Былички о вампирах

  Былички о вампирах.

789. Ушёл парень в армию. Перед его возвращением пришла «похоронка». Родители и невеста погоревали, поплакали, устроили похороны. Прошло некоторое время и приходит этот парень. Он сказал, что его перепутали с другим парнем, прислав похоронку. В один из летних вечеров, сидя у костра с друзьями и невестой, этот парень при разговоре о всякой нечисти, рассказал следующее: «Если человека убьют, а тело будет не сильно повреждено и его не похоронят, то человек может ожить. И через 2 года он станет вампиром. Сначала будет убивать животных, а потом и людей». Поговорили об этом и забыли.
Прошло 2 года. Этот парень с девушкой поженились. И стала она замечать что, то котёнок у них пропадёт, то курица, а однажды она увидела, как её муж курам в курятнике горло перегрызает и кровь высасывает. Рассказала она родителям, а те ей посоветовали у него самого узнать, как вампира убить можно.
Однажды вечером, девушка, превозмогая страх, завела разговор о вампирах. В ходе разговора она узнала, как же можно убить вампира. Поведала она это родственникам. Так они и поступили. Когда тот работал на огороде, напали на него всей толпой. Связали кожаными ремнями, а девушка кол осиновый ему между лопаток вбила. «Вот и убила ты меня» - было его предсмертными словами. (Записано в с. Клёповка Бутурлиновского р-на Воронежской обл. от Тульского Сергея Дмитриевича, 1928 г. р. Запись Хорьяковой Т. Ю., 2004 г. АКТЛФ).

790. Существует поверье, что если в семье рождаются одни мальчики, то пятый или седьмой обязательно станет вампиром. Та же судьба ожидает детей, родившихся в «сорочке» или зачатых в субботу или на Святки. Земля не принимает покойника, если он при жизни был проклят родителями или поднял руку на мать. Среди вампиров много бывших развратников, убийц, пьяниц. Но чаще всего ими становятся самоубийцы.
Вполне «благополучный» покойник может стать вампиром по недосмотру родственников: если через его тело перескочило животное. Особые приметы вампира: очень красное лицо, большие зубы, у некоторых - хвост. Тело его не гниет. В гости ходит по ночам, но вернуться ему надо до первых петухов.
Часто мужчины-вампиры при жизни очень красивы, но, как правило, бесплодны. Если вампир надоел своими домогательствами, следует разрыть могилу, отсечь у трупа голову, положить ее между ногами и в таком виде перезахоронить на новом месте. Можно вбить в его тело и могилу осиновый или терновый кол. (Записано в г. Воронеже от Андреевой Зинаиды Григорьевны, 1923 г.р. Запись Чемодиной С., 1997 г. АКТЛФ).

Былички о баннике
700. У нас когда-то отец рассказывал. Мы, говорит, побегали, женихи были с братом, пошли в баню в 12 часов ночи мыться, разделись, моемся. Из ведра мылись. Вот, говорит, кто-то спускает, брякает. Мы, говорит, остановились - все равно бренчит. То ли под полком сказал, то ли где, не знаю. Остановились, не моемся, дужку придавили - все равно бренчит. Ну и вот, пошли за баню - никого, зашли в баню - все равно бренчит. Мы, говорит, живо это, голову намылили, смыли и убежали из бани. (Записано в пос. Масловский Н.-Усманского р-на Воронежской обл. от Евсюковой Э.В., 1954 г.р., работник дет. сада. Запись Евсюковой Е.Н., 2001 г. АКТЛФ).

701. Каждое лето мы ездили к деду в деревню. И как - то приехали очень поздно вечером. Попросили деда истопить баню, искупаться с дороги. На что он ответил, что ночью нельзя, потому что банщику это не понравится. Но мы его не послушали, сами дров нарубили, воды нанесли. И только мы устроились, как с печи на пол полетели тазы с водой. Мы не придали этому значения. Но когда муж положить дров решил, то не нашел их на месте. Тут - то мы испугались и выбежали. Дед был очень рассержен и говорил, что теперь придется уговаривать банника, замаливать его подарками. Больше я в баню ни ногой. (Записано в г. Поворино Воронежской обл. от Лаврентьевой Л., 1962 г.р. Запись Артеменко А., 2002 г. АКТЛФ).

