Беседы с мудрецами К. Н. Бови



Сегодня независимый журналист М. Михайлов, чтобы отвлечься на время от тревожных событий, происходящих в мире, решил погрузиться в ХIХ век и мысленно побеседовать с американским писателем К. Н. Бови.
Вот запись их беседы:

Кристиан Невелл Бови, (22 февраля 1820, Нью-Йорк, – 18 января 1904 Филадельфия), был одним из самых блестящих эссеистов и мастеров афоризма Америки. Работы Бови, богатые мудростью и остроумием, обеспечили ему почетное место в американской литературе и философии.
Наиболее известные произведения Бове: «Интуиции и краткое изложение мыслей» и «Мысли, чувства и фантазии». Эти книги демонстрируют его тонкое понимание жизненных событий во всей их сложности, а также знание человеческой психологии.

М. М. – Уважаемый господин Бови, Вы прожили долгую успешную жизнь и, наверняка, знаете, как достичь счастья в этом суровом и порой враждебном мире. Великий Пифагор учил: «Не гонись за счастьем: оно всегда внутри тебя». Однако далеко не каждый находит в себе. Где Вы находили свое счастье?

К. Н. Б. – Истинное счастье – враг пышности и шума. Оно прежде всего вытекает из личного удовлетворения, затем из дружбы и из бесед с избранными друзьями. Оно любит прохладу и уединение, оно посещает леса и родники, поля и луга – словом, оно ищет внутренних, духовных утех, не выставляясь напоказ публике.

М. М. – С Вами согласен Ф. Ницше, писавший, что «величайшие события — это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы».

К. Н. Б. –  Тихие удовольствия – самые продолжительные. Мы не так созданы, чтобы быть в состоянии долго выдерживать великие радости.

М. М. – Боюсь, великие радости, если вообще посещают нас, то слишком редко и лишь на короткое время, так как состоят из иллюзий, которые быстро улетучиваются.
 
К. Н. Б. – Никто не может быть счастлив без иллюзий. Иллюзии необходимы для нашего счастья, так же как реальность.

М. М. – Пусть это даже иллюзия, но почему мы видим вокруг так мало счастливых? Люди жалуются не только на болезни, что вполне естественно, особенно в зрелом возрасте, но и на внешние обстоятельства: нелады в семье, неприятности на работе, предательства близких, наконец, напряженную международную обстановку и угрозу ядерной войны. Возможно, этот мир – не для счастливой жизни?

К. Н. Б. – Мы калечим жизнь своими безумствами и пороками, а потом жалуемся на беды, последовавшие за ними, и говорим, что несчастье заложено в самой природе вещей.

М. М. – Возможно, Вы правы, но ведь и вполне разумные люди, чуждые излишеств и пороков, совершают ошибки, которые меняют их жизнь к худшему, делая ее иногда просто невыносимой. Можно ли им помочь?

К. Н. Б. – Ошибка – всего лишь следствие неточности суждений, но упорствование в ошибке уже обнаруженной – признак слабохарактерности.

М. М. – Значит, надо найти в себе силы круто изменить жизнь и впредь быть осторожнее в принятии решений, чтобы не допускать подобных промахов?

К. Н. Б. – Разумная осторожность выражается не столько в том, что человек никогда не совершает ошибки, сколько в том, что он не допускает ее повторения.

М. М. – Для этого человек должен больше напрягать «серые клеточки», по точному выражению А. Кристи: «У всех нас есть эти маленькие серые клеточки в голове, но только избранные знают, как ими пользоваться». Она права?

К. Н. Б. – Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления.

М. М. – А те немногие, которые «знают, как ими пользоваться», страдают, как правило, не от износа ума, а от одиночества.

К. Н. Б. – Вообще выдающиеся люди живут одиноко. Их превосходство изолирует их: оно одновременно является и причиной, и следствием их одиночества.

М. М. – Хорошо, если одиночество скрашивает хоть иногда свет любви.

