По волнам Памяти...
На эти Дни. 1984-й...
Когда на свет явились Вы, эС-эС-эС-эР чадил Афганом.
В Кремле заведовал Черненко – болезный старец Константин.
Живей не будучи живых, он не размахивал наганом
И на негнущихся коленках скорей вползал, чем восходил
На тот помпезный зиккурат, где тлели ленинские мощи.
Над свалкой века дух Державы, клубясь, вконец изнемогал.
Ещё творился маскарад, и коммунизма призрак тощий
В углях угасшего пожара пустой пристраивал мангал.
Но что за год без катастроф?! Декабрь... Смертельный газ в Бхопале.
В Союзе бьются самолёты. Два «Ту»: за Омском – Красноярск.
Мне двадцать девять. Я – здоров. Притом – нисколько не в опале.
Едва заметна подоплёка. Не раз истории снаряд
В одну воронку попадал, спустя всего десятилетья.
И снова корчились вагоны, по чьей неведомо вине.
Себя оправдывал вандал, до Рая комкая билетик.
Скучали боги без Агона, на скромный пялясь «сувенир».
4-5.12.2024
«По волнам памяти»
Под тое–сёе вынесло меня на 1710-й километр Транссибирской магистрали.
Заглядывал я в эти печальные места и раньше. Но сейчас, отчего-то, окунулся в тот (от 3-4 июня 1989-го года) ужас чуть глубже и основательней.
Считай, на целый день.
Полистал розные материалы. Душещипательные. Поглядел фотографии. Многие видел раньше. Что-то – наверное, по-первому разу. Присмотрелся внимательнее. В имена-лица...
А отчего-таки вынесло?! Да под своё «декабристское».
Думал (заранее) подразнить Серёгину Танюшку (а и себя – заодно) – на наши соприкоснувшиеся «днюшки». А вышло совсем в иной настрой.
Боюсь, что это уже мой почтенный возраст на себя кашульку потянул.
Под тот (Танин) 1984-й я решил освежить в памяти выпавшие ему события-даты. Чтобы подразниться в раскачку.
Про Олимпиаду в Лос-Анджелесе, обмененную Союзом на свою «Дружбу-84», я помню хорошо. Так оно ещё – и в переклик. С сегодняшней ситуацией.
Вообще-то, ВВП намеревался на отринувший его Париж громыхнуть по лекалам сорокалетней давности. Но что-то пошло не так...
[Когда стало ясно, что абсолютное большинство российских спортсменов на Олимпийских Играх-2024 в Париже не ждут из-за того, что РФ развязала войну против Украины, Москва стала готовить «ответ Чемберлену».
В октябре 2023 года Владимир Путин подписал указ о проведении Всемирных игр дружбы. Назначено это действо было на сентябрь 2024-го.
Кремлевская пропаганда сразу начала разгонять волну: мол, это будет круче парижской Олимпиады. В результате по опросу ВЦИОМ, проведенному минувшей весной, аж 80% россиян считали это событие очень важным для страны и положительно влияющим на ее имидж. 38% полагали, что Игры дружбы станут «альтернативой Международному олимпийскому движению».
Замах действительно был на рубль. «Ожидается, что в Играх Дружбы-2024 примут участие около 6500 спортсменов со всего мира. Всемирные Игры Дружбы 2024 – первый мультиспортивный турнир, который включает в себя выступления по 36 видам спортивной программы», – такая информация до сих пор висит на сайте кремлевского проекта.
Организаторы успели скреативить талисман Игр дружбы – тигренка Добряка. Но что-то пошло не так.
За два месяца до предполагаемого старта соревнований было объявлено, что новоявленный спортивный форум переносится. Оргкомитет распространил заявление, начинавшееся бодро:
«Мы уже получили заявки на участие от более чем 3 тысяч иностранных спортсменов из 140 стран. Такои; отклик, безусловно, подчеркивает растущую привлекательность и значимость Всемирных Игр Дружбы как платформы для укрепления международного единства и партнерства посредством духа спорта».
