Католицизм Праздник непорочного зачатия Девы Марии

Догматическое определение

8 декабря 1854 года Папа Пий IX издал буллу Ineffabilis Deus, в которой говорилось:

    «…Мы заявляем, провозглашаем и определяем, что учение, которое придерживается того, что Блаженная Дева Мария была с самого первого момента Своего Зачатия, особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха, является учением, явленным в Откровении Богом, и потому в него должно твердо и постоянно верить всем верным. Эта „сияющая и совершенно уникальная святость“, которой Она „одарена с первого мига Своего зачатия“, целиком дана ей Христом: Она „искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Её Сына“».

Хотя догмат о безошибочности папы был установлен позже, чем догмат о непорочном зачатии, считается, что догматическое определение Непорочного зачатия Девы Марии соответствует всем условиям Ex cathedra, а потому на него распространяется догматическая безошибочность.

Праздник Непорочного зачатия отмечается 8 декабря и является в католическом календаре одним из главных богородичных праздников. Имеет высший статус в иерархии католических праздников — торжества.


Особое почитание Богородицы закрепилось в христианской традиции в святоотеческую эпоху. Согласно учению Католической церкви, догмат о Непорочном зачатии Девы Марии, как и другие догматы Церкви, является догматическим закреплением веры, присутствовавшей ранее среди народа в форме Священного Предания.


Наиболее раннее свидетельство доктрины Непорочного зачатия Девы Марии в сформулированном виде содержится в трактате Эдмера, биографа святого Ансельма Кентерберийского, De Conceptione Sanctae Mariae (XII в). Эта доктрина, однако, оспаривалась Бернардом Клервосским, Александром Гэльским, Бонавентурой. Последние, хотя и верили в чистоту Девы Марии, не соглашались с утверждением о благодатной защите её от первородного греха во время зачатия, усматривая в этом противоречие с учением об искуплении Иисусом Христом всех людей. Устранение данного противоречия обосновывается в трудах Уильяма Уэрского (William of Ware) и особенно Иоанна Дунса Скота, который полагал, что Мария была освобождена от первородного греха в предвидении будущего искупления Иисусом Христом


Эдмер —
De Conceptione Sanctae Mariae) — теологический трактат, в котором Эдмер впервые в истории христианства даёт серьёзное обоснование доктрины о непорочном зачатии Девы Марии.


Эдмер, или Эадмер Кентерберийский - около 1063 или 1065 — около 1128 ... Кентербери) — средневековый английский хронист и богослов, монах-бенедиктинец, епископ Сент-Эндрюса (1120—1121), автор жития Святого Ансельма и латинской хроники «История нового времени в Англии» (лат. Historia novorum in Anglia), посвящённой истории Англии ранненормандского периода.


Перу Эдмера принадлежит несколько исторических и богословских трудов, оказавших значительное влияние на развитие исторической науки средневековой Англии. Наиболее известными среди них являются: «История нового времени в Англии»

«Житие Ансельма» ,Агиографический сборник «Opuscula», включающий оригинальные версии житий Святого Дунстана, Эдуарда Исповедника, Святого Вилфрида, Святого Одона, Святого Освальда и Святого Бреговина

«К вопросу о святом зачатии Марии» (лат. De Conceptione Sanctae Mariae) — теологический трактат, в котором Эдмер впервые в истории христианства даёт серьёзное обоснование доктрины о непорочном зачатии Девы Марии.


Большинство манускриптов с работами Эдмера хранится в настоящее время в библиотеке колледжа Корпус-Кристи в Кембридже


Рецензии