Кикимора Домовая

Кикимора Домовая.

Злой домашний дух тревожных, беспокойных снов, ночных мечтаний и приведений. Являются послами и служителями страшного славянского Божества - Вия (Выя, Ныя) - Владыки подземного пекельного Царства. Кикиморы - чертихи. Представлялись они в виде неопрятных, с растрёпанными, торчащими волосами, маленьких, тощих, с неприятным лицом и длинным носом, с занудливым характером женщин. Голова у кикиморы с напёрсточек, а тело сравнимо с соломиной.
Cчиталось, что от связи кикимор с домовыми духами мужского пола идёт продолжение рода и тех и других. Существовало поверье, что кикиморы - это проклятые собственными матерями во младенчестве умершие дети (дочери), которых уносят черти, а колдуны сажают к кому-нибудь в дом на житье к людям на некоторый срок. Считалось, что посадить в дом кикимор могут и плотники, если им не заплатили за их работу.
Знают кикиморы все деревни, все посёлочки, ведают про все грехи человеческие. Пробираются в избу незамеченные, поселяются за печкой неслышимо. Держат зло на уме на люд честной, замышляют выжить хозяев из дому. К мужчинам настроены более враждебно, нежели к женщинам. С теми и попрясть могут, только правда, больше пряжи попутают. Могут своровать из дома маленьких детей и отнести их к нечисти, злым ведьмам и колдунам. Кикиморы хотя и бывают невидимы, но с хозяевами репликами перебрасываются. Иногда кикимора оборачивается серой кошкой. Любит похулиганить в доме, гремит посудой, бросает и бьёт горшки и плошки, портит хлебы и пироги, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов.
Днём Кикимора сидит за печкой невидимкою, а ночью прядёт иногда или проказничает. То вдруг загремит в печи, затрещит на потолке; то впотьмах подкатиться клубком к кому либо из семьи под ноги и собьёт его как овсяный столп; то когда все уснут, ходит по избе, урчит, ревёт и сопит как медвежонок; то средь ночи запрыгает по полу синими огоньками...; ворует кур, выщипывает шерсть у овец - пакостят помалу. Вредят скоту и тем, что пересчитывают его, а считать-то умеют только до трёх.
Кикиморы всегда недовольны тем, что есть. И печь-то не так сложена, и стол-то не там поставлен, и лавка не так сделана. Всегда готовы на всё брюзжать и во всём людям мешать. Но всё же кикиморы, по сравнению с домовыми, считались менее беспокойными, поскольку были активны только ночью. Детей часто находили на рассвете спящими головой вниз, а ноги на подушке - это одна из любимых пакостей Кикиморы.
Домашняя Кикимора, в отличии от Болотной, не является очень уж опасным духом. Она, несмотря на всё своё злопыхательство, не может причинить человеку большого зла. Она беспокоит, тревожит человека, старается нагнать на него страх, но вызывает к себе преимущественно неприязненное отношение и насмешку.
Кикимору можно вывести из избы с помощью некоторых заговоров и обрядов. Ровно в полдень следует запрячь дровни, да не смотреть что дето. Дровни подвести к сеням, расстелить на них шубу мехом вверх. Взять старую метлу и мести ею избу, на потолке под крышей и приговаривать до трёх раз: «Честен дом, свЕтые углы! Отметайтеся вы от летающего, от плавающего, от ходящего, от ползущего, от всякого врага, во дни и в ночи, во всякий час, во всякое время, не бессконечные лета, от ныне и до века. Вон, окаянный!». Трижды перебросить горсть земли через плечо у сеней к дровням, да трижды плюнуть; после этого свезти дровни, и шубу в лес.
Есть и ещё один способ избавления от Кикиморы: в доме следует найти куколку и сжечь её на костре и тогда все проказы прекратятся и Кикимора уйдёт. В некоторых областях упоминается существо Чудинко (Пуганко), которое относится к роду кикимор. По поверью, Чудинко в виде маленькой куклы, тряпичной или деревянной, с целью наведения порчи на дом могли подложить под нижнее бревно дома при его строительстве. Избавиться от него можно только одним способом - уничтожив эту куклу. Крестьяне в этом случае, устав от проказ Чудинки, тыкали вилами в нижние брёвна дома, приговаривая: «Вот тебе, вот тебе за то-то и вот это».
Также обряд изгнания кикимор из домов проводился 4 марта (по старому стилю). Считалось, что в этот день они становятся тихими, смирными и ручными и что только в этот день от них можно избавиться. При изгнании Кикиморы обметали печь и все углы в избе, окуривали её с приговором: «Выходи ты, кикимора домовая, из горюница дома скорее, а не то задерут тебя калёными прутьями, сожгут тебя огнём-полымём, зальют чёрною смолою. Слово моё твердо».