702. Ты кажешь, домови, ведьмы, це бабкыны сказки, а я оце тоби балакаю зараз. Як строилы мы с батьком, царстве ёму небесне, лазню (баню), а батько був пошты негожий, так у первый же день, як построилы, захотелось батьку скупаться. А натопылы гарно, ажноущиу трубку зверталысь. На оце я выскочив з лазни, а батько ще остався, дак писля мэнэ пьять минут, и выскочив. Прыбига, та каже:
- Тилько улигся, а тут толпа лазникив наскочила. Одни за руки держать, а други веником хлещут. Насылу вырвався.
- А яки це лазники? - спросил я.
- Ну, яки, яки. Таки ж як лешни, тилько усы у дубовых листьях, та желуди у патлах торчать. Та ну цю нечисту силу поминать, а то соби накликаем. (Записано в р.п. Ольховатка Воронежская обл. от Яковенко Михаила Александровича, 1940 г. р. Запись Задорожного К. Ю., 1997 г. АКТЛФ).

703. Это с бабкой моей было. Она молодая еще была. Один раз мылись все, а она опоздала. Пришла, а все уже помылись: и мужики, и бабы. Ну, она смелая была - одна побежала в третий - то пар, лишь дитенка взяла свово. Думает светло еще. Ну, пришла. Разделась в предбаннике - то, малого - то в пеленке взяла, и в баню. Дверь открыла, - ногой - то одной лишь переступила через порог, глядь - а там на полке бабка сидит, зеленоватая такая вся, и волосья длинные и зеленые. Ну, она испугалась, чего делать не знает. А эта ей, банница - то: как зашла, так и уйди! Ну, она баба - то была понятливая: как стояла, так и, не поворачиваясь, ногу - то обратно за порог, да дверь скорей закрыла. Схватила одежду, да бежать. (Записано в г. Воронеже от Полешковой В. Ф., 1972 г. Запись Шамешеной Н. В., 1999).
 
704. Раньше ведь строили бани по-черному. Ну, вроде зимовейку построят и такую примитивную печь из камня. Ну, чтоб стена-то не горела. Эту печь вплоть не ставят по стене, а там щель остаётся, ну примерно сантиметров где-то 20. Так вот нам всем старики говорили: «Ребятишки, если моетесь в бане, один другого не торопите, а то банник задавит». Вот такой случай был. Один мужик мылся, а второй: «Ну, чё ты там, скоро или нет?» Раза 3 спросил.
А потом из бани голос: «Нет, я его ещё обдираю только!» Ну он сразу это, побоялся... А потом открыл дверь, а у того мужика, который мылся, одни ноги торчат! Он его, банник-то, в эту щель потащил. Такая теснота, что голова сплющилась. Сам же он не мог бы так полезти, чтобы голова сплющилась. Вытащили его, ободрать-то он не успел. (Записано в с. Битюг-Матрёновка Эртильского р-на Воронежской обл. от Трубецких Екатерины Николаевны, 1947 г.р., уроженка г. Беристав Херсонская обл., Запись Чередниковой Е., Сидоровой Е., 2005 г. АКТЛФ).

705. Живёт в бане. Банник людей не любит. Если разозлится, может задушить паром, угаром, кипятком, облить кипятком. Его можно умилостивить: дать умыться в «первый пар». Тоже грязи не любит, может болезни лечить. (Записано в пос. Воля ст. Тресвятская Новоусманского р-на Воронежской обл. от Т.И. Филоновой, 1932 г.р., проводницы. Запись Игнатовой Т., 2007 г. АКТЛФ).

