Известие о калмыках II
Отправляющий идолослужение жрец сидит на обыкновенном своем месте с непокрытою головою и обнаженною грудью, имея висящей чрез плечо красной кушак, по их оркимжи называемой, а на шее четки употребляемыя простым народом во время моления. Сии четки, еркин называемыя, у них без креста, а в протчем совершенно схожи с употребительными у Христиан четками. Пред жрецом стоит скамейка, на которой поставлена чашечка с водою, также находится на ней хорошей колокольчик (хонхо) и малинькой скипетр (очир), с которым изображены бурханы, и еще положены две медныя тарелочки (денгжа).
Подле его сидят и стоят по порядку его помощники и ученики с бритыми головами и красным чрез плечо повешанным кушаком. Они отчасти поют из всего горла по предложенным им листочкам, а отчасти они обучены употреблять инструменты, умножающее шум пения. Сии инструменты наипаче состоят из больших литавр, кенгергя называемых, которыя или повышены в кибитке, или положены на скамейке, а бьют в них кривыми палками. Также употребляются при том яничарския чашки (ценг), в которыя жрец, не имея при себе помощника, сам бьет, и еще играют в отменныя громкия сиповки (бишкур), сделанныя из человеческой берцовой кости с медною оправою и муштучком.
Легко можно себе представить, какой ужасной шум производят такие инструменты в стану самого Далай-ламы, когда стоящие около его жрецы кричат из всего горла, держа тогда колокольчики и скипетры в левой, а инструменты в правой руке между двумя средними и большим пальцом. Я видел еще употребительные в таких случаях колокола, у которых коженой песком насыпанной мешок служит вместо языка, и производит громкой зык. Сказывают, что во время идолослужения Далай-лама сидит со своими епископами неподвижно, которые правою рукою благословляют так, как изображен изтукан.
Сие шумное пение иногда прерывается такими молитвами, которыя жрец читает протянув руки, зажмуря глаза, и при том часто кланяясь. У них много перемен в идолослужении, которыя уповательно предписаны для известных им причин. Но для подробнаго спознания толь пространной веры требуется много лет и знание как Тангутскаго, так и Монгальскаго языка.
Кроме сих молебных людей, в которые имел я случай видеть отправление идолослужения, празднуют Калмыки еще три большие праздника, в которые произходят всякая веселости отчасти мною описанныя в надлежащем месте. Первый и главный праздник, в которой начинается у них новый год, называется цахан сара (белый день) или хабюрюн-турн сара (первый весенний день) и бывает в Апреле во время новомесячия. В Июне по возхождении новаго месяца бывает небольшой праздник, которой они сага-сара или сюни-турун-сара (начало лета) называют.
Во время сего праздника Калмыки носят две недели к своему жрецу столько муки, сколько кто может, и дают делать из густаго теста круглые острую верхушку имеющие папушники; и я видел у Геллунгов сделанныя для того медныя на деревянную ручку насаженныя формы (простыми ничего незначущими фигурами. Такая форма называется цецянгкяль; а узорчатые папушники, которые стоят неколько времени пред бурханами, и по том всякой бросает в воду, называют они цаця; но сие название значит и другое, а именно: естьли человек когда ни будь занеможет, то по преданию духовных книг и по научению жреца дают изображать на густом месте корову, собаку, человека или другую фигуру, какая смотря по его болезни предписана; по том ставит на некоторое время пред бурханов, и напоследок бросают в огонь или в воду для умилостивления злаго духа болезнь ему причинившаго; и все такия фигуры так же цаця называются.
Третий большой празднике бывает в Ноябре во время новомесячия, и называется увилин-турун-сара или суланк-сара, то есть начало зимы; ибо в сей праздник жгут пред бурханами святыя свечи, сула называемыя и странствующими из Тибета привозимыя. Я не мог наведаться о бываемых по сим праздникам особливых церемониях: но только упомяну еще о некоторых примечания достойных обстоятельствах обыкновеннаго идолослужения.
Ни что так не удивительно в Калмыцкой божией службе, как употребление малаго на подобие кофейника сделаннаго сосуда, по их бумба называемаго, которой в тот день, когда бывает идолослужение, обвивают белою перевязкою, украшают павлинными перьями, и ставят подле фанаря на бурхановом столе. Сей сосуд бывает наполнен подслащенною сахаром водою, которой Калмыки чудную силу приписывают. Мне сказывали, что по праздникам и молебным дням каждой правоверный и в то время неоскверненный Калмык дает себе лить на ладонь несколько капель сей воды, и будто бы предохранительное лекарство от всякаго зла лижет с великим усердием. Больному обыкновенно дает жрец ежедневно по нескольку капель оной воды.