Если и это не помогало, то пробовали задобрить божество Вия, но о требах и жертвах ему, разговор отдельный и делать то должен, человек ведающий. Кикимор, как и всех духов и существ, опасных и враждебных человеку, видит обыкновенная домашняя кошка, которую из суеверий в старину держали многие семьи в своих домах. Считалось, что кошка не только может во время «увидеть» и известить хозяев о нечисти поселившейся в доме, но также и не позволить ей поселиться в нём.
 
Домовой
(Домовой Хозяин, Царь Домовой, Домоведушка, Домовид, Домовитель, Домовидушко, Доброжил, Доброхот, Домовидый, Домовик, Домовитель, Домовитушко, Доможил, Доможир, Доможирко, Доможирник, Домоседушко, Дзяд, Дед, Хозяин-Батюшка, Дедушка-суседушко, Суседок, Батанушк и др. Если он не в ладу с жильцами дома, то его называют Некошн. По местоположению его называют Хлевник, Голбешник, Избной, Подпечник, Подпольник. По форме появления - Пастень, Стень, Глумица) - в общем смысле и значении он дух и «хозяин» дома и двора, хранитель домашнего очага.
Имена домового характеризуют отношения домового к живущей в доме семье и хозяйству: он старший в доме, член семьи, предок и невидимый «хозяин». За охотливое совместное жительство домовой - Суседка. Крестьяне были твёрдо уверены, что «никакой дом не стоит без домового». Образ домового при внешней простоте - один из самых сложных, многозначных в крестьянских поверьях. Домовой наделяется разнообразными обликами, качествами и способностями.
Внешний вид и облик:
В народе полагают, что домовой обычно невидим и показывается людям только как предвестник какого-либо события. Чаще всего он предстаёт перед людьми в образе старичка полуметрового роста, плотного телосложения, с большой и пушистой седой, серой, чёрной или рыжей бородой. Домовой очень силён, лохмат, поросший шерстью, у него длинная голова, а руки - большие с широкими ладонями, поросшие мягкими волосами, на руках - длинные ногти. У него длинные торчащие уши, причём одного уха нет, что может свидетельствовать о его родстве с Лешим. Носит старый зипун, синий кафтан или белую (красную) рубашку, носит пояс. Одежда домового обычно белая, но если она становится чёрной то это предвещает беду.
Домового представляют в облике хозяина дома, живого или умершего, последнего умершего члена семьи, самого старшего человека в семье. В доме, где есть мужчины, домовой имеет вид мужчины; если в семье одни женщины, то домовой является в образе женщины. Может показываться также в образе крохотного человечка. Иногда его можно увидеть в виде зеркального отражения человека, которому он показался, только тёмного и лохматого.
По рассказам крестьян XIX-XX вв., домовой кроме человеческого обличья, предстаёт змеёй, ужом, жабой, лягушкой, а также мышью, крысой, петухом, коровой, свиньёй, ягнёнком, собакой, лаской, белкой и даже медведем с человеческой головой и ступнями. Упоминается также и домовой-заяц.
Нрав:
Хоть и ворчливый, но всё же добродушный и весёлый старичок. Хотя, встречаются и не такие добродушные, которых называют некошнами и нрав у них вовсе недоброжелательный: вещи из рук выбивает, подножки ставит, а то и пнуть кого из домочадцев может. Однако, домовой прежде всего судьба семьи и судьба дома, переменчивая и не вполне предсказуемая; он может быть и добрым, и равнодушным и злым; он «прихотлив»; добр, но крайне обидчив; он очень капризен, «не знать как и угодить ему»; живя меж людей, домовушки привыкли к людям и «обрусели», то есть от настоящих-то чертей отстали; по крайности вреда людям не делают, окромя лишь того, что в иную пору балуют от скуки ли, от другого ли чего.
Занятия:
Он шумит, бродит ночами по комнатам, вздыхает и бормочет. Его основное занятие - забота о доме и домочадцах. Приглядывает, чтобы всё в доме было исправно. Следит за порядком, и создаёт то, что принято называть уютом. Он охраняет жилище от воров оборачиваясь хозяином дома или огромной злой собакой.