Но парой абзацев ниже сообщалось, что столь выдающееся событие переносится на 2025-й из-за «недостаточных сроков для восстановления ведущих атлетов, участвующих в крупных международных турнирах летом 2024 года».
А сейчас Путин подписал новый указ, в соответствии с которым, Игры отложены «до особого решения президента Российской Федерации».]
В остальное, под 1984-й, стали всплывать розные драмы. Меня больше занимало «отечественное», но в том декабре случилось вопиющее в Индии. Да ещё – с причастностью «пендосов» (не всё «кацапам» возбухать»!)
[В ночь на 3 декабря 1984 года произошла крупнейшая по числу жертв техногенная катастрофа в современной истории. Выброс 42 тонн ядовитого газа случился на химическом заводе американской корпорации Union Carbide в индийском городе Бхопал. Вырвавшееся на свободу облако ядовитых газов покрыло выросшие вокруг завода густонаселённые трущобы, общей площадью в 40 квадратных километров. Оценки числа погибших разнятся, по одной из них, в момент катастрофы и сразу после неё погибли 5.295 человек, ещё около 15 тысяч умерли позже от последствий отравления, а всего пострадали около полумиллиона.]
Кошмар, конечно...
Но своё-таки свербит больше. Да – падали лайнеры (помимо аэропланов и вертушек помельче). Серийно и весьма фатально.
[Самая крупная авиакатастрофа 1984 года произошла по вине диспетчерской службы 11октября в Омске на исходе ночи. Самолет «Ту-154» на пробеге после посадки столкнулся с двумя (по иным сведениям, с тремя) крупными аэродромными машинами, работающими на взлетно-посадочной полосе. Помимо безалаберности диспетчеров (диспетчер старта и руководитель полетов натурально спали), на снегоуборочных машинах не были включены проблесковые маячки и не имелось радиостанций.
Коснувшись земли, летчики увидели машины, повернули вправо, но столкновение все же произошло. На снегоуборочных машинах имелись большие емкости с горючим, которые при столкновении взорвались. «Ту-154» мало того, что подвергся удару и взрыву, разрушившим его, так еще и загорелся. Прибывшие пожарные машины и спасатели ничего не успели сделать: погибли все пассажиры кроме одного, пять человек экипажа из девяти и 4 работника наземной службы. Всего – 178 человек (по другим сведениям, смертей было 184).
Но на этом серия катастроф не закончилась. 4 декабря на пятой минуте полета недалеко от деревни Гридино Красносельского района Костромской области восьмиместный пассажирский самолет «Лет Л-410» чехословацкого производства, выполнявший рейс Кострома – Ульяновск, вошел в крен, снизился до опасной высоты и на скорости более 300 км/ч врезался в высоченную сосну. Самолет стало кидать на деревья, и машина, разрушившись, рухнула на землю. 8 пассажиров и оба пилота погибли.
Год завершила авиакатастрофа 23 декабря, когда пассажирский «Ту-154» загорелся (вспыхнул сначала один из трех двигателей, а потом и второй) и рухнул в трех километрах от взлетно-посадочной полосы аэропорта Емельяново под Красноярском. Из 104 пассажиров выжил один – молодой мужчина 27 лет, которого буквально вытащили с того света врачи. Из 7 человек экипажа не выжил никто.]
Зато не сбвивали «Боинги». Как в 1983-м поступил с южнокорейцами Андропов (а то Устинов, бухнувший сам аккурат под наши даты – 20 декабря 1984-го), а в 2014-м (под сегодняшнее), с малайзийским – то ли Путин, то ли Гиркин.
Кстати, сменивший Дмитрия Фёдоровича маршал Соколов облажался уже в 1987-м. И тоже – с чужим самолётом. Только – слегка наоборот. Не сбил. Руста – возмутительно приземлившегося (в День Пограничника!) на Большом Москворецком мосту.
Не сносили свои верхние палубы речные теплоходы, быкуя фермы мостов – как случилось, опять-таки, в 83-м с «Александром Суворовым».
Не тонули, не сумев разминуться с танкерами, лайнеры морские. Как то совершил «Адмирал Нахимов» в 86-м. Через три месяца после «Чернобыля».
