О русалках в Воронежской области
Наверное, нет человека, который бы хотя бы раз не слыхал о русалках, ведь это один из самых распространенных сказочных персонажей. Удивляет, насколько перекликаются русалочьи темы в разных культурах, что позволяет нам говорить об архетипическом значении данного образа, который является продуктом коллективного бессознательного.
Русалки в восточнославянских поверьях – это женский демонологический персонаж, своеобразная химера (состоящая из несопоставимых частей) или гибрид. Русалка связана со стихией воды, является водным духом. Связь с водой подчеркивается как внешне (самое распространенное представление о русалке –как о полуженщине-полурыбе), так в названии: «русалка» - означает водяную деву.
Во многих славянских землях (Россия, Польша, Сербия, Болгария) встречаются родственные этому имени названия источников, рек и прибрежных стран: Руса, Россь, Русиловка, Ruseca, Ras, Rasa и др. Все это свидетельствует о наличии в них древнейшего корня, служившего для обозначения воды. В санскрите «rasa» - жидкость, влага, вода; у кельтов «rus», «ros» - озеро, пруд; в переводе с латинского «ros» означает «роса» (орошать, росинец - дождь), наше «русло» - середина речного ложа.
«Поэтический образ фантастических жилиц надземных вод, вдохновлявший поэтов всех стран и соблазнявший художников всех родов изящных искусств, еще живет в народном представлении, несмотря на истекшие многие сотни лет»,- писал в начале нашего века известный русский этнограф и писатель С. В. Максимов. С тех пор прошло более полувека, в народном мировоззрении произошли коренные изменения, однако до сих пор в деревнях в устах старшего поколения кое-где еще можно встретить в основном бессвязные и маловыразительные рассказы о русалках.
Длительная жизнь этого образа в народных представлениях делает актуальным изучение связанного с ним фольклора, чрезвычайно древнего по своим историческим корням и вместе с тем при всей своей традиционности несущего в себе ясные черты трансформации, вызванной исчезновением поверий и сказывающейся в характере интерпретации древнего образа в современном языке и устном народном творчестве.
Живучесть этого образа тем более удивительна что уже в XVIII в. рассказы о русалках исследователям славянской мифологии представлялись архаическим пережитком. Правда, вместе с тем они указывали на широкое бытование этих рассказов в «простонародии». Например, в «Описании древнего славянского баснословия» М. Попова говорится: «В простонародии и поныне носится об них таковая баснь, что будто видают их иногда при берегах озер и рек, моющих и чешущих зеленые свои волосы, а иных, качающихся на деревьях. Как видно, то это древних предрассуждений есть зараза».
В этом же тоне о «русских наядах и нимфах» писал в своем исследовании о славянской мифологии и А. С. Кайсаров: «Баснь говорит, что на них были зеленые волосы и что оне чрезмерно любили качаться на ветвях дерев. Этот предрассудок, обновляемый теперь преданьями, так укоренился в уме простолюдина, что сей и теперь еще верит, будто бы видел иногда своих русалок на берегу реки, чещущих зеленые волосы. Конечно, теперь уж мало таких премудрых людей на Руси».
Оба исследователя указывают, что образ русалки связан как с лесом, так и с водой, дают один и тот же портрет русалки, которая расчесывает свои зеленые волосы, и утверждают пережиточность. этих представлений. Оба они ссылаются в подтверждение сказанного на бытующие предания, «обновляющие» суеверные представления народа. Нескольже позже, в 1815 г., П. Строев тоже констатирует, что предания о русалках «и поныне еще существуют», а в середине XIX в. М. Н. Макаров свидетельствует, что «почти во всех местах великороссийских с самой большою подробностью рассказывают о русалках... Вы встретите много простолюдинов, которые расскажут вам, как и когда они видели русалок». А. Терещенко, описывая в сороковых годах XIX в. русский быт, также подтверждает, что русалки «доселе служат предметом суеверных толков» и что «многие с божбой уверяют, что им случалось много раз видеть русалок».
В сущности в таком же тоне о фольклоре, связанном с представлениями о русалках, говорится в этнографической литературе на протяжении всего XIX в., причем исключительно стабильно перечисляются приписываемые им поступки: они сидят на берегу, кричат, хохочут, щекочут свои жертвы. Таковыми, например, они изображены в очерках о поверьях Воронежской губернии: русалки обладают вечной юностью и красотой, у них зеленые волосы, живут они в хрустальных дворцах, в ясные летние ночи играют, пляшут и поют на берегах рек, качаются на ветвях, щекочут и уносят в водное царство свои жертвы.
«Народное поверье,- пишет анонимный воронежский краевед,- допускает любовь между людьми и русалками, о чем существует много поэтических рассказов». Симптоматично, что при неоспоримой связи русалок с древними русалиями, даже там, где еще сохранился обычай «проводов русалок», образ самой русалки, как и представления о значении обряда, совершенно стерт. Например, во Владимирской области кое-где в последний день троицыной недели «провожают русалку». Проводы эти сводятся к тому, что женщины устраивают складчину, затем ходят по селу с пением частушек, традиционных лирических и даже современных массовых песен. На все расспросы о смысле этого обычая, о значении его названия никакого вразумительного ответа получить не удавалось.
Очень характерны песни, зафиксированные Т. А. Крюковой и Н. П. Гринковой, наблюдавших в тридцатых годах «проводы русалок» в селах Воронежской области и давших исключительно интересные, полные и детальные описания самого обряда, связанного с ним игрища, изображения русалок и т. д. В этих песнях не упоминаются русалки, несмотря на сохранность всех аксессуаров игры, ряжения и изготовления чучела русалки.
