Максимилиан
А уже понизу своего (кликанья) я сослался и на Максимилиана. На его «Грозу» из «Киммерийских сумерек» (1907).
Див кличет по древию, велит послушати
Волзе, Поморью, Посулью, Сурожу…
-----------------------------------
Запал багровый день. Над тусклою водой
Зарницы синие трепещут беглой дрожью.
Шуршит глухая степь сухим быльём и рожью,
Вся млеет травами, вся дышит душной мглой
И тутнет, гулкая. Див кличет пред бедой
Ардавде, Корсуню, Поморью, Посурожью, –
Земле незнаемой разносит весть Стрибожью:
Птиц стоном убуди и вста звериный вой.
С туч ветр плеснул дождём и мечется с испугом
По бледным заводям, по ярам, по яругам…
Тьма прыщет молнии в зыбучее стекло…
То, Землю древнюю тревожа долгим зовом,
Обида вещая раскинула крыло
Над гневным Сурожем и пенистым Азовом.
Ну, а собственно моё было шутейным, безо всяких (казалось бы) пророчеств. Просто слегка подразнился в экзотическое словейко «тутнути» (греметь, гудеть)...
Герменевт кропал стишки.
Разные. По-всякому.
Может, вовсе и не сам.
Может, кто-то
– им.
Вспоминал свои грешки.
Ташу с Железякою.
Слово к слову нанизал,
малость утаив.
С герменевта – как с гуся.
Мыслию – по древию.
То налево понесёт.
То – наискосок.
А теперь стишки висят
сушками на вервии.
Оборвать бы это всё
щепкою в висок…
Там музЫки в небесах.
Свадебки на выселках.
Отголоски канонад.
Скромнику – тутнёт.
Может, вовсе и не сам.
Белкой скачет мыселька.
Да вавёрка тот канат
Скоро перетрёт.
(27.08.2016)
«Свадебки на выселках» – это к идущему параллельно Нарбуту. А «Таша с Железякой» даже на фото запечатлелась. Но не под этим, а чуть раньше – к «Шутке Романтической».
Таша рядом с Железякой.
Рыцарь – как-никак!
Ну, а я – шутом, вприсядку.
Вечно – в женихах.
Эх!
И мне бы – на лошадку.
На копьё – платок.
Да турнирчик, где не жалко
жахнуться пластом.
А потом, почив без стонов
на Ея руках,
въехать воином Христовым
в рай наверняка.
(23.08.2016)
Поскольку «волошинское» (как-то, мельком) отозвалось лишь там, где металась то ли «мысля», то ли «мысь» (белка-векша), «Шутейное» можно было и не приводить.
А параллельно шло многое...
Только по тому (2016-го) августу. Да и по следам июля.
Саша Соколов. Климт. Мунк...
В последнюю неделю июля мы наведали Скандинавию. Но стихотворные отклики к тому наведыванию накатывали уже в августе.
И вот среди всего этого «многотемья» мелькнула отсылка к Максимилиану.
Когда сам я вспоминаю то «древие» (с мысью и кликами), иногда тянет колыхнуть (вместо него) «дервие». По дервию...
Так и «колыхнул» однажды. С той же «мысью» и снова не без своей Музы. Правда – другой...
И с какого это х..а
Вас назвали белкою?
Вы, милейшая, виверра!
Хищница, пусть мелкая.
Правда, белку у тутэйшых
тож зовут вавёркою.
А по-русски кличут векшей,
Прыткою да вёрткою.
Кое-где – ещё и мысью,
Как в Псковской губернии.
Той, что в «Слове» стала мыслью,
Текшею по дервию.
Я же Вас сравнил с актёркой,
Самою изящною.
Где уж тут пустой вавёрке,
Белочке навязчивой.
А Вивьен – почти виверра.
Ласковая, прыткая.
И кусачая. Но в меру.
Гляньте на открытку и…
Эти глазки, этот носик!
Право, восхитительны.
Я за них стопарик – прозит! –
Наверну решительно.
(Виверра, 16.05.2015)
У Заболоцкого – с вершины древа. Древо, деревА (бачуринские и не только). Веет древностью древлянской. Но уже с «по дервию» надо быть аккуратнее. Дервия (Derbe) – легендарный библейский (малоазийский) город. Где оставил свой след Савл. Апостол Павел. См. Деяния апостолов.
