Эдвард Мунк Как найти силы в личной драме?
Когда говорят о Мунке в Париже, очень редко учитывают: ему было 22 года, и он впервые приехал всего на 3 недели. Это была стипендия, и первый его выезд за границу Норвегии. Мунк был необычайно хорош собой, высок и застенчив. Он впитывал происходящее и искал себя.
Может, так и надо было – уехать почти ненадолго, увидеть очень много в мире современной живописи (а это был 1885 год!), а потом вернуться домой и написать, как когда-то произошло страшное - умирала твоя старшая сестра. Мунку в тот момент было 14 лет, он видел эту смерть, но выразил свою боль на людях лишь спустя годы, выставив картину «Больная девочка». В Норвегии произошел большой буржуазный скандал, с обвинениями Мунка в садизме, невнятности, незаконченности, отсутствии мастерства. Это было очень несправедливо.
А у Мунка потом будут снова Париж, уроки у хороших живописцев, связи в нужной среде. И новый удар: от инсульта умер отец Эдварда. Это был настоящий шок для сына, слишком поздно получившего письмо о смерти.
«Оставьте меня в покое!»
После оккупации немцами Норвегии к Эдварду Мунку приходили. Он уже был стар, известен, мог продавать свои полотна и жил вполне безбедно. Визитером номер один был сын Кнута Гамсуна. Человека, который отдал свою Нобелевскую медаль Геббельсу. Гамсун после самоубийства Гитлера даже написал некролог, где назвал фюрера отцом народов. Но это позже, а пока Мунк просто спросил у сына Гамсуна, который говорил о любви своего отца к картинам художника, какие полотна он, папа, приобрел. На этом визит закончился: Эдвард Мунк не замарался присоединением к гамсуновской группе.
Следующими пришли уже другие люди, но они не тронули Мунка. Спросили лишь, что ему нужно. Ответ был простым – оставьте меня в покое.
В покое Мунк выставлял свои картины на воздух. У него была вилла под Осло, там он писал все подряд. Лошадей, леса, фруктовые деревья. Если полотно не удавалось, оно отстаивалось снаружи. Познавая грязь.
Смерть настигнет его в 1944 году. Ему только-только исполнится 80 лет: болезненный мальчик прожил столько, сколько не было суждено его родителям. В конце жизни он часто говорил, что сперва хотел продавать картины, но никто не покупал. А потом все захотели покупать, но Мунку было уже неинтересно продавать.
Символ норвежского искусства
Не поверите, но его преподаватели – самые разные – говорили про то, что Мунк – хороший рисовальщик, но у него что-то всегда не так с палитрой, с цветами. А теперь подумайте, что для вас, человека нынешнего века, интереснее всего у Мунка? Форма или цвет?
Я еще не написала слово «экспрессионизм», хотя именно оно возникает во всех поисковиках после фамилии Мунк. Но тут важно не столько то, как назвать. Человек ищет себя. Другой человек ищет слово, как бы назвать найденное. Это разные люди. Что касается Эдварда Мунка, к нему всегда плохо приклеивались искусствоведческие ярлыки.
В конце концов он стал символом искусства Норвегии. Таким же, каким со стороны драматургии был Генрик Ибсен, а со стороны музыки - Эдвард Григ.
Сегодня в Осло существует музей Мунка. 12 декабря там отмечают 160-летие художника. Это недавно построенное здание. 13 этажей, множество углов, стекло, набережная. Говорят, ломаные линии слегка напоминают фигуру на картине «Крик». Кстати, он написал четыре версии «Крика», но ими искусство Мунка не исчерпывается. А музей не похож на кричащего человека, не правда. Он – как светлое стихотворение Маяковского. И в нем, помимо прочего, можно увидеть простенькую акварельку – «Микстура и ложка». Самому Мунку – лет девять. Это то, что он видит перед собой. Лекарство и ложку. А в руках – кисточка.
Раскрыта тайна знаменитой картины «Крик» Эдварда Мунка
Ученые установили личность автора, оставившего надпись на знаменитом полотне норвежского художника (подробности)
Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27592/4864621/
Свидетельство о публикации №124121100657