Геллунг, то есть жрец, увидя, что я положил несколько денег на стол пред Бурханами, сделался толь простосердечен, что и мне дал отведать оной воды, уверяя при том чрез толмача, что оно моему здоровью полезно будет. Однако он не хотел в данную для того чашку влить святой воды, пока не выполоскали пред его глазами.
Вообще все то, что стоит на Бурхановом стол, почитается свято, и в молебные дни не дозволяется прикасаться. Как я хотел взять рукою одного Бурхана, чтобы лучше осмотреть, то Геллунг сперва наложил мне на руки шелковой лоскут, в котором изтукан был завернут; а сам он наперед умывал руки, гладил по бороде и пил святую воду, а по том уже прикасался к Бурханам.
Еще удивительнее мне казались святыя их пилюли, шалир называемыя и привозимыя из Тибета. Только богатые и знатные Калмыки получают их от своих жрецов, и завсегда носят с собою для употребления в смертельных болезнях. Сказывают, что имеют силу разлучать душу с телом и делать святою. Сии пилюли видом черны, а величиною с горошину. Я думал, что они составлены из яду, но меня уверяли, что они только слабят.
У некоторых старых жрецов видел я Молитвенное колесо, куруду называемое, и состоящее из пестраго цилиндра с железною осью, в котором находятся писанныя молитвы. Оно прикрепляется к небольшому деревянному станку, и вертится посредством намотаннаго шнура; ибо у них, как то уже выше сказано, всякое движение молитв имеет такое же действие, как бы и чтение оных.
Такие малые вертящияся около палочки, которую держат в руке, сделанныя с отвесом коробочки с молитвами дают жрецы тем безразсудным людям, кои для спасения предпринимают странствование или уединенное житие. Сии суеверные пустынники или странственники называются сюсукта, и должны питаться только молоком и кашею или кореньями. По окончании странствования препровождают они жизнь в святости, виставливают у своей кибитки голубой флаг изписанной Тангутскими молитвами; и когда молятся, то вертят оныя коробочки, но при каждом обороте должны они проговорить вышепомянутыя шесть слов (ом ма ви пад ме ху) молитву составляющих.
У Торгоутских калмыков также водится, что мужья вдавшись в чрезмерное благочестие, или гнушаясь светским житием, оставляют жену, детей и имение, и вступают в духовной чин. Но прежде их не постригают, пока не выживут определеннаго времени под искусом: по том срезывают у них хохолок на голове и ставят в Гядсюлы или драконы. Все Дзюнгоры, у коих я спрашивал, меня уверяли, что сие делать у них не дозволяется. Напротив того Торгоуты клятвою утверждали, что то почитается Богоугодным делом.
У Калмыков есть чародей или шаманы, только они не причисляются к духовным особам, но паче состоят в презрении, и за такое их непозволенное чародейство обыкновенно бывают подвержены наказанию. Чародей называется бе, а чародейница удугун. Сказывают, что они по всякой месяц чародействуют только однажды, и при том в ту самую ночь, в которую покажется новый месяц. Они не употребляют больше ничего, как только чашку с водою, окунывают некоторую траву, и сперва опрыскивают кибитку. По том взяв в каждую руку коренья зажигают, и протянув руки коверкаются разным образом; при чем безпрерывно поют сию слова джи ейе ио ио до тех пор, пока взбесятся: и тогда ответствуют на вопросы о пропавших вещах или о предбудущих случаях.
Теперь объявлю я сопряженныя с их верою светския обыкновения. Естьли женщина хочет родить, то призывают жреца, которой должен у кибитки прочитать надлежащия Тангутския молитвы. Между тем ея муж разставливает сеть около кибитки, и принужден, пока родится младенец, ходить во круг оной, безпрестанно хлопать кнутом по воздуху и говорить сии слова: гарт четкир, то есть прочь чорт; а сие делает для того, чтобы не допустишь диавола.
У знатных особ ставят около кибитки столь много жрецов молитвы читающих, что сии караульные в состоянии прогнать злаго духа. При родах не токмо бывают бабки, но и мущины, которые младенца принимают и обмывают. Роженица иногда на другой день после родов выходит из кибитки и всякую изправляет работу; но с начала должна ходить с покрытою головою, и до сорока дней не дозволяется ей быть при отправлении божией службы.