Мабыть, уже под эти накладки в своём «жениховски-рыцарском» я помянул и о «воине Христовом». А в том, что с кличущим Дивом, под «вершину древа» от Заболоцкого – гукнул-тутнул вервием. В общем – типичная герменевтская эквилибристика.
А Волошина – постольку поскольку. Однако – Перед бедой. Если о тех «кликаньях». К чему?! – А хотя бы и к нашему. Хотя бы – к нынешнему. А и не только.
Тут мне ещё Серёга Донецкий (не тот, а этот) шпыняет:
[Но... что бы вы, батенька, хотели видеть и кого на просторах нашей Родины?) Постоянное полоскание дня вчерашнего грозит оскоминой.)) Ширше надо смотреть и глыбше!!)) А вы всё по сусекам мусор подгребаете]
Не хватало мне стерегущей «расейские святыни» Альбины (вдруг закрывшей свою страницу, но отнюдь не покинувшей сии пажити) – с подобными же одёргиваниями насчёт «полоскания вчерашнего»!
Ширше и глыбше... Кого бы хотел...
Про «ширше и глыбше» – не совсем по адресу. Туда мы порой аж до Бездны бездн заглядываем.
А насчёт того, кого и на чьих просторах хотел бы видеть...
Да сто раз говорил. Хотел бы установления элементарной законности. Не «революционной», не «скрепной», не «самовластнопровластной»... Так оно (такое) – России не по уму. И не по сердцу. Ей (во все века, пусть и по разному) – ближе другое. Потому и в друзьяках у неё – то Кимы, да Асады, то прочая «бессмертная шатия-братия». Лишь бы не в «западенство», не в «либерастию» с «дерьмократией».
Ну, что там (в России) умеют исковеркать-изгадить (вдруг ухватившись) едва ли не всё – будь то христианство, марксизм (будь он не ладен, но – зачем было так перевирать!?) или, наконец, та же демократия – мы ведаем. Горазды на коверканье, конечно, и другие. Однако! –
Своё (или то, что «рядом» и почти «братское») – оно всегда больнее-прискорбнее.
Так... Умом не объять, аршином общим не измерить.
А нас-то – Зачем!? Зачем-пошто в свой необщий аршин затягивать-неволить?!
В свои просторы необъятные. В Путину и в то, что после неё грядет. В очередное Пресветлое Будущее...
Да куда уж тут денешься. Не отпускают (в «един (ой ли!?) народ о трёх ветвях»)...
А что всё непросто и тяжко (было бы, даже если бы...), сами разумеем.
А про «полоскание» да «копание»...
При всём том, что там с нами (с нами и с вами) было – тёмного и даже ужасного, пусть и с просветлениями – было-таки что-то. Нечто. Не совсем серость и пустота. Даже то, что с ужасом.
А вот в этом (что в ПутИне копошится) ничего уже и не видится. Кроме серости и возгонки былой гордыни. Да ядерного шантажа – в остерёг остальному, отнюдь не сахарному, миру.
НИЧЕГО!
Однако!
Волошин. Который – Максимилиан.
По второму разу (после «полкового-заболоцкого») он мне аукнулся в очерках по Символизму. В июле 2019-го.
«О Символе (и Символизме) вместе с Кареном Свасьяном».
Там я слегка пожурил Карена Андреевича за его, как мне показалось, недостаточную благодарность в отношении А. Ф. Лосева.
Да. Поскольку за всем не уследишь, только что глянул. – К. А. Свасьян окончил свой земной путь совсем недавно – 9 сентября 2024-го. В возрасте 76 лет. В Базеле, где он проживал с 1993-го.
У меня (в Логове) до сих пор пылится духтомник Ницше, изданный под его редакцией и, отчасти, в его же переводе. Да и вообще: в 90-е я Карена почитывал. Переводы, комментарии...
Поскольку Очерки те я здесь не показывал, фрагмент, где снова мелькнул Волошин, приведу в некотором контексте.