Происхождение:
Обычно домовой считается членом семьи, первопредком рода; умершим членом семьи, который назначен «высшими силами» в помощь живым домочадцам. Полагали также, что домового сотворил Бог и что она даётся каждому дому. Домовым духом может также стать существо, случайно или намеренно погубленное в пределах дома во время его строительства. В этих распространённых поверьях XIX-XX вв., можно видеть отголоски представлений о необходимости «строительной жертвы», и сохраняющейся веры в то, что первому вошедшему в дом суждено умереть.
Подробнее об этом можно почитать в статье про обряд новоселья. Выбранная жертва (существо «измеренное» мастером-строителем) зарывалась под одним из углом будущего дома. Считалось, что после смерти она превращается в домового, но при этом сохраняет прежние отличительные черты и привычки (например, мяукая и царапаясь, если в жертву была принесена кошка и т.п.). Жители Архангельской области верили: «чтобы закласть дом на чью-либо голову», плотнику нужно только поставить кверху комлем то дерево, которое считали в основании главным.
Продолжение рода:
Представления о семьи домового противоречивы. Иногда считается, что он одинок, но часто, согласно поверьям он имеет семью, причём её состав в точности повторяет состав человеческой семьи в этом доме, а жизнь семьи домового повторяет жизнь семьи человека. Жена домового зовётся – «доманя», а дети – «домовёнки». Но их, в отличии от самого домового никогда не бывает видно и слышно. Сыновья домового поступают на службу в новые дома, а дочь домового – «домовинка» прядёт под полом.
Места обитания:
Живёт домовой в обитаемых жилищах, то есть он привязывается не к жильцам, а к дому, посему он может, как буянить в одиночестве, так и нет - сюжетов и про страдание в одиночестве, и про стойкое перенесение отсутствия человеческого общества не счесть. Считалось, что живёт он в углу, за печкой, но также может жить и в подполье (под голбцом), на чердаке и за стеной. Местами его обитания могут быть также двор, хлев (особенно его северная сторона), ясли, конюшня, сенной сарай, место, где выступают мусор, баня и т.п., то есть практически любые здания, построенные людьми. Русская печь - излюбленное место пребывания домового.
Он также селится в красному углу, за трубой, в запечье и подпечье, у порога входной двери, на чердаке, в подполе и углу клети. Во Владимирской области считали, что домовой живёт в подвешенной во дворе сосновой или еловой ветке с разросшейся хвоей. У домового есть своя дорожка, которую нельзя занимать. Если лечь в доме на то место, которое любит домовой, можно сильно заболеть.
Время появления:
Как и всякая «нечистая сила», домовой проявляет себя по ночам, когда занимается хозяйством. Днём он сидит на своём любимом месте - чердаке или за печью. Особая активность домового приурочена к определённым календарным датам: к Коляде или на Именины Домового, когда домовой бесится, разбрасывает по двору телеги и не узнаёт домашних; на Купалу, когда он замучивает лошадей, в ночь на Ярилу Вешнего, когда он заплетает лошадям гривы; в поминальные дни, когда он вылезает из подполья.
Изредка подчёркивается сезонность его обитания в доме - весной он уходит в поля, а осенью возвращается в дом, проводя зиму на печке; летом же живёт в хлеву под яслями, а зимой - в подполье. Увидеть его можно в полночь глядя в зеркало, в полнолуние, смотря через борону или через хомут; если на Коляду или на его Именины поднятся со свечой на чердак.
Способности и функции:
Домовой мыслится как хозяин и покровитель дома, семьи, скота и хозяйства в целом. Домовой есть в каждом доме, в противном же случае - это приравнивается к проклятию и ведёт к бедности и разрушению хозяйства, мору скота, смерти членов семьи и прочим бедам и несчастьям домочадцев. Считается, что без домового «дом держаться не станет».
Домовой выполняет все хозяйственные работы: вздувает и поддерживает огонь в печи, убирает дом, сушит зерно, ездит за водой, следит за отношениями между домочадцами, наказывая зачинщиков ссоры, лжецов и нерях. Если его рассердить, то он наносит вред хозяйству, пугает людей, шумит по ночам в подполе или на чердаке, скребёт стены, сбрасывает кошку с печи, бьёт посуду, швыряет горшки, камни, топчет ночующего на гумне (Огуменник), сбрасывает с человека одеяло, съедает всё, что не спрятали на ночь и т.д.
Домовой завивает колтун человеку, зализывает волосы спящему (потому его ещё называют Лизуном). Домовой считается хозяином-опекуном скота и птицы в доме, влияет на их здоровье и плодовитость. Если домовой любит скотину, то она становится гладкой, сытой, здоровой, плодовитой. Домовой кормит и поит скот, подгребает корм в ясли, чистит скотину, расчёсывает гриву лошади, заплетает её в косички, привязывает красные ленточки.