Простые Калмыки дают новорожденному младенцу имя, какое они сперва услышат достопамятное слово, и наименование того человека или зверя, которой сперва встретится с отцом родившагося младенца, у знатных выбирает жрец имя из своих книг, и естьли оно отцу не понравится, то дает другое наименование. Когда уже младенцу исполнилось четыре года от роду, то приводят его к Геллунгу, который прочитав над ним несколько молитв срезывает не много волос у него на голове: и матери обыкновенно хранят, а иногда и носят такие волосы в висящей на груди ладонке; но я не знаю, что значит сие введенное у них обыкновение. (Симон Паллас).
Таинственные животные в Калужской области
Калужская область и криптозоология
Обратите также внимание, что, как ни странно, профессиональных (в строгом значении слова) зоологов у нас в области практически нет. Кто изучает наших животных? Сотрудники педуниверситета, основная задача которых, все же - не научная работа, а подготовка будущих учителей. Научные сотрудники краеведческих музеев, чья главная забота - поддержание в порядке коллекций. Ну еще работники охотхозяйств - их интересуют промысловые виды. Вот и все! Вывод: животный мир области (впрочем, в других краях ситуация аналогична), в основном изучается в свободное от основной работы время!
Приведенные рассуждения помогут нам принять вывод Питербургского ученого, доктора биологических наук Валентина Сапунова: ученый математически доказал, что в условиях Европейской России может существовать огромное количество видов животных, численность которых достаточна для самоподдержания популяции, но мала для регистрации их зоологами существующими методами.
Можно ли исправить положение? Энтузиасты криптозоологии и пытаются это делать - путем изменения тактики исследования мира животных. Например, путем сбора сведений от «не профессионалов». Традиционно ученые относятся к ним с недоверием, но оправдано ли это? Так, недавно завкафедрой позвоночных Калужского педуниверситета В.А.Марголин на заседании зоокружка посетовал, что хотя теоретически в нашей области должны обитать тушканчики и медянки (вид пресмыкающихся), встречи с ними не зафиксированы. После этих слов я смог удивить зоолога: такие встречи были!
Сразу вспомнился рассказ профессионального водителя, посетившего как то собрание калужских аномальщиков. Он поведал, как поздним вечером вел машину по сельской дороге Хвастовичского района и в свете фар увидел непонятное существо: размером с крысу, оно прыгало через дорогу «как кенгуру», на задних лапах, при этом «чертик» взмахивал хвостиком с кисточкой на конце. Тушканчик, которого обычно связывают со степными районами! А он здесь!
Лет десять назад, сразу двух тушканчиков случайно поймал под Перемышлем Евгений Уланов (правда, сразу отпустил, о чем вскоре пожалел - в краеведческом музее ему не поверили). А медянку я видел лично в прошлом году у входа в Кольцовские пещеры. Местные жители также предупреждали нас о том, что «у пещер медянки живут». И никто не подозревал, что специалисты у нас их не встречали.
Еще более показателен пример с зимовками летучих мышей, о которых рассказано в материале Т.Кругловой. По крайней мере с 60-х годов спелеологи посещали зимой Кольцовские Пещеры, видели спящих на потолке летучих мышей и никого это особенно не удивляло. Однако года три назад зоологи педунверситета организовали в пещеры экспедицию (по версии спелеологов - увидев их фотографии с «летучками», по утверждению зоологов - по наитию свыше) и случилась сенсация: впервые в Калужской области «обнаружили» зимовки рукокрылых! Между тем, над «открытием» сим знатоки пещер откровенно смеются - мы обследовали около десятка калужских пещер, и лишь в одной не встретили летучих мышей.
В качестве курьезного примера можно упомянуть и о... черепахах в небольшом пруду Ферзиковского района. Несколько лет назад их запустили туда местные ребятишки (вообще-то закон запрещает такое самовольное расселение новых видов). Черепахи, даром что южные существа, не только выжили, но и размножились и теперь, став полноправными обитателями нашей фауны, клюют на удочку! В тех же местах, говорят местные охотники, прижились и сбежавшие со зверофермы песцы.
Бывают удивительные встречи даже в городе: в центре Калуги пару лет назад я заметил на снегу след куницы. Разумеется, все приведенные выше примеры, так сказать, недостаточно радикальны. Ничего сногосшибательного в них нет - во всяком случае, профессиональные ученые если и не поверят нашим сведениям о тушканчиках или куницах, то примут их к сведению и при случае постараются проверить.
А какова будет реакция нормального зоолога, решившего поговорить где-нибудь в сельской местности с, допустим, местным дедушкой, когда он услышит примерно следующее: «...Лисы в наших местах живут, волки, мыши... Домовой вот у меня на чердаке живет...». Я проводил эксперимент, задавая «нормальным зоологам» этот вопрос, и оказалось, что реакция будет примерно следующей: «Лисами, мышами я заниматься готов, а о домовом - этнографам расскажете, когда приедут к вам фольклор собирать».
