Водяной
(Водяник, Воденик, Водовик, Водыльник, Водяной дедушка, Дедко Водяной, Водяной Леший, Водяной Хозяин, Водяной царь, Воден-царь, Царь Водяник, Водяной шишок, Водяной шут, Кривохвостик и др.) - хозяин и владыка вод, водяной дух, нередко злой, а потому причисляется к настоящим чертям и нечистой силе. Сам по себе водяной добрый дух, однако любит побаловаться и затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося у воды человека, чтобы он его развлекал.
Все утопленники после смерти служат Водяному. Водяного представляли в виде голого пузатого старичка, с опухшим лицом (свойственно утопленникам), пучеглазого и с рыбьим хвостом. Его образ вполне соответствует его стихийному характеру (имеется ввиду характеру стихии воды). Он весь опутан тиной, иногда имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Он может оборачиваться крупной рыбой, ребёнком или лошадью, которая стоит близ воды. Никогда не умирая, Водяные, тем не менее, на переменах луны (лунных фазах) изменяются: на молодике (новолунии) они и сами молоды, на ущербе (полнолунии) превращаются в стариков.
Образ Водяного в славянской мифологии - один из наиболее распространённых, но в то же время самых сложных. Водяной – «живая» стихия воды, выглядит и ведёт себя в общем-то также, как и озеро, река или пруд. Он просыпается весной, по поверьям некоторых районов России - 16 апреля. Когда вода в реке рябит - это сердится водяной (Тамбовская обл.). Наводнение - свадьба водяных; мутный вал, несущийся по реке - их лошади («чёртовы кони»). На юге Руси водяные представлялись с человеческим туловищем, но с рыбьим хвостом вместо ног; водяные северных холодных лесов - чумазые и рогатые (видимо по этой причине их иногда отождествляют с Лешими и считают родственными с ними духами).
Водяной также может жить и на болотах, в этом случае он называется Болотняник. Показываясь людям, Водяной может принимать и обличье их знакомых, соседей или родственников. Жители Восточной Сибири (Читинской области) рассказывали, что у Водяного борода «как трава-то растёт, тина-то сама. Вот с этой тины борода длинная. Волосы большие, тоже с этой тины. Тело такое, переливается, как рыбья чешуя, а руки-то, как у лягушки - четыре пальца». Как и русалки и водяные женщины, Водяной хозяин любит расчёсывать свои длинные волосы. Такое расчёсывание считалось колдовским занятием, связанное со способностью водяных повелевать стихиями.
В человеческом обличье водяного, видимо, отражены и представления о нём как о покойнике. По общераспространенным русским поверьям, Водяной шут «утаскивает к себе» тонущих людей; некоторые из них впоследствии становятся водяными. Водяной может быть щукой без наросного пера, может напоминать налима или же быть просто громадной рыбой.
Рыба - традиционный образ водяного, хотя чаще всего он то рыба, то человек или же нечто среднее между человеком и рыбой. Часто он ездит на своей любимой рыбе - соме. У водяного есть своя рыба, называемая лешня или чёртовая рыба (подкамешник). В некоторых местах и налим считается чёртовой рыбой и потому его не едят» (Вологодская обл.).
В Вятской области считали, что если во время рыбалки ранят щуку острогой, то следует ожидать мести водяного хозяина. Они приготавливали у костра изображающее рыбака чучело, которое, в свою очередь, прознал острогой появившейся у костра водяной. Считалось, что Водяного в образе рыбы можно поймать, а затем отпустить за выкуп. В XIX веке среди русских крестьян были популярны рассказы о гребне Водяного. Нашедший такой гребень должен был немедленно вернуть его Водяному хозяину, в противном случае его ждали беды и несчастья.
Иногда Водяной может принимать облик «бабы с гребнем», показываться в женском обличье, напоминающем водяниху или русалку. Водяные командуют русалками и пасут на дне рек и озёр сомов, карпов, карасей, лещей, щук и прочей рыбы. Излюбленные места жительства водяных по общеславянским поверьям - омуты (особенно у водяных мельниц), водовороты, глубокие и опасные места на реках. Водяной живёт в глубоких ямах, в озёрах или реках. На теми ямами он вертит воду. Такие места называют «чертовыми домовищами».
Обитает он также и в бездонных болотах, и в провалах под землёй, куда, по мнению русских крестьян, водяные уходят жить на зиму. Водяной уходит туда через отверстия в русле, таинственные отверстия эти бывают во всяком озере. Жилищем водяного может быть и дворец. Под водой у водяных есть целые царства. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ибо родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного и грозного божества славян. Такие ключи назывались «гремячими» и это сохранилось в названии многих источников.
Водовики почти всегда женаты и имеют по многу детей; женятся они на водяных девах, русалках, утопленницах и тех несчастных девушках, которые были прокляты родителями и вследствие этого проклятия уведены нечистою силою в подводные селения. Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедушкой Домовым, с которым, при случайных встречах, неукоснительно вступает в драку. Жители Архангельской губернии полагали, что своих детей у водяного нет и потому он топит купающихся детишек. По поверьям Русского Севера, водяные женят своих детей между собой. Их свадьбы сопровождаются стихийными бедствиями - не только наводнениями, но и возникновением новых рек, исчезновением озёр.
