Глаза

  На выставке фотографий снимки людей 20-х, 30-х годов 20-го века. Это простые люди. Рабочие, крестьяне. Вы, наверное, тоже видели такие снимки.
 И я раньше видел. Но сейчас, когда разом можно было увидеть десятки портретов людей той эпохи, и ещё и крупным планом, нельзя было не заметить одну деталь - глаза. Их глаза почти у всех имели одну общую характеристику: мутные, бледные, бесцветные, пустые, бессмысленные, как будто подёрнутые пеленой, бесчувственные... Когда я это понял, мне стало не по себе - такими были наши предки несколько поколений назад?
  Сегодня таких глаз, таких взглядов и не встретишь... Разве у испитого насквозь бомжа, доведшего себя и свою жизнь до состояния "чёрного человека" - чёрного изнутри, в первую очередь, а потом уже, я думаю, это так отражается на его облике, что у него потемневшая кожа, волосы, одежда, у общем всё! Но даже у него, сквозь всю его темноту, просвечивает не такой пустой взгляд, как у тех обыкновенных людей с портретов. Он, всё-таки, имеет хотя бы остатки осмысленности... У него есть цель. А у этих и цели нет, пустота. Я прошу прощения, но даже у нынешних собак, кошек и любых животных, каких я видел, глаза более выразительные, яркие, чем у этих людей на фотографиях.
 Я теряюсь в догадках... Я же видел фотографии людей не только тех лет, но и более ранние - начала века, конца 19 века. Там нормальные глаза. Разные, да, но человеческие. Близкие к тем, какие я вижу сегодня.
 Может быть так выглядели люди низших сословий? Отсутствие образования, хоть каких-то самых малых радостей в жизни, тяжёлый, постоянный труд - и вот результат?
 Но я вспоминаю фото моего прапрадедушки... Нормальный взгляд. А чего стоит фото моей прабабушки Лиды, описанию которого я посвятил целую статью, где подробный анализ показал, что известная Мона Лиза проигрывает ей по всем статьям...
 Ну, допустим, мои предки по этой линии были, хоть и сельские жители, но из не совсем простых людей...
 А что же это? Я просто не обращал внимания, и таковы были простые люди?
Или... или до такого состояния людей довели катастрофические события в России в начале 20 века? Революция, гражданская и мировая войны, голод, новый раскол общества, репрессии...
Уже много дней я не могу забыть эти лица... Особенно одно, мужчины лет 40-50-ти - точнее возраст не определить. Его глаза открыты, но, как будто затянуты чуть более тонкой кожей, чем всё тело. При этом ясно было, что он не слепой, это такая нормальность. У других глаза были либо почти такие же, либо представляли собой узкие небольшие пустоты между не до конца сжатыми веками. И эти пустоты выглядели просто, как чернота. И приходит мысль, что такими глазами они видели раз в десять меньше, чем мы.  И не потому, что зрение слабое, а потому, что как будто души человеческой нет, нет сознания... Глаза - зеркало души, или, как говорят физиологи, вынесенный наружу мозг. Судя по глазам этого мужчины, и всех тех людей, они и чувствовали в десять раз меньше, чем мы... А я всегда думал, что люди прежних поколений были более чувствительны, что это мы потеряли много в чувствительности из-за техники, экологии, комфорта...
В общем, картина мира пошатнулась.

 Сразу после этого, в том же Доме культуры концерт. 2024 год. Москва. В середине программы на сцену выходит женщина с гитарой. Она говорит, что только что узнала, что там, на войне, погиб близкий ей человек. И она никак не может этого осознать. Она в шоке. И ничего радостного она петь не будет.
 И она берёт первые аккорды, начинает петь. Звучит песня... Какая-то невероятно пронзительная поэзия, глубокая, плотная, с размашистыми образами... Она поёт о потерях, о чём-то ещё... Там так много светлых чувств... Именно светлых. И светлых мыслей.
И вдруг я вижу её глаза. Они сияют. Сияют, как звёзды. Сначала я подумал, от слёз. Но нет. И лицо её тоже светится.
  Казалось бы, горе. Именно оно должно было во всей полноте отразиться на её лице. Может быть гнев, отчаяние. Кто-то просто не смог бы выйти на сцену. Кто-то был бы хмурым, удручённым.
 Но её лицо светилось. Я считывал боль и тоску, страдание от потери и трудность осознания этого нового положения вещей в пространстве, я считывал множество мыслей, направленных в разные стороны - я не знал их содержания, но понимал характер, силу, напряжение, спектр частот. И то, что её лицо светилось и глаза сияли, говорило не о том, что она глупа и не способна понять, что произошло, а ровно наоборот, что у неё огромный опыт духовной жизни и борьбы, и прямо сейчас она ведёт эту борьбу против невидимых тёмных сил, и побеждает. А стихи, которые она пела, лишь подтверждали то, что читалось по её лицу и в глазах.
  Вторая песня была о доченьке, которая ушла из жизни раньше мамы. И в этой песне было ещё больше боли и глубины переживаний, и поэтической красоты. Но свет в её глазах не угасал, а лишь усиливался. Да, она побеждает.
 Она пела, а я думал о том, какая жизнь ей досталась, через что ей пришлось пройти, в какое количество сражений с Тьмой вступить и победить, чтобы сейчас стоять на сцене, и светить вопреки всему. И делать это осознанно, понимая, что иначе и нельзя, иначе мир погибнет.
  В десятый раз поймав себя на том, что я сравниваю свечение в её глазах со светом звёзд, я подумал, что, может быть, все небесные светила - это чьи-то глаза. Это глаза тех, кто всё потерял, всё самое главное, и не осталось ничего; кто прошёл через самый тяжёлый опыт духовной борьбы и сумел выстоять, сумел осознать, что, если ты сам не будешь светить, то никакой свет тебе не поможет. Не будь чужим свету - создавай его в себе и дари миру, стань светилом! Лучшие из лучших существа во Вселенной, это Они прошли все испытания - у них отняли всё, а они не сломались, и взяли на себя ещё больше. За это им такая честь - стать звёздами и светить всему миру...