Неясны и скупы сведения о русалках, данные в описании «проводов русалки», наблюдавшихся в 1897 г. Кувшинниковым в Симбирской губернии, во время которых «русальщики» носили лошадиную голову, а «помелешники» и «кочерешники» кнутами гоняли «русалок». При этом пели: «Во лузях, лузях», «Лугом, лугом зеленым ехала коляска», «Как по мосту, мосту». Недостаточно точно зафиксировано и ряженье на «русальной неделе», имевшее место в Орловской губернии. Корреспондент В. Преображенский сообщал, что «пожилой мужик и баба изображают русалок, их догоняют и щекочут».
Русалки - доминирующий, но не единственный женский образ среди мифологических персонажей. Разновидностью русалок в некоторых местах, например в Калужской губернии, считались опасные «святочницы». Они некрасивы, с ног до головы покрыты волосами, говорить не могут, только поют без слов и пляшут. Местопребывание их - бани и неосвященные избы. В той же губернии бытовала быличка о том, как девки в бане встретили святочниц, которые набросились на них и стали их «колупать». Спаслись они тем, что рассыпали по снегу бусы, которые святочницы бросились подбирать. Разновидностью русалки считалась и мара - страшное растрепанное существо, которое в лунные ночи гремит самопрялкой. (Галина Львова).
Былички о русалках
640. В мае отмечают праздник, который называется Семицкой неделей, или просто Семиком. Такое название он получил потому, что его празднуют семь дней. Каждый день имеет свое название. На этот праздник не ходят в лес, на речку, т.к. в это время «в лесах ходят волки, а в реках и на ветвях деревьев сидят русалки, они могут защекотать человека до смерти». (Записано в с. РусскаяЖуравка Верхнемамонскогор-на Воронежской обл. от Агарковой А.И. 1919 г.р. Запись ВГУ АКТЛФ 1991).
641. Ехали мужик с бабой через поле на лошади. Смотрят, идёт русалка и пляшет. Мужик погнал лошадь быстрее. Если бы Русалка поймала - защекотала бы до смерти. (Записано в с. Пятая Сотня Нижнедевицкого р-на Воронежской обл. от Глазьевой Е.П. 1912 г.р. ВГАИ КНМ№ 820/ 23).
642. Пугали русалками, что б на огород не ходили. «Не ходите, там русалка», - говорили. Какая ж она? Косматая, зубатая. Она из конопей (конопли). И будет вас козякать (щекотать). (Записано в с. Краснофлотское Петропавловского р-на, Воронежской обл. от Е.Д. Матвеевой, 1929 г.р. Запись Башкировой Т., Долгополовой Ю., Мамаевым А., 2003 г. АКТЛФ).
643. Эту историю рассказал мне дедушка, когда я была ещё маленькая. Как-то раз поздним вечером возвращался он из гостей с соседнего села, был немного хмельной. Шёл по проезжей дороге, находившейся около посадки, за которой в определенном месте было заросшее тиной озеро. Когда он дошёл до места, где было озеро, он почувствовал, что нечто волосатое село ему на плечи и потащило его в озеро.
Когда оно его затащило, то стало громко смеяться и хлопать в ладоши. Он был в шоке, но всё-таки сумел прочитать про себя молитву. После этого всё утихло, и он бегом побежал домой. Когда он, вернувшись, рассказал это своей жене (моей бабушке), она подумала, что он всё это придумал на пьяную голову, но дедушка всю жизнь утверждал, что это было на самом деле. (Записано г. Воронеж от Доровской Александры Дмитриевны, 1955 г.р., родилась в с. Казиновка, Панинскогор-на, Воронежской обл., 1997 г. АКТЛФ).
644. Однажды два брата собрались на рыбалку, на дальнее озеро. Добравшись до места, они стали располагаться. Петр (так звали младшего) решил посмотреть места и отправился на другую сторону озера. Обходя озеро, он почувствовал на себе чей-то пристальный взгляд, осмотревшись кругом, он увидел, как у самой воды шевелятся ветки деревьев, как будто их кто наклоняет. Он крикнул незнакомцу, надеясь на ответ, но ничего не услышал. Петр пошел за братом.
Приведя брата на то место, он указал на кусты, где, якобы, кто-то был. Ничего не увидев, они пошли назад, как, вдруг, чья-то тень мелькнула по воде, они замерли. Из воды показался силуэт девушки, заметив, что за ней наблюдают неодобрительным взглядом, окинула мальчиков и уплыла прочь, ударив по воде огромным хвостом.(Записано в с. Хлебное Новоусманского р-на, Воронежская обл. от Фоминовой Анны Сергеевны, 1935 г. р. Запись Поповой О.Н., 1997 г. АКТЛФ).
645. В русалок мы верили. Лицо и тело вот так у них было девичье, а вот так дальше, где ноги, хвост. (Записано в с.Каширское Каширского р-на, Воронежской обл. от Снегировой А. Т., 1924 г.р. Запись Артамоновой С., Шутенниковой Е.,Сапиной Д., 2004 г. АКТЛФ).
646. Русалку на речке даже видела. На море. У неё лицо, как человечье, бледное, а хвост, как у рыбы. Волосы длинные, русые, по самое некуда. Это я была в Воронеже, на море видела. (Записано в с. Битюг-Матрёновка Эртильского р-на Воронежской обл. от Копыловой Анфисы Егоровны, 1924 г.р. Запись Телковой О., БукшиМ., 2005 г. АКТЛФ).
647. На речке купалась девушка - русалка, волосы длинные, чёрные. Она купалась голой. Люди их гоняли. (Записано в с. Битюг-Матрёновка Эртильского р-на Воронежской обл. от Ивановой Ксении Николаевны, 1922 г.р. Запись Шибановым Д., Соколовой Я. 2005 г. АКТЛФ).
648. Русалки были. Сама не видала, а говорят, русалки похожи на птиц. Я их не видела. (Записано в с. Каширское Каширского р-на Воронежской обл. от Серановой А.Т., 1929 г.р, Запись Артамоновой С., Шутениковой Е., Саниной Д., 2004 г. АКТЛФ).