К. Н. Б. – Наша первая и последняя любовь – это наше самолюбие.

М. М. – Да, это «праздник, который всегда с тобой». Недаром в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина есть такие строки:

«Призрака суетный искатель,
Трудов напрасно не губя,
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней, верно, нет его».

По крайней мере, некоторое уединение позволяет избегать внезапной грубости и прочих проявлений неуважения со стороны окружающих, путающих искренность с откровенным хамством. Разве это роскошь – желать общаться только с вежливыми людьми?

К. Н. Б. – Немного вежливости подслащивает жизнь, много – облагораживает её.

М. М. –  Казалось бы, этого довольно, но некоторым вполне вежливым и умным людям для счастья не хватает высоких постов, принадлежности к властной верхушке. В настоящее время в разных странах готовятся, проходят или уже прошли президентские выборы, и мы видим, что претенденты и их команды готовы буквально на все, чтобы победить. Возможно, им не хватает чувства собственного достоинства, чтобы играть честно?

К. Н. Б. – В политике достоинство вознаграждается тем, что его обладатель поднимается, подобно мишени, в положение, удобное для стрельбы по нему.

М. М. – И мы это уже не раз наблюдали. Неужели в политике нельзя вести себя честно?

К. Н. Б. – Честные намерения сами по себе не обеспечивают наилучших результатов.

М. М. – Почему так происходит?

К. Н. Б. – Надо быть юмористом, чтобы знать, сколько может быть сказано в пользу той или другой стороны и как мало честности может быть проявлено при этом.

М. М. – Юмор, конечно, очень помогает принимать законы этого мира более философски и отстраненно.  По мне, лучше жить скромно и экономно, зато спать спокойно и заниматься только тем, что по душе.

К. Н. Б. – Экономия существует для бедных; для богатых существует освобождение от налогов.

М. М. – Еще один пример несправедливого устройства общества. К сожалению, в конце концов, это ведет к революциям, причем проливается невинная кровь, и от которых страдает прежде всего народ.

К. Н. Б. – Человечество частично вознаграждается за великие бедствия теми великими уроками, которые из них вытекают.

М. М. – А я согласен с В. Брудзиньским, написавшим, что «уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории». Иначе мы бы уже жили в «райском саду», а в нем пока не живет ни одна страна.
Однако хватит о политике. Поговорим о стремительно улетающем времени.
Великая А. Ахматова написала:

Что войны, что чума? — конец им виден скорый,
Их приговор почти произнесён.
Но кто нас защитит от ужаса, который
Был бегом времени когда-то наречен?

Как ни печально, но все мы стареем, и тут не до уроков истории. Что скажете?

К. Н. Б. – Старики чувствуют, что земное призвание их выполнено; им кажется, что каждый думает это о них и попрекает их за то, что они еще занимают место на земле; отсюда их недоверие ко всему окружающему, их зависть ко всему молодому; отсюда их любовь к одиночеству и неровность настроения.

М. М. – Не могу только согласиться, что всем старикам свойственна «зависть ко всему молодому». Человек, проживший большую часть жизни и понимающий, какие препятствия предстоит преодолеть молодым и какие беды подстерегают даже наиболее удачливых, завидовать не станет. Может только посочувствовать. Но ведь и в преклонных годах есть свои радости, Вы не находите?

К. Н. Б. – Молодость, подобно жаворонку, имеет свои утренние песни, старость, подобно соловью, должна иметь свои вечерние песни.

М. М. – Уважаемый господин Бови, завершая нашу беседу, хочу спросить, какой совет Вы дали бы на прощание исполнителям вечерних песен?

К. Н. Б. – Старость – молодость. Будемте на старости так же веселы, как в молодости. Веселость нрава дарит нам долголетие в жизни, а потом и в памяти окружающих.

На этой жизнеутверждающей ноте закончилась беседа нашего друга
М. Михайлова с новым интересным собеседником.


Рецензии