Между тем, познакомившись с тем, как описывают домового видевшие его (таких быличек в сборниках фольклористов множество) увидим, что сказочного в них не так уж много. На Украине домовым часто вообще называли поселившегося под порогом ужа, кое-где в Полесье - пугающую скот ласку. А часто (хотя бы и у нас на северо-западе области) домовой - небольшое покрытое курчавой шерстью существо с большими, светящимися, как у кошки, глазами.
Эти опущенные (падшие) ангелы строят из себя страшных упырей с целью запугивания слабовольных людей,
так как бесы будучи отверженными рассчитывают приподняться за счёт устрашения и унижения слабых.
Но из-за своего позора трусливые бесы боятся тех, кто силён поставить астральную мразь на место
Ростом оно чуть меньше дворовой собаки, но в отличие от нее любит сидеть столбиком и исключительно прыгучее и цепкое - лазает по стенам. Видели его обычно ночью, часто на сеновалах, когда «домовой» садился «верхом» на спящего человека (уж не соленый ли пот слизывать - соль любят многие звери?).
На севере Юхновского района, где мы как-то беседовали с тамошними крестьянами, они говорили даже, что кое-где сохранился обычай ставить домовому в блюдце еду повкуснее. И еда исчезает, хотя от кошки домового сельские жители четко отличают и размещают угощение так, чтобы последняя «не допрыгнула».
Кто же такой домовой? Может быть прижившийся рядом с человеком, но сторонящийся его неизвестный вид куницы или дикой кошки? А покрытое мехом двуногое существо, бродящее ночью по лесам, короче, «снежный человек»? Несведущие в проблеме люди думают, что если он и существует, то где-то далеко в горах. Между тем двухметроворостых «чертей болотных», «шишей», «леших» видели и в средней полосе. Крестьяне им даже особенно не удивлялись – «ну, подумаешь, живет кто-то в лесной глуши... Страшный, конечно, но зла особого не делает. Да и бродит он ночью, когда люди спят. Испокон веку «шиши» живут, и – ничего».
Разумеется, в нашем веке с ростом грамотности и нетерпимости к «предрассудкам» (за них не так давно и срок можно было получить) о встречах с лесными великанами старались молчать, тем более не обсуждать эту тему с городскими интеллигентами. Все же сведения о встречах у нас со «снежными людьми» есть. В огромных заболоченных лесах Мосальского и Барятинского районов они регулярно происходили еще в 50-х годах. Вымерли ли лесные гиганты? Подозреваю, что причина отсутствия новых сведений о них скорее в том, что вымерли деревни в тех краях... Хотя вполне возможно, что встречи с «лешими» продолжаются и в наши дни, но очевидцы просто не знают, кому сообщить об этом (вспомните ситуацию с зимовками летучих мышей).
Всех видевших необычных животных (независимо от того, как давно это было), слышавших них от знакомых или предков мы просим написать нам по адресу: 248030 Калуга-30 а/я 613, Перепелицыну, или позвонить по телефону 51-90-34. Заранее спасибо! Однако разумеется, только сбором информации от населения ограничиваться нельзя - вполне возможно, что многие виды животных вообще не попадаются людям на глаза. Это не так странно, как кажется на первый взгляд. Вероятно, каждый взрослый калужанин ходил за грибами - в этом году их в лесу было море. Много ли вы видели при этом животных? Я вот уже лет десять регулярно бываю в лесу, в походах и экспедициях исходил половину области, но не видел за эти годы зверя крупнее лисицы. Пригородные леса зимой усеяны заячьими следами, но часто ли мы видим косых?
(Кстати, о следах. Иногда задают вопрос: «Где же следы ваших неведомых зверей, почему не находят их трупы?» Ответ прост: хорошо с зайцами и белками - следы их не спутаешь с другими, а увидев на рыхлом снегу цепочку лунок, можно долго думать, кто здесь прошел: собака, лисица, песец, или... шакал, которые, как меня всерьез уверяли, живут в Тарусском районе? Павших же животных быстро растаскивают многочисленные в природе падальщики.)
Можно вспомнить открытие самого маленького в мире зверька - этрусской мыши. Кости этого крошечного существа (в полмизинца) случайно были найдены итальянскими зоологами в гнезде совы. Проведенные среди крестьян опросы дали отрицательный результат - животное им не было известно. Все же спустя несколько лет «минимышь» была поймана - попалась в одну из нескольких десятков специально зарытых в поле консервных банок.