Если уж о последнем... Знаки кое-какие были. И именно в декабре «нашего» 84-го. 18 декабря. На блоке № 1 Калининской АЭС.
Ужасного там ничего не случилось. Подумаешь! Что-то перемкнуло («коротко») в насосе технической воды.
[Машинист БНС и присутствовавший там старший дежурный электромеханик (СДЭМ) несколько раз безуспешно пытались отключить двигатель аварийной кнопкой, а затем сообщили на БЩУ о необходимости отключения двигателя с БШУ, но дежурному персоналу смены это также не удалось сделать.
Вскоре после этого последовали несколько вспышек короткого замыкания (к.з.) в области двигателя, возникло загорание двигателя и кабелей в клеммной коробке и у стены помещения. Убедившись, что выключатель НТН-3 не отключается и аварийным рычагом, СДЭМ сообщил НСС и на центральный щит управления (ЦЩУ) о пожаре и необходимости срочного отключения секции 1ВСО1.
Позднее выяснилось, что эта секция обесточилась действием релейной защиты рабочего и резервного ввода 6 кв. При осмотре секции оказалось, что выключатель НТН-3 был тоже отключенным и находился в испытательном положении, в соответствующей ячейке горело. Персонал выдвинул ячейку и углекислотным огнетушителем ликвидировал горение трансформатора тока и кабеля на вводе в ячейку.
В 18.28 было обнаружено горение кабелей в коробе на отметке -4.0 м по ряду «Б» машзала. Персонал начал тушение огня, а в 18.30 дежурный инженер ЦЩУ сообщил в ВПЧ о пожаре на БНС и в машзале. В 18.37 на АЭС прибыли пожарные машины, в 20.12 пожар был локализован, а в 21.20 – полностью ликвидирован.
Автоматическая установка пожаротушения сработала нормально, но тушение пожара производилось в условиях сильного задымления машзала, что потребовало применения противогазов и изолирующих аппаратов типа АСВ-2 и КИП-8, а для удаления дыма из машзала пришлось открыть фонари в кровле и выбить часть стекол. Кроме того, по соображениям безопасности были отключены секции 6 кВ, а из генератора был вытеснен водород. Работа секций позднее была восстановлена, и они были включены под нагрузку 20 декабря 1984 г.]
Насколько реальна была угроза катастрофы, не мне судить. Но, по-любому, развитие аварии удалось предотвратить. На этот раз...
Что-то громыхало и в иных «отсеках». В 1984-м.
[21 марта в Японском море советская атомная подводная лодка «К-314» столкнулась и протаранила американский авианосец «Китти Хок». И это в самый разгар «холодной войны»! Причем на борту американского авианосца (равно как и у советской подлодки) имелись ядерные заряды.]
Лодка (в отличие от путинского «Курска» не затонула. Ядерка на американце медным тазом не накрылась.
А в мае (1984-й) в Североморске по-настоящему ахнули склады боеприпасов. На базе «Окольная». С ракетным оружием (вполне ядерным).
Горело с неделю. По официальным данным погибло 2 человека. По неофициальным – за 200 (пожарных). Но город – точно уцелел. Как и флот – выведенный по сигналу «Боеготовность № 1» в море. От греха подальше.
Неспокойно было и на ЖД. Однако, по сравнению с тем, что началось со второй половины 80-х – считай, в благодать. Ну, а уже из тех (со «второй»)...
86-й: 6 ноября. Крушение двух пассажирских составов на станции Користовка (Кировоградская обл., Украина). 44 погибших.
87-й: 7 августа. На станции Каменская тяжёлый грузовой, сорвав тормоза, разогнался под горку (за 100 км/час) и влетел в хвост пассажирского. 106 погибших (включая жену и дочку артиста Игоря Ливанова).
88-й: 4 июня. Сдетонировала взрывчатка (более 100 тон всякой дряни), находившаяся в вагонах состава, проходящего через переезд у станции г. Арзамас. 91 погибших.
Ну, и... Считай, в этот же день (ночь). С 3 июня на 4-е. 1989-й. На 1710 км Транссиба. Между Челябинском и Уфой.
