71. Отец и дочь
просит отца найти юношу с именем Чигали(Роса). Отец
встречает молодого купца с таким именем и получает
волшебный платок; надо выстирать его и слить на крышу
первую воду- вырастут розы, по ним Чигали узнает свою
невесту. Соседка- кечал(плешивая) подслушала это и
украла первую воду. Девушка слила на крышу вторую воду
и выросли не розы, а держи-дерево. Чигали женился на
кечал-соседке. Горюющая девушка пожелала, чтобы она
превратилась в голубя, а отец- в змею, под кустом
держи-дерева. Чигали заметил, что кечал все время
чешется.
-Это я ем калар(жаренные зерна),- поясняет кечал.
-У неё не калар, а загалар(экзема),- говорит голубь.
Кечал потребовала, чтобы Чигали зарезал болтливую птицу.
Из капли её крови, попавшей в сад, вырос чинар. Кечал
потребовала, чтобы срубили чинар. Щепка попала в соседний
двор и по ночам превращалась в девушку, убирала весь дом
соседки. Та подкараулила чудесную помощницу и сделала её
своей дочерью. В голодный год Чигали раздает соседям
своих коней на прокорм. У всех скотина пала от бескормицы,
а у чудесной девушки конь стала богатырем, ибо где мыла
девушка руки- начинал бить прозрачный родник, где омывала
ноги- появлялся цветущий эйлаг(пастбище). Чигали организует
мел(субботник). Подслушав разговоры девушек, он узнает всё
и берет себе в жены девушку, мечтавшую о росе,
а кечал прогоняет.
Сказка эта по сюжету сходна с армянской сказкой о Джейран
и Чигали
Лезгинский вариант представленный в нашем сборнике и
записанный в 1935 году, видимо, не полон и отдельные
сюжетные положения в нем недоразвиты. Соответствие в
фольклорном материале других народов Кавказа мы не
обнаружили, но ряд соображений филологического
порядка позволяют предполагать о тюрко-татарском генезисе
этой сказки.
Следует отметить отражение в сказке древних магических
представлений.
Свидетельство о публикации №124120804474