649. У нас дедушка ехал через мельницу. Едет - у мельницы сидит баба, волосы чешет. И лошадь не пошла, и все. Вся лошадь в пене, а не идет. Он догадался и стегнул себя веником по спине крест-накрест через себя. Лошадь и пошла. (Записано в с. Мамоновка Верхнемамонского р-на Воронежской обл. от Моисеенко Г.И., 1924 г. р. Запись Меркуловой Е.Г. АКТЛФ).
650. Две бабки с гостей шли. Одна теть Шура наша была. До мостика дошли, смех услышали. Интересно им стало, решили, что девки с парнями балуются. Подошли поближе, видят: девка в воде стоит, волосами трясет и хохочет. А смех-то такой, что страх наводит. Испугались они - и бежать. В чужой дом заскочили - и к окну. А девка волосы свои чешет и смеется. Тетка Шура как матюгнется!
Девка в воду плюхнулась и замолчала, а гребень на берегу оставила. А утром тетя Шура за водой пошла и его домой притащила. И каждую ночь ей та девка-волосатка спать не давала: стучит то в окно, то в двери. Тетка Шура старичку одному рассказала. А он ей: «Снеси гребень-то, девка, а то русалка житья не даст». Утащила бабка гребень, и та девка к ней ходить перестала. (Записано в с. Долгое Семилукского р-на Воронежской обл. от Семеновой Марии Митрофановны 1928 г. р. Запись Кузьмич Т. В. АКТЛФ).
651. Очень много бабушка рассказывала о русалках. И не то, чтобы там где-то что-то, а в Петровском как это было. Вот там, за Петровским есть Чертинская яма. От неё осталось совсем немного воды. Есть там родники, прекрасные родники. И вот бабушка рассказывала: там выходили русалки. Когда дедушка ездил на рыбалку, приезжает и говорит: «А я сегодня опять девчат видел». Почему-то он их называл девчатами. Близко они практически не подпускали к себе, как по их рассказам. А вот идёшь обычно, туманное утро, и вдруг вот такое тихое-тихое то ли пение, то ли громкий шорох. Или тихое пение, или, громкий шорох.
И невольно поворачиваешь, говорит, голову - и там, ну, такая красота! Они матово-светлые, тело у них матовое. Все они практически раздетые. Он не видел, есть ли у них хвост, нет у них хвоста, вот этого он не видел, но красота необыкновенная. И они на берегу расчёсывали волосы. Вот утром идёшь, видишь вдалеке: они расчёсывают волосы. Что это было? Я сейчас, например, думаю, что это мираж. Может быть, ему хотелось что-то увидеть. А, может быть, действительно что-то было. (Записано в с. Петровское Борисоглебского р-на Воронежской обл. от Шишкиной Н. А., 1951 г.р. Запись Кудрявцевой Т., 2004 г. АКТЛФ).
652. Был у меня дядя. Он на мельнице работал. И шел однажды с мельницы домой. Шел он пьяный, шел лесом, и привиделись ему русалки. Приходит он домой и рассказывает: «Нынче иду мимо лесу, полночь уже, а предо мной стали русалки плясать, песни играть». Ну, его-то, конечно, за дурака сочли, не поверили, а он стоит на своем, отпирается. (Записано в хуторе Предпустованово Хохольского р-на, Воронежской обл. от Шухмина Екатерина Сергеевна, 1926г.р. Запись КолпаковойА., 1999 г. АКТЛФ).
653. Есть русалка в лесу под Краснопольем. Выходит в 12 часов, высокая, белая и плачет. Волосы длинные и вся в белом, как тень какая-то. Раньше заклинали, и она превращалась в тень. (Запись сделана в с.Никольское 2 Воробьевского р-на, Воронежской обл. от Непечиной Татьяны Григорьевны, 1932 г. р. Запись Фоминой Е., Сорокиной И., Обуховой Е., 2001 г.).
654. Детей пугали русалками, которых представляли в виде женщины с длинными, белыми, распущенными на висках, волосами. (Записано в с. Берёзовка Семилукского р-на Воронежской обл.от Лыдиной М.М. 1928 г.р. ВГАИ КНМ №715/15).
655. Дело было в полдень. По полю шли 4 ребятишек, а русалка белая за ними бежала. Они добегли до своих мам, а у них волосы белые. (Запись сделана в с.Никольское 2 Воробьевского р-на Воронежской обл. от Горюшкиной Анастасии Ильиничны 1927 г. р. Запись Фоминой Е., Сорокиной И., Обуховой Е., 2001 г.).
656. Когда сеяли пажити, нас пугали: не ходите туда, там русалка. Они, мож, сами наряжаются. Видели, что волосы распущенные, в белом одетая. Старая русалка, волосы чёрные, длинные, надевала маски. Не угадаешь, кто там, лицо мазали чёрным. Сапухой из трубы. Русалка злая, ведьма. (Записано в с. Битюг-Матрёновка Эртильского р-на Воронежской обл. от Жукавиной Анны Дмитриевны, 1930 г.р., уроженки с. Александровка, Верхне-Хавского р-на, Воронежской обл. Записано Телковой О., Букшей М., 2005 г. АКТЛФ).
657. Русалка - ведьма, приходит на попрядушки, бегает по полю. Это распутная, непутящая женщина. (Записано в с. Ростоши Эртильского р-на Воронежской обл. от Ахматовой А.И. 1910 г.р.. ВГАИ КНМ№ 656/ 22)
658. Девушки делали чучело из соломы, из травы, несли в рожь и там раскидывали. Русалка, если поймает человека, - защекочет. Русалкой может быть и мужчина и женщина. (Записано в с. Ступино Нижнедевицкого р-на Воронежской обл. от Воищевой Е.И. 1930 г.р., Лихачёвой М.И 1928 г.р.. ВГАИ КНМ № 692 /17)
659. Про русалок говорили: «Мать праклянё дочеря, ана палучится русалка. У нас на поле выходили русалки усе белаи. Баяце усе, и тады кастры разводють, и ана не падходить. Русалки жили в лесу, у бальщом дубе». (Записано в с. Прилепы Нижнедевицкогор-на Воронежской обл. (Падолянская Е.Е. 1920 г.р.) ВГАИ КНМ № 999/ 20).
