Борис Прозоровский - Корабли...
Романс создан не позднее 1925 года. Как и большинство произведений Прозоровского, новый романс изначально предназначался для исполнения певицей Тамарой Церетели — гражданской женой композитора.
Однако создание этого романса было связано с душевными переживаниями композитора и относилось к неверности его возлюбленной. Он был выслан из Москвы как чуждый советской власти элемент. По одной версии, Тамара Церетели последовала за ним. Но есть и другие источники, по которым, не дождавшись, пока он вернется после очередного ареста, Тамара Церетели стала выступать в аккомпаниатором Зиновием Наумовичем Китаевым, с которым у нее стали складываться и личные отношения. Именно тогда и ей, вернувшись в Москву, посвятил Борис Прозоровский этот романс о разлуке. И в нем сказал всё: и прощение, и надежду на возвращение.
Сложные отношения между Прозоровским и певицей, действительно, на этом нe кончились. Он продолжал сочинять романсы с посвящением ей. Она продолжала исполнять произведения Прозоровского, вместе они записали пластинку.
А романс «Корабли», сочиненный для Тамары Церетели, занял место в репертуарах и других исполнителей. Вскоре романс «Корабли» стал узнаваем и вошел в моду.
Фраза «разошлись, как в море корабли» из модного романса вскоре стала повторяться слушателями, а потом вообще зажила собственной жизнью, превратившись в крылатое выражение, обозначающее расстаться навсегда.
Сам Борис Прозоровский вскоре был арестован как несоответствовавший революционной эпохе продукт «мещанской» культуры, признан «социально опасным элементом <…>, способным к активным действиям» и расстрелян в 1937 году.
А слова из его романса «разошлись, как в море корабли», став фразеологизмом, постепенно укоренились в бытовом языке и неоднократно цитировались в литературе.
Романс со временем стал забываться, а фразеологизм существует и часто используется в быту — при разговорах о ссорах, разводах, прекращении отношений и т. д.
Кстати, это не единственная фраза, которой одарили русский язык романсы Бориса Прозоровского. В список крылатых выражений вошла еще фраза «Вернись, я всё прощу» из другого его романса.
Подробнее:http://cyclowiki.org/wiki/()
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Борис Алексеевич Прозоровский (1891, Тифлис — 1937 или 1939) — российский композитор, автор эстрадных песен и романсов.
Биография
Родился 30 июня 1891 года в Тифлисе в семье Алексея Алексеевича Прозоровского (1859—?), младшего врача 152 пехотного полка (впоследствии вольнопрактикующего специалиста по внутренним и детским болезням в Москве). Вскоре после его рождения отец оставил семью, и матери пришлось одной воспитывать сына.
Прозоровский стал врачом, как и его отец — то ли по семейной традиции, то ли из-за тяжёлого материального положения; учился он — то ли в Военно-медицинской академии в Петербурге, то ли на медицинском факультете Юрьевского университета.
Первый романс Прозоровского — «Экспромт», на стихи его друга Ю. Трейчке был издан в 1911 году с посвящением дочери известного издателя Николая Христиановича Давингофа. Несколько его романсов в 1916 году были опубликованы в сборнике «Песни любви и печали».
В Первую мировую войну Прозоровский служил военным врачом в лейб-гвардии Волынском полку. В 1917 году он оказался в Тифлисе в распоряжении Кавказского окружного военно-санитарного инспектора. Здесь он, в 1920 году, познакомился со студенткой тифлисской консерватории Тамарой Церетели, которой в это время было 19 лет, и с которой началась их совместная концертная деятельность.
Александр Менакер в своих воспоминаниях писал:
"В доме Полицеймако и Фиш на улице Пестеля я познакомился с Борисом Алексеевичем Прозоровским. Его нетрудно было уговорить сесть за пианино. Он пел удивительно проникновенно, с тонким вкусом. Именно в такой домашней обстановке услышал я только что написанный «Караван». Потом, когда я слышал Т. Церетели, исполнявшую его романсы, улавливал благородное и тонкое влияние Бориса Алексеевича!. ."
В 1923 году Прозоровский перебрался в Москву, где с его участием было создано творческое содружество «Павлиний хвост», в котором он стал заведовать музыкальной частью.
Уже весной 1923 года состоялся первый авторский концерт Прозоровского в Малом зале Дома Союзов с участием Н. Обуховой, Е. Катульской, А. Матовой, В. Поповой, С. Юдина.
Осенью 1923 года в Москву приехала Т. Церетели; её исполнение романсов Прозоровского получило всеобщее признание; начались их многочисленные и успешные гастроли по стране. В 1924 году Прозоровский написал романсы «Кольца», «Мне жаль черёмухи моей», «Мы только знакомы», «Янтари», «Смятый букет», «Вино в бокале», «Старый напев», «Газовая косынка» («Ты смотри, никому не рассказывай…»). Прозоровский и Церетели получили приглашение на гастроли в Америку, Англию, Австралию на выгодных условиях, но. к сожалению, эти поездки остались неосуществленными. . .
* * * * * * * * * * * * * * *
Свидетельство о публикации №124121100500