 А может быть сто лет назад таких людей просто не было?
Если бы они были, может быть, с нашей страной и с миром не произошло столько катастроф? Но катастрофы продолжаются, значит и сейчас их катастрофически не хватает...

 Недавно встретил на улице давнего знакомого. С каждой встречей, раз в год или реже, я подмечаю, что он становится всё "чернее". Это не просто ощущение биополя, он и внешне как-то темнеет. А при этом интеллигентный человек. Преподаёт в вузе.
 Жалуется (а он всегда жалуется, и все у него плохие, и всё плохо), что студенты никакие, ничем не интересуются, приходят с опозданием, и постоянно спрашивают у него позволения уйти пораньше. Поговорив с ним про студентов минут пять, я понял в чём тут дело. Не в студентах.
 Но как, как ему об этом сказать? Услышит ли он? Я не сказал. Это какая-то экзистенциальная проблема.
 
 Наверное, есть души, которые опускаясь на дно темноты, там, на самом дне, с ним сливаются. Потому что это - их Родина. Возможно, новая, приёмная. Но они смирились с этим и уже ничего иного себе не представляют, и себя иными в чём-то ином.
  А есть те, кто, даже падая на дно, потому что силы не равны, продолжают светить, сколько могут, и, опустившись на это дно, отталкиваются от него и поднимаются к Свету, не теряя своего собственного, производя его даже тогда, когда вокруг кромешная тьма и никого нет, и некому светить и, кажется, всё бесполезно. Мы разные. И Родина у нас не одна и та же.

  ...Как-то я, как будто однозначно, причислил себя к Свету. Но, мало ли, что я думаю, мало ли, как я чувствую? Быть может те, кого я вижу тёмными, сами в себе считают, что они несут свет. А я для них тёмен. Есть же устойчивое выражение "свет истины". Если они так живут, если они всё видят в "чёрном свете", значит они имеют полное право говорить, думать и чувствовать, что они не такие, что им неприятен весь этот внешний мир потому, что он есть воплощение мрака, а то, что мы называем светом - фальшивка, и им плохо в нём, потому что они другие. Ведь они держатся за свою картину мира потому, что считают её истинной. А истина есть свет. Стало быть они - носители истинного света.
Каждый маньяк-убийца считает себя носителем истины, что он освобождает мир от нечисти.

 В той парадигме, по которой каждый человек неповторим, каждый носит в себе целый мир, много чего недосказано, не выражено. Например, я бы предложил уточняющую модель гиперпространства, в котором не три измерения, а бесконечно много. И в нём каждый человек не просто немного отличается от другого, а каждый противоположен каждому. Вот почему у каждого свой мир. И эти миры кардинально разные. И договориться ни о каких общих правилах нельзя. Все социальные договоренности между людьми стали возможны лишь потому, что человечество спит. Почти никто не пробуждён. А спящий человек не знает и не помнит себя. Именно это не знание себя, своей бесконечной уникальности и противоположности всем остальным, предоставляет иллюзорную возможность договариваться об общих правилах жизни, общих понятиях. Пробуждённый обрушивает все договорняки, потому что, во-первых, знает себя, во-вторых, видит, что все остальные спят. Ему все эти сновидческие игры видятся странными и становятся не интересны. Поэтому, в каком-то смысле, хорошо, что мы все спим. Если всё так, то единственная истина, которую можно произнести, это та, что никакой истины нет, по крайней мере одной, общей для всех. А раз она исключительно индивидуальна, то понятие утрачивает смысл. Но, пока мы спим, нас это не касается.

 Может быть, если бы все стали светом, как мы его понимаем,  количество света просто зашкаливало бы, и ценность его была бы не велика.
 Но, может быть, тогда бы мы просто осознали, что это - некая базовая составляющая бытия, и нашли бы другие, более высокие ценности.

А пока спящие люди, не просыпаясь, ... себя и друг друга.


Рецензии