Вникая в Образ Сайданайской через Иерусалим

Икона «Сайданагия» не даёт возможности забыть её, сделать рассказ о ней по ходу жизни или второстепенным. Так почти с каждой иконой, особенно чудотворной, которая приходит для того, чтобы  показать связующие нити со Творцом.
В чем причина и почему меня не отпускает Сайданагия я поняла после внимательного ознакомления с нею. Тут мало удивиться и почитать, а изумиться и пасть ниц! Что и делает всякий, кто знает. Впрочем, я сразу стала на колени перед нею, касаясь лбом пола.

В интернете прочитала, что попасть к ней почти невозможно. И всё-таки перед нами в прямом смысле были распахнуты двери и подворья, и храма Малой Панагии (Сретенского и Сайданаи) после молитв и некоторых усилий не в один день поиска через сайты для точного местонахождения. Мы были настойчивы и отправились сами найти непременно. Сразу опишу путь, чтоб нашли те, кого позовёт Богородица. В Старом городе Иерусалима в христианском квартале греко-ортодоксального патриархата, где заканчивается улица FRANCIS Rd. и начинается AL-KHANDA ascent, необходимо войти в узкую улочку с названием AS-SAYYIDA st. Пройдя несколько метров, над железной дверью вы увидите надпись  на каменной стене на  греческом языке, что перед вами монастырь Сайданагии Греческого патриархата. А уж дальше, как Бог даст. Ведь невидимые малые монастыри часто закрыты или почти не открываются не только для групп, но и для одиноких паломников.

Маленький монастырь нас встретил с одной настоятельницей Серафимой, которая меняла масло в лампадах. Получив разрешение на вход, дивились, как много переплетений в образах, относящихся и к сирийской, и к русской церкви, и, конечно же, с главным иерусалимским стилем. Икона святого Иоанна русского, во весь рост большая и широкая, заняла много места для столь небольшого помещения. И икона Сретенье Господне русского письма 19-го века. И небольшие иконы Сергия Радонежского и Серафима Саровского на низких сводах потолка. Икона Софрония Сурожского, с которым настоятельница была знакома, находится напротив входа в храм. Весь храм - святыня во многих веках, когда менялись патриархии, а любовь накапливалась. Как я писала ранее, это было место дома бабушки Пресвятой Богородицы. И надо сказать, что Храм Гроба Господня близко, но огорожен цепью каменных стен с магазинчиками и небольшими домиками. А ведь так близко родные стены бабушки Марии к Кресту на Голгофе!
Монахиня Серафима старательно пыталась мне рассказать (разговор шёл на английском языке), делая усилие, чтоб я лучше запоминала: так ведёт себя добросовестный учитель, заинтересованный педагог, а не просто  тихая  и молчаливая  монахиня. Щедрая душа настоятельницы уделила с радостью нам несколько минут. Было нам счастье не вполне земное. Я получила подарки и, смутившись, сказала, что передам своему настоятелю отцу Георгию, на что она решительно закачала головой: «Нет, это тебе.» И тут же достала такую же по стилю благоукрашенную икону, но не Божией Матери, а святого Георгия Победоносца для батюшки. Да, ради таких встреч и преодолеваешь все трудности пути и обстоятельств на Святую землю! Ради общения с близкими по духу.

Монахиня служит самозабвенно величайшему образу  Сайданайскому («Сайданайя», "Сейдная" в переводе с сирийского означает «Госпожа наша»), Шагуре («Эль Чагура» - «прославленная чудесами»), Всецарице! Один из образов Панагии, который носят на себе священники, демонстрируя ежедневное служение Предвечному Сыну и Заступнице.
Есть знаменитый монастырь в Сирии вблизи Дамаска в местечке Сайданая, один из самых значимых монастырей православного Ближнего Востока, со всех концов Азии, Африки и Европы к нему рекой стекаются паломники, к Сайданайской. Но её они не видят, а только ларец, внутри которого знаменитый чудотворный образ, тщательно оберегаемый за решёткой. Здесь, в Старом городе, тоже Сайданайя, но уже Иерусалимская. Её история такова, что предназначено ей быть только на этом месте, в Иерусалиме, хотя пришла она из дамасской женской обители. Хорошо видна, с трёхстворчатым окладом из серебра, но сохраняется подобно сирийской за решёткой. Образа, пришедшего из Сирии, из обители,  основанной на том месте, где во время охоты императору Юстиниану было в 547-ом году явление Божией Матери, повелевшей построить на холме монастырь. Император настроился убить лань, а перед ним на горе возникла Женщина невероятной красоты, Пречистая Сама показала императору план этого монастыря и сказала, что он будет находиться под Её защитой и покровительством. А икона пришла в монастырь в 9-ом веке, прославилась многими чудесами, укрепив в добрых делах и сделав местом для защиты от бед и болезней в самые страшные и неприкаянные времена. На месте, где произошёл, по легенде, братоубийственный грех, а именно: убийство Каином младшего брата Авеля. Сирия – арабская республика, в которой небольшой процент христиан, но с давними христианскими традициями, сохранившими единственное наречие в арамейском языке, на котором говорил Иисус во времена владычества Римской империи на Ближнем Востоке. Сама Сайданайская находится в часовне женского Богородичного Рождественского монастыря, и вход к иконе совершается принятым на востоке ритуалом: снятием обуви перед святыней. Более тысячи лет не прерывается здесь Богослужение!

 Образ  Всесвятой, сидящей с Богомладенцем на золотом троне, повторился в образах других икон. Усложнялся атрибутами власти, наличием ангелов и святых. Но не затмил первоначальную историю Образа, приписываемого Луке. Подобные образы сложились к 3-4 векам и продлились в иконографии  в «Оранте»(Знамение, Курская), «Одигитрии» (Иверская, Иерусалимская, Казанская, Смоленская),  «Умиление» (Владимирская, Донская, Фёдоровская), «Всенепорочная»(Державная, Всецарица, Экономисса).

Богоматерь и Младенец изображают Церковь, совершающую Святое Причастие, Таинство Евхаристии. Тварное и Божественное, земля и небо приближаются к человеку, чтобы спасти его душу от греха и принять в жизнь вечную. Наверное, от этой мысли мы прикладываемся к образам благоговейно и признательно.

Огромное количество невероятных свидетельств прославили Образ. И сегодня, когда Ближний Восток вышел на арену истории, наверняка, мы ещё много раз будем вспоминать молитвенно и Образ, и обитель, и традиции общехристианские. Время показало, что всё, что мы пытались беззаботно забыть, нам напоминает, кто Хозяин Жизни. Не творение, но Творец!

8.12.2024

Фото автора:
В Иерусалиме перед Образом Сайданайской Божией Матери в греческом монастыре.

http://stihi.ru/2024/11/24/4837 Образ Девы Марии в Доме бабушки Богородицы.
http://stihi.ru/2024/12/08/7035 Пред Образом сирийской Сайданагии


Рецензии