[С Лосевым – вот какая закавыка выходит. Понятно, что «отлучить» и его – никак не получится. Но тогда и с «диалектикой» не мешало бы поаккуратнее. У Лосева они (Д и С) – в одном пакете.
Во-вторых. Лосев и был тем, кто не просто поддержал продвижение «символистского проекта» К.А. сугубо опосредованно (ссылочно). Это потом, в перестроечном и постсоветском, о «символизмах» стали строчить, как из пулемёта. А на исходе семидесятых ещё здравствовали бдительные охранители. Одного личного интереса было совсем недостаточно. Вот и были – от Лосева – и отзыв, и прочие конкретные акты причастности. Такая неразборчивость-забывчивость в последующих трансформациях Свасьяна и задела соратницу А.Ф.
Тут я с ней – солидарен. И по-человечески (простая благодарность). Да по «гамбургскому счёту». Если уж и Лосев – не философ (хотя он и причислял себя лишь к историкам философии), то – кто?! И не на каких «последних вопросах» А.Ф. не спотыкался (в отличие от европейцев), и не заверчивался (в отличие от «русских мальчиков»). У Лосева и своих «закавык» хватает (в смысле: есть что супротив воткнуть-вставить). При всей моей к нему признательности и дилетантстве.
Ещё раз оговорюсь. В целом к исследованиям и прочим экскурсам К. А. я отношусь вполне позитивно. В целом (о прослушанных лекциях – на ютубе – из деликатности промолчу). А посему – благодарен.
Много прояснил. На многое навёл. На «гётеанство-штейнерианство» Андрея Белого. Повернул к самому Гёте. К его «первофеномену». А здесь – две линии символизма (европейского), разбегающиеся от Канта. Одна – через романтизм и неоромантизм. Другая (почти отринутая) – собственно гётеанская. По Свасьяну (уже по Белому?), получается, что продолжить Гёте в этом аспекте (подхватить упавшее знамя, после более чем полувекового забвения) смог именно Рудольф Штейнер. Переплавляя споткнувшуюся и сделавшую себе харакири (Ницше) европейскую философию в антропософию.
Интересное место! О «спотыкании-претыкании» (человек – камень преткновения: угораздило Канта с его «поворотом»!). О подвиге Штейнера. Белый не первым из русских откликнулся на проект Гётеанума. По крайней мере, до него был Максимилиан Волошин. Надо бы проверить (в ином тексте уже оговаривался): не предварял ли у самого Белого Штейнера сам же Иоганн Вольфганг.
Моя «цепочка» была, по памяти, следующей. Через Омри Ронена (недели две назад) и «его акмеистов» вышел на антропософию. Где-то «подначивал» к тому и Эткинд (Александр Маркович) – с его критикой «хлыстовства» в русском символизме. На «хлыстовство» выходил уже через соловьёвскую критику (и пародию) на брюсовские сборники.
Сам К. А., судя по всему, был очарован (Базель не случайно избран в дальнейшем обителью армянского философа) Штейнером уже к середине 70-х. А в СССР безобидный в принципе антропософ и в это – пусть и под-остывшее, но всё же оттаявшее – время пребывал едва ли не в запрещённых. То ли в пару с «фашистом» Ницше, то ли как жутчайший мистик. И невдомёк было советским охранителям, что базельский «гётеанум» вскорости после смерти своего вдохновителя подвергался погрому со стороны «ультрас». И это задолго до прихода Гитлера к власти в самой Германии (здесь мы не станем упоминать о различиях между фашизмом и собственно нацизмом)! А в мистике, присущей антропософии, мистицизма было куда меньше, чем в том же сталинизме. Да его там (в той мистике) и вовсе нет. Штейнер расстался с ним (вовсе не отказываясь от мистического как такого), покидая лоно теософии.]
Как-то так. Мельком. О Максимилиане, который действительно (достаточно долго и всерьёз) увлекался штейнерианством.
В третий раз М. В. заглянул под герменевтский интерес к одному слову.
ОКОЁМ.
А сам «интерес» затесался в мой 50-ти страничный опус «Тайна» (февраль 2020-го), распростёршийся между «Танцем голодного Волка» и «Двойником».
Однако, об этом – уже после паузы.
9.12.2024
Свидетельство о публикации №124120903747