А если бы на найденные в гнезде кости не обратили внимания? Общего рецепта для поиска неизвестных животных быть не может - во многом их обнаружение дело случая. Стоило бы, например, для их регистрации применить автоматические фото ловушки... Но здесь возникает другой вопрос: ведь поиски неизвестных животных (особенно совсем необычных вроде «домового») ведут обычно любители - пусть даже биологи по образованию, но время и средства их все равно весьма ограничены. Профессии «криптозоолог» пока нет - это всего лишь хобби. «Если бы «снежный человек» был нужным человеком, его бы давно нашли - есть такая шутка в среде энтузиастов...
И все же писки неизвестных животных - дело весьма увлекательное и калужские «аномальщики» надеются, что после сегодняшней публикации криптозоология найдет новых приверженцев. (Андрей Перепелицын, «Весть» 1998).
На Калужской земле видели крокодилообразных существ
Известному исследователю аномальных явлений Андрею Перепелицыну удалось пообщаться с калужанами, которые лично их видели.
- Андрей, испокон веков ходят мифы и предания о драконах. Позднее наука открыла динозавров. Есть версии, что некоторые из них пережили свою эпоху и породили эти легенды. Вы лично драконов видели?
- Лично я их не видел, но общался с людьми, которым встречались необычные живые существа, напоминающие, пусть маленьких, но драконов или крокодилов - как хотите. Это, конечно, не какие-то реликтовые динозавры, а неизвестные науке виды животных, ускользнувшие, видимо, от пытливых глаз ученых. Кстати, они могут быть видами достаточно молодыми, не так давно сформировавшимися. Вообще, редкие наблюдения разных экземпляров имелись по всей Восточной Европе, начиная с Польши и кончая Уралом. Ходили мы с экспедициями по Ленинградской области, Белоруссии, опрашивали народ. О разных необычных явлениях рассказывали нам местные жители: о змеях с гребешками, снежных людях, но о крокодилообразных существах ни разу никто не упомянул. Судя по всему, там их нет - вымерли, хотя в летописях существуют достаточно четкие упоминания. Но интересно то, что в нашей области и в соседних регионах люди сталкивались с подобными экземплярами неоднократно! То есть земли вятичей стали прибежищем драконов. И это вполне объяснимо - вятичей крестили гораздо позже, мирно, и у природы нет четких границ.
- И в каких же районах встречаются «драконы»?
- Практически по всей территории нашего региона и в Тульской области. На протяжении последних десяти лет до меня дошли четыре ярких случая наблюдения крокодилоподобных животных. В Ферзиковском районе бывшая сельская учительница - образованный, грамотный человек - на берегу пруда у своей деревни наблюдала на куче хвороста, как она обрисовала, толстую змею с лапками, рожками и наростами. Причем спустя полтора года она видела этого дракончика еще раз. В Износковском районе две женщины-подруги пошли в лес за грибами и недалеко от водоема прямо перед ними тропинку переполз, по их словам, то ли крокодил, то ли варан. Через три года практически на том же месте одна из них еще раз «нос к носу» столкнулась с точно таким же животным. Кстати, эта женщина по профессии - рыбовод, имеет профильное образование. Один поисковик и краевед в районе реки Жиздры буквально наткнулся на обочине дороги на какой-то кусок упавшего ствола дерева - хотя деревьев рядом не было. Он решил как следует рассмотреть его, подошел поближе, но «дерево» вдруг зашевелилось и уползло. Описания этих существ в точности соответствуют летописным.
- И все-таки, по-вашему, кто же они такие - нынешние драконы?
- Я так думаю, драконы - это неизвестный вид рептилий. Анализ собранных материалов говорит о том, что на территории России и в Калужской области в частности обитает несколько десятков неизвестных пока науке видов животных. Среди них есть и звери, и пресмыкающиеся - например, змеи. Что же касается «крокодилов» русских летописей, а точнее - крокодилоподобных животных, они могут оказаться и неизвестным «северным» видом настоящих крокодилов. Может быть, речь о каких-то также «северных» варанах, а возможно, они даже не пресмыкающиеся, а земноводные - родственники тритонов. Известно, например, что водилась миллион лет назад в Европе гигантская саламандра - этакий тритон длиной до двух метров. В Японии и Китае до сих пор обитает. Возможно, «русские крокодилы» - это именно они. Точно установить видовую принадлежность наших «драконов» можно будет после того, как их поймают и отпрепарируют. Но вот кем они точно не могут оказаться - это реликтовыми динозаврами. Никаких шансов.
