Таланту Льва Толстого. Связь причин и последствий
Представление наше о свободе и необходимости постепенно уменьшается
и увеличивается,
смотря по большей или меньшей связи с внешним миром, окружающим человека,
по большему или меньшему отдалению времени и большей или меньшей зависимости
от причин, в которых мы рассматриваем явление жизни этого человека.
Если мы рассматриваем такое положение человека,
в котором связь его с внешним миром наиболее известна в течение того века,
период времени суждения от времени совершения поступка наибольший
и причины поступка наидоступнейшие,
то мы получаем представление о наибольшей необходимости и наименьшей свободе,
в тот промежуток времени доступнейшие.
Если же мы рассматриваем человека в наименьшей зависимости от внешних условий;
если действие его совершено в ближайший момент к настоящему
и причины его действия нам недоступны,
то мы получим представление о наименьшей необходимости и наибольшей свободе.
… Как бы мы ни представляли себе человека исключенным от влияний внешнего мира,
мы никогда не получим понятия о свободе в пространстве этого мира.
Всякое действие человека неизбежно обусловлено и тем, что окружает этого человека,
самым телом человека.
Как бы ни увеличивалась трудность постижения причины, мы никогда не придем к представлению полной свободы, то есть к отсутствию причины.
Для того, чтобы представить себе человека совершенно свободного, …
мы должны представить его себе одного вне пространства,
вне времени и вне зависимости от причин, существующих для этого пространства.
… Разум говорит:
1) Пространство со всеми формами, которые даёт ему видимость его — материя,
— бесконечно и не может быть мыслимо иначе.
2) Время есть бесконечное движение без одного момента покоя
и оно не может быть мыслимо иначе.
3) Связь причин и последствий не имеет начал и не может иметь конца.
Не иначе! …
Свидетельство о публикации №124121005862