20. Интрига старых одесских улиц

20. Интрига старых одесских улиц.
Или Турецкая улица в Одессе…


Была или не была?

          В Одессе их было, со дня основания города, как минимум, две, как максимум, три…
Споры краеведов города в прошлом веке в месте сбора, парк Шевченко, вокруг знаменитой летней танцплощадки. С привлечением известных на всю страну, коллекционеров артефактами, версии коллективного обсуждения на воспоминаниях старожилов города, где активисты, ветераны ЧМП. Моряки, исходившие по морям, океанам, побывавшие во многих странах мира, повидавшие разные катаклизмы жизни земли, споря, свидетельствовали о тайном, загадочном Одессы. Таинственном прошлом знаменитого города-миллионика на то время, количества жителей, плюс  отдыхающих на берегах Чёрного моря до двух миллионов.

Не праздным вопросом задавались знатоки-разгадыватели древнего, красавицы Одессы.
Многочисленная, масштабная миграция людей, после раздела территорий с Османской империей, весь 19-й век, в течении 100 лет. Возвращение православных граждан из исламского мира не только из Османии, со стран мусульманской веры,
с  земель и далее Северной Африки. Кораблями через Одессу, город был транзитом для людей, они следовали дальше в Европу, в страны мира, в свои анклавы проживания по вере.
Период остановки, временное проживание, селились в Одессе и близ города в ожидании. Миграция масс народа…

Без Пушкина не разгадать Одессу, мем жизненный и поныне, наперёд надолго, постичь все тайны Одессы.
Литературное шифрованное Пушкиным, в Одесскую Администрацию Воронцова о тучах саранчи. Подразумевались мигранты-переселенцы, на кораблях прибывающие тучами в Одессу, губернию. Прибыли, всё поели, поехали дальше.
В 1824 году краткий его отчёт:

23 мая — Летела, летела
24 мая — И села
25 мая — Сидела, сидела
26 мая — Всё съела
27 мая — Опять улетела.
 
     … Где селился народ? Мусульмане? Если в городе пропагандировалась одна вера, христианская.
Католическая была основной, при правлении православной Российской администрации. Были ли в городе мечети или молельные постоянные, может, временные дома?

Старожилы города, рождением задолго до революции, ещё 1905 года, вспоминали…
Немногочисленная турецкая диаспора была в пригороде, осталась со времён разрушенной Хаджибейской турецкой крепости, выросшие потомки. Жили своим поселением-селом, своими нравами, порядками, в делах города не участвовали. Селение называли Ени-Дунья, что в переводе с турецкого значило «новый мир», новая земля, новая жизнь, как новое место для проживания, ( в Северном Причерноморье, где селились турки, было несколько Ени-Дунья).

Горожане называли турецким селом, позднее Турецкой улицей…
Разночтения знатоков края в прошлом веке, были от нехватки справочного материала. С появлением интернета, аналитических программ со всего мира, анализ, и систематизировались отдельные познания старожилов-одесситов в целое…

Район временного поселения граждан исламской веры, в годы массовой миграции 19-го столетия, был…
Загадка современным одесситам от старожилов города, многих нет в живых, жаль…
Какой район в Одессе, называли мусульманским?
Какую улицу в городе, называли Турецкой? На ней проживали, не забудем, турецкие старожилы поселения Хаджибейской крепости от даты 1794года.

В реестрах администрации города не найти, Одесса и славилась всегда народными придумками, в том числе, улицы называли не по навязанным властями названиями. А по «дедовским», завещанным, привычками от эллинского греческого староверческого многобожия. Перенос в прозвище одной и той же улицы нескольких названий.

Историческая справка из инет энциклопедий, публикаций. «Согласно архивным данным, по состоянию на 1827 г. в Одессе проживало 1329 мусульман, которые были выходцами из Турции,
... Со временем количество мусульман уменьшилось (из-за миграции и ассимиляции),
и в 1860 г. составляло лишь 18 человек…»

ВНИМАНИЕ пытливым исследователям старины Одессы. Почему император Александр II, так часто посещал Одессу? Установление православия и…
В том числе, придавалась важность на государственном уровне, религиозному празднику мирового значения…
«…  с 1873 г. количество мусульман начинает неуклонно расти. Так, согласно
переписи жителей Одессы, в 1873 г. мусульман насчитывалось 184 человека, в 1892 г. —
919 человек, в 1897 г. — 1210 человек».