660. В ночь на Ивана Купалу, собираются парни и девушки на гуляние по лесу. В тех лесах, которые расположены рядом с прудом, водятся русалки. Ровно в 12 часов ночи расцветает папоротник, и парни с девушками идут посмотреть на него. Та девушка, у которой злые намерения, увидев, как расцветает папоротник, превращается в русалку. В Хохольском районе есть лес под названием Озарский (озарники), там по древним поверьям происходили такие истории. (Записано в с. Никольское-на-Епанче Хохольского р-на Воронежской обл. от Сидельниковой Пелагеи Никаноровны, 1916 г. р. Запись Поповой О. В., 2002 г. АКТЛФ).
661. Как-то летом женщины ходили на реку стирать белье. Они задержались до темноты. А когда на небе показалась полная луна, женщины увидели, как по течению реки на доске плывет девушка необыкновенной красоты, потому что от доски не было никакого волнения на воде. Казалось, что доска с девушкой летит над водой. С тех пор все рассказывали о девушке, проклятой матерью, которая, утопившись, стала русалкой. (Записано в с. Старая Тойда Аннинского р-на Воронежской обл. от Александры Степановны, 1912 г. р. Запись Бабушкиной Ю. А., Пашковой Е.В., Соновой И.В., 1996 г. АКТЛФ).
662. Были русалки. Русалки - это проклятые дети, те, которых мать прокляла. Тогда такой человек проваливается под землю, а потом выходит из земли, плачет, делается русалкой, но не трогает. Они плачут. Дети некрещеные не будут русалками и утопленники тоже. (Запись сделана в с.Никольское 2 Воробьевского р-на Воронежской обл. от Дороховой Марии Ивановны, 1923 г.р. Запись Фоминой Е., Сорокиной И., Обуховой Е., 2001 г. АКТЛФ).
663. Русалки качались на осинах. «Это проклятые девушки». У русалок длинные распущенные волосы, они пугают детей. (Записано в с. Новосолдатка Репьевского р-на Воронежской обл. от Андрахановой А.П. 1938 г.р.. ВГАИ КНМ № 590/ 25).
664. Про русалок говорили, что это не утопленницы, а девушки, проклятые матерями. Раньше проклятия всегда сбывались и имели очень большую силу. (Записано в с. Семидесятное Хохольского р-на, Воронежской обл. от Недобежкиной Н.И., 1934 г. р. Запись Федченко К., Пономарева Ю., Калашникова Н., Селиверстова А. 1999 г.).
665. Одна бабушка рассказывала, как однажды она шла домой и заблудилась. Был туман, и она всё время почему-то выходила на чемеричную поляну (чемерика - трава с дурманящим запахом). Тогда она решила выйти к реке и по берегу добраться до дома (она шла около реки). Неожиданно она увидела «проклятых дев», как она их назвала.
Они сидели вдоль берега, опустив волосы в воду, и как бы кого-то призывали. В народе говорят, что, если снимешь с себя крест и выведешь проклятых в другое место, проклятие снимается. Как бабушка вернулась домой, она не помнит. (Записано в г. Воронеже от Кузнецова Евгения Александровича, 1952 г. р. Запись Кузнецова Е., 2001 г. АКТЛФ).
666. Лет десять тому назад приехала я со своими подругами - Светой и Аленой - к бабушке погостить летом. Мы отдыхали, ходили в лес, на танцы и на пруд. Об этом пруде ходило много разных слухов. Люди слышали и голоса, доносившиеся оттуда, и как будто ночью зовет голос с пруда маму. Говорили, что это голос недавно повесившейся девушки.
Как-то мы снова пошли на пруд. Зашли по колено в воду, стали плескаться, а Аленка как стояла, так и стоит. Мы у нее спрашиваем: «Чего не купаешься?». А она отвечает: «Боюсь. Меня как будто кто-то за ногу трогает» - а сама чуть не плачет. Испугались все, вылезли, убежали домой. На следующий день на том месте нашли утопленника. (Записано в Рамонском р-не Воронежской обл., от Горловой Елены Игоревны, 1974 г.р. Запись Вороновой М., 2004 г. АКТЛФ).
667. Рассказывают, что в одном селе утопилась красивая девушка. Все ее жалели, девушка была добрая и работящая. А парня, из-за которого он утопилась, ругали да корили: он был гулякой и пьяницей. С тех пор на озере стали видеть красивую русалку. Однажды Митька рыбачил на озере, по обычаю, взяв с собой водочки. Незаметно наступил вечер, вышла луна. И тут он увидел ее, по лунной дорожке подплыла она близко к лодке и стала звать его к себе красивыми полупрозрачными руками: «Иди ко мне, я скучаю по тебе» - сказала русалка.
Дмитрий испугался и стал говорить ей, что она сама виновата, что он пошутил, когда гулял с другой девушкой. Русалка взялась руками за лодку и стала ее раскачивать. Митька бросил в нее бутылку недопитой водки и сильно заработал веслами. Опомнился, только когда добежал до дома. И с тех пор пьяных на озере никто не видел. (Записано в г. Воронеже, от Хлобыстиной Н.П. медсестры, уроженки г. Острогожска Острогожского р-на Воронежской обл. Запись Иванниковой Т.А., 2000 г. АКТЛФ).
668. После Ильина дня не разрешали купаться. Говорили, что русалки «утошшут» за ноги. Русалка вся волосатая и страшная. (Записано в с. Шишовка Бобровского р-на Воронежской обл. от Гущиной М.М., 1916 г.р. Запись Пуховой Т.Ф., Власовой Я., Тимофеевой А, 2007 г. АКТЛФ).
