и щедрых хозяев – Ванатур, который считался верховным богом армянского пантеона, аналогом Зевса.
        С тех пор прошли тысячелетия, но дух гостеприимства в армянском народе жив и сегодня. Практически в любой армянской семье, независимо от вашей национальности, вероисповедания,  страны происхождения вас всегда накормят, напоят, дадут при необходимости кров, да и ещё с собой мешок с провизией в дорогу дадут. Причём это относится к армянским семьям и армянам, живущим не только в Армении, но и в других странах. Если же вы хоть каким-то боком имеете отношение к этой нации, то сказанное увеличивается в разы.
        Могу подтвердить на собственном опыте, что и в Америке, и в Австралии армяне живут в большинстве своём компактно, в одном или нескольких районах, имеют свои храмы и сохраняют многие обычаи и традиции предков. Впрочем, в США и Австралии  итальянцы, греки,  евреи, китайцы и многие другие представители различных этносов живут в отдельных районах со своим религиозным и культурным укладом. Если вы зайдёте в армянский дом, то увидите там те же предметы, одежду, иконы, домашнюю утварь, да и способы приготовления, а также характер и названия блюд, как на родине, в Армении. Мало того, в тех жилищах, которые имеют свой участок, вам покажется, что вы попали в тихий ереванский дворик. Как по характеру зелёных насаждений и плодовых деревьев, так и по наличию мангала и других атрибутов армянского застолья.
       Так как я уже многие годы женат на армянке,  все эти нюансы мне знакомы давно и не понаслышке. Но произошедший со мной не так давно случай лишний раз подтвердил, что не зря  бог Ванатур существовал в армянской истории.
       Во время очередного посещения Еревана мы с супругой арендовали  квартиру в центре города. Напротив дома располагался овощной магазин, куда я и отправился в первый же день за покупками. После выбора овощей и фруктов, их необходимо было взвесить. Для этого в углу торгового зала стояли весы, а при них продавщица, которая взвешивала овощи - фрукты и наклеивала на упаковку бирки с указанием веса и цены. Увидев у меня,  среди прочих фруктов гранаты, которые, как известно, наряду с абрикосами, являются национальным символом Армении, продавщица спросила, на какой полке я их брал. Тут необходимо заметить, что в этом магазине продавались два вида гранатов. Большие, с кожурой бледно-розового цвета и средних размеров, ярко-красные гранаты. Я сказал, что взял ярко-красные гранаты.        Продавщица, миловидная, в меру стройная, черноглазая и темноволосая женщина лет пятидесяти в фирменном синем платье, которое подчёркивало её прекрасные формы, сказала мне:
         - Это правильное решение, это наши гранаты. Они слаще, сочнее и дешевле. А большие, бледно розовые гранаты – это иранские.
          Я тут же подтвердил, что наши гранаты конечно же лучше и слаще, чем иранские.
         - Не ваши, а наши, - гневно поправила меня продавщица, которую, как я успел узнать, звали Лусинэ.
         - Нет, всё-таки наши, - возражал я.  Ведь я много лет женат на армянке, а это значит, что я армянский зять и имею право говорить «наши».
          Надо было видеть лицо Лусинэ. Она сначала побледнела, потом покраснела, явно не ожидая такого признания от типичного москвича или любого другого иностранца, явно не армянина.
         - Так может ты и хаш кушаешь? – спросила она, переходя на ты и с большим любопытством ожидая ответа.
         - Конечно кушаю, - отвечал я. – Особенно в те месяцы, в которых присутствует буква Р. И знаю как лаваш сушить, и какие ещё атрибуты соответствуют, включая белую редьку, зелень, прикрытие мяса из хаша свежим лавашом на отдельной тарелке. А также обязательные тосты и то, что есть хаш надо с утра.
        - Так ты и водку пьёшь под хаш? - Спросила Лусинэ и переместилась вместе с моими покупками к кассирше, которая завороженно и с нескрываемым интересом прислушивалась к нашей беседе.
       - Конечно, под  хаш - это святое. И подняв руки к груди, а глаза к небу, я произнёс заветное: - Аствац.
       Вот тут, конечно, было очень жаль, что не было свидетелей нашего разговора, которые могли бы увидеть восторг и обожание на лицах моих собеседниц. Кассирша, лет тридцати пяти симпатичная крашеная блондинка с красивым серебряным кулоном на фирменном синем платье и ярко накрашенными алыми губами, спросила: - А как насчёт коньяка?
      Я ответил, армянский коньяк, как гранат и абрикос является национальным достоянием Армении и грех не выпить его, особенно если предлагают. Ни слова не говоря, Лусинэ ушла в подсобку и через пару минут вышла оттуда, неся на вытянутой руке большую кофейную чашку примерно на сто пятьдесят грамм, до краёв полную коньяка. Я с удовольствием выпил, поблагодарил, отказался от закуски. Мне предложили повторить, на что я ответил, что не смогу донести купленные продукты до дома и объяснить своё состояние жене. И это произошло в овощном магазине, где не продают алкоголь. После этого мы прожили в этой квартире ещё несколько дней, я несколько раз заходил в овощной магазин, но там работала другая смена, и мне так и не удалось ни отблагодарить этих добрых женщин, ни повторить замечательный опыт первого дня. Эта история лишний раз показывает, что значит быть армянским зятем в Армении, да и не только.

Ноябрь 2024, Ереван


Рецензии
Приятная история, миролюбивая, славная, добрая!
Здравствуй, Александр!

Нина Уральская   12.12.2024 18:55     Заявить о нарушении
Ниночка, здравствуй!
Спасибо за отклик.
Всех благ!

Александр Вайнерман   12.12.2024 22:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.