- Почему «драконов» не могут поймать профессиональные биологи?
- Ответ прост: биологи их и не ищут - у них хватает более актуальных задач. Хотя иногда и встречают - как случайные очевидцы. А вот для того, чтобы добыть экземпляр «крокодила», требуется прежде всего точнее установить место их обитания - ведь вид этот очень редкий и расселен неравномерно. Пока у нас очень мало сведений об этом, так что готовить экспедицию рано. Однако читатели могут помочь, если поделятся своими наблюдениями или просто известными им деревенскими преданиями и легендами. Нас интересуют, кстати, не только «крокодилы».
Никитское
На северной окраине Калужской области в Медынском районе расположено небольшое селение Никитское, в окрестностях которого находится аномальная зона, оказывающая на человека странное, гнетущее воздействие. Само селение слывет в районе колдовским, а жители соседних деревень говорят, что в Никитском чуть ли в не в каждом доме живет если не знахарка, то ведьма, не ведьма - так ведун.
Примерно в 5 км от деревни за болотом расположен темный лес с покрытой густым мхом травой, в котором и происходят аномальные явления. Все, кто приходит в этот таинственный лес впервые, отмечают искривленные, сильно изогнутые стволы деревьев, но еще больше поражает людей практически полное отсутствие в лесу зверей и птиц: не видно следов лап, не слышно гомона и свиста. Однако чье-то незримое присутствие в лесу ощущается постоянно, тем более что странности на этом не заканчиваются.
Одна из московских жительниц, приехав погостить в деревню, решила отправиться в таинственный лес по грибы. Ее поразила странная атмосфера, которая словно заманивала ее в чащу. Идя вглубь леса, женщина вдруг увидела катящийся по тропинке пушистый клубок или шар - то ли неизвестное науке животное, то ли лешего, то ли еще какое неведомое существо. Однако оно настолько напугало москвичку, что она со всех ног бросилась бежать из лесу. Затем страшные видения мучили ее по ночам еще несколько лет.
Позднее лес пытались изучать прибывшие из столицы исследователи, однако группу прогнал чудовищной силы рев, больше похожий на рокот самолета, чем на крик животного. Одновременно с этим все небо заволокло плотной завесой черных грозовых облаков и на землю посыпались крупные градины. Когда же исследователи вернулись в Никитское, местные жители в один голос подтвердили, что ни над селением, ни в окрестностях не видели никаких темных туч, а тем более грозы.
Были и другие попытки исследовать тот лес, но обычно людей охватывало желание как можно быстрее покинуть то место из-за разлитой в воздухе опасности. Исследователи отмечали, что это чувство достаточно сложно передать словами, но ощущаемое беспокойство сравнимо с тем, как будто бы стоишь под большой ледяной глыбой, которая может вот-вот рухнуть вниз.
Лидером по количеству аномальных зон в России остается северо-западный регион страны: Карелия, Вологда, Калуга. Одна из вологодских зон расположена на самом севере области близ села Верховье. По свидетельству вологодского исследователя Виктора Брунова, в этом месте перестает работать компас и останавливаются либо неправильно идут часы.
Причем по вечерам люди слышали шаги, к палатке приближались какие-то темные тени, которые затем бледнели и растворялись в воздухе, наблюдались и странные огоньки в воздухе, а иногда при попытке пройти вглубь леса перед исследователями словно вырастала незримая стена, пересечь которую было невозможно.
После длительного пребывания в лесу здоровые люди начинали жаловаться на головные боли, приступы оцепенения, слабости и охватывавшего все тело безразличия, которое бывает перед замерзанием. Таким образом, долгое время находиться в этом лесу в одиночку опасно - аномальная зона словно затягивает пытающегося пройти в нее и больше не отпускает. Тем не менее изучение Калужского леса продолжается, и кто знает, какие еще загадки и сюрпризы приготовил этот сказочный заколдованный лес новым поколениям ученых. («Шнуровозова Т. В.»).
Никитская аномальная зона
Давно известно, что есть на нашей планете места, где люди никогда не селились.
Наши далекие предки, например, в местах предполагаемого строительства обычно привязывали к деревьям куски сырого мяса. Если через несколько дней мясо почти не портилось, на этом месте принимались возводить жилище, если же оно сгнивало быстрее обычного – оттуда поскорее уносили ноги.
Современные исследователи паранормальных явлений называют такие зоны аномальными, а в народе их зовут гиблыми местами. Зоны могут возникать в самых разных местах, и причины их возникновения бывают связаны и с деятельностью человека или с влиянием неопознанных летающих объектов, а то и с проявлением параллельных миров.