Погибших – немерено! Официально – 575 (с учётом неопознаваемости сотен тел и наличием неучтённых безбилетников – за 600).
Под сокрушительный удар рванувшего облака лёгких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на расположенном рядом трубопроводе, попали два проходящих встреч друг другу пассажирских: № 211 «Новосибирск – Адлер» и № 212 «Адлер – Новосибирск».
Да – не 1984-й. И даже – не декабрь...
Но, вот, снова вывернулось и...
181 (по минимуму) – только детей. От младенческих (дней-годков) – до 17-ти.
Примерно треть всех погибших – челябинцы (по области). В последнем (прицепном) вагоне на Адлер ехали школьники. Старшеклассники 107-й школы. С учительницей литературы (27 лет), завучем и военруком.
Из 54 человек выжили 9. Многих просто не нашли. Остался только пепел...
Ребята, игравшие за хоккейный «Трактор». Феерили по Союзу. С 82-го по 89-й. По юношам. Шестнадцати лет. Одноклассники...
Из десяти чудом уцелел лишь один (защитник Саша Сычёв).
За них мне почему-то особенно...
Минуло уже 35... Давно доиграли своё их конкуренты-ровесники. А им – не удалось...
В составе команды «Урал», выигравшей финал Союза в Северодонецке (23.03-29.03.1988), из той десятки играли Сергей Генергард, Сергей Смыслов, Александр Сычёв (выживший), Алексей Козловский, Артём Масалов.
А основным вратарём у них был свердловчанин Николай Хабибулин (р. 13 января 1973). В будущем – Олимпийский чемпион (1992), ЗМС (2002), обладатель Кубка Стэнли в НХЛ (2004) – в составе «Тампы-Бэй Лайтнинг». Заканчивал в 41 за «Чикаго»...
Николай Александрович опекал нашу Вику Азаренко, когда она в 16 лет переехала в Скотсдейл (штат Аризона). Жена Хабибулина, тоже Виктория – минчанка. Была подругой мамы будущей примы тенниса.
[Чёрный июнь, Я тебя не прощаю. Под перестуки вагонных колес Сколько ты горя, сколько печали Ты моей маме принес]
Эти слова оставлены на табличке памятника Артёму Масалову. Недавно. Его мама (Людмила) рассказывает, что когда сын приснился ей в последний раз, он произнёс эти строки...
Племянник Артёма (названный в его память тоже Артёмом) продолжает играть в Региональной хоккейной лиге. За так и недоигравшего дядю...
А строчки (стихи)...
Челябинский композитор и поэт Олег Владимирович Кульдяев (1929-2015) написал тогда песню. Запись её в инете наличествует. Скинул и себе.
Творчество челябинского Златоуста в целом мне глянулось не шибко (ещё тот был Идеолог! – при всей его (верю) порядочности), но за этот твор – Спасибо! Уже – от меня.
Поезд курортный стоит у перрона,
Трогать пора, но команды всё нет.
И невдомёк тем, кто сели в вагоны,
Поезд курортный идёт на тот свет.
Весь класс девятый давно уже в сборе,
Каждый проверил на Адлер билет.
Только не встретит их Чёрное море,
Поезд курортный идёт на тот свет.
Мама дочурку свою провожает.
Дочке ещё и шестнадцати нет.
Жаль, что ни мама, ни дочка не знают,
Поезд курортный идёт на тот свет.
Верхняя полка ведёт себя бурно.
Делят мальчишки коробку конфет
Через неделю схоронят их в урнах.
Поезд курортный идёт на тот свет.
Поезд умчался, и вдруг телеграмма.
Там, за Ашой, лишь занялся рассвет.
В пламени страшно и с криками: «Мама!!!» –
Поезд курортный ушёл на тот свет.
Поезд с родными. Вместо печали
В каждом окне – в чёрной рамке портрет
Будь трижды проклят тот, кто отправил
Поезд курортный с детьми на свет.
И спето (автором) – душевно. Пусть начало и занадта колыхнуло во мне «Поручика Голицына». А где-то и «пионерское»: Что тебе снится, крейсер «Аврора».
5.12.2024
Свидетельство о публикации №124120904826