669. После Троицы шла Русальная неделя. В это время больше всего боялись русалок и ведьм. Ходили в лес за осиной и прибивали осиновые ветки к крыльцу или к калитке, чтобы не зашла ведьма. (Записано в с. Хреновое Бобровского р-на Воронежской обл. от А.И. Павловой 1920 г.р.. ВГУ).
670. Когда я была ещё совсем маленькой, каждое лето проводила в деревне у дедушки. Беспокойный я была ребёнок, как дедушка говорил: «Это не ребёнок, а сто рублей убытку». Любила я со своими «друзьями», такими же 7-8 летками, ходить в лес, на болото. И никто не удержит, даже если захочет, все равно уйду. А в лесу тогда ещё озеро было - сейчас совсем заросло. И решил мой дедушка отвадить меня от походов в лес и так сказал: «В том озере, что в лесу, русалки водятся. Красивые, добрые. Только почему-то путников не любят. Увидят кого - увлекут за собой и утопят. А чтобы от них охраниться, надо крестик на спину перевесить - так они к тебе не подберутся. Только всё равно затаскивают, особенно детей».
Я, конечно, на следующий день всем рассказала, и мы в лес на озеро пошли, русалок мы не увидели, но только что-то в озере плеснуло - мы врассыпную. А потом всем взахлёб рассказывали о том, что русалок видели. А может, мы их и правда видели? Честно говоря, не знаю. Но только, когда приходится мимо того озера идти, всегда крестик на спину перевешиваю. Суеверие - но так спокойнее. И дедушку всегда вспоминаю. (Записано в г. Липецке от Батраковой В.Е. Запись Батраковой В.Е., 2001 г. АКТЛФ).
671. В одной деревне была речка, и говорили, что там водятся русалки, но если их увидишь, то нельзя глядеть им в лицо. Одна девушка возвращалась вечером домой и увидела на берегу реки двух девушек, сидящих на берегу, ноги их были в воде, а волосы расстилались по земле, и цвет их был русо-зеленый. Эта девушка посмотрела на них, а у нее была привычка «смыкать» руки за спиной, и пошла домой. Придя, она не смогла «разомкнуть» руки до утра. (Записано в с/з «Михайловский» Панинского р-на Воронежской обл. от Паниной Нины Сергеевны, 1937 г.р. Запись Паниной Ю. АКТЛФ).
672. Говорили у нас в деревне, если утром идешь около реки и увидишь русалку - смотреть на нее нельзя. Шла я как-то утром около реки, а привычка у меня - за спиной руки сцепленные в замок держать. Иду, смотрю, сидит ко мне спиной девушка, а волосы у нее длинные-длинные. Я поняла, что это русалка, но не стала отворачиваться - интересно было. Она повернулась, посмотрела на меня, а я не могла потом долго руки расцепить, так и ходила. А потом не помню, и как все исчезло. (Записано в г. Воронеже от Савина Евгения. Запись Ткачева Е.В., 2001 г. АКТЛФ).
Былички о кикиморе
791. Про нее мало что известно. Говорят, что она жена домового и живет в подвале. Отличается она противным нравом. (Записано в г. Воронеже от М.А. Коваленко, 1990 г.р., уроженки г. Сельцо Брянской обл. Запись Коваленко М.А., 2008 г. АКТЛФ).
792. В селе Крыжино (Брянская область) она была болотной кикиморой. Называли ее там Баба-болотница. Когда от реки начинал тянуться туман, нам говорили: «Вот. Баба-болотница пиво варит». (Записано в г. Воронеже от М.А. Коваленко, 1990 г.р., уроженки г. Сельцо Брянской обл. Запись Коваленко М.А., 2008 г. АКТЛФ).
Былички о лешем
681. Рассказывал эту историю мне мой дядя. Приехал он в деревню к матери своей. Пошёл в лес дичь пострелять, на животных поохотиться (он был очень опытным охотником). Лес этот был знаком ему с детства, он знал в нём буквально каждое деревцо, но тут понял, что заблудился, начал тогда кричать: «Люди, есть здесь кто-нибудь? Отзовитесь!» Так он звал раза три. Вдруг кто-то ему ответил: «Я здесь. Как тебя зовут? Следуй за мной».
Дядя имя не назвал, но пошёл за голосом, незнакомца он не видел, думал, что это лесник, он поможет. Так он шёл, шёл за голосом. Вдруг голос стих, дядя очнулся, видит: стоит он на каком-то пеньке, вокруг болото, сделал бы ещё шаг и увяз в болоте бы. Кое- как он оттуда выбрался, дошёл до дороги, поймал машину. Шофёр и рассказал дяде, что это его леший в лесу водил. «Повезло тебе, мужик, что ты имя своё не назвал, а то никогда бы из лесу не вышел»,- сказал шофер. А завёл дядю леший в соседнее село. Водитель был местным. (Записано в г.Богучар Богучарского р-на Воронежской обл. Запись Мандрыкиной Е.,2004 г. АКТЛФ)
682. Работал у нас в селе скотник, Иван Уколович Алехин. Скотники на работу рано ходят, ферма-то на отшибе, работа начинается в 4 утра, чтобы поспеть в 3 уже выходить надо. Чтобы покороче было идти, надо было через леваду переходить. Там вообще-то место нехорошее. Если скотина убежит туда - пиши пропало, больше не увидишь. Ходили слухи, что там Леший обитает, он-то и ворует скотину. А Уколович наш мужик пьющий был, может, поэтому и не боялся там ходить.
И вот повадилась за ним свинья ходить. Как идет на работу - она, откуда не возьмись, бежит сзади. Решил он ее однажды догнать. Погнался да и запутался в той леваде. Она, левада та не большая, а он всю ночь по ней бежал, выйти не мог. С тех пор перестал он там ходить. Крюк по асфальту давал. Такая вот история. (Записано в с. Сухой Донец Богучарского р-на, Воронежской обл. от Лукьянова Ивана Устиновича, 1938 г.р. Запись Зебриной В., 1997 г. АКТЛФ).