706. Построили одни баню, и в это время заболела у них дочка. А под подушкой каждое утро мать находила кусочки сахара. Уже и покупать стали сахар-песок, а все равно каждое утро мать находила сахар, а девочка все хуже и хуже себя чувствовала. В это время в их доме остановился старик проезжий. У него - то и спросил отец, почему дочка болеет. Тот посмотрел и сказал сходить в 12 часов на кладбище, накрыть стол белой скатертью и поставить на него 2 рюмки и бутылку водки. Причем рюмки должны быть не граненные, не рисунком, а простые, светлые.
Все так и сделал отец. Стоит и ждет. Вдруг слышит: водка наливается. Он повернулся, а никого не видит. Смотрит, а рюмка уже пустая, и вдруг кто - то говорит: «Баня у тебя не на том месте». Послушался его отец и стал разбирать баню. А девочка помаленьку стала выздоравливать. И уже когда оклад разбирал, вышла девочка на крыльцо. Видно, правду говорил, что баннику место не понравилось. (Записано в с.Новая Усмань Воронежской обл. от Панфиловой Марии Михайловны, 1925 г. р., разнорабочей. Запись Болговой О. А. АКТЛФ)

Былички о водяном
675. Отдыхали мы с друзьями на пруду, с ночёвкой. А когда я собиралась, бабушка мне с усмешкой сказала:
«Смотри, ночью не купайся, а то там настоящий водяной живет, утащит». Я ещё и посмеялась над ее словами. Целый день мы отдыхали и веселились, а ночью решили искупаться, ведь так интересней. Купались, мы купались, вдруг моя подруга, как закричит: «Что-то меня за ногу схватило и держит!» Мы все испугались и выскочили из воды. А моя подруга самая последняя. Больше нам купаться не хотелось, и я вспомнила бабушкины слова и рассказала их всем.
Когда же приехала домой, то все рассказала бабушке, и она мне поведала вот какую историю.
Когда она была совсем маленькой, в этом пруду утонул мальчик, а тело его так и не нашли. И с тех пор на пруду происходят иногда такие странные случаи. И мы сами в этом убедилась. (Записано вр.п. Ольховатка Воронежской обл. от Титаренко Ирины Сергеевны, 1980 г.р. Запись Кулишенко Е. А., 2001 г. АКТЛФ).

676. Со мной один раз такое приключилось! Как-то летом мы пошли с друзьями на речку. Взяли с собой детей.
Было их трое: у меня и у двух моих друзей. Полезли мы купаться. И мальчишки с нами. Плавать они уже умели. День сначала был солнечный, ясный. Но вдруг стало резко холодать, по реке пошли сильные волны. Мы уже давно вылезли на берег, а ребята наши ещё барахтались. Мы им кричим: «Вылезайте, погода портится!». А они смеются: «Сейчас, еще немного!» И тут двое других уже к берегу подплывают, а мой сын кричит: «Папа, папа! Помоги, меня кто-то за ногу на дно тянет!»
Я сначала не поверил, потому что недели две назад, перед этим, он надо мной так же подшутил. Я ему говорю: «У тебя этот номер больше не пройдёт!» А он все кричит. Тут я поплыл к нему. Он барахтался на одном месте. Начал его за руки к берегу тянуть, а у меня ничего не получается. Тут я еле-еле вырвал и сказал: «Плыви скорее к берегу».
А сам я поплыть не мог, потому что меня кто-то тянул в противоположную сторону. И тут я почувствовал, что погружаюсь в воду и, наверное, потерял сознание. Очнулся я на берегу. Вокруг меня столпились друзья. Что со мной произошло там, под водой, я не знаю. (Записано в с. Калмычок Панинскогор-на Воронежской обл. от Беляева А.В, 1927 г. р. Записано Руденко Е. Ю., 2000 г. АКТЛФ).

677. Во время войны двое мальчишек решили половить в озере рыбу. Дело в том, что рыба здесь, вроде бы, не водилась.
У берега он давно уже перестала попадаться, а на середину заплывать никто не осмеливался. Но с голодухи, что не сделаешь. Взяв без спросу старую лодку, ребята отчалили от берега. Остановились на достаточной глубине и принялись за дело. Вскоре один из них почувствовал: клюет. Он обеими руками вцепился в удочку - на конце висело явно что-то тяжелое.
Парень потянул сильнее. И тут из воды показалась голова. Но вовсе не рыбья, а не поймешь чья. Раза в полтора больше человеческой, обтянутая темно-коричневой кожей, с выпученными белесыми глазами, безносая и с дырой вместо рта, в котором и застрял рыболовный крючок. Мальчишка не удержался, упал в оду, и его тут же закружило, как в водовороте. (Записано в с. Кондрашовка Семилукского р-на Воронежской обл. от Ладановой П.И., 1928 г. Запись Влад О., 2000 г. АКТЛФ).