Отношение домового к скоту зависит от того, нравится ли ему масть (порода) скотины. Если скотина чахнет, худеет, а утром оказывается мокрой, то считается, что она пришлась домовому «не по двору», «не по масти», «не в руку». Нелюбимую скотину домовой мучает, гоняет по двору, загоняет под ясли, у лошади в гриве сбивает колтуны, отбирает у неё корм, а в кормушку кладёт навоз. Такую скотину люди обычно продавали, потому что считалось, что домовой всё равно её изведёт.
Поскольку благополучие скота целиком и полностью зависело от отношения к нему домового, то перед покупкой новой лошади или коровы узнавали, скотину какой масти предпочитает домовой. Для этого ночью оставались в хлеву, прикрывшись бороной, и смотрели, какой у домового цвет волос - такой масти и покупали скотину. Приведя во двор нового коня или корову, её отдавали под покровительство и защиту домового, прося его беречь и любить скотину. К домовому обращались с такой же просьбой весной перед первым выгоном на пастбища и осенью, когда скот загоняли на зиму в хлев.
В некоторых местах функции ухода за скотиной приписывались родственному персонажу - дворовому или хлевнику, который обитал в хлеву вместе со скотиной и имел облик маленького человечка. С именем дворового связан тот же самый комплекс поверий и обрядов, относящихся к скоту, что и с домовым, а часто эти персонажи вообще не различаются. Домовой грамотен в «домашних» науках. Способен бороться с нечистью и предупреждать домашних о её появлении: пусть и не самой сильной, но кое-какие способности в этом плане у него есть.
Домовой своим поведением или появлением предвещает будущее, предупреждает об опасности, отводит беду. Обычно невидимы для домочадцев, он появляется в образе хозяина дома перед несчастьем, чаще всего смертью члена семьи; перед смертью хозяина появляется в его шапке. Если дела в семьи идут хорошо, домовой пляшет в клети или в сенях. Предвещая добро обитателям дома, домовой смеётся, гладит мохнатой или тёплой рукой; предвещая печальные события, особенно смерть кого-либо из домочадцев, он воет, стучит, хлопает дверями, мяукает как кошка, оставляет на теле спящего человека синяки и царапины, гладит его холодной или мокрой рукой.
Согласно распространённым славянским поверьям: домовой кричит под окном, храпит по ночам, топчется по дому - к смерти, стучит в окно - к пожару, прыгает днём с чердака - к беде, начинает усердно ухаживать за скотом - к падежу. Домовой предотвращает пожар в доме, вовремя разбудив хозяина, спасает скотину и т.п. Домовой может давить спящего человека. Если в этот момент его спросить: «К добру или к худу?», и он ответит, то это к добру, а если к худу - промолчит.
У домового узнавали о своей судьбе и судьбе своих близких, вызывая его особыми заговорами во дворе. В западных областях России и Белоруссии считалось, что колдуны могут наслать на семью чужого («наброжего» или «лихого») домового, который будет приносить хозяйству вред и убытки, мучить и морить скотину. Считается, что «свой» и «чужой» домовые дерутся по ночам в хлеву. Подобно кикиморе, домовой прядёт пряжу на оставленной на ночь прялке. Считается что «лихой» домовой может похищать детей, особенно проклятых своими родителями.
Отношения с людьми и животными:
Жизнь семьи зависит от расположения к ней домового хозяина. Если домовой любит семью и скотину, в доме царит благополучие; если он рассердится за что-либо на хозяев дома, то приносит вред и убытки. Чтобы не рассердить домового, нужно соблюдать ряд запретов и предписаний: домовой любит мир и лад в семье, поэтому нельзя ругаться, особенно в хлеву и на дворе, стоять на мусорной куче, женщине нельзя выходить из дому с распущёнными волосами и спать без белья, ложиться на любимое место домового и класть на него что бы то ни было, нельзя ночью работать и кормить ребёнка, ложиться спать без ужина и т.д. Чтобы домовой хорошо относился к семье, в определённые дни ему совершают приношения, так называемые «относы»: хлеб, который кладут под печку и в углы хлева; борщ и кашу, которые на Новый год относят на чердак; или же на его Именины оставляют для него на ночь угощенье на столе.