683. Леший водится в лесу, может заманить человека к себе, закружить в лесу, так что он не сможет найти дороги обратно. (Записано в пос. Воля ст. Тресвятская Новоусманского р-на Воронежской обл. от Т.И. Филоновой, 1932 г.р., проводницы. Запись Игнатовой Т., 2007 г. АКТЛФ).
684. Жил в нашем селе одын человек давненько. И никто его не любыл. И стал злой-презлой. Вин убыв жинку сву и детей трёх. И у лес убёг и став тамочки жить. И став людие путать и заводить, кто к ыму у лис зайде. И став так вин лешим злом. Вин и счас там живе. (Записано в с. Тимирязевка, Кантемировского р-на Воронежской обл. от Нитутиной В.Я., 1916 г.р. Запись ГорныхМ., Брысенкова Г., 1997 г. АКТЛФ).
685. Поехали мы с друзьями на дачу, хотели отметить окончание первого курса. Посидели у костра, попели песни под гитару, подурачились. Домой собрались уже часов в семь вечера. Вдруг кто-то увидел на дереве рисунок странной формы - натуральный глаз. Ну, мы посмеялись: небось, леший за нами подсматривает. Сфотографировали этот «глаз» на память и разошлись. Ребята пошли на станцию, а друг мой прямиком через лес к себе на дачу. Заблудиться вроде негде.
С четырех сторон - железная дорога, дачный поселок, овраг и речка. Лес он знал, как свои пять пальцев. Шел, шел, вдруг впереди - болото. Удивился. Свернул налево, пошел вдоль болота и через пять минут вышел на костровое место. Пошел по новой, только через полчаса вышел почему-то к реке. Что за черт, думает, не иначе -леший водит! Тогда решил, не мудрствуя, дойти вдоль речки до станции. Сесть на электричку, доехать до своей платформы, а там по асфальтовой дорожке до дачи.
- Дошел до станции - рассказывает он. Там, где у речки излучина, такие кусты, пришлось их обходить. Обошел - а речки-то и нет! Вот тогда испугался по-настоящему. Пошел куда глаза глядят, и вышел через час - уже стемнело - к «железке». Пошел по шпалам до своей остановки, а там до дачи два шага. Утром рассказал все бабушке, она у него всякие обряды-приметы знала. Так вот бабушка сказала, что ему еще крупно повезло - просто пошутил с ним лесной хозяин. (Записано в с. Гремячье Хохольского р-на Воронежской обл. от Четкина В. Л., 1951 г.р., родом из с. Рудкино, Хохольского р-на Воронежской обл. Запись Карташовой М. В.).
686. Он (сын) вместе с отцом пошел в лес. На привале сын остался у костра, а отец пошел за дровами. Отца не было 3 часа. Сын решил искать его и нашел в 150 метрах от места привала. По словам отца, тот не мог найти дорогу к месту стоянки. По следам выяснилось, что отец бродил кругами около места привала. (Записано в г. Воронежеот Дьяченко Г.А., 1980 г.р. Запись Морозовой А. АКТЛФ).
687. Однажды муж и жена взяли своего ребенка на сенокос, а вечером забыли о нем и пошли домой. Хватились ребенка, они побежали обратно, но его нигде не было. Рядом был лес. Родители вошли туда и увидели лешего, который нянчил их малыша, но при виде людей исчез вместе с ребенком. (Записано в с. Никольское Таловского р-на, Воронежской обл. от Яновой Е.А., 1911 г.р. Запись Дудкиной В.Г., 1993 г. АКТЛФ).
688. Жила одна семья. И вот раз отец - ну я хорошо его помню - осенью пошел в лес. А малый у него был лет десяти. Ну и пошли они вместе. Пошли-то уж под вечер. Пришли в лес, отец - то развел костер да и ушел за водой, а мальчика оставил одного. Только приходит - а сына - то и нет! Давай он кричать, бегать по лесу, звать его, а никто не отзывается. Так и вернулся один домой. С утра пошел снова в лес - только все без толку. Пропал ребенок.
А вот как - то пошли соседские ребятишки в лес. И увидали того мальчика у обрыва в лесу. Испугались. А он близко не подходит, стоит у обрыва. А потом и пропал. Ребята привели отца, бегали по лесу, а никого не нашли. Соседи говорят, что это леший играется. (Записано в г. Воронеже от Колесниковой А.Е., 1938 г.р. Запись Болдыревой Ю.А.).
689. Пошла я за грибами сама, шо возле села. Ходила, ходила, пока не заблудилась. Мне стало страшно. Забыла про грибы, на улице уже смеркается. Бачу впереди что-то шевелится, думаю шо, може, тоже грибник, а самой страшно. Взяла палку, окликнула - молчит. Подошла ближе, а оно от меня. И не поймёшь, чи человек, чи собака? Иду за ним, окликаю, а оно и не подходэ.
Чую, шо ветка впереди хрустит. Куды шла, сколько шла - нэ помню. Вышла на край леса, дивлюсь - знакомые места. А оно стоит возле куста на двух ногах, потом побежало. Я обошла кругом куст, а куда оно делось не пойму. Дорогу домой нашла, а шо то было, до сих пор не знаю. Може, леший? (Записано в с. Поддубное Россошанского р-на, Воронежской обл. от Стаченко Виктории Алексеевны, 1950 г. р. Запись Горобцова Н. В. АКТЛФ).
690. Мы с внучкой часто ходили за грибами. Наш дачный домик почти в лесу. Как-то раз так увлеклись, что разошлись очень далеко друг от друга. Смотрю, а Оленьки нет, стала звать ее, но никто не отзывался. Я очень испугалась и пошла к домику посмотреть, не пришла ли она. Долго Оли не было. Я снова к лесу, долго ходила, искала, кричала. Наконец, Оля пришла и рассказала, что когда поняла, что заблудилась, стала звать меня, не могла понять, в какую сторону идти и заплакала, а потом услышала шаги по сухим листьям, но никого не было. Страх исчез. Оля пошла на звуки и вышла прямо к дому. Оказалось, что она была совсем близко. (Записано в г.Воронеже от Семеновой Людмилы Андреевны, 1925 г.р. Запись Власенко Ж.А., 1997 г. АКТЛФ).