678. В деревне Дмитриевка, близ Красного храма, находилась мельница. Туда из соседних деревень приезжали мужики молоть зерно.
Однажды собрались мужики из соседнего села (Никольское-на-Еманче) на мельницу молоть зерно. Приехали, помололи муки. Погода стояла жаркая, и они решили искупаться в пруду, который находился рядом с мельницей и храмом. Подходя к пруду, они услышали страшный тяжелый вздох, похожий на стон: «О-о-о-х. Подошло время, а обреченного нет». Этот стон доносился из воды. Когда мужики посмотрели на часы. Было ровно 12 дня.
Вдруг раздался топот. Это скакал пастух, который пас неподалеку стадо коров. Мужики решили: «Вот и обреченный».
Пастух слез с коня и бежит к пруду, но мужики его остановили, рассказали, что слышали странный вздох. Тогда пастух решил, что в воду не пойдет, а обмоется водой на берегу. И только водой он полил на себя, как тут же упал замертво. И из пруда донеслось: «Наконец-то!» Из за этой истории мужики вернулись домой седыми. (Записано в с. Никольское-на-Еманче Хохольского р-на Воронежской обл. от Ратных Татьяны Николаевны, 1940 г. р. Запись Поповой О. В. АКТЛФ).

679. На реке Усманка, рядом с деревней Никоново, ещё до революции 1917 года, была построена водяная мельница.
Простояла она до 1929 года. В этот год раскулачили, сослали в Сибирь, а мельницу (брёвна) местные жители постепенно растащили на топку. И вот однажды пошли мужики ночью за остальными брёвнами, и только хотели взять, как из-под водяного колеса вынырнуло что-то большое и тёмное, затем проследовал сильный всплеск воды. Мужики, бросив всё, со страхом, некоторые, крестясь, убежали в деревню. На следующий день рассказали соседям. И в ночь пошли еще мужики, история повторилась. После этого ходить боялись, поползли слухи о водяном.
Много времени спустя, примерно в 35-36 годах, местные парни пошли купаться на реку, и один, по прозвищу Гуля, решил понырять с брёвен в том самом месте. Его товарищи сидели на берегу. Гуля нырнул, долго не показывался, потом показалась голова, закричал, что кто-то тянет его на дно, и опять ушел под воду. Его друзья не поверили - думали, что шутит, но тут метров за 20 от бывшей мельницы его как бы выбросило из воды, а бурун на воде вернулся под мельницу, но было не видно, кто проплыл под водой.
Когда Гуля вылез из воды, он долго не мог сказать ни слова. Придя в себя, рассказал, что его тянуло под воду что-то скользкое и холодное.
Но, когда парень стал читать про себя молитву, его отпустили. С тех пор там никто не купался. Это место стало называться «Гулякина яма». Сейчас река очень сильно обмелела, но там всё равно глубоко. Говорят, аналогичные случаи происходили в этом районе не раз. Об этом говорит еще одно название, дошедшее до нас: «Сенькина яма». (Записано в пос. Воля ст. Тресвятское от Бородиной Марии Павловны, 1923 г. Запись Бородиной О., 2002 г. АКТЛФ).

680. Однажды мужчина пошел в лес за ягодами. Он долго бродил по лесу и наткнулся на протекающую здесь речку.
Подойдя поближе, он увидел сидящего на берегу старика, одетого во все белое и с длинной седой бородой. Старик поманил его пальцем, мужчина, сам не понимая почему, вдруг стал подходить к нему, будто какая-то сила толкала его вперед. Потом он почувствовал, что падает в воду. Когда он выбрался на берег, то седого старика уже не было, а на том месте, где он сидел, была мокрая трава и лежала тина. (Записано в п. Каяльский Азовского р-на Ростовской обл. от Сергея Иннокентьевича Иванова, 1960 г. р., учитель труда в с\ш № 9. Запись Сотской В. Ю. 2002 г. АКТЛФ).


Рецензии