«… присутствия мусульман в Одессе и даже роста их числа было то, что этот черноморский порт был важным транспортным узлом в паломническом маршруте российских мусульман. Именно в Одессе до революции располагалась
центральная контора по переправке паломников-мусульман в Джедду (Аравийский полуостров) через Стамбул. На важность Одессы как транзитного центра для российских
хаджиев уже в первой половине XIX в. может указывать существование планов строительства санитарно-паломнической гостиницы «Хаджи Ханэ» («Хаджилар Караван-сарая»),
датированных 1830».

Почему мусульмане мира, одесская диаспора, церкви Турции, так активно поддержали и денежно, установления памятника, Александровской колонны в парке Шевченко?
В 1891 году, на десятилетие смерти и как организатора, отношение к начальному, хадж через Одессу.
Почему получено православное и исламское благословение одновременно, памятнику Александру II в Одессе?
За архитектурное решение, венец-верх памятника, (по Пушкину, столп, без него никуда, никогда не разгадать старую Одессу). Завершить верхушку колонны размещением «шапки Мономаха»! Большой-большой, огромный смысл единения вер к вечному миру.

Споры до сих пор. «Головной убор получил известность как регалия русских великих князей и царей. Первоначально являлась татарским свадебным женским головным убором, изготовленным золотоордынскими мастерами в конце 13-начале 14 вв».
История тюркизма в славянство…
«… золотая шапка завещается старшим сыновьям, начиная с Ивана Калиты. В 1462 году об этой шапке упоминает Василий II, по прозвищу Темный. При Василии III появляется легенда о том, что шапку в дар киевскому князю Владимиру Мономаху прислал византийский император Константин Мономах (последний умер за 50 лет до того, как Владимир стал князем). В 1498 году Иван III венчает на царство золотой шапкой, получившей название “Шапка Мономаха”, своего внука Дмитрия. Шапка становится символом…».  мощи славянской Руси.

Справка, продолжение.
«… инфраструктура для обслуживания паломников. В частности — мечеть, которая была расположена на Старопортофранковской улице (современная улица Мечникова), вблизи от Чумной горы. Датой
основания мечети можно считать 1872 г., поскольку именно тогда в путевых очерках известного татарского поэта и религиозного деятеля Гали Чокрыя «Дастан Хаджнаме» («Рассказ о поездке в Хадж») встречается одно из первых упоминаний об одесской мечети:
«Прибыли в Одессу, прошли все необходимые проверки и вышли в город,
в котором прожили неделю. В Одессе много церквей. В этом году открылась
и одна мечеть. Имама зовут Ибрагим Адикаев».

ВНИМАНИЕ! В этой фразе разгадка, «вышли в город»… Из мусульманского села, места сбора, с Турецкой улицы…
ЗАГАДКА, что это за место, о чём говорили старожилы в прошлом веке? Споря-путь к истине, собираясь по субботам и воскресениям, вокруг молодёжной танцплощадки по вечерам, днём: место сбора коллекционеров города, приезжих страны.

Памятник Александру II, Александровская колонна в Одессе, в Союзе несколько раз «перестраивали». Была «холодная» война, идеологическое-наследие самодержавия, народ роптал. Одесситы той страны: ссорятся с исламом, турецким наследием, добром, может, не кончится. Зачем трогать прошлое?

          …. «Краткую характеристику
одесской мусульманской общине предоставил уже упомянутый Гали Риза:
«Одесса  — очень большой торговый город на побережье Черного моря.
Есть одна мечеть и один мектеп. Отдельной исламской махалли
нет. Мусульмане рассеяны [по городу]. Среди одесских мусульман особо
выдающихся людей нет. Однако их имам  — авторитетная личность.
… К услугам хаджиев существовала даже «мусульманская» гостиница «Москва», которой владели касимовские татары. Она была расположена
в центре Одессы, имела около 90 номеров первого класса и славилась европейским стилем. Стоимость номеров в этом отеле колебалась от 50 копеек до 1 рубля…

В районе порта, на углу улиц Приморская и Военный спуск, (в народе также называли одной из Турецких улиц, авт.) для паломников была организована Хаджи-Хана. Там же находился и молитвенный зал. Вполне вероятно, что именно этот факт повлиял на возникновение легенды о существовании на этом месте старинной мечети, за которую местные жители принимали опустевшие и полуразрушенные в последствии здания Хаджи-Ханы.