691. Поехали мы в Шуберское по землянику. Набрали ведро и решили возвращаться. Вроде ушли не далеко, и дорога знакомая, но шли больше положенного времени, а выхода из лесу все не было. И солнце вроде было, а потом его облаками заволокло. В итоге, когда нас начали одолевать несметные полчища комаров, мы поняли, что не выходит, а наоборот - идем в глубь леса.
И мы, подумав, решили попросить помощи у «хозяина леса». Мы попросили вывести и пообещали в следующий раз ему конфет привезти. Через некоторое время начали слышаться очень четкие шорохи справа. Словно все говорило: «Туда идите». Папа вначале не поверил, но затем сдался. И мы пошли на звуки. И очень скоро выбрались. С тех пор, приезжая в лес, мы обязательно оставляем где-нибудь на укромном местечке конфетки или хлебушек. И больше он нас не водил, а иногда даже подсказывал ягодные места. (Записано в г. Воронеже от М.А. Коваленко, 1990 г.р., уроженки г.Сельцо Брянской обл. Запись Коваленко М.А., 2008 г. АКТЛФ).
692. Раньше мы в Падлесном жили. Хутор стоял, прям у края леса. От леса и кормились. Грибки да ягадки всякаи сбирали. Девки-то сбируцца гужом, да и в лес по грибы, по ягоды. Мать моя рассказывала про энто. Пашли они с девками в лес по грибы. Грибов набрали - не унесть. А с ними девка была, Палага Малюгина. Страсть красива была девка.
Ростом высока, пышная, как сдоба, румяная, глазастая. Вот набрали девки грибов и сбираютца домой идтить. Вдруг медведь из чашшобы к ним валит. Девки-т разбежалися хто куда, а Палага упала наземь, лицом в землю уткнулась и лежит ня жива, ня мертва. А медведь возле ней окоротилси, лапы на брюхи скрестил, и стоить, быдто любуитси. Да как жахнет-то лапишшей по Палагиному заду. Вроде погладил. Паглядел, паглядел, да и обратно в лес убег.
Девки-то Палагу подняли, а та быдто и ня видить ничаво, пабелела. Девки ее быстрей к знахарке, к бабке Фекле Завьяловой. Уж та яе отливала да отшептывала. Эт, грит, девка тебя леший приметил, ты вишь краше других ему глянунулась. От он тебя и огладил».
Прашло скольки-т времени, ток Палага сохнуть стала. От красы ее былой и следа не стало. Высохла, ровно жердь. А на том месте, где ие медведь жахнул, пятно у ней вскочило, да точь-в-точь лапа медвежия. В хуторе ее и прозвали «Медведева нявеста». Замуж ие никто ня взял, так она и тронулась умом-то. А потом и вовсе в лес сбежала. (Записано в г. Лиски от Абрамовой Матрены Андреевны, 1913 г.р. Запись Кузнецовой Е. А., 1997 г. АКТЛФ).
693. В одной деревне было поверье, что поздно вечером нельзя ругаться с родителями и выносить мусор, иначе что-то или кто-то утащит на болото, которое было рядом с деревней. Одна девушка не верила в это, и, поругавшись с родителями, пошла вечером на улицу. Она вернулась домой только через 3 дня, и объяснила, что кто-то в темноте утащил её на болото и отпустил только через 3 дня, но это существо обращалось с ней хорошо. (Записано в с/з «Михайловский» Панинскогор-на Воронежской обл. от Паниной Нины Сергеевны, 1937 г.р. Запись Паниной Ю. АКТЛФ).
694. Бабушка ещё один случай рассказывала. У нас через Хопёр, там вот, в верховьях Хопра, был мост, сделан из брёвен. Брёвна, и лыком он был связан. Эт вон там, за Вишняком, где дальний пляж. И вот через этот мост они ходили за ежевикой. Ежевика поспевает в конце августа - в начале сентября. Конечно, уже не купаться, уже прохладно. И бабушка с детишками с тремя - какой здесь, какой рядом, какой за юбку держится - пошли за этой ежевикой, лукошко у неё. Дошли до этого мосточка из брёвен, ну и она говорит: «Я только ступнула на этом мост, на этом мосту появляется дедушка, такой вот небольшой дедушка, ну, как лесовичок, и говорит: «Женщины, вы идите. Сами проходите, но детей с собой не ведите через мост».
Бабушка не пошла со своими ребятишками, а одна женщина говорит: «Ой, господи, боже мой, ты глянь, какая тут страсть». Ну, смелая, наверное, была. Да ринулась. Представляете, развязываются эти два бревна, и она с малышом падает. Малышу четыре годика. В общем, нахлебался он воды, кое-как его отходили, но у ребёнка, после этого случился младенческий, т.е. припадки начали бить, и так он и умер с этими припадками. Наверное, испуг. (Записано в с. Петровское Борисоглебского р-на, Воронежской обл. от Шишкиной Н. А., 1951 г.р. Запись Кудрявцевой Т., 2004 г. АКТЛФ).
695. Однажды, когда мы были детьми, а было это сразу после войны, пошли с подружками в лес по орехи. Лес находился недалеко от деревни. Орехов было не много, видимо, все оборвали. Можно сказать, что из леса мы уходили ни с чем. Уже начало смеркаться, а тропинка, ведущая к деревне, как будто исчезла. Бродили-бродили и вышли на незнакомую опушку. Стоял, вернее, сидел на пеньке бородатый старичок. Никогда мы раньше его не видели и не знали.