По большому счету, до сих пор никто не знает – как, где и почему возникают аномальные зоны. Известно лишь одно: в пределах таких зон постоянно или время от времени проявляются не известные пока что науке закономерности. Во всяком случае, здесь всегда есть шанс встретиться с неизведанным. В Калужской области известны три аномальные зоны. Это окрестности деревень Огарково, Никитское и Щигры.
Небольшая зона, находящаяся рядом с Огарково, известна тем, что в ней начинают плутать даже опытные путешественники, хотя там имеется прекрасный ориентир – дорога, вдоль которой стоят дубы. Юго-западнее железнодорожной станции Зикеево расположилось еще одно «нечистое» место. Люди, живущие здесь, уверяют, что много раз замечали в небе неопознанные летающие объекты самой различной формы: дискообразные, треугольные, в виде пирамиды, сигары…
Иной раз кажется, что тот, кто создал эти НЛО, устроил под Щиграми нечто вроде полигона, где можно испытывать (или же просто демонстрировать изумленным очевидцам?) свою фантазию изобретателей. Здесь же наблюдаются световые атмосферные явления, напоминающие то слабое северное сияние, то зарницы Однажды в небесах возникло нечто, напоминавшее праздничный фейерверк, но, поскольку случилось это глубокой ночью, видели аномалию немногие.
Никитское – небольшая деревня на севере Калужской области, неподалеку от которой обнаружена довольно большая аномальная зона, в которой проявляются все феномены, отмеченные в Огарково и Щиграх, и даже сверх того в нескольких километрах от Никитского находится лес, который так и хочется назвать заколдованным.
Стволы деревьев здесь словно нарочно изогнуты, изувечены каким-то злобным великаном, трава не растет, не слышно птичьего щебета. Мертвый лес, страшный! Жители окрестных деревень в него не ходят. Впрочем, если кто-то, заблудившись, вдруг оказывается здесь, то потом долго со страхом вспоминает об этом. В лесу нет зверья, однако таинственные сущности, не похожие ни на человека, ни на животных, неожиданно преграждают путь заплутавшему грибнику, пугая его чуть ли не до смерти. Несколько лет назад дачница, приехавшая из Москвы, забрела в «заколдованный» лес и увидела, как между деревьев катится ей навстречу голубоватый пушистый шар.
Подкатившись к ногам женщины, шар, словно в сказке, обернулся косматым старичком с красными слезящимися глазами. Дачница дико закричала, и старичок, тут же вновь приняв образ шара, продолжил свой путь. Позднее бедняжка рассказывала, что не хотела идти в лес, он сразу же показался ей страшным и неприветливым, но какая-то неведомая сила, которой невозможно было противиться, увлекла ее в чащу.
Кстати, исследователи аномальных зон тоже отмечали, что на входе в них некоторые особо чувствительные люди ощущают беспокойство, у них начинается головная боль, появляется слабость, иногда одышка… Зона словно не желает принимать тех, кто ей «несимпатичен». Кто-то же, наоборот, чувствует неодолимое желание войти в зону, а иной раз и остаться в ней навсегда, и она не противится этому.
Оказавшись в зоне, люди не всегда могут беспрепятственно перемещаться по ней. 18-летний Виктор С., отдыхавший минувшим летом неподалеку от Никитского, узнал, что в «заколдованный» лес приехали специалисты по аномальным явлениям. Будучи по природе очень любознательным, Виктор уговорил членов экспедиции, и те, правда, без особого желания, взяли его с собой. Чудеса начались буквально в первый день.
«Паранор-малыдики» беспрепятственно ходили по лесу, составляя карту местности и делая необходимые замеры с помощью приборов, а вот перед Виктором время от времени словно вырастала невидимая стена, преодолеть которую он не мог. Происходило все следующим образом: Виктор шел несколько метров вслед за кем-то из участников экспедиции, и вдруг до его слуха доносился странный звук, напоминавший стрекот кузнечиков.
Звук становился все более громким, и в какой-то момент парень буквально стукался лбом о невидимую преграду, перекрывающую ему путь. В тот же миг «стрекот» смолкал. Исследователь же, шедший впереди, миновал это место беспрепятственно и ничего необычного, как выяснялось позже, не слышал Вскоре Виктор, едва заслышав «стрекот кузнечиков», замедлял шаги и, вытянув руки перед собой, осторожно принимался искать другую дорогу. Иногда ему удавалось продолжить свой путь, но бывало и так, что приходилось возвращаться в лагерь: зона упорно пресекала прогулки чужака.