Советские власти не афишировали того факта, что на пароходах перевозят паломников, следующих в Мекку. В областном архиве Одессы хранится шифровка, в которой сообщается, что начальник аравийского порта Джидда отметил советский пассажирский пароход «Теодор Нетте» «как лучшее в санитарном отношении судно, предназначенное для перевозки паломников».
Всплывает мгновенно, знакомое старшему поколению.
Маяковский Владимир Владимирович. «Товарищу Нетте, Пароходу И Человеку».

Я недаром вздрогнул.
                Не загробный вздор.
В порт,
       горящий,
               как расплавленное лето,
разворачивался
              и входил
                товарищ "Теодор
Нетте".
Это - он.
         Я узнаю его…

Большой оригинал поэт Маяковский, подтекст начала стиха.

     Народная Турецкая улица, города-красавицы Одессы… Где она? Где была?  Произростала мусульманской верой – ислам. Народом и наоборот, исходом населения.

Из воспоминаний старожилов города…
Рядом с улицей, прозвищем одесситов в 19-ом веке, Турецкая, при городском правлении головой, греком Маразли Г..Г., греческой диаспорой… Была возведена арка в стиле  АМПИР. По молве символизировала родовое Маразли, а оно: турецко-греческое.
Читаем. «Григорий Маразли родился в  доме №17 (по старой нумерации) по улице Греческой 25 июля 1831 года в семье зажиточного коммерсанта. Его отец, Григорий Иванович Маразли, выходец из турецкого Филиппополя (ныне – болгарского Пловдива)…».

… Достоверно известно, что он участвовал в основании национально-патриотического общества «Филики Этерия», предоставив для тайного общества свой дом, помогал знаменитому предводителю «Филики Этерия» Александру Ипсиланти в 1821 году формировать отряды для борьбы за освобождение Греции от турецкого владычества».
Поэт А.С. Пушкин и об одесском Маразли… приветствует признание независимости Греции двумя стихотворениями «Опять увенчаны мы славой…» и «Восстань, о Греция, восстань…», напоминающими восторженную тональность самых первых откликов:

Восстань, о Греция, восстань,
Недаром напрягала силы,
Недаром потрясала брань
Олимп и Пинд и Фермопилы.
~~~~~~~~~~~~~~
Страна героев и богов
Расторгла рабские вериги
При пенье пламенных стихов
Тиртея, Байрона и Риги.

Пушкин получил народное звание, «Герой Греции».
Связь его творчества, одесский период, где-то и он упоминает о районе, где была улица Турецкая в Одессе.
ЛИТЕРАТУРНАЯ  загадка, что за место в городе Одессе, район, который назывался – ТУРЕЦКИЙ?

Арка Маразли, простояла по одесской молве, всего чуть больше одного года. Разрушилась, покосилась, её разобрали. Камень-ракушняк, после одного из мощнейших ливней, основание «поплыло».
«Маразли был гласным Думы (сейчас мы бы назвали его должность «депутат»); в 1870-1873 гг. занимал должность городского старшины при городском голове Новосельском, с 1873 года — состоял членом городской управы. В отсутствие городского головы в 1871-1872, 1873 и 1875 гг. исполнял его обязанности, а в 1878 году он был избран городским головой и прослужил городу в этой должности до марта 1895 года».
 
В Одессе правление Маразли, годы, называли «чисто греческое правление» и по причине…
Ампир Маразли. Добавляли, поздний одесский ампир.
Что это? БСЭ.

«… стиль в архитектуре и искусстве… Ориентируясь, как и классицизм, на образцы античного искусства, А. включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи…
включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. и.)…
целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумф, арки, памятные колонны)…».
Одесса и египетская архитектура были, сфинксы и сейчас сохранились, и т.д.

Смешение архитектурных стилей в Олессе… Арки греческие, итальянские, русские. Были и турецкие, ампир.

Где? Какой район, улица города?
В 19-ом веке, сейчас «забытая», известная тогда, Турецкая улица.
РАЗГАДАТЬ  обязательно и писателями литературных сайтов.
Найти первородное Одессы, влиянием религиозных вер, эволюционное людей…
О чём говорил поэт-гений Пушкин А.С., жил, творил в Одессе в 1824 году.


Цикл литературных исследований, одессика прошлого.


Рецензии