Чтобы задобрить рассерженного домового, корюшку хлеба кладут вместе с солью в чистую белую тряпку, а затем оставляют узелок около ворот со словами: «Хозяин батюшка честный домовой, хозяюшка домовая, матушка честная, вот я вам хлеб да соль принёс!» Угощение домовому также оставляют на столбе, на котором держаться ворота. Домовой любит семьи, где между людьми царят мир, любовь и согласие, где дом содержится в чистоте и порядке. Любит вредничать и шалить, коли что не по нраву. Он привязан к детям и обожает с ними играть, часто является им в виде плюшевой игрушки.
Любит также и всех домашних животных: холит их, расчёсывает шерсть, кормит и поит. Особенно он любит лошадей. К кошкам и собакам относится по разному, некоторые домовые любят их, другие же напротив пинают и бросают об пол. Из еды очень любит просоленную горбушку хлеба. Так же не откажется от молока, конфет и печенья. Любит сам выбирать себе место жительства в квартире, и уж коли выбрал - так никогда и не уйдёт, так что будьте снисходительны.
Ещё доброхот большой любитель поиграть со старыми бусами, бижутерией, блестящими пуговицами и старыми монетками. Без людей домовой жить просто не может. Позабытый в заброшенном доме или на пепелище, лишившийся крова и хозяев домовой горько плачет, воет и кричит. Без человеческого общества домовой лютует - становится злым и агрессивным.
Увы, таких домовых следует прогонять из дому. Его уже невозможно снова приучить к людям. Следует хорошенько запомнить, что домовой не выносит свист и иногда может почти сразу же покинуть дом. Домовых серьёзно раздражает табачный дым: этот дым потом никуда не выветривается, он оседает на мебель и скапливается по углам квартиры. Неприятных гостей домовой будет стараться выжить всеми силами: он начинает душить и давить на них.
Так же никогда не стоит оставлять на ночь на столе колющие и режущие предметы (вилки, ножи, ножницы) и некоторые продукты (лук, чеснок, перец и соль) - всё это очень мешает домовому бороться против злых сил. В христианской традиции считается нечистью и домовым чёртом, но, в то же время защищает домочадцев от злых сил (что является логическим абсурдом - прим. «Славянской Библиотеки»).
Обычай звать домового с собой при переезде в новый дом известен преимущественно в русской народной традиции. Согласно поверьям, домовой, оставшийся в старом доме, плачет и воет по ночам, а семью, не позвавшую домового, в новом доме ждут несчастья. Домового переводили в новый дом с частью старого хозяйства: хлебом, лаптями, помелом, горшком углей из старой печи, веником, куском навоза из старого хлева и т.д. В старом доме или избе открывают ворота или лаз из подпола с приговором: «Хозяин домовой, пойдём со мной в новый дом мой», а затем переносят вещи в новое жильё. Первый ломоть хлеба, отрезанный за первым обедом в новом доме, закапывают в правом углу под избой, прося домового прийти в новый дом.
Общение с домовым:
Домовой сам по себе существо не общительное, но известно немало случаев, когда он первым заговаривал с человеком. Речь у него не очень внятная, ибо голос тихий и шелестящий, но разобрать кое-какие слова можно. Чаще всего говорят домовые по ночам, когда хотят что-нибудь сказать хозяевам дома. Если услышите его голос - не пугайтесь, в противном же случае домовой обидится и больше никогда с вами не заговорит. В то же время не стоит задавать ему слишком много вопросов, иначе он может наказать человека и тот онемеет.
Усмирение домового:
Если домовой душит или давит человека, а также проказничает в хлеву со скотиной, то его можно отогнать матерной бранью и особыми заговорами. Следует отметить что домовой не боится никаких христианских заговоров или молитв, а также крёстных знамений (о чём неоднократно упоминается в этнографических источниках). Если же домовой мучит скотину в хлеву, то там помещали медвежью голову, убитых ястреба или сороку; вешали зеркало; зарывали под жильём череп козла; окуривали дом и двор медвежье шерстью или обводили вокруг двора медведя.
Если домовой выщипывает курам перья на голове, в курятнике вешают старый лапоть, горшком с отбитым днищем, камень с дыркой и т.п. обереги. «Смиряя» домового, махали по всему двору липовой палкой, втыкали нож над дверью, вешали в хлеву веники. А чтобы выгнать со двора и из дому «чужого» домового, на Сварогов День хозяин обмакивает помело в дёготь, ездит на лошади, не любимой домовым, по двору, размахивая помелом; тычет вилами в нижние брёвна хлева. Чтобы помочь «своему» домовому одолеть «чужого», в хлев кладут пест от ступы, а если слышат драку между домовыми духами, бьют метлой по стене дома со словами «Бей наш чужого». «Чужого» домового выгоняли также и с помощью особых заговоров.


Рецензии