Недоброжелательство Водяного к людям выражается в том, что он неустанно сторожит (следит) за каждым человеком, являющимся, по разным надобностям, в его сырые и мокрые владения. Он уносит на безвозвратное жильё всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озёрах после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь. Под водой он обращает свою добычу в кабальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок.
Занятия Водяного разнообразны. Вода - насущно необходимая, всеохватывающая стихия, и Водяной, в поверьях некоторых районов России, предстаёт существом почти универсальным. Он (особенно в обличии коня и других животных) «хозяин» не только определённых территорий (даже вне воды), но и погоды, плодородия: Водяной поднимается над землёй тучей, он может создавать реки и озёра, а также двигать острова.
Видимо, именно как существа связанные со всеобъемлющей стихией воды, водяные обитатели наделяются способностью знать и предсказывать будущее. Один из распространённых способов гаданий - у проруби на конской или коровьей шкуре: «Носят кожу коровью или коневую к проруби, и тамо садятся на неё, очертясь кругом от проруби огарком.
По времени выходят из проруби водяные черти, взяв кожу, и с тою особою, которая сидит на оной, загадавши, носят мгновенно в дальние расстояния, например: в дом будущего жениха и прочая. По окончании же сей работы желают присвоить себя сидящую на коже и с великим стремлением летят к проруби, дабы погрузиться с нею в воду, где успевать должно выговорить при самой проруби «Чур сего места», чем спасти себя можно, а инако следует неминуемая погибель».
Отношения Водяного с рыбаками в этнографическим источниках описаны не очень подобно: традиционно Водяного «кормят» и угощают, приносят ему «жертвы». Перед началом лова ему бросают две-три рыбы, крошки хлеба, посуду с остатками еды. Ему возвращают, кидая в воду, и первую выловленную рыбу или часть улова.
Весною, когда хотят в первый раз ловить рыбу, то, прежде чем намочить сети, берут хлеб-соль и бросают в воду. Это делается для того, чтобы круглый год был хороший улов рыбы. Водяного хозяина одаривали не только рыбаки, но и жившие близ рек и озёр крестьяне. Обычно весной, при пробуждении Водяного, они бросали в воду или топили сдохших или живых лошадей, бараньи головы, петухов, хлеб, масло, мёд, приговаривая при этом: «На тебе дедушка, гостинец на новоселье, люби и жалуй нашу семью».
Хозяин вод тщательно следит за своими владениями и требует соблюдения при ловле рыбы определённых правил. Он любит почёт и мстит за злые шутки; ловля с подсветом и глубокое опускание невода его злят. Он может забраться на невод, порвать и спутать его, особенно если тот плохо починен или вязан в праздники. Водяной не любит шумных людей, не переносит когда у воды поминают богов или зверей, бранятся.
За это он может схватить и утащить под воду каждого, кто нарушает эти запреты. Он также рвёт удочки и сети, заталкивает в них траву, камни и грязь, разгоняет рыбу и т.п. Но если же человек ловит рыбу молча, то она сама идёт к нему в сети. Сожалея о выловленной рыбе, Водяной стонет два дня «так, что слышно во всей окрестности». Удачу на рыбном промысле нередко приписывали колдовству и нередко перед началом рыбалки читались особые заговоры и приносились требы (жертвы) водяному хозяину.
На Ярославщине оскорбивший бранью или каким-либо неуместным действием воду, опуская в неё кусочек хлеба с поклоном, произносил: «На море на океане, на острове, на Буяне, гулял добрый молодец, да соскучился, пришёл он к тебе, матушка вода, с повислою головой да с повиною. Прости меня матушка вода, простите меня и вы, водяные деды и прадеды, отцы и матери и ваши малые детушки, чем я кого прогневил». (Вологда-Космопоиск).
Кикимора Болотная
Злой болотный дух, жуткое русское создание, живущее в болотах и топях. Близкая подруга Лешего.
Обычно принимает внешность старухи, закутавшейся в ряднину, сотканную из мха и водорослей, с вплетёнными в волосы болотными и лесными растениями. Однако, мало кто из живых видел Кикимору, людям она показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. В некоторых местах болотные кикиморы назывались лесными (лешихи, лесунки), поскольку они любили поселяться в жилищах построенных вблизи болотистой местности.
Кикимора путает пряжу и ворует маленьких детей, заманивает заблудившихся путников в трясину, откуда нет возврата. Поверхность трясины, состоящая из спутавшихся мхов, неожиданно раскрывается... и появляется Кикимора, чтобы любоваться жуткой агонией медленно погружающегося в топь нечастного. Жертвы Кикиморы, как и всех злых болотных духов пополняют царство болотных мертвецов (всех погибших на болоте). К более мелким болотным духам, слугам Кикиморы и Лешего, относятся болотницы, хмыри, караконджалы, крыксы и злыдни. Все они враждебны людям и очень опасны.
Для того, чтобы уберечься от погибели, не в коем случае нельзя смотреть Кикиморе в глаза и лицо (это касается всех болотных духов, иначе могут зомбировать и подчинить их злой воле), идти на её крики или заговаривать с ней (иногда Кикимора пытается заговорить со своей потенциальной жертвой). Идите своей дорогой и не поддавайтесь ни на какие уловки нечисти, попросту игнорируйте её. (Вологда-Космопоиск).
Свидетельство о публикации №124120702522