Подошли, поздоровались, а рядом с ним лежал большой мешок с орехами. Он угостил нас ими. Мы спросили, не знает ли он дорогу в деревню. Он ответил, чтобы мы шли прямо и выйдем прямо к тропинке. Мы поблагодарили его, и пошли, куда указал дед. И, правда, вышли к тропинке. Дошли до деревни, рассказали маме. Она сказала, что это был леший. После этого мы не раз были в лесу, но ни опушки, ни старика не видели. (Записано в с. Ильинка Таловского р-на Воронежской обл. от Яценко Клавдии Андриановны, 1929 г.р. Запись Угрюмовой Ю.А.,1997 г. АКТЛФ).
696. Старики рассказывают, как будто есть лесной хозяин. Белый, выше леса, идя, шумит, на рыбалку ходит. (Записано в с. Старая Тойда Аннинского р-на, Воронежской обл. от бывшей доярки Мещеряковой Анны Андреевны, 1914 г. р. Запись Контаковой Н., Горюшкиной Е., Тесниковой Л., 1996г. АКТЛФ).
697. Одна женщина ходила искать коров в лес ночью. Видит однажды, что сидит на осиновом пеньке женщина с длинными-предлинными волосами и говорит:
- Чего ты ходишь?
- Ищу коров.
- Да вона твои коровы...
Посмотрела она, и правда, коровы тут и ходят. Вот так и нашла. Говорят, что это будто лешачиха сама сидела. (Записано в с. Отрадное Новоусманского р-на от Зинаиды Павловны Старцевой, 1960 г.р.Запись Скачковой Э.В., 1997 г. АКТЛФ).
698. Когда я-то маленькая была, то ходила с рабятами у лес пы грыбы, па ягыды. Заигрались один раз, ды и не заметили, кык пытемнела. Стали дорогу домой искать. Тямно везде. Ни луны, ни звезд - все тучи закрыли. Потом Федькя увидал огонек поодаль. Мы подумали: этот огонек от костра рыбаков. Пошли туды на ентот свет. Вышли на небольшуя поляну, где плясали маленькия человечки. Уж и ня знаю, хто они, как грыбы большия: глаз нет, носа тоже, а вот рот громадный, так и плывет в улыбке. Испугались мы. Наськя была самая маленькая, она от испуга как заплача! Мы бежать бросилися, пыд ногами земли не чуяли.
В деревне рассказали об ентом. Наутро дядьки Николка, Гришка с дедом Тихоном отправились в лес, стали енту поляну искать. Искали-искали. Уж домой собрались, смотрють, а на земле тропинька из ягод. Это мы, када бежали, всю ягоду растеряли. Пошли по тропиньке и вышли на енту поляну. А там грыбов видимо-невидимо. Хотели собрать их, ды побоялись: вдруг грыбы-то живые. Съешь их, а они начнут в животе вытанцовывать. Так и ушли они ни с чем. (Записано в с. Листопадовка Грибановского р-на, Воронежской обл. от Хаустовой Евдокии Тихоновны, 1925 г.р. Запись Арсентьевой Ю., 1998 г. АКТЛФ).
699. Бывая летом в деревне у бабушки и дедушки, мы непременно ходили в лес за грибами и за ягодами. Помню, как в детстве мы с моей сестрой любили бегать по лесу, прятаться за кустами и деревьями друг от друга, а чтобы не потеряться и не отойти далеко от бабушки, собирающей травы, кричали: «Ау, ау». И вот однажды, набегавшись по лесу и сев на пень отдохнуть, бабушка рассказала нам о добром лесном духе дедушке Ауке, который в отличие от Леших не спит ни зимой, ни летом. Зимой на смену Лешему приходит Дед Мороз, когда тот ложится в зимнюю спячку и спит до зимы; Аука же живет в лесу круглый год и помогает людям. Если попросить у него помощи, он всегда поможет и выведет из леса. Если зимой человек разозлит Ауку, Аука будет отзываться сразу со всех сторон.
На вид он, по словам бабушки, маленький, пузатенький, щеки надутые. Он может завести в глубь леса, вселить надежду, но сам будет водить до тех пор, пока не утомится человек и не уснет сладким морозным сном, обо всем позабыв. Поэтому не стоит ходить зимой в лесу без надобности, чтобы не злить Ауку. Посидели мы еще на пенечке, да и пошли дальше, только мы уже с сестрой старались держаться рядом с бабушкой и не шуметь много. (Записано в ст. Графская, пос. Краснолесный от Гирдо Ю.А., 1939 г.р. Запись Стрельниковой И.А., 1997 г. АКТЛФ).
Былички об огненном змее
796. Подружка у меня была, тоже Машка. И когда война началась, мужика ее на фронт забрали. Она все ревела. И начал он к ней летать. Говорили ей, что это не он, а черт летаеть. Она отмахивалась. А он ей сундук с гостинцами привез, а открывать не велел. Один раз на печи, она его по голове гладить, а голова его буграми, неровная. А он сказал, что ранили так его. Она напужалась. Он уходить, а Машка - к окну. Глянула - у крыльца искры, а его нету. Утром сундук тот с гостинцами открыла, а там навоз лошадий. (Записано в с. Верхняя Тишанка Таловского р-на, Воронежской обл. от М.М. Гусевой, 1918 г. р., уроженки с. Моховое, Аннинского района, колхозницы. Запись Мироновой Н. В., 2004 г.).
Былички о полевом
797. Жила я тогда у Алёны. Пропали коровы, и я пошла их искать. Вдруг такой ветер, что, боже мой! Оглянулась я, вижу - стоит кто-то в белом, да так и дует, так и дует. Я и про коров забыла и скорее домой. Рассказала Алёне, а она мне сказывает: «Если в белом видела, значит, полевой это». (Записано в с. Ушановка Новоусманского р-она Воронежской обл. от Минаковой Марии Васильевны, 1926 г.р., пенсионерки. Запись Минаковой М. АКТЛФ).
Свидетельство о публикации №124120702588