библиотекарь
Передо мной раздвигается
занавес,
натянутый между двух колонн.
За ним - комната с маленьким окном.
и с голыми стенами.
Я ступаю на лестницу,
ведущую между колонн в ту комнату,
и вскоре
в задней стене вижу две двери:
я должен выбрать между правой и левой.
Я выбираю правую.
Дверь открывается.
Я в читальне большой библиотеки.
В глубине сидит маленький человечек,
очевидно библиотекарь.
Атмосфера напряженная —
ученая заносчивость —
ущемленные
исследовательские амбиции.
Кроме библиотекаря я никого не вижу.
Тот отрывает взгляд от книги
и говорит: «Что вы хотите?»
Чего я хочу? - не знаю,
и в смущении отвечаю:
«На самом деле
мне бы хотелось
«Подражание Христу» - книгу великого мистика
Фомы Кемпийского".
Библиотекарь смотрит
несколько изумленно:
«Эту книгу редко спрашивают,
от вас
я не ожидал подобного интереса»,-
и протягивает карточку для заполнения -
У вас особенные философские интересы?
или теологические?»
«Вы хотите спросить не хочу ли я прочитать ее для молитвы?
Дело в том, что в жизни бывают моменты,
когда книга вроде этой
значит гораздо больше."
«Но она несколько старомодна.
В наши дни
мы не так уж погружены
в христианскую догматику.
Вы когда-нибудь изучали основания,
по которым люди отбрасывают
позитивную религию?
Основания эти, конечно, чаще сомнительны,
как, например, утверждение,
что содержание веры противоречит
естественной науке или философии.
Возражение это отбрасывать не стоит
как и факт, что недостаток религии -
в отсутствии чувства действительности.
К тому же существуют альтернативы
возможности молиться,
Например, Ницше
написал настоящую книгу молитв,
не говоря уже о «Фаусте» Гете...
Хотя они кажутся чересчур провокационными,
но хороши для тех, кому еще предстоит освободиться".
Тут голова моя закружилась...
и я опять оказался
в высоком зале:
наверно надо было выбрать левую!
* за левой дверью
магический сад Клингзора
После этой беседы
я покинул библиотеку
и вышел прихожую,
распахнул ворота...
и что же
Я увидел перед собой? -
зал с высоким потолком,
а на величественном фоне -
магический сад Клингзора.
Мне сразу стало ясно:
Я вошел в театр.
Что я смотрю? - омерзительная пьеса!
Но вот из левой
кулисы выходит Парсифаль.
Странно, но он похож на меня!
Клингзор злобно швыряет в Парсифаля перо.
Тот спокойно ловит его.
Сцена меняется:
я присоединяюсь
к последнему акту:
служба Страстной Пятницы:
надо встать на колени.
Довольно медленно,
входит Парсифаль в шлеме,
его плечи
украшает Львиная шкура Геркулеса.
Я свирепею:
здесь нет Гурнеманца!
но представление продолжается.
Восхищенная публика узнает себя в Парсифале!
Но он - это я! Это Я снимаю доспехи
с химерическими украшениями,
Это Я иду к ручью, снимаю
покаянную рубаху,
и, надев гражданскую одежду,
схожу со сцены,
и приближаюсь к себе, к тому, который как зритель,
все еще стоит на коленях в молитве
и становлюсь сам с собой Единым.
Свидетельство о публикации №124120802153