Потом, уже покинув Калужскую область, Виктор вспоминал, что в зоне на него, бывало, «нападал столбняк» его вдруг одолевали слабость и безразличие Усевшись где-нибудь под деревом, парень мог, не отрываясь, смотреть в какую-нибудь одну точку, потом с усилием отводил глаза, но взгляд вновь возвращался в ту же точку через некоторое время участники экспедиции, заметив, что с Виктором происходит неладное, с помощью рамки замерили его биополе.
Известно, что здорового человека в спокойном состоянии окружает равномерное поле, по форме напоминающее яйцо. Замерив биополе своего добровольного помощника, «аномальщики» ужаснулись – оно было «продырявлено» во многих местах. Казалось, зона решила либо избавиться от незваного гостя, либо просто уничтожить его Посовещавшись, исследователи чуть ли не насильно проводили Виктора до деревни – он говорил, что должен обязательно остаться, хотя зачем, объяснить не мог. Только оказавшись вне зоны, парень словно очнулся и, быстро собрав рюкзак, отправился восвояси
Впрочем, те, кто остался в зоне, об этом не пожалели она сумела побаловать исследователей чудесами, за которыми они, собственно, и приехали По ночам, неподалеку от костра, боковым зрением можно было увидеть странных белесых существ в просторных одеждах. Призраки Может быть, раньше, когда-то очень давно, в этих местах было кладбище? Но стоило попытаться сфокусировать взгляд на призрачной сущности, она тут же исчезала Поэтому и сфотографировать кого-либо из загадочных «пришельцев» не удалось.
Как-то среди ночи один из «паранормальщиков», Николай, лежал в палатке, прислушиваясь к лесным шорохам. Лес, он хоть и мертвый, но какие-то обитатели в нем явно были. Светила полная луна, темные тени деревьев неподвижно застыли на стенах палатки. И вдруг неподалеку раздались тяжелые шаги, а на палаточной стене возникла черная тень какого-то странного создания – большая голова, казалось, вросла в узенькие плечи, тщедушному тельцу явно не по силам был такой груз. Николай затаил дыхание, наблюдая за происходящим. И тут случилось невероятное раздался звук удаляющихся шагов, а черная тень осталась на палатке, словно прилипла.
Если бы Николай не занимался уже в течение многих лет исследованием аномальных зон, то, вероятно, просто потерял бы дар речи. Но в поисках паранормальных явлений он объездил весь бывший Советский Союз и знал, что подобные случаи происходят иной раз, например, в Пермской аномальной зоне. Поэтому он спокойно наблюдал за тем, как тень существа, «прилипшая» к палатке, постепенно становилась все более бледной и, наконец, исчезла совсем «Прилипающая» тень один из феноменов некоторых аномальных зон, которые мы пока что можем наблюдать, но не объяснить. Никитская зона еще очень мало исследована. Однако и те наблюдения, которые удалось сделать в ней специалистам, очень ценны. Люди, побывавшие в тех местах, рассказывают, что время от времени начинают ощущать приближение опасности
- Кажется, над головой повисает ледяная глыба, которая неминуемо должна свалиться тебе на голову, – говорит Сергей Н , побывавший в зоне в составе экспедиции – В такой момент испытываешь лишь одно желание – бежать отсюда как можно дальше и быстрей Так бы и сделал, но перед ребятами неудобно Бывало так, что опасность чувствовал я один, бывало – несколько человек Обычно, когда беспокойство становилось особенно сильным, где-то в глубине леса зарождался звук, напоминавший рев какого-то животного.
Этот рев нарастал и делался, наконец, таким громким, что мы зажимали уши. Достигнув своей наивысшей точки, рев смолкал, и чувство опасности у нас проходил один из признаков аномальной зоны – наличие в ней странных предметов Участники экспедиций, обследовавших Калужские аномальные зоны, обнаружили в одной из пещер, расположенных в тех местах, загадочный объект неизвестного происхождения. Он находился в каменном монолите возрастом около 200 миллионов лет! И это не первая находка, разгадать хотя бы предназначение которой невозможно. Кстати, именно наличие там странных предметов является одним из признаков аномальных зон.
Попытка раскрыть тайны, которые предлагают нам аномальные зоны нашей планеты, дело чрезвычайно заманчивое и, в общем, благородное. Однако хотим предупредить: человек, неподготовленный, вооруженный лишь собственным энтузиазмом, вполне может стать не исследователем, а жертвой гиблого места. Кара за легкомысленное отношение к зоне бывает страшной .
Свидетельство о публикации №124120904968